Он убил ее. Убил, потому что любил... Отелло, опер

"Он убил ее. Убил, потому что любил..."

"Отелло", опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 14 декабря 2022 года

Дирижер – Валерий Гергиев.
Отелло – Ованнес Айвазян.
Дездемона – Наталья Павлова.
Яго – Павел Янковский.
Кассио – Александр Трофимов.
Лодовико – Юрий Воробьёв.
Эмилия – Зинаида Царенко.

С оперой Верди "Отелло" у меня сложные отношения, хотя только в Мариинке я слышала  ее не менее десятка раз. Она редко меня трогает своей своеобразной музыкой и жестоким сюжетом, который абсолютно не желает принимать моя душа. Чтобы опера потрясла, в представлении должно все сойтись - исполнение музыки, прекрасный вокал, актерская игра, сценография, декорации, костюмы, общая атмосфера спектакля, тогда она поразит и оставит неизгладимое впечатление. Такое мне довелось испытать на двух спектакля Венской оперы года четыре назад, когда Яго в них пел Владислав Сулимский, Отелло - Александр Антоненко, Дездемону -Елена Гусева, а за дирижерским пультом стоял знаменитый Мунг Вун Чунг
(Myung-Whun Chung). Это были спектакли-события, давшие прочувствовать величие вердиевского творения!
Именно в надежде услышать нечто подобное, я побывала на двух "Отелло" в Мариинском театре (3 и 14 декабря 2022 года), когда на его сцене возобновили прежнюю постановку 1996 года. Как утверждают знающие люди, режиссер оригинальной постановки - Джанкарло дель Монако, сын знаменитого певца, хотя его имя сегодня не упоминается ни на сайте, ни в программке. Называют только режиссера возобновления постановки – Михаил Смирнов, художника по декорациям и костюмам – Вольф Мюнцнер, художника по свету – Антон Николаев.
Первый спектакль, объявленный премьерой и состоявшийся 3 декабря 2022 года, где пели такие оперные звезды, как Хибла Герзмава и Владислав Сулимский, а также Арсен Согомонян, тенор из московского театра Станиславского, оставил у меня противоречивое впечатление. Наблюдать за происходящим в полумраке на сцене было утомительно, несмотря на вокально яркую Дездемону в лице Хиблы Герзмавы, яростного подлого Яго Владислава Сулимского, прекрасные хоры и впечатляющую музыку. Я устала напрягать глаза и вышла после спектакля с кучей вопросов к его создателям и ощущением, что меня накормили до отвала очень невкусной и странной едой. Хотя и Хибла Герзмава, и Владислав Сулимский прекрасно пели и играли, но сумрак сцены с трудом позволял это рассмотреть. В целом, состав исполнителей в первом спектакле 3 декабря был очень неровный, включая исполнителя заглавной партии. Из певцов второго плана порадовали лишь Дарья Рябоконь (Эмилия) и Евгений Никитин (Лодовико).
Но более всего после знакомства с предложенной постановкой меня мучил огромный крест, главный символ христианства, брошенный посреди сцены, словно якорь на цепи. Собственно никаких других декораций, кроме хаотично разбросанных каменных плит, в спектакле и нет. А еще на заднике то больше предгрозового темного неба показывают, то меньше. Я не люблю разгадывать чуждые реальному оперному произведению режиссерские посылы и я не понимаю, зачем нужен был на сцене такой провокационный религиозный атрибут как поверженный крест-якорь, на котором все герои топчутся, обнимаются, целуются и чего только ни делают, но единственная мысль, на которую он наталкивает мое атеистическое сознание, это утверждение, что, несмотря на то, что христианство для европейских людей является основой, жизненным якорем, удерживавшим их в рамках гуманизма, герои спектакля (и создатели) "положили на все это христианство с прибором", то есть глубоко наплевали. Зачем потребовалось уважаемому театру наступать на те же грабли, что и попсовый Филипп Киркоров, породив скандал в прессе, я даже гадать не буду. Главное, эта часть декорации ничего, кроме неудобства артистам не дает. Лазать по ней нелегко и опасно, да еще она расположена в очень неудачной с точки зрения акустики зоне, даже сильные голоса певцов на этой конструкции звучат приглушенно и тускло.

После первого спектакля, 3 декабря, мне подумалось, что, может быть, я неудачно сидела, не все увидела и услышала, поэтому решила повторить и пошла на спектакль 14 декабря, благо на него был заявлен достаточно ровный состав солистов и проверенный тенор - Ованнес Айвазян - на титульную роль Отелло.
Оказалось и все хорошие певцы во всех партиях не могут исправить впечатление.
Более тоскливой постановки "Отелло" я еще не видела! Монотонно темная, типичная депрессивность конца девяностых годов. Где в полдень на Кипре можно найти такую темень, как на сцене при встрече в саду Дездемоны и Эмили, где Яго советует Кассио подстеречь Дездемону и попросить о заступничестве перед Отелло? Ну, прямо так и хочется сказать: "Путь наш во мраке!" Зачем было воскрешать эту явно неудачную постановку? Ума не приложу!
Единственный плюс - роскошные венецианские костюмы, характерные для эпохи Ренессанса. Но и тут не обошлось без курьеза - видно, давно костюмеры не работали с такими сложными и тяжелыми костюмами, что забыли, как их надежно крепить. У Отелло, загримированного под настоящего мавра, в сцене ссоры с Дездемоной постоянно сползали роскошные испанские штаны, демонстрируя белую кожу торса и живота, причем они настолько съезжали вниз, что приходилось опасаться, не свалятся ли они совсем. А ведь певцу надо петь, он не может отвлекаться на свой костюм, который кто-то плохо подогнал под его фигуру. И артист прекрасно пел, и с честью вышел из трудной ситуации. Но поволноваться, думаю, пришлось не только зрителям.
Пели вчера в опере прекрасно. Замечательная Дездемона Натальи Павловой. Отличный Яго Павла Янковского. С удовольствием слушала его красивый крепкий баритон богатого обертонами тембра. Порадовали звучный тенор Александра Трофимова в роли Кассио и густой бас Юрия Воробьева в роли Лодовико. Зинаида Царенко была хорошей Эмилией. Ярко пел хор и звучал оркестр под управлением Валерия Гергиева.
Но и вчера целостного сильного впечатления от оперы не осталось. Хотя многое очень понравилось у каждого персонажа. И песня про иву у Дездемоны (Наталья Павлова), и "Кредо" у Яго (Павел Янковский), арии терзаемого ревностью Отелло (Ованнес Айвазян), дуэт Отелло и Яго.
Тем не менее, эта хрестоматийная история о мавре, задушивщим из ревности свою жену, каждый раз будоражит сознание. И заставляет задуматься.
Оболгать с легкостью можно любого. Нужен только вдохновенный злостный лгун и желающий всему верить закомплексованный человек, который воспринимает все в меру собственной испорченности или в русле своих страхов и комплексов. Избави нас Бог от таких близких и любимых!
Если человека хотят считать виновным, оправдаться невозможно, особенно если обвинение несправедливо. Любое слово в оправлание только усиливает уверенность обвинителя в своей правоте. Бедная, ни в чем не повинная Дездемона!
"Он убил ее, убил, потому что любил..." - эта парадоксальная фраза из пародии на рассказ Оскара Уйльда, напечатанной в когда-то известной книге "Парнас дыбом", неотступно вертелась у меня на языке после спектакля. И ничего не возразишь. Любил, но как-то очень жестоко и беспощадно. А, может, и не ее любил, а себя, свои чувства и желания? Да минует каждого из нас такая любовь!


Рецензии