Явление Христа народу А. А. Иванова

                «Явление Христа народу» А. А. Иванова


                Предисловие

Настоящая статья представляет собой  попытку понять явный и скрытый смысл картины А. А.  Иванова «Явление Христа народу». Статью лучше читать после внимательного  рассмотрения картины. Для этого нужно задать в поиске: « Alexander Andrejewitsch Iwanow Google Arts & Culture». Там эта  картина представлена в высоком разрешении с возможностью увеличения и "погружения" в картину.   


                1. Сюжет картины

Сюжет картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» основан на событии, описанном в Евангелии от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). «Сей есть сын Божий» (Ин. 1:34). Перед нами Иисус Христос, возвращающийся из пустыни, в которой Он  победил искушения дьявола. 

---------
* То есть на картине Иоанн Креститель свидетельствует у Иордана народу, что Иисус Христос не только Мессия, но  и Сын Божий.


                2. Пришествие в мир Господа

Однако это событие приобретает на картине Иванова более широкое  символическое значение пришествия в мир Господа. Всеми художественными средствами А. А. Иванов подчёркивает величие этого вселенского явления. Иисус Христос, исполненный духовного мира, облачённый  в сине-голубой плащ, спускается с возвышенности. За Его спиной светятся  голубые горы будто ступени, по которым Он сошёл с небес.  Ни одна другая картина не представляет так вдохновенно приближение  к нам Царства Небесного.
 

                3. «Человечество на перепутье»

В свою очередь люди, собравшиеся для крещения вокруг Иоанна и подходящая к нему толпа фарисеев становятся на этом полотне образом всего Человечества*, что делает полотно Иванова актуальным во все времена. Герои картины показаны на перепутье между прежним привычным материальным существованием и истинной духовной жизнью, которую открывает перед ними Господь. То есть на картине представлено, по словам самого Иванова, «человечество на перепутье из физических сил в духовные».

Иисус Христос на картине изображён на грани двух миров - духовного и материального. Пространство за спиной Господа, утопающее в голубой дымке, символизирует Царство Духа. Верхняя половина фигуры Господа находится на фоне этого идеального царства, а нижняя его половина на фоне материального мира, в котором расположены все остальные  персонажи картины (кроме двух римских солдат). Тем самым композиционно подчёркивается, что только через Сына Божия возможен переход из материального в духовное состояние. Римские солдаты, только оптически кажутся выше Христа, при этом они повернули свои головы к Нему.   

----------
* На картине представлены все возраста, самые разные слои общества и национальности. 
 

                4. Группа будущих апостолов

Левая группа учеников за спиной Иоанна Крестителя изображена    н а   п у т и    ко Христу. Юный апостол Иоанн подался вперёд, устремив свой взгляд на Христа,  жестом правой руки призывая за собой других. «Прислушивающийся», в котором многие видят апостола Петра, весь обратился в слух. Апостол Андрей следует на ними, тоже устремив свой взор на Господа, а Нафанаил (будущий апостол Варфоломей) пока находится во власти сомнений, опустив глаза и спрятав руки в рукава своих одежд. В его лице читается мысль: «От Назарета может ли что добро быти» (Ин. 1:46).


                5. Толпа книжников и фарисеев, не принявших Господа   

Правая группа книжников и фарисеев   у х о д и т    от Господа с непроницаемыми лицама, несмотря на то, что юноша назорей в их толпе возбуждённо указывает им на Мессию, а приставший к ним мытарь оборачивается  ко Христу. Они не видят Иисуса и не слышат слов Иоанна. То есть «видящие стали слепы» (Ин. 9:39) «...и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13: 14-15). Они не изменят своего мнения. (Женщины, идущие в этой толпе, беспрекословно следуют их примеру). То есть художник символично показывает здесь не только настоящее, но и будущее. На их стороне и римские солдаты чтобы, в случае если эти посланники синедриона сочтут проповедь Иоанна Крестителя ересью, взять его под стражу как возмутителя спокойствия. От этой группы в сторону Иисуса Христа направлено копьё одного из пеших римских воинов как тайное свидетельство того, чем кончится эта скрытая вражда фарисеев ко Христу. Нервозно поднятая на гребне толпы голова белой лошади передаёт внутреннее состояние тревоги и возмушения, скрываемое фарисеями.


                6. Люди, которым предстоит сделать свой выбор

Посредине между этими двумя группами находится третья группа людей, которым предстоит сделать свой выбор между учениками и врагами Господа. От фарисеев их  отделяют одежды лежащие на земле, а от учеников - фигура Иоанна Крестителя. Они «на перепутьи».  Юноша, помогающий встать и обернуться старцу, явно воодушевлён видением Господа. Раб, присевший на корточки около своего хозяина, тоже радостно улыбается этой вести.

Прекрасный обнажённый юноша, стоящий к нам спиной, вероятно, тоже будет среди тех, кто последует за Господом. Он составляет симметричную пару фигуре апостола Иоанна. Движение его свободно, а волосы такие же золотисто-рыжие как у апостола. У него самая красивая фигура на картине, отвечающая идеалам античного искусства и ренессанса, а по канонам академического искусства безупречно прекрасное выражает благородную идею. Он всем своим движением выражает следование призыву: "Ко Мне обратитесь, и будете спасены" (Ис. 45:22).

Раздевшийся для крещения  и сидящий на земле хозяин раба - символ плоти, привыкшей к роскоши, которой трудно будет отказаться от своего комфортного образа жизни: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому <,привыкшему к роскоши, и не желающему её лишиться,>  войти в царство Божие» (Лк. 18:25). Он даёт рукой знак своему рабу, тем самым подтверждая свой статус, неуместный в царстве Божием.

Только что вышедший из воды и ещё не успевший одеться иудей, правее этих двух, согнувшись,  дрожит от холода. Он вежливо и вместе с тем испуганно улыбается, глядя в сторону Иоанна. В его сыне  «заметно простое, безучастное любопытство» (Н.Я. Данилевский). В первом из них угадывается  страх плоти перед высокими требованиями духа, а во втором - равнодушие её ко всему духовному. Как это знакомо современному человеку!

Итак, каждый из четырёх обнажённых героев картины  является выражением определённой идеи, раскрывающей различное отношение к благой вести: способность и неспособность  её воспринять, страх пред ней и равнодушие к ней. 

Три  иудея, тесной группой сидящие под камнем и опасливо смотрящие вверх в одном направлении, передают тревогу, охватившую три человеческих возраста: старость, зрелость и раннюю молодость. Поднятые кисти рук среднего выглядят так, будто его застали врасплох.

В страннике с посохом, сидящем перед группой учеников, возглавляемой Иоанном Крестителем, А.А. Иванов изобразил себя, неотрывно глядящим на Господа. Он находится в средней группе ближе всех к ряду учеников, своим примером показывая всем, находящимся на перепутье, что делать. Его шляпа и посох говорят о том, что мы странники в этом мире и нам предстоит переход от дольнего к горнему. По правую руку его сидит незнакомец, который  загадочно смотрит на нас,  таинственно улыбаясь и подняв руку, словно намекая нам, к какой группе относятся зрители. (Помимо Господа это единственный персонаж картины, который смотрит на нас.) Кроме того создаётся впечатление, что он предлагает нам разгадать какую-то загадку, явленную на полотне. Так что автопортрет и его можно рассматривать как двойное послание А.А. Иванова к зрителям.


                7. Аллегорический смысл, выраженный в группе учеников

Следуя этой двойной подсказке, обратимся ко группе учеников. Её возглавляет Иоанн Креститель. Он величественным жестом обеих рук указывает на Иисуса Христа. В левой руке он держит крест, тем самым показывая, что агнец Божий, берущий на Себя грех мира, будет распят и пригвоздит ко кресту все грехи человечества. Этот крест как хоругвь возвышается впереди группы уверовавших во Христа. Крест слегка склонён в сторону Господа, так же как из толпы фарисеев в Его сторону направлено своим остриём копьё римского солдата, в свою очередь свидетельствующее о том, что произойдёт на Голгофе. Таким образом в двух этих символах на картине таинственно явлена суть предстоящих евангельских событий.

Ученики стоят за Иоанном Крестителем вдоль одной линии. В результате их фигуры оказываются расположенными на одном плане, как на барельефе, в соответствии с принципами классицизма, являвшимися важной составной частью академической школы.

Эта многофигурная композиция заключает в себе тайный  аллегорический смысл. Монументальная фигура Иоанна Крестителя является символом мужественной, аскетической жизни, которая ведёт человека к Господу. В его лице и одежде видна эта отрешённость от всего суетного. Он сосредоточен на главном и указывает на него.

Иоанн Богослов всем своим видом воплощает Увидение, так же как «прислушивающийся» – Услышание*, а апостол Андрей Первозванный – Душу, которая поверила увиденному и услышанному, и оставив позади себя немощную Плоть, которая «не пользует нимало» в лице старца, стоящего в Иордане, а так же Сомнение, представленное в образе Нафанаила,  сделала свой решающий шаг ко Христу. Его взгляд, выражение лица и движение рук показывают готовность принять благую весть о духовной жизни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (С этих слов началось благовестие народу). 

«Покайтесь» в переводе с греческого значит «перемените ум». В чём заключается это изменение ума? Художник тайно показывает это в двух «скрытых»  группах людей, одна из которых находится позади головы апостола Андрея, выражая тем самым то, от чего нужно отказаться, а другая - впереди неё, указывая то, что нужно воспринять. (Обе группы стоят вдалеке и разделены между собой стволом дерева.)

Та, которая позади, состоит из трёх человек, двое из которых сосредоточенно ищут что-то в книге, а третий иступлённо поднёс кулак правой руки к своему виску, а левую руку поднял к небу, выражая возмущение. Это Ум книжников и фарисеев, замкнувшийся в букве и не могущий вместить в себя Христа**. Его предстоит поменять на иной, представленный другой группой людей прямо перед лицом апостола Андрея.

 Ближайшие к нему женшина и мужчина, опустив головы являют Смирение, о котором говорится в заповедях блаженств: «Блаженны нищие <духом> , ибо ваше есть царствие Божие (Лк.6:20). Они слепы. Рука мужчины лежит на плече молодого человека, стоящего перед ним. Это те слепые, о которых Господь сказал: «на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

Мужчина, в раскаянных чувствах прижавший руки к груди, и двое молодых людей перед ним, один с поднятыми к небу руками, а другой с левой рукой поднятой к небу и десницей прижатой к груди показывает алчущих и жаждущих <правды>, то есть спасения.

А два следующие за ними мужчины изображены плачущими в соответствии с третьей заповедью блаженства. Другие фигуры скрыты от нас деревьями, но и по этим трём группам можно понять, что имеются в виду заповеди блаженств, в которых открывается совершенно новый характер Ума. Это сделано не навязчиво, так что «алчущих и жаждущих» можно принять и за просящих об исцелении слепых отца и матери.

Увенчивает большую и малую цепочки фигур, обращённые ко Христу, - крест в руке Иоанна Крестителя, который является символом  жертвенной любви. То есть Душа и её Ум, готовы, подражая Господу, мужественно идти на крест  ради любви к Богу и ближнему.

Таким образом в этой цепочке героев как на  барельефе изящно, кратко и вместе с тем глубоко представлена суть Христова учения, ведущего в Царство Небесное: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24)***.  Поэтому и Господь идёт на картине не к ученикам, как это было на первоначальных эскизах Иванова, а "к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 15:24), то есть к толпе  фарисеев. А ученики  призваны, взяв свой крест, идти  за Ним.

Основанием для такой детальной трактовки служит  хорошее знание А.А. Ивановым Слова Божия. И.С. Тургенев писал, что художник «Библию, и в особенности Евангелие… знал от слова до слова». А за двадцать лет, в течение которых создавалась эта картина, у Иванова было время чтобы продумать каждую её деталь.

----------------------
* То есть они увидели и услышали главное.

** Нафанаил ещё находится под властью этих косных предствалений, замкнувшихся в букве.

*** «Отвергнись себя», то есть отвергнись своей плотяности и падшего разума, погрязшего в сомнениях и замкнувшегося в букве (религиозной или атеистической). Они аллегорично изображены позади апостола Андрея в виде старика, стоящего в Иордане и не выходящего на берег, и в группе двух книжников и фарисея позади головы апостола Андрея.


                8. Зрители

Вылезающий из воды юноша не относится ни к одной из рассмотренных групп. Вероятнее всего он представляет зрителей, стоящих у картины в реальном пространстве, в которое наискосок уходит изображённый на картине Иордан. По замыслу художника все мы стоим в Иордане как в реке времён, и этот юноша первый из нас, кто догадался войти в пространство картины, а мы, последовав его примеру, становимся тоже участниками этого чуда: улыбающимся рабом, апостолом Иоанном, прислушивающимся „Петром“, апостолом Андреем или кем-то другим. То есть на картине А.А. Иванова мы выходим из Иордана времени в евангельскую вечность.

Вся наша жизнь до этого была фрагментом, эскизом, а здесь мы стали частью единого целого. Такое же чудо происходит с нами при чтении Священного Писания. А.А. Иванов как никто другой раскрывает перед нами эту великую тайну.

 
                9. Прошлое, настоящее и будущее на картине

Прошлое на картине осталось в водах Иордана, которые унесли его. Оно переходит из левого угла картины в пространство зрителей как текущий поток.

Настоящее заключается в обращении к Сыну Божию, представленном в группе учеников и тех, кто делает свой выбор.

А будущее открывается во Христе и Его Царствии Небесном, явленном позади фигуры Господа в голубой дымке покрывшей горы и город, лежащий у их подножия*.

---------
* Художник тем самым как бы говорит зрителям: суть вашего прошлого – крещение, которое вы приняли или нет. Суть настоящего – это обращение прямо сейчас с верой и надеждой ко Христу. Суть будущего во Христе, который в зависимости от вашей веры или отсутствия её решит вашу вечную участь.


                Заключение

А.А. Иванов более двадцати лет работал над своей картиной, потому что хотел не только изобразить событие, до него не отображённое в искусстве, но и максимально    с о в е р ш е н н о  выразить в своих героях идеи, которые владели им. Каждую из них он долго оттачивал в своих эскизах. Например, Иисус Христос выражает идею Царства Небесного, приблизившегося к нам,  Иоанн Креститель это само воплощение идеи христианского мужества и аскетизма, апостол Иоанн - духовного видения, прислушивающийся - духовного услышания и так далее. Эти идеи он композиционно соединил в одно целое, которое можно назвать христианской идеей.

В этом смысле А.А. Иванов является продолжателем традиций античного искусства и ренессанса: Рафаэля ("Афинская школа"), Леонардо да Винчи ("Поклонение волхвов" "Анна, Мария, Младенец и агнец", "Тайная вечеря") и Микеланжело ("Сикстинская капелла").


Рецензии
Для меня, получившего классическое художественное образование картина А.А. Иванова как икона, изученная до сантиметра. Но Ваш потрясающий разбор еще раз вернул меня к моменту первой встречи с этой великой картиной и восхититься вновь этим шедевром. Спасибо за такую радость!

Владимир Ендурайский   14.01.2024 17:46     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Владимир.

Очень приятно получить рецензию от человека, которому эта картина хорошо знакома как живописцу и знатоку искусства.

Поздравляю Вас со старым Новым годом.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   14.01.2024 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.