Бештау пятигорские черкесы, балкарцы

           БЕШТАУ – ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКЕСЫ, БАЛКАРЦЫ

Изучаем историю края

В. Н. Татищев указывает на «Татар Кауказсских черкесов» (1746):  «Черкесы горские народы, в горах Кауказских живущие. Народ есть из всех татарских лутчие и уборнейшие. Их хотя многие татарами имянуют, но язык их с татарским весьма разный. Они разделяются на многие княжения, которых более 10 исчисляются…»

Кого в истории Кавказа называли «Пятигорскими черкесами»

В конце XIX века  русский историк С. А. Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1, 1578-1613гг., М.1889., пишет:
«Что  Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы)… Самое  название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау…»

Историко-географическое описание народов России и его соседей, документы 1588-1627 гг., в публикации: Сербина К.Н. Книга большому чертежу – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. — 116 с.

А) Роспись реке Терку - Кабарты

« л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы.
А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.

А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.

А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.

А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст…», с.90, «КБЧ».


Б) Бештау Эл – Балкария

Сербина К.Н. Книга большому чертежу – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. — 116 с.
«А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас. А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».

Обратите внимание балкарцы, и сейчас называют свою родину Бештау Эл – Пятигорская страна, где термин «Бештау» - имеет значение «Пять гор»!

        «Пятигорские черкесы» - это тюркский этнос об этом достаточно информации у Абдул-Гази в книге «Родословная татарских народов», Адама Олеария, Николаса Витсена, В. Татищева и др.

         Как пишет профессиональный историк Е.Н. Кушева в книге « Народы Северного Кавказа и их связи с Россией» в отношении «Пятигорских черкесов»: «Насколько знаю, ни в одном из документов, XVI – XVII вв., исходивших от адыгов или написанных из их слов, это название, как самоназвание, не встречается, хотя местность «Пять гор» упоминается часто…»,  с. 145.
 
Кушева.Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)—  М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963.

       Географически и исторически «Пятигорские черкесы» названные так, по названию «Пяти» высоких вершин Кавказа, они те же аланы и асы, предки балкарцев и карачаевцев. Не зря  В. Н. Татищев указывает на «Татар Кауказсских черкесов» (1746):  «Черкесы горские народы, в горах Кауказских живущие. Народ есть из всех татарских лутчие и уборнейшие. Их хотя многие татарами имянуют, но язык их с татарским весьма разный. Они разделяются на многие княжения, которых более 10 исчисляются…», с.182. В ссылке 22. указано Витсен, с.223. В.Н. Татищев«Избранные труды по Географии России», М.1950.
Сам же Витсен пишет: «Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687. Н. Витсен:  «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.

Исследование Г.В. Губарева «Казаки и их земля в свете новых данных», Вторая книга о казаках, Буэнос Айрес, 1974.,  автор отмечает, что: «Герберштейн в своей топографической схеме (1549 г.) называет их Черкасами Пятигорскими и помещает их отдельно от закубанских народов Черкасских.  Несколько позднее (в 1562 г.) Джиокомо Гастольдо указывает их на своей карте, как  Perigori populi, уже на левом берегу Терека, а на карте Исаака Массы (нач XVII ст.) они же показаны в центре Сев. Кавказа отдельно от Кабарды…», с. 353. Губарев.

В этом контексте о «Пятигорских черкесах» следует указать на ошибочное мнение многих, считать, что «Пятигорские черкесы» и современное Пятигорье и город Пятигорск и есть место расселение "Пятигорских черкесов". Но это только с одной стороны. С другой стороны, равнинная природа  Пятигорье,  никак не подходит под понятие «горные народы», и которые «редко выходят на равнинные поля».

В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев о своей родине рассказывается следующим образом:
«Минги тау бла Къазман тауну арасында жашай, Къыркъ да сууну боюнларында жашап – «нарты жили на берегах Къыркъ суу  между горами Минги тау Къазман тау», с.13. Б.Х.Мусукаев «Очерки балкарской ономастики», издательство КБНЦ РАН, 2007.
В этой цитате написано: Нарты, то есть балкарцы и карачаевцы живут между горами Казмантау (Казбек) и Минги тау (Эльбрус) и между ними на берегах Къыркъ суу. Чтобы понять термин «Къыркъ суу» обратимся к тому, что обозначает термин «Къыр»: «Тюркское кыр – гора, горный хребет, грань.
В значении термина  «Къыркъ» в карачаево-балкарском языке есть следующие значения: Скальные горы, Горные вершины, Горы, Горные ущелья, Ущелье. Многие в этом термине видят числительное «Сорок», но тогда слово звучало бы, как «Къырыкъ». Но, даже и в этом случае в термине присутствует его первоначальное значение «Къыр»-гора, горный хребет, ущелье, Къыркъ суу –  это «Горные реки».
Не зря М. Меховский в своем исследовании «Трактат о двух Сарматиях»,
1517 г., именно подчеркивает, что термин «Пятигорье» предполагает область обитания тюркского народа. Вот, как описывает М. Меховский это явление:
«К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы пяти гор, то есть приблизительно Чиркасы пяти гор…

     Из гор черкесов пятигорских течет большая река, называемая по татарски Терек (Tirk)… За ней из тех же гор выходит река Кубань (Coban)…», сс.62-63.

Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. - м.; л., 1936. - (Известия иностранцев о народах  СССР). ... Трактат о двух Сарматиях / Матвей Меховский ; введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского.
«Пяти гор» Матвея Меховского, разгадка очень простая. Две горы нам известны это Казбек и Эльбрус, из первой вытекает река Терек, из второй вытекает река Кубань. Нартский эпос  балкарцев и карачаевцев повторяет то же самое, что «Нарты, легендарные потомки  балкарцев и карачаевцев жили между горами Казмантау (Казбек)  и  Минги тау (Эльбрус) и между ними (Между Казбеком и Эльбрусом) на берегах горных рек. Между двумя горами Казбеком и Эльбрусом находился горный хребет, который балкарцы и карачаевцы называли Кабкас.  «Кабкас» всего лишь горный хребет,  отмечен Пятью вершинами гор: Казбек, Дыхтау, Джанги тау, Шхара, Эльбрус, как самыми значимыми.Термин - Ас, это обозначение Горы, как Тау, как Ала - Асы, Таулу, Аланы - то есть горцы. Кабак-горная гряда; Ас-Гора, горы.Кавказ - гряда гор.
Бештау – то есть пять гор образуют сам  Кавказ. В тюркском языке (балкарском, карачаевском), хребет, горная гряда,  который соединяет эти горные вершины, называется Кабак: (Кабак – это бровь, цепь гор идущих в одной линии) и отсюда и названия – «Кабк-ас». Вершины «Пяти гор – Бештау» и  есть «Кавказ».
Автор X века  Абу-Али Ахмед Бнъ-Омар Ибнъ-Даста в описании Хозар (Хазар): «Хозарская же земля – страна обширная, одною стороною прилегающая къ великим горам, тем самым, въ отдаленнейших окраинахъ которых живут Тулас и Лугаръ, и которые простираются до Тифлисской страны…», с.16. «Известия о Хозарах, Буртасахъ, Болгарахъ, Мадьярахъ…»,
С.-ПЕТЕРБУРГЪ, 1869. В комментариях к этой цитате дается пояснения из другого текста «На границе этой страны находится стена Яджуджа и Маджуджа и она смежна съ странами византийского государства. Две реки в этой стране –впадающие въ Каспийское море, на берегах которыхъ находятся самые большие города ихъ. На границе страны, къ Джорджану, лежит гора…», с.45.  Джорджана современная – Грузия. На странице 53-54, там же, племена «Туласъ и Лугаръ» приняты за кавказские. В  отношении «Лугаръ» отмечено, что правильно читается «Киргизъ», в другом месте «Кергераh», что вполне соответствует, тому, что отдельные авторы в отношении карачаевцев применяли похожие терминологии. А самое главное эти два племени названы тюркско-татарским народом.
Тулас – Ибн Даста, прозрачно видно одно из самоназваний балкарцев – Таулу – Горец!
Ни один народ Кавказа, кроме самих балкарцев и карачаевцев не имеет названий всех «Пяти гор» на своём родном языке. И это существенно и важно в изучении истории, как балкарцев, карачаевцев, так и кабардинцев и осетин, ближайших соседей.

Академик Российской императорской Академии наук, И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг» о Балкарии писал:
« Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…», с.48-49.
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан…, с.29-30, Гильденштедт.
В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкарцы». Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…сс.27-28 (Очерки Истории Балкарского Народа).
Интересен для нас документ, «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится и дигорцах и их связях с кабардинцами. «…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…» А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукансуу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни.

И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…»

Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. М. Полиектов, 1926г., Тифлис, сс.70-71.

 В исследовании Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану» (1436) отмечается, что: «Если ехать из Таны вдоль берега упомянутого моря (Забакское –Х.Т.), то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук. Правитель ее носит имя Биберди, что значит «богом данный». Он был сыном Кертибея, что значит «истинный господин». Заключенные в кавычки первые слова это перевод с тюркского языка и перевод дословный и точный.

Барбаро пишет: «Дальше за этим народом лежат области, населенные племенами с различными языками, однако они не слишком удалены друг от друга. Это племена Кипке, Татаркосия, Собаи, Кевертеи (Кабартай-Х.Т.), Ас, т.е. Аланы… Они следуют друг за другом  вплоть до Мингрелии, на пространстве двенадцати дней пути…», с.153. Барбаро и Контарини о России к истории итало-русских связей XV в. Издательство «Наука» Ленинградское отделение, Ленинград, 1971. То есть, такое же расположение, как и по «Книге Большого Чертежа», за кабардинцами следуют «Пятигорские Черкесы», которые у Барбаро значатся Асами, то есть Аланами, это те же балкарцы и карачаевцы.
Осетинам внушили, что они Аланы. Если они хотят быть «Аланами» - это очень просто, как и кабартинцам быть «Пятигорскими черкесами» найти в своих преданиях названия «Пяти гор» – Бештау, который и образует название Кавказ. Исторический и древний Кавказ – это гряда гор от Минги тау (Эльбруса) до Казман тау (Казбека) именно это и назывался Кабак ас – Кавказ.

От Казбека на юг – За Кавказье; От Эльбруса – на Запад – По Кавказье!

Хадис Тетуев, историк, 14.12.2022 г.


Рецензии