psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ Экзерсис 1-7

 Экзерсис 1 (7) в потоке архивных записей Дневника ДИП по теме "психо"

***
Зачем крутится ветр в овраге? И Формула Пушкина «Сила и Порядок вещей»

Пушкин хотел видеть историю гибким взглядом: он знал, что такое «сила вещей», но не хотел остаться при истории закономерностей. Происхождение формулы «сила вещей» у Пушкина не изучено. Есть комментарий Набокова к этой формуле  как к «галлицизму» в так называемой десятой главе «Онегина» («И скоро силою вещей / Мы очутилися в Париже...») — отсылка к строкам хорошо известных Пушкину записок Ж. Фуше, как раз относящимся к событиям декабря 1813 г. («раг la seule force de s choses» у Фуше // «Мемуары»: «Предчувствовалось, что только силою вещей все интересы революции, которые я представлял себе, могли бы перевесить и предотвратить катастрофу».)
 Прим. из Вики: Изданные в 4 томах в Париже 1828-1829 гг «M;moires de Joseph F., duc d’Otrante»  не подлинны; Фуше действительно написал мемуары, но судьба их неизвестна.
 
la force des choses — постоянная формула во французской историографии, «основное понятие доктрины, с полной отчетливостью выраженное Ройе-Колларом в 1800 г.»

Пушкин пользуется этим «галлицизмом», как видим, и в публицистике, и в поэзии; самый сильный случай — в официальной записке 1826 г. «О народном воспитании» — слова о событиях 14 декабря, обнаруживших «необъятную силу правительства, основанную на силе вещей». Здесь у Пушкина это понятие указывает на некое непреходящее обстоятельство русской истории - оно в себе заключает заряд иррационального фатализма. 

Мысль Пушкина имеет два полюса: «сила вещей» и «Не говорите: иначе нельзя было быть». . Провидение не алгебра», а историк не астроном. Это контрпараллели исторической мысли

Провидение - категория исторической мысли Пушкина. Оно как духовная, «умная» категория отделяется в его размышлении от иного рода закономерностей и необходимостей математического и механического порядка и неожиданно сближается с незакономерным понятием случая. Размышление с определением случая как «мощного, мгновенного орудия провидения». Картина философская и поэтическая: Провидение представляется здесь какой-то живой духовно-стихийной силой, которой «нет закона», как ветру, орлу, сердцу девы и самому поэту: Дух дышит где хочет, и Провидение действует так же «Зачем крутится ветр в овраге?».

***
Идея случая  =  делать было нечего  = теория творчества по Пушкину

Пушкинский исторический фатализм — это проблема, он есть как полюс мысли («делать было нечего» — одна из любимых пушкинских повествовательных формул), но в гибком соотношении с иным полюсом человеческого свободного действия и внезапной непредсказуемости («случай»). Для оценки  гибкости поставьте рядом железный тютчевский фатализм — во взгляде на то же событие.
Есть поэтому «двойная пародия» (см. Пушкин в заметке о «Графе Нулине») на Шекспира и на историю, на обе историографические концепции — абсолютный детерминизм и абсолютный индетерминизм, отдающий историю во власть индивидуального произвола и случая (пощечина верной жены).
Случай, Судьба, Провидение -  у Пушкина Судьба  ближе к античному Року, а случай - к христианскому Провидению. Эти три эти силы действуют в мире Пушкина в соотношении. Исполнение слова «судьба» разнообразно и представляет целый спектр, в границах которого судьба сближается с Провидением, но никогда с ним не совпадает. Пушкинская картина мира имеет философскую структуру, в которой Судьба и Провидение играют роль языческого и христианского полюсов.
Стихотворный вопрос Пушкина «Зачем крутится ветр в овраге?» - вопрос теоретический. Это его теория творчества

***
Судьбы чутье
«Чувство судьбы владело им в размерах необыкновенных»,— сказано в книге Абрама Терца
«И от судеб защиты нет»: «Потише, молодой человек, ты не с своим братом связался».
Пушкинское определение случая как мгновенного орудия Провидения: «Случай — бог изобретатель».  Нас всех подстерегает случай

***
Бесиада Пушкина
Метафалула = Встреча со Злом. Б. ТОМАШЕВСКИЙ. МЕЛОЧИ О ПУШКИНЕ. Все те же дела бесовские…
В описании села Горюхина имеется одна географическая деталь. Горюхино примыкает на востоке „к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произростает одна клюква, где раздается однообразное кваканье лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу некоего беса“. Эта деталь повидимому подсказана Пушкину заметкой в „Московских Ведомостях“ 23 января 1829 г.:
„Бесовское озеро. При селении Нураки находится озеро, или лучше сказать, болото, того же имени, имеющее милю в окружности и сделавшееся чрез одно старое народное поверье предметом ужаса для всего округа. Тамошние жители утверждают, что часто ночью слышится со дна сего озера странный вой, отчего испуганные стада бегут прочь, и они приписывают это собранию нечистых духов, будто бы тут обитающему“

Прим. из Вики- Нураки (итал. Nurachi) — коммуна в Италии, располагается в регионе Сардиния, админ.центр Ористано. Покровителем населённого пункта считается святой Иоанн Креститель. Праздник ежегодно празднуется 24 июня.
Задумчивый вампир» и «Влюбленный бес» = разные фазы сущности

Но непременно одно = игра с бесами = Когда же чорт тебя возьмет … Когда?  И ведь не Б-г призовет…
 
***
МЮЛ

Раздумья Л. о посмертных скитаниях: «Я не хочу бродить меж вами (людьми — добавляет Л. в скобках, но зачеркивает) / По разрушении!»

***
Гадкий кобель Зизи

Вревская А. Пушкину - сент 1826 = Гадкий вы. Вы не заслуживаете любви, мне надо свести с вами много счетов — но горе, которое я испытываю оттого, что не увижу вас больше, заставляет меня всё забыть <.....> и подпись: Fr;re postiche pour ne pas scandaliser le monde. = подставному братцу, дабы не скандализовать общество. 
Итак, 1) отмеченный пропуск после "всё забыть" - это памятка мужику: «ты вдул и сбег» или «поматросил и бросил»  2) подпись еще более разоблачила АСП = да он просто кобель... подставивший девушке с охмуренной головой своё братское ... «плечико»…

***
Косоглазие и близорукость НН

АСП выбрал в жены НН … за ее косоглазие и близорукость. Вероятно жених, получившей от невесты письмо с просьбой не унывать, не отступать и взять крепость Карс, а ее без приданного, наивно (как чорт догадал) полагал: друг и бывший офтальмолог В. Даль сказывал – косогласие и близорукость не дадут НН видеть обезьяно-тигриное безобразие мужа и она не будет искать необходимых  для глаз прелестей  на стороне.

Но оказалось АСП по-германовски обдернулся = его житейские косоумие и близкодумие его подвели = НН была способна определять ранг и прелести самца на ощупь! 

Ре-изюм: из упругой супружеской пары АСП–НН муж-кокю оказался более близоруким и косым, чем его женка НН и её шарящий друг Жорж-Шарль. При этом гений словесности умудрился объявить женку мадонной! 

***
Мера мерзости или спесь мнящего себя аристократом (не титулованным)
 в 1825 году, он писал Вяземскому: «Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе».
Одиночество
«Овцы стадятся, а лев ходит один» - ответил некий умный литератор на предложение принять молодого Пушкина в литературное общество.  Я:  Жизнь – это школа обучения и подготовки к одиночеству.


Рецензии