Притча о потерянной драхме

                Любовь – самое возвышенное из всех имен Божиих, ибо оно отражает не только одно из Его вечных свойств, но и указывает на самую величайшую и самую неизъяснимую тайну христианского богословия – любовь есть образ Божественного бытия. В первом послании апостола Иоанна Богослова была изречена самая высокая мысль о Боге в истории мира: «Бог есть Любовь» (1 Ин.4:8). Святитель Григорий Богослов мудро заметил, что если христиан кто-нибудь спросит – «Кого вы чествуете и Кому поклоняетесь?», то ответом будут следующие слова – «мы чтим Любовь, ибо по безукоризненному изречению Святого Духа это есть величайшее имя Божие». В очах Господних всякое сотворенное существо драгоценно, о каждом из нас Бог с любовью заботится как Небесный Отец, любящий все создания Свои – простирающий вечную, таинственную, совершенную и всеобъемлющую любовь Свою к праведным и грешным, являющийся справедливым и благим Богом, как возвещает Псалтырь, и Богом милующим и любящим, имеющим силу и власть прощать кающихся и возвращать им непорочность и чистоту белых лилий. По великой любви Своей Господь хочет всех спасти и велика радость на небесах о кающемся грешнике, обретающем спасение, о чем Христос рассказал в притче о потерянно драхме:  «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:8-10). Каждая притча Иисуса Христа – это иносказательная загадка, ее надо понимать аллегорически и символически, находя в ней нравственное содержание и глубинный духовный смысл. Драхма – это монета с изображением царя, в притче она символизирует человека, сотворенного по образу и подобию всемогущего Бога – Вседержителя и Царя Небесного, она имеет великую цену, ибо цена нашего спасения – святая кровь Сына Божиего, пролившаяся на Голгофе ради искупления грехов всего рода человеческого. Человек – загадочное создание, он соединяет в себе два мира: мир духовный и мир чувственный, созданный из праха земного, он обладает бессмертной душой, подобной Ангелам, он же – духовное и богоподобное создание, обладающее мышлением и волей, совестью и художественным чувством, творческими талантами и дарованиями. Святитель Григорий Богослов утверждал, что человек душой причастен Богу и миру духовному и незримому, а телом – миру чувственному и зримому, он – микрокосм, малый мир во вселенной, и макрокосм – великий мир в малом, ибо его душа величественнее всего материального космоса со всеми его бесчисленными звездами и созвездиями. Человек есть образ и подобие своего Творца, он – существо духовное и телесное, его личность – уникальна, оригинальна, сверхмирна, она обладает умом и творческими дарованиями, свободой воли и совестью, но ни мышление, ни совесть, ни свобода, ни сердце – сокровенная глубина его самости, в отдельности не исчерпывают тайну его личности. Личность каждого человека – уникальное произведение Божьей любви и премудрости, тайна многогранности творческого гения Создателя, она не сводима к своей природе, обладает неповторимым духовным обликом, способна возвышаться над собой и перерастать себя – восходить к Богу, пребывать с Ним в любви и жить Его вечной жизнью. Человек есть личность как образ Божий, он свободен и не определяется своей природой, но может уподобляться Богу или наоборот противиться святой воле Всевышнего, а его сущность духовна и трансцендентна земному миру.
                В евангельской притче рассказывается о женщине, зажигающей светильник и  тщательно ищущей потерянную драхму.  Потерянная драхма – это образ каждого грешного человека, потерянного для Царства Небесного, а женщина, усердно ищущая ее – это Ипостасная Премудрость и Сила Божия – Сам Христос, Он возжигает светильник – является в мир и основывает Церковь с ее таинствами и богослужениями, апостольской проповедью. Святитель Григорий Палама – великий афонский подвижник и исихаст, писал, что Бог обитает в свете неприступном, Он есть вечный Свет в трех Ипостасях, в Нем нет никакой тьмы, Он явился в мир, лежащий во зле – во тьме мира сего воссиял светильник Божественной Истины, Бог Слово вочеловечился и воплотился, Он есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9), через Него «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Христос сказал о Себе – «Я свет миру». В Ветхом Завете огненный столп, сошедший с небес и коснувшийся земли, указывал евреям, возглавляемым пророком Моисеем, путь из Египта в землю обетованную. Это – пророческий прообраз Иисуса Христа – Бог Слово воплотился, Он проповедовал и рассказывал притчи, творил чудеса и совершил искупление грехов мира, разорвал узы смерти и сокрушил врата адские, Он – Солнце Правды и Светильник, указывающий путь новому Израилю – Церкви и всему человечеству к спасению. В таинственном и пророческом видении апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова слава Божия освящала горний Иерусалим, а светильник его – Сам Господь Вседержитель и Агнец, в Нем сокровищница премудрости и знания, от Него просвещение миру – о Нем пророчествовали пророки и благовествовали апостолы. Христос хочет, чтобы мы были сынами света и пребывали в свете Божием – жили по заповедям Евангелия, Он зажег светильник – основал святую Церковь, ее пастыре призваны благовествовать о Христе Спасителя – просвещать всех светом истинным: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Человек, идущий путем света –  путем правды и любви, не спотыкнется – не согрешит, а сели человек спотыкается и падает, то в нем нет света – он не следует путем евангельской жизни за Иисусом Христом – Истинным Светом. Христос пришел в мир для просвещения всего человечества – всех народов земли, Он возвестил, что вера это  духовное зрение и созерцание Божественной Истины, только духовными очами веры можно увидеть в Иисусе из Назарета Мессию и Сына Бога Живого, а отвергающие Спасителя – слепцы и вожди слепых, они ходят во тьме и упадут в яму – конец их пути есть бездна генный огненной и тьмы кромешной, где лишь плач и скрежет зубов.
                В притче сказано, что знатная женщина, ищущая драгоценную драхму, вымела весь дом – Христос пришел в мир, чтобы очистить вселенную от скверны – искупить грехи рода человеческого, а святая Церковь очищает нас через таинства – крещение и миропомазание, исповедь и Евхаристию. В притче сказано, что потерянная драхма, озаренная светом светильника в руках женщины, нашлась – это означает, что нашелся грешный человек, потерянный для Царства Небесного, он раскаялся в грехах и вернулся к Богу, осененный Его трисвечным светильником – он обрел веру, надежду и любовь, уверовал в Святую Троицу, не мыслит жизнь своей без молитвы, а сердце его – наполнилось благодатью Святого Духа. Найди потерянную драхму, знатная женщина возрадовалась и позвала подруг и соседок,  чтобы они разделили ее радость: подруги – это пророки и апостолы, святые подвижники Церкви, унаследовавшие Царство Небесное, а соседки – бестелесные Ангелы, обитающие на небесах – в таинственном «соседстве» с Богом, они возрадовались со Христом о спасении кающегося грешника: «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Открывая великую тайну Божественной Любви, Христос сказал ученикам Своим: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф.23:37). В Библии любовь птиц к птенцам своим и нежнейшей и самой заботливой матери к своему ребенку служат образом великой, вечной и непостижимой любви Бога к каждому из нас, так как у нас нет более сильных выражений любви, но Бог любит нас гораздо сильнее, чем мать любит своего ребенка, Его небесная любовь неизреченна и неизъяснима, она пламеннее всякой иной любви. Христос рассказал притчу о потерянной драхме, чтобы каждый грешник – потерянный человек, ощущающий себя ненужным и неприкаянным скитальцем, лишним человеком в мироздании, готовым в сердцах воскликнуть с великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым – «как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я…», знал, что Богу нужен каждый человек – никто не оставлен Им и не забыт, никто не вычеркнут из сердца Божиего, полного любви и милосердия.


Рецензии