10. Блуждающая искра
Во время прогулки по Невскому рядом с Дельбёфом остановилась черная карета с зарешеченными окнами, в спину француза жестко уперлось дуло пистолета:
- Вам придется проехать с нами... ГРАЖДАНИН...
При этом французское революционное обращение "гражданин" немыслимое в монархической России отозвалось смесью угрозы и насмешки.
У Дельбёфа не было сомнений в том, кто перед ним, пришлось подчиниться.
Это сотрудники реорганизованной Тайной канцелярии или по-новому Третьего отделения, возглавляемого графом Бенкендорфом.
25 июня император Николай Первый подписал указ о новой должности шефа жандармов.
В их ведение переходили все дела о политически "неблагонадежных" и об иностранцах, проживающих в России...
Наступал звездный час Александра Христофоровича...
В распоряжение Третьего отделения было передано здание на набережной Мойки, 56... Но кажется, что везут его не туда... Так куда же везут?!
Один из жандармов резко задернул шторку на зарешеченном окне кареты, заметив, что задержанный пытается установить, куда именно его везут.
Анри-Франсуа почувствовал внутренний холод.
Всё время поездки его спутники угрюмо молчали. Наконец, карета остановилась во дворе, поросшем сорняком около одинокого и мрачного кирпичного строения в два этажа бурого цвета засохшей крови.
- Вылезайте, месье Дельбеф! - резко обратился к нему один из сопровождающих - и куда этого... карбонария, в подвал?
- Нет, Семеныч, Павел Петрович велел отвести его на второй этаж, в кабинет, по такому делу приехал сам господин Рысаков...- ответил ему товарищ.
На втором этаже было сумрачно и тихо. Человек, названный Семеныч, постучал в дверь одного из кабинетов.
- Павел Петрович... мы доставили этого...
В кабинете было светло. Бордовые шторы были полуоткрыты и пропускали в помещение яркий свет июльского солнца.
Вдоль у стены в ряд стояли несколько серых сейфов. За столом сидел мужчина лет сорока в строгом тёмном костюме.
У противоположной стены в кресле, забросив ногу на ногу сидел высокий подтянутый человек неопределенного возраста с холодными внимательными глазами.
Господин Рысаков...
Между тем, человек за столом откинулся на спинку стула:
- А вот и вы... ГРАЖДАНИН Дельбёф...
- Я не настаиваю, чтобы меня называли так... - холодно-вежливо склонил голову Анри-Франсуа - но все же, я могу узнать, кто вы и чему обязан этой необычной формой приглашения в гости?
Со мной уже проводили обстоятельную беседу вскоре после... событий декабря...
- Хорошо, вы вправе задать этот вопрос.. я Павел Петрович Аверьянов... а это мой начальник... - он сделал жест в сторону мужчины, сидящего в стороне - Сергей Александрович Рысаков... пришлось ради вас его побеспокоить в выходной день...
- Уверяю, сударь, я не хотел никому портить отдых... я простой мирный человек...
Младший коллега Рысакова Аверьянов хлопнул ладонью по столу.
- Простой мирный человек... Мы знаем о вас очень много...ГРАЖДАНИН Дельбёф...
Точные данные на вас прислала королевская полиция из Парижа...В 1793 депутат Конвента от города Бельфор... якобинец... сторонник Робеспьера...голосовал за казнь помазанника Божия Людовика Шестнадцатого ...
Был комиссаром Конвента в Вандее...небось руки то по самый локоть в крови тамошних дворян-роялистов? После казни Робеспьера некоторое время скрывался. Молчишь... то-то...
Мне кажется... мои молодые коллеги проявили ничтожно мало проницательности, допрашивая вас в декабре прошлого года...
Десять лет назад после восстановления во Франции законного правления Людовика Восемнадцатого вы были высланы в Брюссель.
Так какого... нечистого... вас принесло в Россию?! Чего не сиделось в Брюсселе? Ведь это пограничная с вашей родиной и и наполовину франкоязычная территория.. Так нет же... надо было ехать сюда, через всю Европу...
Что понадобилось вам в России?! Убийцы Бурбонов приехали на помощь несостоявшимся убийцам Романовых?! Отвечайте! - Аверьянов снова ударил кулаков по столу.
- Вы хотите еще раз поговорить о моем ПРОШЛОМ? - Дельбёф лишь с виду спокойный и невозмутимый, поправил высокий галстук - ради этого вы таким манером привезли меня сюда?
Понимаю, мое прошлое для вас не тайна, но... это именно прошлое. Почему уехал так далеко? И на этот вопрос отвечу, разумеется, мне хотелось бы домой...во Францию, но в текущих обстоятельствах мне удобнее быть подальше оттуда... Я уже объяснял ситуацию вашим коллегам полгода назад...
Не в Китай же мне было ехать, не к арабам?! Россия очень далеко от Франции, но все же это часть Европы...не чуждая нам цивилизация Магомета или Конфуция... И англосаксонские Штаты как-то чужды моему духу...здесь мне комфортно...
- Интересно, а граф Верейский в курсе, КТО уже три года занимается с его детьми французским языком и литературой, с КЕМ он сидит за одним столом? Уверен, что нет... - язвительно заметил Аверьянов - кто знает, ЧЕМУ такие как вы, могут еще научить детей "аристо"...так ведь у вас обзывали дворян в 93-м?
- Зачем вы так... я честно выполняю свои обязанности учителя... а к мальчикам даже очень привязался...ведь я... долгие годы был совсем одинок...по возрасту мог бы уже иметь внуков, а у меня нет и детей..
Видный и властный мужчина примерно одних с ним лет, представленный как Рысаков некоторое время молча слушал их, а затем встал с кресла и подошел к Дельбёфу совсем близко:
- Мой коллега невольно уклонился от главной темы, так я его поправлю.
Еще раз задаю вопрос о главном... Каковы были ваши истинные отношения с кружком заговорщиков, учинивших мятеж в Петербурге в декабре прошлого года?
Настаиваем на том, что это не были исключительно дружеские отношения...Что это еще за приятельство молодых людей двадцати пяти - тридцати лет с человеком вдвое старше...к тому же, все они представители высшей аристократии, вы... не их круга... неубедительно всё же, месье...
Не захотите отвечать, на этот раз наша беседа станет куда менее культурной, мы перенесем ее из этого кабинета в подвал...
Анри-Франсуа внутренне сильно напрягся, он чувствовал, насколько этот человек опытнее и опаснее младшего коллеги. Если он отсюда не выйдет...Аннет, милая, что будет с ней?!
Он знал, прямо сегодня, 25 июля уже состоялась казнь главных руководителей заговора и Дельбёф подумал, что даже признав личное знакомство с Пестелем и Рылеевым, он уже ничем не может повредить им. А себе лично и общему делу?
Но и фанатично молчать и упираться, когда перед тобой такой умный и опасный противник, как этот Рысаков было тоже нельзя.
Значит, надо умело комбинировать правду, умолчания и даже прямую ложь, выхода нет. Ради спасения общего дела своих братьев... Человек может погибнуть... но идея должна выжить...
Свидетельство о публикации №222121400566
Варвара Ласточкина 18.08.2024 15:15 Заявить о нарушении
Так думали и французские революционеры и наши в начале века 20-го...
Ольга Виноградова 3 18.08.2024 15:22 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 18.08.2024 15:25 Заявить о нарушении
Ольга Виноградова 3 18.08.2024 15:52 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 18.08.2024 15:57 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 18.08.2024 18:41 Заявить о нарушении
Ирина Каденская 18.08.2024 22:01 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 18.08.2024 22:13 Заявить о нарушении
Ирина Каденская 18.08.2024 22:16 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 19.08.2024 10:56 Заявить о нарушении