psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ Экзерсис 1-11
***
Пушкин, Онегин и Бес
Глава III Строфа XIII
Друзья мои, что ж толку в этом?
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
И, Фебовы1 презрев угрозы,
Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад
Займет веселый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
поэт — тот в кого вселился влюбленный бес
***
Психокризис 1823
– первый Перекресток Судьбы = выбор с кем быть - с Б-гом или Сатаной
В 1825 году АСП признался: «Демон» не есть существо воображаемое« (!)
Влюбленный Бес (1821) - Подражание корану 1822-1825 - Гавриилиада 1822
Свидетельство того факта, что АСП – в духовном психокризисе: он не ищет Б-га, он его обвинил в грехе распутства и сутенерства и просто забавляется с Сатаной Дьябловичем Люций Ферским:
***
Метафабула - тема №2 – идея соблазна Сатаной и тема №3 – Б-г или Сатана = бесовщина
Метафабулой АСП является идея встречи со Злом. и процесс соблазна, встречи по Божьему Промыслу Зла с человеком с субтемой влюбленного Зла и Черта с Рогами (черта – рогоносца! = черта – кокю!)
Не мстит ли Чорт Творцу!? И вот какой умысел - а кто чорту наставил рога!? Бог. Значит Чорт - не адамит - мстил Богу, совращая его иные опытные неопытные изделия - адамитов! Ибо Бог когда-то увел женку Беса (чорта, дьявола, сатаны - разные сменялись начлабы в этой бесовской лабе ОКБ!) и в нее непорочно, но прочно вошел. То была Лилит! А может Бог вошел в Чорта
В 1813 АСП пишет три песни в поэме Монах. В творении действуют монах, женщина, чорт. Автору 14 лет
Уж под тобой бодрится чёрт проклятый,
Готовится на адскую езду.
Держись, держись всегда прямой дороги,
Ведь в мрачный ад дорога широка.
С приездом на юг в командировку душа поэта вновь начала бродить вокруг идеи соблазна:
- 1821 сделана отметка в записях: «В.Б.» (влюбленный бес) – отметка о возвращении к теме метафабулы
- 1822 написана дерзкая до кощунства «Гавриилиада», которая по мнению Алексеева М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования (1972, 1984) до сих пор остается самым скандальным произведением русскрй литературы. Деву Марию лишает девственной невинности Сатана, а затем ее соблазняет божий посланник архангел Гавриил и только третьим в очереди на соитие был Святой Дух, сошествие которого смачно описано Пушкиным как нападение, топтание, поклевы и копошение когтистого голубка «над розой» младой еврейки.
- 1822 – Подражание Корану - тема влюбленного Зла
- 1823 – Евгений Онегин - тема влюбленного Зла
- 1824 – Граф Нулин – пародия на мужа-кокю и верность супруги, соблазненной соседом Лидиным
- 1824 – Цыганы – тема влюбленного Зла
Во всех этих творениях возникает соблазнитель – Сатана. Возможно, идея возникла еще в детстве, когда отрок Пушкин А.С. познакомился в библтотеке Пушкиных с творением Жака Казота «Влюбленный дьявол». Возможно, идея восходит и к модификациям Книдского мифа: не скульптор влюбляется, сватается или соблазнает статую, а Сатана Чорт или Бес = кн. Бес-Сатанский Люцифер Дьяблович!
***
Бог – Сатана – Демон у АСП
Фра — Вот стихи о главной теме АСП в южной командировке — о Боге и Демоне:
1 — БЫВАЛО, В СЛАДКОМ ОСЛЕПЛЕНЬЕ (стр. 143). Черновой набросок. Здесь впервые затронуты темы, развитые в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». Последние стихи прямо перенесены во второе стихотворение.
2 - ДЕМОН (стр. 144). Напечатано в «Мнемозине», 1824 г., ч. III. Стихотворение это было понято современниками как психологический портрет Александра Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку «О стихотворении „Демон"» (см. т. VII).
3 - СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ (стр. 145). При жизни Пушкина не печаталось. Написано в ноябре 1823 г. Ср. «Мое беспечное незнанье» (стр. 143). См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г. Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками. Эпиграф — из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3.
Ум ищет божества, а сердце не находит …
Бывало, в сладком ослепленье
Я верил избранным душам,
Я мнил — их тайное рожденье
Угодно властным небесам,
На них указывало мненье —
Едва приближился я к ним
.......................
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим навек соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
***
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
***
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Демонизм АСП 23-го = центр. тема дух кризиса и осмысления себя = это его метафабула
Если автор уподобляется Творцу как демиург? то его роль и назначение вне зависимости от Божественной Воли предполагали быть орудием Случая
Суд собственный — модель личного Судного Дня
Поэт решается отказаться от индивидуальной самостоятельности — он принимает на себя мантию Пророка — а Пророк обязан говорить не от своего имени но от имени Всевышнего передавая его послания — поэт согласен быть не учителем царей а пророком подчиняющем] зеленью Бога и его наместника на Земле///
АСП пошел на попятную — и написал прошения = Я нижеподписавшийся обязуюсь впредь /// быть всеподданейшим!
Выбор на Перекрестке судьбы в июне-августе 1826 (до казни пятерки !) был сделан = АСП стал сервилистом! Он пишет Пророка
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
в ряде гностических (апокриф) толковниках серафим (seraphim или hf;seraphim на др евр) суть особый слуга бога — особый род змей исполняющих волю Бога и жалящих людей (см.кн. Исайи) = не этот ли Змей исполнил волю Творца соблазнить Хаву (Еву) и совратить пару адамитов пред строем всех человекообразных образцов его ОКБ на Земле!? (см фреску Микель Анджело!)
После нападок и обвинений в отступничестве АСП подтвердил свое принципиальное судьбоносное решение стихами Стансы и Друзьям в 1827
И только парткомы ПД извратили библейский смысл пушкинского послания = Пророка
Его Пророк — про Рок = вдохновение — этот казус (Случай) = суть дар Бога и поэт обязан вещать Его откровения , а не что вздумается и взбредет
Поэт слуга Бога и Царя (его наместника)
Однако проблема = душой духом (волей) и разумом поэта овладел злобней гений — Демон
Футуристы Крученых и Хлебников назвали все эти метафабулы и метасюжеты Пушкиной «Игрой в Аду».
В 1832 АСП описал так свое сос-состояние с душой проданной Сатане и духом, которым овладел злобный гений Демон - агент Люций-Фера Дьябловича Бес-Сатановского:
И дале мы пошли (Пушкин)
* * *
I.
И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.
II.
Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной —
И бесы тешились проклятою игрой:
Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им —
А бесы прыгали в веселии великом.
Я издали глядел — смущением томим.
<1832>
Датируется предположительно июнем 1831 — началом 1832 гг. Оба отрывка являются шутливым подражанием эпизодам из «Ада» Данте. Опубликовано Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 175—176, как второе из «Подражаний Данту» (первое — В начале жизни школу помню я...). См. комментарий Бонди.
Свидетельство о публикации №222121501378