Хамовники 7. В гости к Александре Ивановне

 
http://proza.ru/2021/10/30/986


  Время  летело неумолимо, но всё-таки оно оставило мне 13 минут  для того, чтобы добежать до знаменитого пречистенского особняка и не опоздать на концерт.

   В Москве опять выпал первый снег. Архаровы давали очередной бал, свечи оплывали, пары скользили по паркету, своим  утончённым изяществом вызывая  у легендарных московских   старух, рассаженных по периметру залы, лёгкую грусть и воспоминания о собственных счастливых турах. Играющие в вист нетанцующие мужья уже полчаса поглядывали на часы: пора было и честь знать. Кареты, запрудившие всю Пречистенку,  казалось, самостоятельно начали перестраиваться в пространстве, готовясь принять своих  титулованных пассажиров…

   А лет через тридцать  поэт Александр Пушкин спешил сюда же,в дом №16, чтобы нанести визит новому родственнику – Ивану Александровичу Нарышкину, дяде его супруги  Натальи Гончаровой.

  У Нарышкиных среди прочих гостей бывали и Карамзин, и Гоголь… И даже император   Александр I неоднократно навещал хозяев этого дома.

  Наш же многосерийный герой – Лев Николаевич Толстой застал здесь и князей Нарышкиных, и купцов Коншиных, род  которых, впрочем, ко времени переселения семьи Толстых в Хамовники был возведен в потомственное дворянство «в воздаяние заслуг на поприще отечественной промышленности».

    Народ от метро «Кропоткинская» рванул по четной стороне Пречистенки и, истосковавшись в подземном царстве по никотину, массово испускал клубы табачного дыма.
 
 Противоположная сторона улицы выгодно отличалась первозданной белой пустотой  от этого тесного променада, и я недолго думая перебежала туда, оставив всех привидевшихся мне писателей в обществе современных курильщиков. Гоголь сразу вернулся на бульвары, Пушкин, помедлив немного, видимо, размышляя, куда пойти: к Сонцевым, Нарышкиным или  Потёмкиным, но спонтанно решил заглянуть в музей собственного имени. Там во дворе по его заказу с Молчановки привезли великолепную скульптуру  «отдыхающего» поэта работы Александра Руковишникова:

     Когда Потёмкину в потёмках
     Я на Пречистенке найду,
     То пусть с Булгариным  в потомках
     Меня поставят наряду…*

  Молодой   Лев Толстой могучей поступью отправился к себе в Сивцев  Вражек, куда я тоже планирую пойти сегодня  после концерта, а так и не успевший вылупиться из магмы моего сознания Сергей Есенин только выглянул  из окна танцевального дворца Айседоры(№20) и тут же с обиженным видом задёрнул занавес.

  Видимо, для таких же мечущихся пешеходов, как я, рядом с Коншинским особняком, давно уже ставшим Домом учёных, предусмотрено целых два  полосатых перехода. На всякий случай делаю отмашку водителю, благополучно достигаю бирюзовой ограды с белоснежными львами и вот сквозь чугунные с золотыми лирами ворота я в первый раз прохожу в это научно-дворянское гнездо, где меня уже ждут билетёрши и, заслышав пароль, вручают мне  заветный  клочок бумаги с написанными на нём номерами ряда и кресла.

  Ещё в 1932 году к дому Коншиной по проекту братьев-конструктивистов Весненых  пристроили железобетонную конструкцию, которая внутри выглядит вполне фешенебельно – последние «реставраторы»  явно старались не отстать от купеческого шика новоявленной дворянки Александры Ивановны, задумавшей перестройку дома уже на восьмом десятке. У меня же есть целых пять минут, чтобы, отдав пальто в гардероб, подняться в  «Главный зал», где сегодня – 17 ноября 2022 года проводится утренник, посвященный вечно юному  творчеству тёзки  бывшей хозяйки этого гостеприимного дома – вечно юной Александры Пахмутовой.

  Душевный ведущий, четверо талантливых исполнителей, их верный аккомпаниатор и полный зал подпевающей публики, не скупящейся к тому же на аплодисменты – что ещё нужно для успеха такого мероприятия.  Да, и ещё  - места в четвёртом ряду партера.
 
  После леса рук, выросшего  на клич конферансье, кто уже был на «Добрых песнях для добрых людей», поднимаем свои лапки в качестве ответа на следующий вопрос для новичков. И тут мы все разом с завистью понимаем, что постоянная публика явно ходит сюда как к себе домой по какой-нибудь бесплатной программе от Хамовников. Вот везунчики!

  Наверняка  и старым княгиням допожарной  Москвы, вынужденным смотреть на танцульки молодёжи,  это музыкальное представление  понравилось бы больше. А так как песни Пахмутовой  пребывают в категории «вне времени», то и понять их смысл им было бы проще простого:

 - Светит незнакомая звезда…
 - Оглянись незнакомый прохожий…
 - С тобою мы объехали полсвета…
 - Вспоминай меня без грусти, ненаглядный мой…
 - Милая мама...

   И наконец, объявляется композиция, которую мы  пели хором ещё  в шадринском детсадике, взяв в кольцо рояль и сросшуюся с ним музыкантшу.  Поэтому я с первых же слов тихонько подхватываю:

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы,
А в этот край таежный
Только самолетом можно долететь.

  И вместе со всем залом бывших воспитанниц дошкольных советских учреждений по взмаху солиста я уже во весь голос чеканю припев:

А ты улетающий вдаль самолет
В сердце своем сбереги...
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги...

   Зал и сцена сливаются в едином душевном порыве, и никому не хочется расставаться  с песней, тем более, что мы с младых ногтей  усвоили  одну простую музыкальную истину: «Песне ты не скажешь до свиданья,/Песня не прощается с тобой!». С галёрки звучит требование «Надежды» на бис, и мы со своего четвёртого ряда слышим, как ведущий обращается к уже исполнившим финальную песню артистам: « Может быть, споём ещё «Надежду» на бис?» - И ребята сразу соглашаются.

 - А разве «Надежды» не было? – ошеломлённо спрашиваю я.
 - Говорят же тебе – на бис!

 И вновь гремит сводный хор на всю Пречистенку:

Надежда - мой компас земной,
А удача - награда за смелость,
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

   Как и положено, в финале московской пьесы вместе с другими страстными поклонницами в проходе появляется грибоедовская княгиня Марья Алексеевна, которая подпевает артистам громче всех, отбивая ритм сложенным перламутровым веером. Фамусову бы и в голову не пришло, что эта авторитетная дама будет не говорить, а петь:

И забыть по-прежнему нельзя
Все, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели…

  Почти три часа магии музыки и московского гостеприимства пролетели как одно мгновение, и  в заключение  - чаепитие в уютном кафе на первом этаже, а также -  фотосессия в опустевшем фойе у огромного зеркала, окутанного золотой мишурой современности…

  Через стеклянные двери конструктивизма выходим в заснеженный палисадник, продолжая обсуждать то, что  волнует всех впервые попавших в Дом учёных, а именно: какая же причина подвигла Александру Ивановну Коншину в 72 года затеять здесь такую грандиозную стройку. Неужели только трещина фасада, выходившего  в  Пречистенский переулок? А может быть, она при жизни хотела вложить оставленные мужем миллионы в создание роскошного архитектурного ансамбля и таким образом оставить своё имя в веках?  Или она всё-таки втайне надеялась, что этот  поистине сказочный дворец  со всеми его чудесами будет продолжать радовать последующие поколения? Вспоминая, как  мы обнаружили в антракте вольготно расположившихся  за расставленными столами нынешних гостей под куполом бывшего зимнего сада, а ныне – столовой, понимаешь, что последняя версия вполне осуществилась.

 Тут же открываем интернетные скрижали  и узнаём, что Александра Ивановна была настоящей патриоткой  своей страны. В Москве она открыла  четыре больших приюта и даже обеспечила их финансирование после своей смерти. С замиранием сердца привожу список этих объектов:

- Приют с больницей для раненых (Лазарет имени Коншиных) на Якиманке.
- Санаторий-лазарет Коншиной в Петровском парке.
- Дом матери и ребёнка на Большой Калужской улице.
- Убежище для увечных воинов в Большом Новопесковском переулке.

  Кроме того в своем родном Серпухове она построила целый городок благотворительных учреждений, куда входили  больница, богадельня, церковь, детский дом.

  После оглашения такой поразительной информации совершенно иной образ хозяйки этого московского владения предстал перед нами. Я сразу же предложила поставить Александре Ивановне памятник, который она, безусловно, заслужила своими благими делами. Кстати, он хорошо бы смотрелся в этом  небольшом саду, скажем, рядом с восстановленной беседкой. А на постаменте обязательно должно быть высечено:

 Меценатке и благотворительнице Александре Коншиной от восхищённых потомков.

   Как бы услышав мои слова, сквозь стену Весненых, оттуда, где был парадный вход в дом, спроектированный  Анатолием Гунстом, появилась  наконец сама Александра Ивановна Коншина в темном платье "а ля рус". Следом за ней почетным эскортом торжественно следовали все 60 кошек, которых она обожала, предпочитая их общество визитам родственников. Интересно, ревновали ли свою благодетельницу эти грациозные пушистые создания к другим её  питомцам – пернатым из тутошней лечебницы для птиц?! В общем, не знаю, как вы, любезные мои читатели, а я от знакомства с  Александрой  Ивановной в полном восторге!

   И ещё из переносного Интернета( полезная всё-таки вещь) мы узнали также, что наша героиня очень любила музыку и неоднократно устраивала у себя званые вечера, приглашая известных артистов своего времени. Как прекрасно, что эта традиция здесь сохранилась!
 
   
    Ну, а теперь можно  спокойно отправляться в ХIХ век, в Сивцев Вражек.  Но непростительно быть в двух шагах от музея Толстого и не заглянуть в его внутренний дворик, где меркуровский  Толстой  тихо проводит свой гранитный век, уступив  творению Портянко шумную площадь Девичьего Поля, до которой отсюда, к слову сказать, всего каких-нибудь 15 минут ходьбы. Этим летом я была здесь и прошла по Хамовникам от «Кропоткинской» до «Парка Культуры», и до сих пор гроздья белой сирени, свисающие  с толстовской ограды в Большом Хамовническом переулке,  « в моём качаются мозгу»…  А тюльпаны в сквере Девичьего Поля пылают июньским огнём ярче самых красных песенных  антоновских маков…

   Ещё тогда я решила сделать для читателей  вменяемый  план маршрута, по которому я  уже несколько лет вожу его окольными путями.  А на самом деле всё тут очень близко, и можно главные культурные объекты обойти за несколько часов даже пешедралом, как это делал сам Лев наш Николаевич  Толстой – такой великий и родной одновременно.

     Продолжение следует… http://proza.ru/2023/04/22/1305

   

P.S.

  Дорогие друзья, рекомендую тем, кто хотел бы узнать подробнее, как выглядели интерьеры дома Коншиной сразу после его постройки, разыскать фото альбом Фишера, изданный в 1910 году, который так и называется: «Дом-особняк госпожи А.И. Коншиной в Москве».

   А ссылка на мой фотоальбом "И снова Хамовники" находится в комментариях к этому репортажу ( в первой рецензии).

 
 

 


 
 
    


Рецензии
Лариса, как легко и естественно Вы переносите читателей в сюжет! Открываю для себя Москву другую, полную загадок и такую близкую. Маршрут замечательный, хочется неспеша, наслаждаясь , вспоминая историю, прогуляться в хорошую погоду. Вы правы, А,И. Коншина заслуживает памяти потомков, заслуживает элегантного памятника.Интересная, достойная личность-пример для нынешних олигархов. Лариса, я получила большое удовольствие от столь содержательной, необычайно интересной экскурсии! С восхищением, Виктория.

Виктория Романюк   10.10.2023 09:01     Заявить о нарушении
Виктория! Добрый выходной день!
Не прошло и месяца, как я обнаружила Вашу рецензию.
Огромное спасибо за добрые слова.

Лариса Бережная   06.11.2023 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.