Югорские газовики Ч. 8 Надежность газотранспортной

Надежность работы трубопроводной газотранспортной системы

Рассматривая работу югорских газовиков через призму каждого филиала, приходишь к выводу, что Общество - это единый производственный комплекс, состоящий из множества механизмов, работающих между собою взаимосвязано. И это понятно. Приоритеты предприятия всегда остаются прежними: выполнение плана поставок газа потребителям, достижение целей в области производственной и экологической безопасности, соблюдение финансовой и технологической дисциплины, выполнение мероприятий по повышению надежности объектов транспорта газа, сохранение социальной стабильности в коллективе.

Важные шаги

2013 год в Обществе «Газпром трансгаз Югорск» стал переломным в вопросах, связанных с повышением надежности эксплуатации магистральных газопроводов.
Первым шагом к этому было принято решение о выработке на основе программного комплекса «Статус МГ» единых критериев к оценке технического состояния линейной части магистральных газопроводов (ЛЧМГ). Основной к этому стало создание паспорта технического состояния на каждый участок, содержащий в себе ее технические характеристики с результатами по проведению различных видов диагностики и ремонта.

Для этого, в течение 2012 года была проведена огромная работа по восстановлению истории эксплуатации газопроводов за прошедшие 15 лет. Она состояла из анализа различных технических показателей линейной части. В них входит давление разрушения трубопровода, допустимое давление, рекомендуемый срок обследования дефектов в шурфе и срок проведения следующей внутритрубной дефектоскопии, прогнозные даты разрушения трубы и снижения давления в ней, и многое другое.

Внедрение «Статуса МГ» позволил обеспечить контроль за надежностью линейной части магистральных газопроводов в целом, единый подход к оценке состояния участков ЛЧМГ, а также сократить сроки обработки результатов обследований и обеспечить эффективное распределение ресурсов.

Второй шаг: включение нового вида диагностики - экспертизы промышленной безопасности линейной части магистральных газопроводов, включающую в себя комплексную оценку и прогноз их технического состояния.

Третий шаг: предложение генерального директора югорской газотранспортной компании Петра Михайловича Созонова проводить выездные совещания представителей департаментов ПАО «Газпром» и его дочерних компаний, которые будут направлены на повышение эффективности проведения капитальных ремонтов магистральных газопроводов. Это позволит, посчитал он, не только перенимать опыт, наработанный на предприятиях, но и подключать к его обсуждению все заинтересованные стороны – научные и ремонтные организации, заводы-изготовители и так далее.

- Эффективность ремонта газопровода методом переизоляции во многом определяется качеством отбраковки поврежденных труб и дефектов, допущенных во время проведения строительно-монтажных работ, - отметил на первом таком совещании заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ПАО «Газпром» Сергей Викторович Алимов. - На сегодняшний день это наиболее эффективное средство восстановления надежности линейной части, и имеет краеугольное значение в повышении надежности нашей газотранспортной системы. Поэтому обеспокоенность Петра Михайловича Созонова была поддержана в ПАО «Газпром» и мы совместно с ним разработали план мероприятий, реализация которых позволит нам не только нивелировать имеющиеся проблемы, возникающие при ремонте магистральных газопроводов в трассовых условиях, но и минимизировать их.

В рамках обеспечения этой задачи Департаментом совместно с головной экспертной организацией по аттестации изоляционных покрытий ООО «Газпром ВНИИГАЗ» была выполнена актуализация технических требований на все основные типы используемых (планируемых к использованию) в трассовых условиях изоляционных материалов.
Результатом этой работы стало введение в действие в 2013 году трех систем стандартизации - СТО «Газпром», устанавливающих необходимый уровень технических требований к покрытиям на основе битумно-полимерных и термореактивных материалов, а также к покрытиям для защиты кольцевых сварных соединений.

2014 год: внедрение в ООО «Газпром трансгаз Югорск» Концепции по планированию и организации капитальных, текущих и восстановительных ремонтов линейной части, разработанной производственным отделом по эксплуатации магистральных газопроводов и Инженерно-техническим центром Общества.

В ее основу вошел десятилетний опыт проведения ремонтных работ на газопроводах предприятия, анализ методов планирования капитального ремонта и требования к их значительной корректировке и, с чем это связано. Разработана методика расчета количества дефектных труб, подлежащих замене при проведении капитального ремонта.

Также сформирована Программа на 2015-2017 годы по проведению экспертизы промышленной безопасности линейной части магистральных газопроводов.

Также разработаны мероприятия по внедрению технологии ремонта и восстановления труб повторного применения.

Проведены структурные преобразования Управлений аварийно-восстановительного ремонта (УАВР) и пересмотрен «Временный регламент взаимодействия УАВР с ЛПУМГ, УТТиСТ (Управлений технологического транспорта и специальной техники)».

2015 год. Выработаны мероприятия для исключения повторных случаев аварийности на линейной части магистральных газопроводов, на которых уже проведен ремонт. Они включают в себя обследование газопроводов внутритрубными снарядами-дефектоскопами с повышенной чувствительностью к дефектам в кольцевых соединениях.

Для того, чтобы не допускать нарушений в технологии сварочно-монтажных работ при ремонтах линейной части магистральных газопроводов филиалами Общества, проводятся внеплановые семинары по неразрушающему контролю качества сварных соединений. А также, инструктажи дефектоскопистов и руководителей строительно-монтажных работ (СМР), внеочередные допускные испытания сварщиков и внеплановая техническая учеба персонала, выполняющего строительно-монтажные работы. Кроме этого, для обязательного обеспечения требований при организации сварочных работ вводятся «Листы операционного внешнего осмотра».

Для диагностирования и определения технического состояния ЛЧМГ Обществом рассматриваются новые средства и методы диагностики. Один из них - использование бесконтактных магнитометрических приборов, предназначенных для наземного обследования газопроводов. Второй –обследование участков акустико-эмиссионным контролем. Этот метод основан на регистрации и анализе акустических волн, возникающих в процессе пластической деформации и разрушения (роста трещин) контролируемых объектов.

2014-2016 годы.

Применявшиеся в ходе строительства газопроводов пленочные изоляционные покрытия в суровых природно-климатических условиях уже не обеспечивают необходимого уровня защиты металла трубы, что приводит к появлению коррозионных и стресс-коррозионных дефектов. Поэтому «Газпром трансгаз Югорском» ведутся активные работы по замене изоляционных покрытий участков, находящихся в плохом техническом состоянии.

Кроме этого, Управление Общества занимается поиском новых инновационных подходов по оптимизации текущей деятельности, так как ранее разработанная профильная система сбора данных «Инфотех» не обеспечивала возможностей автоматизации расчетов и проверки достоверности исходных данных. И выход в этом направлении найден, ООО «Газпром трансгаз Югорск» совместно с ООО «Городской центр экспертиз» разрабатывают программный комплекс «Статус ГТЮ».

В его задачи входят такие важные направления деятельности, как:

- всесторонний анализ технического состояния линейной части магистральных газопроводов (в соответствии с НТД ПАО «Газпром»);

- планирование внутритрубной диагностики (ВТД) и коррозионных обследований, формирование стратегии и календарных планов ремонтов;

- контроль полноты внесения исходных данных, качества ВТД и выполненных ремонтов.

Расчет параметров безопасной эксплуатации магистральных газопроводов на основе данных внутритрубной дефектоскопии, позволяют специалистам Общества оперативно проводить прочностные расчеты, прогнозировать техническое состояние линейной части МГ и формировать планы по ее диагностике и ремонту.

2017 год. Внутритрубная дефектоскопия - самая массовая и наиболее информативная составная часть всего комплекса диагностических и расчетных работ. Но, при всех преимуществах у нее есть существенный недостаток – выявляются не все дефекты коррозионного растрескивания под напряжением трубы, в то время как эти дефекты являются причиной более половины всех аварий на линейной части магистральных газопроводов.

Работа в этом направлении не прерывалась, Обществом постоянно рассматриваются возможности применения нового оборудования и новых технологий. Хорошим подспорьем в этом направление стала разработка российской компании ООО «ЭТНЭ» - сканер-дефектоскоп А2072 «IntroScan». Он предназначен для обнаружения и измерения параметров дефектов основного металла трубы и кольцевых сварных соединений при проведении внутритрубной диагностики.

Испытания этого робота велись в течение всего 2016 года на 57 объектах ООО «Газпром трансгаз Югорск». Им обследовано 18 участков линейной части магистральных газопроводов и три подводных перехода. «Пилотный» проект признан состоявшимся - достоверность результатов работы сканера-дефектоскопа А2072 «IntroScan» превзошла даже прогнозируемые ожидания.

На фоне традиционных в газовой промышленности методов внутритрубной диагностики мобильность, компактность, автономность, оперативный анализ данных с мгновенной выдачей модели трубопровода в формате 3D стали ключевыми преимуществами роботизированного сканера-дефектоскопа А2072 «IntroScan».

Кроме этого в августе, по поручению ПАО «Газпром», «Газпром трансгаз Югорск» начал проводить испытания, по применению полиуретанового двухкомпонентного защитного покрытия «РПУ-1001», изоляции «Полистэк», а также технологии лазерной орбитальной сварки неповоротных стыков. И так далее, и так далее.

Можно продолжать и продолжать рассказывать об огромном объеме работ, направленных на внедрение новых разработок, связанных с задачами, направленными на повышение надежности работы магистральных газопроводов и экологической безопасности. Сюда входит и создание в Обществе участка по ремонту труб, эксплуатация установок размагничивания труб «ЛАБС-7 СКР», наружного сканера-дефектоскопа «A2075 SoNet», комплекса для автоматизированного ремонта коррозионных дефектов «РЛЕВ.683119», приборов для диагностики, применяемых при выборочном ремонте МГ, устройство очистки и изоляции труб «УОТ-1420» (ООО «НПП «Август»), и так далее.

Системный подход к ремонту газопроводов

С 2016 года в Обществе «Газпром трансгаз Югорск» произошло значительное наращивание объемов работ по внутритрубной дефектоскопии и капитальному ремонту магистральных газопроводов, что позволило в 2020 году выйти на новый рубеж – обследование 26 тысяч километров трубы из 27,5 км эксплуатирующихся предприятием. Это на 10 тысяч километров больше, чем в 2016 году. А в 2021 году этот объем еще возрос на 500 километров.

- Газотранспортную систему я сравниваю с кровеносной системой человека, - говорит генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Югорск» Петр Михайлович Созонов. - Для того, чтобы узнать ее проблемы, надо получить качественную диагностику сосудов, и только после этого врач может вынести более полноценное заключение по здоровью человека.

Так происходит и у нас. Получение достоверной информации от диагностической организации позволяет нам создать базу точных данных по состоянию трубы, анализируя которую, выстраиваем наиболее эффективную работу, направленную на повышение дальнейшей безопасности управления газотранспортной системой.

Что не менее важно, в этом направление сделан нами еще один шаг, направленный на сокращение временного периода по сбору данной информации с 5 до 3-3,5 лет. Анализ этих данных, дает нам возможность создать наличие перспективной истории дефектности линейной части магистральных газопроводов «Газпром трансгаз Югорска».

Следующий этап – ремонт газопроводов. Раньше, из-за неимения достаточно точной информации по состоянию тела трубы большее внимание уделялось ремонту их изоляционного покрытия силами подрядных организаций. Но позже, когда появилась возможность получить более достоверную информацию по состоянию тела трубы за счет роботов-дефектоскопов, то и планы проводимых работ, направленных на ремонт газопровода, стали меняться. А вместе с этим, начиная с 2016 года, в значительном порядке стали возрастать и объемы работ, проводимые внутренними силами Общества.

Для сравнения, югорские газовики собственными силами проводили ремонтно-восстановительные работы на межкрановых участках: в 2014 году - на 112; в 2020 году - на 539; в 2021 году - на 823. То есть, объем производства ремонтных работ увеличился с 4 раз до 7. Второе, если раньше на всех этих участках проводилась вырезка дефектов в сумме 5-ти км трубы с учетом катушек, цельных труб, то сейчас она возросла в 7 раз.

Кроме этого газовики перешли на ремонт более протяженных участков с полной заменой трубы, чего раньше никогда не делали. Так, силами подрядных организаций такие работы были произведены в 2020 г. на 68,8 км магистральных газопроводов, в 2021 г. на 64,6 км, в 2022 г. на 154 км. Своими силами в 2020 г. работники Общества заменили 67,6 км на магистральных газопроводах Краснотурьинского и Нижнетуринского ЛПУМГ, в 2021 г. 29 км в Пунгинском и Нижнетуринском ЛПУМГ и в 2022 г. 81 км в Сосьвинском и Нижнетуринском ЛПУМГ с привлечением Югорского и Белоярского УАВР и УТТиСТ. 

- Это самый перспективный метод ремонта, позволяющий использовать замененный участок газопровода со сроком безопасной эксплуатации как минимум на 20-35 лет, - подчеркивает генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Югорск» Петр Михайлович Созонов. – А переизоляция трубы, дает более короткую перспективу на ее дальнейшую эксплуатацию с расчетным потенциалом 8-10 лет.

Следующее, на что еще хочется обратить внимание, это на количество сваренных стыков при ремонте трубы. Посмотрим динамику с периода 2012 года. Тогда было сварено порядка 3,5 тысяч стыков диаметром от 1000 мм и выше. В 2021 году их количество выросло до 14 тысяч. Такая же ситуация по росту сварных стыков происходит и на меньших диаметрах газопроводов от 159 мм до 1000 мм. В 2021 году их количество увеличилось в 4 раза, что составило 8870 стыков. Во столько же возросли объемы сварки стыков трубы более мелкого диаметра – от 159 мм и ниже – 3800 штук. А в общем в 2021 году было сварено 26470 стыков.

Если взять во внимание объемы работ, проводимые подрядными организациями, то и они не меньше. И планы по этому направлению продолжают расти. В частности, это связано с ремонтом участков газопроводов, по которым будет транспортироваться этансодержащий газ. В программе 2021 года отремонтирован 81 км магистральных газопроводов, в 2022 году - 250 км, в 2023 году планируется выполнить ремонт на 327 км.

Не менее важно и то, что на производственной площадке Югорского УАВР Общества «Газпром трансгаз Югорск» в 2021 году начал эксплуатироваться трубогибочный станок ГТ-1425, с помощью которого проводится изготовление отводов холодного гнутья для газопроводов: до 7 градусов диаметром 1420 мм, до 8 градусов – 1220 мм и до 9 градусов – 1020 мм.

– Наш план формируется из двух направлений: текущего и капитального ремонтов газопроводов, - рассказывает Леонид Владимирович Саражин, начальник отделения по ремонту труб. - Работа построена таким образом, что мы можем заранее спланировать номенклатуру отводов катушек с гнутьем, включая не только 2023 год, но и последующие – 2024, 2025 года, в соответствии с техническим заданием на данный период.

Поступающая к нам труба проходит углубленную процедуру входного контроля на базе Югорского управления материально-технического снабжения и комплектации с помощью дефектоскопистов. И это понятно, ведь отвод в процессе гнутья подвергается нагрузкам с одной стороны в области сжатия, с другой – растяжения. Как правило, в этих областях не допускается, чтобы труба имела отклонения по техническим условиям – длине, толщине, – с учетом которых завод-изготовитель поставляет ее нам.

После приемки она распределяется по номенклатуре. Чтобы изготовить, например, отвод, с целевым углом гибки три градуса, нам нужна труба длинною 11,6 м., а для отвода с углом гибки четыре градуса – 12,16 м.

Как правило, к нам приходит труба, которая пригодна на 100 процентов. Благодаря этому необходимым комплектом фасонных изделий обеспечены полностью все запланированные работы в рамках капитальных ремонтов на газотрассе. В 2021 году было изогнуто на этом станке 660 отводов труб, в 2022 году 545 шт.

Отделением по ремонту труб, образованному в 2016 году на базе Югорского УАВР, переработано более 6 тысяч труб.

И еще есть одно направление, которое занимает важную роль в производственной политике Общества «Газпром трансгаз Югорск», связанное с эксплуатацией 60 газораспределительных станций (из них 6 ГРС на балансе сторонних организаций).
В 2014 году была разработана новая программа, благодаря которой выполнена реконструкция 3 ГРС, расположенных в городах Нижняя Тура, Советский, Березово Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра), построена (введено вновь) 1 ГРС в поселке Харсаим Ямало-Ненецкого автономного округа и выполнен капитальный ремонт 19 ГРС.

- Впереди у нас с вами новые рубежи, - обратился генеральный директор Общества Петр Михайлович Созонов в новогоднем поздравлении тружеников «Газпром трансгаз Югорск» по видеосвязи, - предприятие должно постоянно развиваться и эффективно работать, продолжая внедрение новых технологий и оборудования, обеспечивая безопасность и надежность объектов транспорта газа, добиваясь достижения нулевого уровня аварийности.


Рецензии
Очень интересный рассказ и познавательный! Узнал для себя много нового о чем и не догадывался . Успехов и здоровья крепкого.С теплом

Андрей Эйсмонт   22.12.2022 05:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.