Сокровище

Дед Яков расставался с земным миром, лежа на кровати в своей уютной спаленке старого, как и он, дома. Его исповедал, причастил и пособоровал священник из городского Троицкого собора, и чистая душа болящего готова была предстать пред Богом. Словно отсвет синего непорочного неба за окном, изборожденное морщинами лицо старика нежно погладил лучик июньского солнца. Дед Яков простился с давно овдовевшей дочерью, а затем позвал к себе троих взрослых внуков, которые будто не в одной семье выросли. «Хотя, – недоумевал дед, – воспитывались вроде одними родителями, и я старался им передать все самое доброе». Младший, Иван, был воцерковленным, послушным парнем, блестяще учился в университете. А его старшие братья, Петр и Николай, храм посещали редко, в лучшем случае – на Пасху и Рождество. Они трудиться ленились, меняя, как перчатки, места работы. Иван, стоя ближе всех к деду, не удержал слез. Спохватившись, он стал их вытирать.
– Не плачь… – напрягая последние силы, тихо сказал дед. – Для Бога нет мертвых, для Него все живые. – А обращаясь ко всем внукам, умоляюще попросил: – Слушайте мать, живите по-Божьему. Я хочу, чтобы у вас была такая же счастливая жизнь, как у меня…
– Дед, прости, – перебил старика Петр, – но ты сам рассказывал, что бедствовал, трудился в поте лица и еле сводил концы с концами…
– Да, да, – дополнил брата Николай, – и в новое время ходил в одежде с заплатками…
– Родные мои, – сказал дед, – я еще в юности нашел такое сокровище, что цари позавидуют. Оно мне дарило радость и обогащало…
– А-а ты почему нам ничего не говорил? – оттолкнув в сторону младшего брата, прервал старика Петр.
– Дед, а где это сокровище? – не сдержал любопытства Николай.
– Здесь, – еле слышно сказал дед. – Это… – что-то важное хотел он добавить, но глаза его закрылись – навсегда.
Вскоре в скромной гостиной на двух табуретках был установлен гроб, где нашел последнее пристанище дед Яков. На нем как символ небесного светлого Царства белело покрывало с надписью «Со святыми упокой». Иван, взяв дедову Псалтирь в руки, начал благозвучно читать. Он даже братьям, которые о чем-то шушукались, предложил произнести по несколько стихов. Но Петр и Николай лишь небрежно коверкали текст, и младший брат взял святую книгу обратно.
Огромный собор, где отпевали деда Якова, был заполнен родными, близкими и многочисленными прихожанами, знавшими его как боголюбивого и благочестивого православного верующего. После поминальной трапезы, проходившей в кафе с символическим названием «Свет», Иван с матерью отправились домой – в свою просторную трехкомнатную квартиру, что располагалась в пятиэтажке рядом с домом усопшего.
– Петя и Коля даже до конца не досидели, – сказала мать. – А дедушка ведь всех любил, во всех вас души не чаял…
– Мама, я с ними поговорю.
– Они ни меня, ни тебя, никого не хотят слушать. Как твои братья дальше жить будут, не представляю, – она утерла слезу.
Впереди показалась серая унылая пятиэтажка и прильнувший к ней светло-синего цвета дом усопшего. Поравнявшись с ним, Иван сказал матери:
– Я схожу туда, к дедушке, то есть в его дом. Возьму Псалтирь на церковнославянском языке, буду читать до сорокового дня.
Когда Иван вошел в осиротелое жилище, то подумал, что в нем побывали грабители – все было перевернуто вверх дном. На полу валялись одежда, газеты и журналы, другие вещи, которые служили верой и правдой деду. Это старший брат Петр обыскивал комнаты. Николай в это время орудовал в подвале.
– Да ничего здесь нет! – донесся его голос из открытого люка.
– О, наш святой пришел! – воскликнул, закончив рыться в комоде, Петр, а обращаясь к младшему брату, сказал: – Давай, помогай нам. Только знай: мы больше искали, нам больше и причитается.
– Дедушку только что похоронили, – печально проговорил Иван, – а вы в его доме по-варварски все разбросали. Вы что творите?!
– Так что поделаешь, мне тоже деда жалко, – оправдывался старший брат. – Но он сам сказал о сокровище.
Петр и выпрыгнувший из подвала Николай продолжили выворачивать наизнанку дом. Не слушая Ивана, выгребли даже золу из печки, подняв пыль. Кашляя, братья полезли на чердак. Они перевернули и старый чулан с ненужными вещами. Наверное, ураган или землетрясение не нанесли б столько вреда, как жаждущие богатства Петр и Николай.
– Фу, рук не чую, а ничего так и не нашли, – вернувшись в дом, гневно сказал Петр.
– Обманул нас дед, – констатировал недовольно Николай.
– Не смей так о дедушке, – возмутился Иван. – Он нам всегда говорил только правду и только добра желал.
– Так где тогда это упомянутое им сокровище? – спросил расстроенный Петр.
– Сейчас мы еще обои оторвем и найдем… только тебе, Иван, вот… – Николай показал младшему брату фигуру из трех пальцев.
А Иван, у которого душа стонала от расставания с дорогим человеком, поднял перевернутую табуретку и сел за стол, на котором с отрадою открыл большую дедову Библию в том месте, где выглядывала закладка. На ней каллиграфическим красивым почерком были отмечены стихи.
– Я нашел сокровище деда и в отличие от вас поделюсь богатством, неисчерпаемым, – сказал неожиданно Иван. – Это то, о чем нам дедушка говорил.
Петр и Николай тут же подбежали к младшему брату и наперебой стали нетерпеливо интересоваться:
– Что, тайник драгоценностей в этой большой книге?
– Где, покажи!..
– Сокровище, бесценное сокровище – это Святая Библия. Она всем открывает вечное богатство, – радостно объяснил Иван и, подняв из Книги закладку, прочел евангельский текст: – Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…
– Вот это разочарование! – чуть не ударил кулаком по столу Петр. – У нас еще вся жизнь впереди, и нам нужны драгоценности здесь, на земле.
– Нам еще рано думать о Небе! – выходил из себя Николай.
Тут Петр подошел к стене, на которой висел большой старинный крест из бронзы, и предложил Николаю:
– Давай хотя бы этот антиквариат продадим, получим несколько тысяч.
Николай согласился и тут же дернул крест, но он, намертво прибитый к стене, даже не шевельнулся. Петр побежал в кладовку и принес гвоздодер. Он сделал попытку оторвать святыню, но у него ничего не получилось.
– Давай, Колян, помогай! – позвал он.
Старшие братья взялись за гвоздодер и начали на него давить. В диком порыве они даже не заметили, что под пятку инструмента попала ветхая проводка. Вдруг раздался треск, сопровождаемый молниеподобным разрядом. Петр и Николай, как от сильного толчка, вместе с гвоздодером упали на пол. Они, словно в лихорадке, тряслись, раскрыв рты и выпучив глаза. Иван выхватил из кармана мобильный телефон и уже собирался вызвать карету скорой помощи. Но братья начали медленно подниматься с пола.
– Чуть з-за дедом не отправился, – испуганно проговорил Петр.
– Е-еще б не-немножко – и прощай ж-жизнь, – дрожащим голосом произнес Николай.
– А вы говорили, что рано думать о Небе, – отходя от испуга, сказал Иван.
Старшие братья наконец выпустили из рук гвоздодер. Под его грохот они подошли к столу, где лежала Библия. Петр стал листать Книгу и прочел стих:
– Чистые сердцем Бога узрят.
– Разреши мне, – потянув к себе Библию, попросил Николай и, перевернув несколько листов, прочитал: – Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет…
– Петя и Коля, – обратился к братьям Иван, – давайте завтра вместе сходим в храм Божий. Ведь дедушка нас любил. И мы помолимся за него, порадуем его душу, покажем, что нашли его бесценное сокровище.
Петр и Николай согласились, осчастливив младшего брата.


Рецензии
Кошмар просто.Хорошо, что всё хорошо закончилось.Поумнели. Всех Вам благ!

Валентина Григорьева 4   31.01.2023 18:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзывы

Протоиерей Анатолий Симора   01.02.2023 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.