Настройки-3 в ГЭС-2

Традиционные музыкальные музеи, как правило, составляют свои экспозиции из музыкальных инструментов, подлинных партитур и материалов из жизни композиторов, но не из звучания музыкальных произведений (например, дом-музей Моцарта в Зальцбурге).
Первую музейную выставку, экспонировавшую музыку, я посетил в музее Современного Искусства в Барселоне; она была посвящена композитору Джону Кейджу. Многие его произведения можно было послушать через наушники, висевшие на стенах рядом с экспонатами: слышишь музыку и смотришь на фотографию или рисунок, имеющие к ней какое-нибудь отношение. Однако пространство звучания музыки, поступающей через  наушники, ограничено черепом слушателя, и такой способ прослушивания – чистая профанация; музыке требуется много больше места.
 После того, как было закончено сооружение ДК ГЭС-2, появилось пространство,  прямо-таки взывающее к его  наполнению музыкой,  - и специалисты фонда V-A-C по выставочному искусству увидели возможность создания экспозиции целого ряда –пространственно -  музыкальных артефактов, в которых музыка соответствует интерьерам этого архитектурного шедевра, абстрактным до математики, и величественным до сверхчеловечности. Так был реализован проект «Настройки-1,2». Он показал возможность музыкального музея нового типа, который может экспонировать собственно музыку.
Однако творческая кураторская мысль на этом не остановилась: возникла революционная идея: не музыку подбирать под пространство артефакта, а наоборот: фрагмент  пространства оформить в соответствие с духом и формой произвольно выбранного музыкального произведения .
  Аналогичную задачу решали театральные художники, создавая декорации для опер и балетов, но они ориентировались не столько на музыку, сколько на либретто исполняемых произведений. Пространственным антуражем же классической музыки до сих пор являлись интерьеры филармоний – неизменные для всех исполняемых произведений (лишь Скрябин  и его последователи экспериментировали с пространством, варьируя цвет освещения в соответствии с музыкой).
 Как свидетельствует первый опыт, представленный проектом «Настройки-3», музыкально-пространственный, (музыкально-визуалный) артефакт представляет собой новый жанр; - ведь это уже не «изобразительное искусство» в строгом смысле слова, тем более, что музыке в нем отведена главенствующая роль (если в каждом из парциальных пространств данного проекта вырубить свет, то все равно можно было бы испытать высокое наслаждение гениальной музыкой при доселе невиданном качестве воспроизведения). Новому жанру искусства очень повезло с местом его возникновения, - фондом V-A-C, - так как подбор для данного проекта музыкальных произведений осуществлялся по принципу их близости характеру Современного Искусства. Действительно, что может лучше оформить  пространство для экспликации музыки, нежели развернутая в нем инсталляция? Этот тезис особенно убедителен, когда использованы инсталляции выдающихся художников (Ирины Кориной, Эль-Лисицкого).
В целом проект производит сильнейшее впечатление, вызывая у зрителя подлинный эстетический шок; даже в наше неспокойное время Свет Искусства не убывает, грея встревоженную душу.
                Ноябрь 2022 г.


Рецензии