Кондрат Емельян Филаретович

Родился  8  августа  1911  года  в  деревне  Косари  Мглинского  (ныне  Унечского)  района  Смоленской  (ныне  Брянской)  области  (Россия)  в  семье  крестьянина.  Русский.  Окончил  5  классов  в  1925  году,  двухгодичный  Симферопольский  рабфак  вечернего  курса  по  специальности  кузнеца-слесаря  и  шестимесячные  Севастопольские  курсы  чертежников  в  1931  году.  С  марта  1925  года  по  апрель  1926  года  батрачил  в  деревнях  Косари  и  Луговка,  затем  до  января  1929  года  трудился  в  хозяйстве  отца.  С  января  1929  года  по  январь  1930  года  был  рабочим  на  машиностроительном  заводе  в  Симферополе,  потом  до  июня  1930  года  -  учеником  в  акционерном  обществе  «Установка»  в  Симферополе,  а  еще  позже,  до  февраля  1932  года  -  кузнецом  и  слесарем  на  судоремонтном  заводе  в  Севастополе. 
В  РККА  с  22  (25)  февраля  1932  года,  был  призван  Сарапульским  районным  (Севастопольским  городским)  военкоматом. 
С  февраля  1932  по  октябрь  1933  года  учился  в  Качинской  военной  авиационной  школе  пилотов. 
С  октября  1933  по  октябрь  1936  года  служил  младшим  лётчиком  в  34-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
28  мая  1936  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  октября  1936  года  по  7  апреля  1937  года  в  качестве  пилота  1-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  И-15. 
Имел  псевдонимы  «Алихнович»  и  «Конрад». 
В  1937  году  был  легко  ранен  в  правую  руку.
Всего  в  Испании  произвел  180  боевых  вылетов,  сбил  6  самолетов  (3  лично  и  3  в  паре).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
17  апреля  1937  года  ему  присвоили  воинское  звание  «старший  лейтенант».
С  мая  по  сентябрь  1937  года  был  командиром  звена  в  34-й  истребительной  авиационной  эскадрилье. 
20  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан». 
С  сентября  1937  по  июнь  1938  года  командовал  отдельным  отрядом  в  26-й  истребительной  авиационной  эскадрилье. 
Переведен  на  Дальний  Восток,  где  с  июня  по  ноябрь  1938  года  командовал  эскадрильей,  затем  до  февраля  1939  года  был  помощником  командира  и  до  января  1940  года  командиром  18-го  истребительного  авиационного  полка  в  Хабаровске.      
Участвовал  в  боевых  действиях  на  озере  Хасан  в  августе  1938  года,  совершил  16  боевых  вылетов.
4  ноября  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  30  декабря  1939  года  по  6  января  1940  года  был  командиром  152-го  истребительного  авиационного  полка.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  15  февраля  по  апрель  1940  года. 
При  авиационном  налете  получил  контузию  правого  колена. 
Всего  за  время  советско-финляндской  войны  совершил  51  боевой  вылет. 
31  марта  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник». 
С  апреля  1940  года  по  ноябрь  1940  года  был  командиром  131-го  истребительного  авиационного  полка. 
Учился  на  оперативном  факультете  Военно-воздушной  инженерной  академии  им.  Жуковского  до  мая  1941  года. 
После  окончания  учебы  был  назначен  на  должность  инспектора  Управления  ВВС  Северо-Кавказского  военного  округа.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
С  сентября  1941  года  по  февраль  (май)  1942  года  был  командиром  274-го  истребительного  авиационного  полка  на  Юго-Западном  фронте,  затем,  до  июня  1942  года  был  старшим  инспектором  ВВС  Волховского  фронта.  С  июня  (ноября)  1942  по  март  1943  года  был  командиром  2-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка,  воевал  на  Волховском  и  Калининском  фронте.

     «…Группа  сразу  же  поднялась  в  воздух.  На  земле  договорились:  шестеро  атакуют,  а  двое  -  в  группе  прикрытия.
     В  наушниках:
     -  Будьте  внимательны!
     И  точно,  на  горизонте,  где  солнце  легло  на  лес,  красное  зарево  запятналось  точками.  Я  стал  считать.  Восемнадцать!  Может,  и  больше,  может,  за  ними  приближались  другие,  но  считать  уже  некогда  -  первые  перестраивались  для  пикирования.
     Только  ведущий  клюнул  носом  вниз,  чтобы  разогнать  свое  многотонное  тело  для  бешеной  атаки  по  пехоте,  я  ему  наперерез  -  он  тут  же  вспыхнул.
     Второго  срезал  Майоров.  Третьего  -  Соболев.
     -  Как  в  учебнике,  -  не  выдержал  Соболев.
     Разворачиваемся  крутым  виражом.  Очередной  фашист уходит  в  атакующее  пике,  чтобы  сбросить  свои  бомбы,  -  но  он  у  меня  в  прицеле.  Жму  на  гашетку,  самолет  содрогается  от  пушечных  выстрелов,  вижу  в  прицеле  дымок…
     -  «Тридцать  первый»,  меня  зажали!  -  это  Соболев,  и  трудно  передать  интонацию.
     -  Вижу!
     Соболев  -  вот  он  впереди  меня  кладет  машину  с  крыла  на  крыло,  а  за  ним  два  цепких  «мессершмитта».  Я  тут  же  выстрелил  по  одному  из  них  -  он  шарахнулся  в  сторону.
     Бросаю  машину  вверх.  Что-то  заставляет  оглянуться  -  ох,  как  он  несется  на  меня!  Огонь  ему  еще  далековато  открывать.  Но  мне  все  равно  не  уйти.  Если  отверну,  -  настигнет  и  расстреляет.  Если  вверх,  -  тоже  расстреляет.  Крутой  вираж  -  вниз  и  влево,  и  навстречу  ему!
     А,  не  нравится!  Отворачиваешь!
     Метров  с  пятидесяти  всадил  в  него  длинную  очередь  -  полетели  куски…
     В  жизни  я  не  видел  такой  пальбы.  Бьют  синими  толстыми  струями  «юнкерсы»,  бьют  «мессершмитты»,  сыплются  по  небу  наши  серовато-белые  брызги,  лупят зенитки,  и  расцветают  их  черные,  голубые,  белые  дымки…  Голова  ходит  кругом.  Где  мы  крутились?  Как  удавалось  держаться  вместе? Как  уцелели?
     Возвращаемся.  Уже  сумерки.  Наши  встречают  морем  огня.  Горят  костры,  указывающие  направление,  палят  из  ракет,  освещая  аэродром.
     Поставлены  самолеты  на  свои  места,  остывают  горячие  моторы:  техники,  механики,  мотористы  осматривают,  ощупывают,  заправляют.
.     Мы  стоим  гурьбой,  еще  разгоряченные,  еще  взволнованные,  переживая  вновь  те  моменты,  когда  сразил  врага,  когда  выручил  товарища,  когда  сам  чудом  уцелел…»
     (Из  книги  Е.  Ф.  Кондрата  «Достался  нам  век  неспокойный»)

С  июня  1943  года  стал  служить  на  Дальнем  Востоке,  где  до  конца  войны  командовал  249-й  истребительной  авиационной  дивизией. 
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  совершил  51  боевой  вылет  и  10  ночных  полетов  на  фронт  по  особому  заданию,  сбил  10  самолетов  (5  лично  и  5  в  группе).  По  другим  данным,  сбил  лично  4  самолета.
Участвовал  в  войне  с  Японией  с  августа  по  сентябрь  1945  года,  командовал  249-й  истребительной  авиационной  дивизией. 
Летал  на  истребителях  И-16,  Як-1,  Як-7,  ЛаГГ-3,  Ла-5. 
Всего,  во  всех  войнах,  совершил  308  боевых  вылетов,  участвовал  в  77  воздушных  боях,  сбил  16  самолетов  (9  бомбардировщиков  и  7  истребителей).   
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
11  мая  1949  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации». 
Окончил  Военную  академию  Генштаба  в  1951  году. 
С  апреля  1954  года  по  октябрь  1957  года  служил  в  Китае. 
С  января  1958  года  по  октябрь  1968  года  был  заместителем  начальника  Киевского  высшего   инженерно-авиационного  военного  училища  Военно-Воздушных  Сил.
Имел  общий  налет  2.062  часа  в  воздухе. 
28  октября  (30  ноября)  1968  года  был  уволен  в  запас  в  звании  генерал-майора  авиации.
Автор воспоминаний:
«Достался нам век неспокойный»,  Москва,  1978; 
«Ради жизни на земле»  (в  сборнике  «Вместе  с  патриотами  Испании»)  и  других. 
Проживал  в  городе  Киев  (Украина) 
Умер  16  августа  2002  года.  Похоронен  на  Байковом  кладбище  Киева.

Список  известных  воздушных  побед  Е.  Ф.  Кондрата:
13.11.1936     1      Фиат-32         Мадрид                лично 
00.00.1936     1      Хе-51             Испания                лично
01.02.1937     1      Савойя-81      Малага                лично
02.02.1937     1/2   Савойя-81      Малага                в  паре  с  Алонсо  Хименес
02.02.1937     1/2   Хе-51              Антекер                в  паре  с  В.  А.  Матюниным               
05.02.1937     1/2   Хе-59              Малага                в  паре  с  В.  А.  Матюниным               
07.01.1943     1      Ме-109            станция  Синявино                лично          
23.01.1943     2      Ю-87               южнее  Рабочий  поселок  №  6                лично
23.01.1943     1      Ме-109            юго-западнее  Рабочий  поселок  №  6       лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  1  мая  1943  года,  за  умелое  руководство,  личное  мужество  и  героизм,  Емельяну  Филаретовичу  Кондрату  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  3780).

Награжден  орденом  Ленина  (01.05.1943),  пятью  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937*,  04.07.1937**,  21.05.1940,  13.06.1952,  22.02.1968),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени,  орденом  Красной  Звезды  (30.04.1947),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «XX  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  оборону  Ленинграда»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет Советской  Армии  и  Флота»,  «250  лет  Ленинграда»,  «40  лет  Вооруженных  Сил»,  «20  лет  Победы»,  «50  лет  Вооруженных  Сил».

Примечания:
*     Орден  имел  порядковый  №  785.
**     Орден  имел  порядковый  №  54/"2".


Рецензии
Прошёл четыре войны и остался жив. Счастливая судьба.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.12.2022 10:55     Заявить о нарушении
Что сказать? Везунчик!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   15.12.2022 19:21   Заявить о нарушении