Русский роман театр им. Маяковского

Рецензия на спектакль «Русский роман»


Московский Театр имени Маяковского

Автор: Марюс Ивашкявичюс
Постановка: Миндаугас Карбаускис
Создатель пространства: Сергей Бархин
Музыка: Гиедрюс Пускунигис
Костюмы: Мария Данилова
Свет: Игорь Капустин

Дата премьеры: 23.01.2016
Дата просмотра: 28.11.2022


Уникальный взгляд автора пьесы Марюса Ивашкявичюса и режиссера Миндаугаса Карбаускиса на реальную биографию Льва Толстого глазами его жены Софьи Андреевны (Евгения Симонова), в постановке «Русский роман» на сцене театра Вл. Маяковского. Это поистине чувственный и трогательный спектакль, с интересными подходами к мизансценам и проявлению чувств главной героини. В постановке переплетаются события из жизни Софьи Андреевны и героев романа «Анна Каренина», которые предстают перед нами в совершенно странных ситуациях, когда Анна Каренина в треугольнике любви между своим мужем и любовником просовывает руки к ним в пальто, они становятся как тройные сиамские близнецы. Одновременно с этим прослеживается любовный треугольник между Львом Толстым, Софьей Андреевной и крестьянкой Аксиньей, которую он называет просто баба. Режиссер показывает зарождение семьи Льва Толстого, знакомство с будущей женой, где обличает страстный, земной характер главной героини и ее безграничную любовь к мужу. В период счастливого брака, Лев Толстой напишет свои бесценные романы «Анна Каренина» и «Война и мир», а затем, сменив творческое направление Толстой, отойдет от привычной жизни и Софьи Андреевны. Спектакль, завоевавший театральную награду «Золотая маска» в номинациях: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая женская роль (Евгения Симонова) и лучшая работа драматурга, можно по праву считать великолепной находкой для театра им. Маяковского. То, что режиссер Миндаугас Карбаускис одаренный человек, говорят за него его постановки, этот невероятный стиль, смешение нескольких времен и реальностей, близкие люди и персонажи романов классика перемешаны вместе, какие удивительные детали в спектакле, чего только стоит красный платок, которым размахивает приглянувшаяся Толстому яснополянская крестьянка Аксинья и при этом, напевая песню на покосе с другими, протяжно издает завлекательный писк, который действует на его жену раздражающе и остается в памяти жены гения до конца жизни. Даже спустя 20 лет мы видим старуху Оксинью (Татьяна Орлова) в том же красном плате, выносящую ведро и столкнувшуюся с женой Толстого, чувства к ней, он записывал в своих дневниках. Софья Андреевна цитируя его дневники, с не скрываемой ревностью решает повторить учесть Анны Каренины и перед тем, как уйти на вокзал передает ключи от дома и жизни мужа – бабе Аксинье. Все происходит на грани помутнения рассудка бедной женщины, психику которой измотал муж-писатель своими муками творчества. Декорации и особенно свет, настолько функциональны, что мизансцены полностью перевоплощаются при не сложных перемещениях, зритель оказывается, то в родовом поместье в Ясной поляне, то на вокзале. Сама постановка имеет современный темп движения, мизансцены сменяют друг друга удивительно комфортно. Музыка в этом спектакле отдельная тема, эмоционально прочувствован русский стиль с литовским подтекстом, драма полностью оголяется, но при этом периодически разбавляется лирикой и даже сарказмом. Не могу не упомянуть о роли Владимира Черткова (Татьяна Орлова), друга Льва Толстого, разрушившего семью писателя и опять режиссер очерчивает, своеобразный треугольник жены, самого Толстого и его демонического друга. Актерский состав очень слажен, чувствуется рука мастера и собранность - это восхитительный спектакль!


Рецензии