Единый народ в разнообразии родов
«В каждом различии есть единообразие,
и в каждом изменении постоянство»
Ш.Монтескье
Так сложилось исторически, что кочевой образ жизни различных племён разнообразного происхождения на просторах Евразии объединил нас в один народ. Номадический образ жизни, кочевая культура формировались тысячелетиями, родив в результате устои и традиции, которые цементировали разные племена, создав народы. У казахского народа была создана система, в которой родовые принципы стали основой политической власти, а также экономической составляющей государства. Таким образом, система удерживала баланс справедливого распределения национальных богатств и придавала устойчивость государству. О влиянии родового разделения на воспитание подрастающего поколения и повседневную жизнь казахского общества написано немало, главное, по моему мнению, одно это влияние было настолько позитивным и устойчивым, что столетиями оставалось основополагающим фактором, конкурентоспособности нации. Есть такое мудрое изречение: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». Так в каком направлении движемся мы теперь? Тридцать лет находясь в парадигме мышления одного человека, который почему-то смог внушить молчаливому большинству, что он гениальный мыслитель и государственный деятель и приведёт многострадальный казахстанский народ в счастливое будущее. Мы 30 лет как «библейский народ шли за своим Моисеем», который на деле оказался банальным коррупционером и обычной посредственностью, которая не видит дальше своего носа. Это не его вина, это наша беда и ответственность, когда мы не видели то, что лежало на поверхности, выдавали желаемое за действительное. В результате мы взрастили государственную элиту бюрократов, бизнесменов и различных деятелей общественного масштаба, которая кормилась с руки власть предержащих, совместно с нею разворовывая национальные богатства страны. Они и ныне этим занимаются, но уже более осторожно и изощрённо. Народ же как обычно не получил ничего, кроме красивых слов и обещаний. Не видеть этого, это уже не глупость, это подлость, граничащая с предательством будущего своих потомков. Кровавый кантар (январь) казалось бы, навсегда открыл всем глаза, но, увы, власть играет в те же игры и мы наблюдаем пришествие новой «мессии», о рождении которого возвестили «клоунальные» выборы. Сколько ещё лет мы будем брести по дороге в очередной тупик. К сожалению, это не зависит от одиночек, разбросанных по всей огромной стране, но по крайней мере пытающихся что-то сделать. Единственное что нас утешает, наша совесть будет чиста перед грядущими поколениями, которые, я верю, будут достойны памяти наших предков, которые создали цивилизацию номадов, в которой единство и разнообразие было залогом успеха, в которой причастность к роду давало ощущение защиты, а единство с другими родами придавало уверенность и чувство свободы. Казахи разделялись на три жуза: Старший, Средний, Младший. В каждый жуз входили крупные племенные образования, состоявшие из родов.
Старший жуз: канглы, шанышкылы, жалайыр, сиргели, сарауйсин, шакшам, ысты, ошакты, албан, суан, дулат.
Средний жуз: таракты, аргын, кипчак, найман, конырат, керей, уак.
Мдадший жуз: каракесек, кете, шекты, торткара, карасакал, шомекей –объединённые в Алимулы. Телеу, рамадан, тама, кердери, кереит, табын, жагалбайлы – объединённые в Жетыру. Шеркеш, ысык, маскар, алаша, тана, байбакты, кызылкурт, таз, бериш, адай, есентемир, жаппас, алтын –объединённые в Байулы.
Также есть ещё казахские роды не входящие в Жузы: кожа, корасан, баксайыс, торе, сунак, толенгит, курама, катаган, дурмен - барлас, баршылык, мангытай, могалтай, ногайлы, алтай –карпык, калпак, кыргызали.
Самым большим по численности является племя – Аргынов, ведущее свои истоки от гуннов, оно в свою очередь состоит из множества родов, второе по численности племя – найманы, также состоит из множества родов. У каждого казахского рода есть своё шежире – родословная, по которой каждый казах знает своего предка, минимум до седьмого колена и может легко отыскать своих родственников и по линии отца, и по линии матери, и по линии жены. Очень часто это представители разных родов, поскольку казахи строго придерживались, чтобы не было близкородственных супружеских связей, что могло бы привести к вырождению рода. У каждого рода есть своя родовая тамга и свой родовой клич - уран, допустим, у аргынов- тамга два круга (глаза), уран - Акжол, Дайыр Кожа. У племени жалайыр- гребёнка, уран Кабылан, Бактияр, Борибай, у рода адай- стрела, лук, уран Бекет, Толеген. Родовые знаки (тамга, танба) и ураны - это символы, имевшие практическое значение в кочевом образе жизни, это своего рода система социальных связей кочевого сообщества. По тюркским преданиям их легендарный прародитель Огуз – хан, ввёл систему родовых имён, тамги и боевые кличи – ураны. Если мыслить образно, то наш народ - это одна общая огромная юрта, имеющая единый для всех один шанырак, шесть канатов, удерживающих шанырак-кереге и девяносто два уыка, составляющая роды. Таким образом был сформирован кочевой архетип, которому был свойственен принцип взаимопомощи и сплочённости. Но при этом не препятствовавший индивидуализму, востребованности неординарных личностей, героев, кумиров, вождей, моральных ориентиров общества. Вся тысячелетняя история казахов тому свидетельство. Что же происходит сейчас, у меня в одном из стихотворений есть такие строки: «…В чести птенцы гнезда сорок/Таская идолам оброк…/. В стране востребованы «чинопреклоненные лизоблюды» всех мастей. Одни этим занимаются ради карьеры, другие ради наград, третьи ради бизнеса и богатств. Мы разобщены, не радуемся успехам других, готовы подсидеть друг друга, мы потеряли идеал настоящего человека, человека чести и длинной воли. Но ведь энергия кочевого архетипа никуда не исчезла, она дремлет внутри нас и может непроизвольно вырваться и аккумулироваться в любом реальном выражении или в материю созидания, или в материю разрушения. Кантар частично приоткрыл эти возможные последствия, это стихия, огромный, всепоглощающий выброс неудовлетворённых амбиций, ожиданий и надежд, это отягощённая десятилетиями несправедливости и морального уродства властей, жажда возмездия. Будем ли мы мудры, чтобы справиться с грядущими её всплесками или будем дальше кто вольно, кто невольно толкать народ к краю пропасти? Пока мы не осознали всей правды и не сказали её во всеуслышание, мы по дороге в никуда. Тот период, когда лидеры родов и племён, моральные ориентиры в каждом жузе могли словом и примером повести за собой людей и остановить от ошибочных шагов остался в прошлом. Но всё же всегда остаётся надежда, что народ родит из своей среды настоящих лидеров. Многие в повседневной суете, в заботах о пропитании семьи не чувствуют витающую в воздухе напряжённость или не придают значение своим ощущениям. Но стоит им просто остановиться и подумать, что происходит в стране, и кто же те, что ведут её в декларируемый справедливый Казахстан и всё становится на свои места. Это те, кто за тридцать лет вместе с Н.Назарбаевым завёл нас в тупик, те же «депутаты –аманаты», те же чиновники, те же прикормленные бизнесмены. Это те, кто «ничтоже не сумняше» сдал своего лидера, «отца народа» как пустую стеклотару.
Закончу повествование строками из своего стихотворения: /Уходит время снов/Мир необуздан и суров/Грядёт кровавая заря/Пора героев подошла/. Будем надеяться, что казахская земля, её народ именно в тяжёлые времена родит своих истинных сынов!
Свидетельство о публикации №222121400297