Как Дьячковы стали Поповыми!?

Составление родословного задания для исследования родословной Поповых (Паповых)
В Сапожке Рязанской области фамилии Поповы и Пономаревы встречаются достаточно часто, тем более и сейчас потомки жителей Малого Сапожка носят фамилии Поповы (возможный вариант Паповы) и Пономаревы, или в роду этнических малосапожковцев имеются прародители с фамилиями Поповы (Паповы) и Пономаревы. Как известно из статей по филологии и ономастике, фамилия Поповы, не только одна из наиболее распространённых фамилий в родословии Малого Сапожка, но и в списке общерусских фамилий она находится на пятом месте. В основе составления родословного задания для исследования родословной Поповых (Паповых) и связанной с ней родословной Пономаревых лежит два интересных исторических факта:
1. ряд дворов (семей) записанных в ревизских сказках 4 ревизии 1782 года, как Дьячковы, в ревизских сказках 5 ревизии 1795 года были записаны уже как Поповы (Приложение 1).
 2. в печатном источнике И. В. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных», [1] в описании церкви Малого Сапожка приведен список священнослужителей этой церкви, который при внимательном прочтении и понимании наследственного и семейного порядка передачи сана священника церкви в 17 и 18 веках, а так же очень часто в 19 веке дает предположение об основе составления родословия Поповых и Пономаревых. (Приложение 2) В данном случае, необходимо учитывать факт отсутствия фамилий у священнослужителей в 17 и первой половине 18 века. Фамилии в семьях священнослужителей начали появляться на рубеже 18 и 19 веков и очень часто они давались семинаристам во время обучения в семинарии. Это явление известно в генеалогии, как семинарские фамилии.
Владимир Андреевич Никонов в «Словаре русских фамилий» пишет «Тогда же (в конце 18 века), начата фабрикация фамилий духовенству, расцветшая в следующем столетии. Ведь негоже духовному пастырю именоваться Собакин или Свиньин. Установили строгий порядок: в духовную семинарию, готовившую священников, перед выпуском приезжал епархиальный архиерей и раздавал фамилии по своему усмотрению, чаще всего - по названию церкви, в которой служил отец семинариста: Архангельский, Троицкий, Вознесенский, Никольский, Богородицкий и пр., включая неуклюжие Крестовоздвиженский, Всехскорбящинский, Духосошественский (все - от церковных праздников), или из названия села, в котором церковь расположена. Так в Казанской епархии оказались священники от мусульманских имен; другие получили фамилию, как бы украшающую (по драгоценным камням - Алмазов, Аметистов; по цветам - Гиацинтов, Розанов; по птицам - Лебедев, Голубев). Архиерей, имея классическое образование, черпал фамилии из древнегреческого и латинского языков. Так возникли Беневолинские (или русская калька – Добровольские), из античной истории и мифологии (появилось множество священников, названных в честь античных деятелей - Гераклитов, Диогенов - и даже языческих божеств - Минервин, Палладин, Купидонов и т.п.).
За нелучшее поведение даны фамилии Геростратов, Авессаломов. Семинаристы сложили остроумную формулу получаемых фамилий:
По церквам, по цветам,
По камням, по скотам,
И яко восхощет его преосвященство.
Духовенство было многочисленным и плодовитым, его потомки составляли заметную часть населения (в частности, так называемые разночинцы, многие из которых вошли в ряды интеллигенции). Поэтому фамилии этого происхождения нередки и сегодня.» [2. С. 209]
Остановимся немного на истории происхождения и эволюции фамилий Попов и Пономарев. Так в Википедии написано: Попов (Попова) — распространённая русская и болгарская фамилия, а также топоним. В списке общерусских фамилий находится на пятом месте. Фамилия образована от названия духовного сана поп (священник). Попов, то есть сын попа.
В справочниках по ономастике фамилий даются следующие объяснения происхождения фамилий Попов и Пономарев.
Владимир Андреевич Никонов в «Словаре русских фамилий» написал о фамилиях Попов и Понамарев следующее:
ПОПОВ. Одна из самых частых фамилий в России, особенно на севере страны. Подсчет фамилий в Архангельской губернии (1897) показал небывало высокую частотность – 20  Поповых  на тысячу  человек.  В  Москве  (1964)  30 тысяч Поповых. Первоначально попов означало: 1) отчество – «сын священника»; 2) отчество – «сын Попа», от прозвища Поп; из документов XV– XVII вв.: крестьянин Сенка Поп, донской казак Михайло Поп и т.п.; 3) работник у попа  – попов работник.
ПОНОМАРЕВ. Отчество от наименование отца по должности – пономарь – низший чин православной церкви. [2. С. 95]
Тамара Федоровна Ведина в книге «Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения» приводит следующую энциклопедическую статью:
ПОПОВ. Фамилия входит в первую десятку по употребляемости (девятое место).
Поп – в старину иногда говорили попин – священник, батюшка. Упоминается у нас в России впервые в 1047 г. в Песнословии пророков. Попадья, попадейка – жена или вдова попа, матушка. Попович, попёнок – сын попа. Все эти значения в фамилиях Попадейкин, Попадьев, Попадьин, Попиков, Попков, Попов, Попович, Поповкин, Поповский, Попок, Попцов. В эту же «семейку» стоит отнести фамилию Распопов (поп-расстрига, лишенный звания). [3]
В «Словаре современных русских фамилий» Ганжиной Ирины Михайловны имеются две словарные статьи о фамилиях Попов и Пономарев.

Попенко, Попков, Попов, Попок

Фамилии могли восходить не только к нарицательному поп, но и к очень распространенному в прошлом нехристианскому личному имени Поп (уменьшительные Попко, Попок).
Фамилия Попов, входящая в первую десятку самых распространенных в России, образована из притяжательного попов. Она могла обозначать не только «сын священника», или «сын человека по имени Поп», но и «попов работник».
По наблюдениями В.А. Никонова, фамилия Попов распространена на русском Севере, и особенно в Архангельской области. В XVII в. эта фамилия «заселяет» степи южнее Тулы и Рязани, Дон и Нижнее Поволжье. Она отсутствует в западных областях и у западных славян, но очень часто встречается у болгар.
Личное имя Поп многократно зафиксировано в XV -XVII вв.: Никита Попко, крестьянин, 1495, Новгород; Попко, землевладелец, 1400; Офонасий Поп, крестьянин, 1495; Ждан Попка, мозырский боярский человек, 1552; Поп Федор Иванович Сверчков Сабуров, первая половина XVI в.; Офонка Ларионов сын прозвище Поп, юрьевский крестьянин, 1633; Михайло Поп, станичник на Дон,у, 1684 и многие др. В документах значится даже Федка Васильев, прозвище Поганой Поп, крестьянин Ржевского уезда, 1669. [4 С. 379-380]

Паламар, Паламарчук, Панамарёв, Парамарёв, Подмарёв, Подомарёв, Понамарёв, Пономарёв, Пономаренко, Пономарьков

В основе фамилий лежат именования по занятию: пономарь (в некоторых говорах искаженно - подмарь, подомерь; в украинском языке и южных говорах - паламар, паламарь; форма же парамарь образована из древнерусского парамонарь) - церковнослужащий, который зажигает свечи, готовит кадило, прислуживает в алтаре и звонит в колокола.
Подобные именования отмечены в документах. XVI - XVII вв.: Гришко Ярофеев сын Пономарек, тюменский житель, 1687; Ивашко Пономарев, старожилец, 1523; Ананья Андреев Пономарев, земский судья в Верхотурье, 1665; Алешка Пономаренок, невельский крестьянин, 1649; Ермола Пономаренок, нежинский казак, 1654; Ондрюшко Пономарков, тобольский казак, 1676; и др. [4 С. 353]
Степан Борисович Веселовский в своей книге «Ономастикон» приводит примеры древнего происхождения фамилий Поповы и Пономаревы и им подобных:
Пономарев Олимпий, посадский человек, 1618 г., Вологда
Поп Федор Иванович Сверчков Сабуров [см. Сверчок,  Сабур], первая половина XVI в.
Попадейка Федор Андреевич Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в.
Попадья Василий Петрович Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него - Попадьины-Квашнины; Попадья Вышеславцев [см. Вышеславцев], 1550 г.
Попайлов Василий Иванович, 1539 г.
Попка, Попко, Попок, Попковы: Варвара Попка, холопка, 1603 г.,
Новгород; Никита Попко, крестьянин, 1495 г., Новгород; Гаврило Попок, холоп,
1595 г., Новгород; Богдан Григорьев  Попков,  посадский человек, 1636 г.,
Бежецк
Поплева, Поплевины: Григорий Васильевич Поплева Морозов [см. Мороз], боярин, умер в 1492 г.; от него - Морозовы-Поплевины
Поповка Иван, дьяк вел. кн. Василия Темного; Поповка Иванов, конюшенный дьяк кн. Юрия Ивановича, 1520 г. [5]
Отрицательное отношение советской власти к священнослужителям в первые десятилетия существования Советского Союза, нашло отражение в версии, что фамилия Попов могла произойти от мирского имени Поп и от, всего, что имело отношение к священнику (попу), например попов работник.       
При составлении родословного задания можно сделать следующие предположения:
1. Фамилии Попов и Пономарев действительно произошли от службы в причте церкви Малого Сапожка прародителей Поповых и Пономаревых. В связи с ростом числа потомков Поповых и Пономаревых, многие из их перешли в сословие пашенных солдат с получением фамилий Поповы и Пономаревы.
2. Список священнослужителей Церкви Малого Сапожка требует внимательного изучения и сопоставления с семьями, указанными в ревизcких сказках с фамилиями Поповы (Дьячковы) и Пономаревы, так как священнослужители и церковнослужители не относились к податному населению и в ревизские сказки не включались.

ЛИТЕРАТУРА
1. Добролюбов, Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных... / Сост. Иоанн Добролюбов. - Зарайск, 1884 - 1891. - 4 т. Т. 3. - 1888. - 344, VI с. Тип издания книжное издание (11725) Заглавие Т. 3 (31) Год издания 1888 (90)  Физическая характеристика 344, VI с.
2. Никонов В.А. Словарь русских фамилий /Сост. Е.Л.Крушельницкий. Москва: Школа-пресс, 1993. – 224 с. ISBN 5-88527-011-2
3. Ведина Т. Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. — М.: АСТ, 2008. – С. 768 ISBN 978-5-17-046547-7
4. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. — М.: Астрель: АСТ, 2001. – С. 263
5. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / Издательство: М.: Наука 1974 г. 382 с. [Электронный ресурс] http://rodstvo.ru/rus/43.htm#47


Приложение 1

Ревизская сказка 4-я ревизии 1782 года пашенных солдат села Малый Сапожок Сапожковского уезда Рязанской губернии
Список с учетом номера двора и имени владельца двора по фамилиям Дьячков и Пономарев

62 Никита Кононов Дьячков
62 Павел Кононов Дьячков
62 Алексей Кононов Дьячков
63 Вавил Кузьмин Дьячков
63 Давыд Кузьмин Дьячков
63 Иван Кузьмин Дьячков
74 Лука Маркин Дьячков
75 Ефан Лукин Дьячков

70 Никифор Федотов Пономарев

Ревизская сказка 5 ревизии 1795 года пашенных солдат села Малый Сапожок Сапожковского уезда Рязанской губернии
Список с учетом номера двора и имени владельца двора  по фамилиям Попов и Пономарев

63 Павел Николаев Попов
64 Давыд Казьмин Попов
65 Абрам Епифанов Попов
65 Антон Епифанов Попов
66 Иван Казьмин Попов
67 Мокей Иванов Попов
68 Иван Никитин Попов
73 Ефим Лукин Попов
74 Трофим Ефимов Попов
75 Иван Лукин Попов

70 Никифор Федотов Пономарев
71 Тихон Антонов Пономарев

Приложение 2
Список священнослужителей Рождества Пресвятой Богородицы церкви Малого Сапожка:

Иаков, уп. в 1627 г.
Иерофей
Иродион Иерофеевь уп. с 1676 -1761 г.
Иоанн Иродионов упомянут с 29 авг. 1701 - 34 г.
Григорий Иоаннов упомянут с 1734 - 40 год.

Никифор Марков р 15 мая 1740 г.
Иоанн Савин родился в 1766 году.

Петр Петров умер 17 ноября 1776 года.
Иоанн Петров родился в 1778 году.
Иаков Иоаннов родился в 1808 году.

Иаков Антониев Морозов 17 февраля 1815 года.
Иоанн Малов умер в 1846 году.
Тимофей Александрович Виноградов состоит с 10 ноября 1846 года.

ЛИТЕРАТУРА
Добролюбов, Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных... / Сост. Иоанн Добролюбов. - Зарайск, 1884 - 1891. - 4 т. Т. 3. - 1888. - 344, VI с. Тип издания книжное издание (11725) Заглавие Т. 3 (31) Год издания 1888 (90)  Физическая характеристика 344, VI с.


Рецензии