Кондрат Емельян Филаретович
В РККА с 22 (25) февраля 1932 года, был призван Сарапульским районным (Севастопольским городским) военкоматом.
С февраля 1932 по октябрь 1933 года учился в Качинской военной авиационной школе пилотов.
С октября 1933 по октябрь 1936 года служил младшим лётчиком в 34-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
28 мая 1936 года ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года в качестве пилота 1-й истребительной авиационной эскадрильи И-15.
Имел псевдонимы «Алихнович» и «Конрад».
В 1937 году был легко ранен в правую руку.
Всего в Испании произвел 180 боевых вылетов, сбил 6 самолетов (3 лично и 3 в паре).
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
17 апреля 1937 года ему присвоили воинское звание «старший лейтенант».
С мая по сентябрь 1937 года был командиром звена в 34-й истребительной авиационной эскадрилье.
20 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание «капитан».
С сентября 1937 по июнь 1938 года командовал отдельным отрядом в 26-й истребительной авиационной эскадрилье.
Переведен на Дальний Восток, где с июня по ноябрь 1938 года командовал эскадрильей, затем до февраля 1939 года был помощником командира и до января 1940 года командиром 18-го истребительного авиационного полка в Хабаровске.
Участвовал в боевых действиях на озере Хасан в августе 1938 года, совершил 16 боевых вылетов.
4 ноября 1938 года ему было присвоено воинское звание «майор».
С 30 декабря 1939 года по 6 января 1940 года был командиром 152-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в советско-финляндской войне с 15 февраля по апрель 1940 года.
При авиационном налете получил контузию правого колена.
Всего за время советско-финляндской войны совершил 51 боевой вылет.
31 марта 1940 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С апреля 1940 года по ноябрь 1940 года был командиром 131-го истребительного авиационного полка.
Учился на оперативном факультете Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского до мая 1941 года.
После окончания учебы был назначен на должность инспектора Управления ВВС Северо-Кавказского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
С сентября 1941 года по февраль (май) 1942 года был командиром 274-го истребительного авиационного полка на Юго-Западном фронте, затем, до июня 1942 года был старшим инспектором ВВС Волховского фронта. С июня (ноября) 1942 по март 1943 года был командиром 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, воевал на Волховском и Калининском фронте.
«…Группа сразу же поднялась в воздух. На земле договорились: шестеро атакуют, а двое - в группе прикрытия.
В наушниках:
- Будьте внимательны!
И точно, на горизонте, где солнце легло на лес, красное зарево запятналось точками. Я стал считать. Восемнадцать! Может, и больше, может, за ними приближались другие, но считать уже некогда - первые перестраивались для пикирования.
Только ведущий клюнул носом вниз, чтобы разогнать свое многотонное тело для бешеной атаки по пехоте, я ему наперерез - он тут же вспыхнул.
Второго срезал Майоров. Третьего - Соболев.
- Как в учебнике, - не выдержал Соболев.
Разворачиваемся крутым виражом. Очередной фашист уходит в атакующее пике, чтобы сбросить свои бомбы, - но он у меня в прицеле. Жму на гашетку, самолет содрогается от пушечных выстрелов, вижу в прицеле дымок…
- «Тридцать первый», меня зажали! - это Соболев, и трудно передать интонацию.
- Вижу!
Соболев - вот он впереди меня кладет машину с крыла на крыло, а за ним два цепких «мессершмитта». Я тут же выстрелил по одному из них - он шарахнулся в сторону.
Бросаю машину вверх. Что-то заставляет оглянуться - ох, как он несется на меня! Огонь ему еще далековато открывать. Но мне все равно не уйти. Если отверну, - настигнет и расстреляет. Если вверх, - тоже расстреляет. Крутой вираж - вниз и влево, и навстречу ему!
А, не нравится! Отворачиваешь!
Метров с пятидесяти всадил в него длинную очередь - полетели куски…
В жизни я не видел такой пальбы. Бьют синими толстыми струями «юнкерсы», бьют «мессершмитты», сыплются по небу наши серовато-белые брызги, лупят зенитки, и расцветают их черные, голубые, белые дымки… Голова ходит кругом. Где мы крутились? Как удавалось держаться вместе? Как уцелели?
Возвращаемся. Уже сумерки. Наши встречают морем огня. Горят костры, указывающие направление, палят из ракет, освещая аэродром.
Поставлены самолеты на свои места, остывают горячие моторы: техники, механики, мотористы осматривают, ощупывают, заправляют.
. Мы стоим гурьбой, еще разгоряченные, еще взволнованные, переживая вновь те моменты, когда сразил врага, когда выручил товарища, когда сам чудом уцелел…»
(Из книги Е. Ф. Кондрата «Достался нам век неспокойный»)
С июня 1943 года стал служить на Дальнем Востоке, где до конца войны командовал 249-й истребительной авиационной дивизией.
Всего за время Великой Отечественной войны совершил 51 боевой вылет и 10 ночных полетов на фронт по особому заданию, сбил 10 самолетов (5 лично и 5 в группе). По другим данным, сбил лично 4 самолета.
Участвовал в войне с Японией с августа по сентябрь 1945 года, командовал 249-й истребительной авиационной дивизией.
Летал на истребителях И-16, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5.
Всего, во всех войнах, совершил 308 боевых вылетов, участвовал в 77 воздушных боях, сбил 16 самолетов (9 бомбардировщиков и 7 истребителей).
После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях.
11 мая 1949 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Окончил Военную академию Генштаба в 1951 году.
С апреля 1954 года по октябрь 1957 года служил в Китае.
С января 1958 года по октябрь 1968 года был заместителем начальника Киевского высшего инженерно-авиационного военного училища Военно-Воздушных Сил.
Имел общий налет 2.062 часа в воздухе.
28 октября (30 ноября) 1968 года был уволен в запас в звании генерал-майора авиации.
Автор воспоминаний:
«Достался нам век неспокойный», Москва, 1978;
«Ради жизни на земле» (в сборнике «Вместе с патриотами Испании») и других.
Проживал в городе Киев (Украина)
Умер 16 августа 2002 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева.
Список известных воздушных побед Е. Ф. Кондрата:
13.11.1936 1 Фиат-32 Мадрид лично
00.00.1936 1 Хе-51 Испания лично
01.02.1937 1 Савойя-81 Малага лично
02.02.1937 1/2 Савойя-81 Малага в паре с Алонсо Хименес
02.02.1937 1/2 Хе-51 Антекер в паре с В. А. Матюниным
05.02.1937 1/2 Хе-59 Малага в паре с В. А. Матюниным
07.01.1943 1 Ме-109 станция Синявино лично
23.01.1943 2 Ю-87 южнее Рабочий поселок № 6 лично
23.01.1943 1 Ме-109 юго-западнее Рабочий поселок № 6 лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года, за умелое руководство, личное мужество и героизм, Емельяну Филаретовичу Кондрату было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 3780).
Награжден орденом Ленина (01.05.1943), пятью орденами Красного Знамени (02.01.1937*, 04.07.1937**, 21.05.1940, 13.06.1952, 22.02.1968), орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота», «250 лет Ленинграда», «40 лет Вооруженных Сил», «20 лет Победы», «50 лет Вооруженных Сил».
Примечания:
* Орден имел порядковый № 785.
** Орден имел порядковый № 54/"2".
Свидетельство о публикации №222121500104
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 15.12.2022 10:55 Заявить о нарушении