Притча о заблудшей овце и притча о Добром Пастыре

                В ответ на ропот озлобленных иудейских книжников, законников и фарисеев, порицавших Иисуса Христа за Его сострадательное и милосердное отношение к грешникам – мытарям и блудницам, Спаситель рассказал притчу о заблудшей овце: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:1-7). Господь всемогущ, всеблаг и премудр, Он сотворил мир совершенно свободно, не имея никаких внешних и внутренних побуждений, Его святая воля ничем неограниченна, она – безусловна, но проникнута любовью. Бог сотворил мир не для того, чтобы получить что-то от Своих созданий, но для одной цели – разделить Свою бесконечную любовь с каждым творением. Если бы Бог не был Любовью, то Он не был бы благ и не сотворил мир и человека, Ангелов и вселенную для столь высокой цели – Царства Небесного. В Библии возвещается, что всеблаженный Бог все сотворил для того, чтобы дарить сотворенных Своей любовью – цель мира и смысл жизни заключены в Его любви, Он Сам – наивысшая ценность и цель – «все из Него, Им и к Нему» (Рим.;11:36), «все Им и для Него создано» (Кол.;1:16). Таинственная, вечная, совершенная и бесконечная любовь Божия простирается на весь мир и на каждое создание, она – неисчерпаемая золотая чаша, переливающаяся через край и изливающаяся на все творение. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Бог любит каждого человека как весь видимый мир и все человечество. В Новом Завете сказано, что Царство Божие есть царство любви, ибо «Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин.4:16). Бог Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.;3:16). В притче о заблудшей овце рассказывается о том, что для сердца Божьего каждый из нас бесконечно драгоценен – каждый из нас есть уникальная и небывалая личность, ради нашего спасения предвечный и всемогущий Бог Слово воплотился и вочеловечился – Иисус Христос уничижил Себя и жертвует Собой, искупая грехи рода человеческого и благовествуя о Царстве Божием ибо Он пришел в мир, чтобы спасти и вернуть в Царство Небесное тех, которые осознали себя безнадежно погибшими, но возжаждали спасения и уверовали в пришедшего Мессию.
                Надменные, гордые и самодовольные духовные вожди народа иудейского – первосвященники, книжники, законники и фарисеи – ожидали, что Мессия придет для создания могущественного царства и станет земным властителем – примет искушение царствами мира сего и их славой, они помышляли о суетном и земном, а не о горнем – вечном, духовном и небесном, но Христос есть Небесный Пастырь, пришедший в мир, чтобы искупить наши грехи и спасти всех верующих в Него – вернуть их в Царство Небесное. В притче сказано, что Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, пасущихся в пустыне, чтобы найти одну заблудшую овцу. «Девяносто девять овец» – это сонмы святых Ангелов, горы и пустыня есть колыбель монашества и царство безмолвия, это –  место, отрешенное от суеты житейских тревог и волнений, наполненной тишиной и величественным покоем, она символизирует небо – духовный мир, «заблудшая овца» – каждый падший человек – грешник, Добрый Пастырь – это Сам Христос, Он оставил девяносто девять овец – Бог Слово снизошел с небес и пришел в наш мир, лежащий во зле, – вочеловечился и воплотился, чтобы спасти Свою заблудшую овцу – спасти каждого человека. Найдя заблудшую овцу, Господь возложил ее на плечи Свои: с одной стороны это означает промыслительную заботу Вседержителя о каждом создании – никто не покинут Богом, с другой – крестную жертву Христа Искупителя,  «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4),  взял на Себя все грехи мира и взошел ради нас на Голгофу. По толкованию митрополита Филарета Московского, у Бога есть «в горах небесных не девяносто девять, но тысячи тысяч и тьмы темь пасомых Им, водимых гласом Его светлых духов ангельских; но Он не презирает и единой, уклонившейся от него своеволием, блуждающей в дебрях земных бедной словесной овцы. Он Сам берёт ее на плечи свои, с радостью и заботливо несет домой. Он радуется о спасении грешника и призывает к сей радости всех Ангелов Своих, ибо наша жизнь – Его радость, а наша погибель – Его печаль». Христос есть Добрый Пастырь, возложивший овцу на плечи Свои – человек не может спасти себя сам – для нашего спасения нужна крестная жертва Сына Божиего и благодать Святого Духа. Добрый Пастырь не гонит заблудшую овцу жезлом железным – не принуждая грешника к спасению, а взяв на Свои плечи несет ее в Царство Небесное – Господь дорожит свободой каждого человека и везде и всегда действует с любовью, Он Сам есть предвечная и совершенная Любовь по образу бытия Своего, а Голгофа – откровение о безмерной и совершенной, вечной и неизменной, бескорыстной и жертвенной любви Бога к нам. В притче о заблудшей овце Христос возвещает, что Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины, всеблагой Бог хочет не гибели грешника, а его покаяния – нравственного исправления и духовного преображения, и как бы ни был грешен человек, он не должен падать в отчаяние, но призван отвергнуть путь греха и погибели и взывать к Богу, «найтись» – значит раскаяться в грехах своих и уверовать во Христа Спасителя. Христос сказал, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Все люди, живущие на земле – это падшие и многогрешные создания, всем мы нуждаемся в покаянии, ибо Единый Безгрешный – Сам Христос Богочеловек. «Девяносто девять» праведников на небесах – это святые Ангелы света, устоявшие в верности Богу, они живут святой и безгрешной, радостной и блаженной жизнью на небесах и не нуждаются в покаянии. Покаяние – это основа всей духовной жизни христианина, оно – плач, очищающий сердце, и таинство, возвышающее душу, оно – первый дар Святого Духа и первый шаг на пути вхождения в Царство Небесное.
                Вскоре после дарования зрения слепорожденному – невиданному чуду, всколыхнувшему жителей Иерусалима и возбудившему  ненависть и зависть к Иисусу Христу со стороны книжников и фарисеев, Спаситель рассказал притчу о Добром Пастыре: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:1-16). В духовном и мистическом смысле двор овчий – это Царство Небесное и святая Церковь на земле, дверь – вера, покаяние и таинство крещения, Сам Христос – Добрый Пастырь, а все те, кто не входят дверью – «воры» и «разбойники», это – лжеучителя и лжепастыри – от древних иудейских первосвященников, книжников и фарисеев до сектантов и лжепророков последних дней, все они – самозванцы, и как бы ни были красивы их речи и что бы ни сулили они своим последователям – пред ними закроются врата горнего Иерусалима, они не обретут спасение  и «жизни с избытком» – жизни, переливающейся за край времени и переходящей в вечность. Войти в святую Церковь дверью – означает уверовать и креститься в Иисуса Христа, две створки двери – это два Завета – Ветхий и Новый, это две заповеди о любви к Богу и ближнему, это Священное Писание и Священное Предание. Если мы хотим быть православными христианами, то мы должны не только изучать Священное Писание и участвовать в таинствах и богослужениях Церкви, но и быть верными Священному Преданию как при разрешении богословских вопросов, так и в своей личной духовно-нравственной и молитвенной жизни, исполнять заповеди Евангелия и очищать свое сердце борьбой со страстями, научиться молиться и любить. В Своей великолепной притче Христос дает евангельский критерий для различия истинного пастыря Церкви и волка – губителя, истинный пастырь – добр сердцем, он бескорыстен в проповеди Слова Божиего и исполнен любви к всем овцам Иисусовым – пастве, он вошел в Церковь – исповедует ее Символ Веры и догматы, призывает паству к участию в таинствах и богослужениях, борется со страстями и молится непрестанно, он – аскет и молитвенник, знаток Слова Божиего, в то время как лжепастырь – «вор», он цитирует стихи Библии, искажая их смысл, соблазняет верующих во Христа лжеучениями и лжеимянным знанием, сердце его лукаво и исполненного гордости и корысти, он жаждет славы, богатства и власти – власти над душами людей, не живет по заповедям Евангелия и чужд Духа Божиего. Это притча имеет мистический и пророческий характер: волк, расхищающий стада овец – это дьявол, жаждущий погубить души человеческие и расхитить Церковь – искусить христиан соблазнами мира сего и лжеучениями, а волк в овечьей шкуре – это сам Антихрист, ибо если Христос есть Агнец Божий и истинный Мессия, то Антихрист – сын погибели и лже-Мессия, он придет в последние времена и будет выдавать себя за Бога – за Иисуса Христа, воссядет в храме и воцарится на земле на три с половиной года – до момента второго пришествия Сына Человеческого, последней битвы добра и зла, света и тьмы, и страшного поражения дьявола, Антихриста и лжепророка. Апостол Иоанн Богослов предостерегал, что всякий отвергающий Иисуса Христа и Его святую Церковь, искажающий Священное Писание и чистоту православной веры – проникнут анти-христианским духом, прокладывает себе дорогу в погибель вечную и геенну огненную. 
                Христос возвещает, что путь в Церковь лежит через дверь – веру, покаяние и молитву, Священное Писание и Священное Предание, а придверник – Святой Дух Божий, Дух премудрости, знания и откровения, Им отворяется смысл Писания, совершаются все таинства и познается Бог, Им живут Ангелы на небесах и подвижники на земле. Преподобный Силуан Афонский говорил, что Библия именуется Священным Писанием, ибо написана Святым Духом через пророков и апостолов, а написанное Святым Духом надо понимать и толковать только через благодать Святого Духа – действующего в сердцах святых людей, каковыми были святые отцы и учителя Церкви, имеющие дар духовного рассуждения. Святые отцы сочетали блестящий ум с чистотой сердца и праведностью жизни, что и делало их богословами. Христос сказал, что овцы слушают голос Доброго Пастыря и не слушают чужих голосов – речей лжепророков и лжеучителей, все настоящие христиане верны Христу, Его слово для них – непререкаемая истина и глаголы жизни вечной, а те, кто не уверовали во Христа и отвергли Мессию – подобны фарисеям, законникам и книжникам древней Иудеи, они не овцы, а козлища, овцы – христиане, люди, живущие по Евангелию и уподобившиеся Иисусу из Назарета – Агнцу Божиему. Христос предостерегал учеников Своих, что посылает, «как овец среди волков», а волки – это не только люди, гонящие христиан и Церковь, но и демоны – духи лжи и злобы. В Священном Писании дьявола именуют волком и львом, скорпионом и змием, а лжеучителя и лжепророки, по предостережению Христа, приходят «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Христос есть Небесный Архиерей и Добрый Пастырь, ведущий нас из пустыни мира сего в горний Иерусалим – наше занебесное отечество, Он говорит о Себе – «Я есмь дверь», ибо Он – единственный Спаситель мира, до Его искупительной жертвы никто не мог войти в Царство Небесное, Он отверз врата горнего мира для нас – для всех кающихся и верующих к Него, дабы мы вернулись к Отцу Небесному и жили, как и Ангелы, в его вечных и прекрасных обителях на небесах. Христос есть истинный Мессия, отдающий Свою жизнь ради нас – жертвующий Собой ради нашего спасения: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Говоря о самопожертвовании Доброго Пастыря, Христос раскрывает великую тайну голгофской жертвы, принесенной для спасения всего мира. Христос умер за нас на кресте, во спасение всех верующих – слушающих голоса Его. Христос пришел для того, чтобы мы имели жизнь вечную и обрели Царство Небесное. Слова Иисуса – «Я жизнь Мою полагаю за овец», означают, что Он есть всемогущий Бог Слово, приносящий Себя в жертву добровольно: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:17-18). В пастырском служении Иисуса Христа исполнилось пророчество Иезекииля:  «Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух проверяет стадо свое в день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их и всех мест, в которые  они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках вод на всех обитаемых места земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых» (Иез.;34:11–14). В книге пророка Иеремии сказано: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, – говорит Господь» (Иер.;23:1). Все архиереи и иереи Церкви должны помнить, что пастырское служение – это священная и высокая мессия от Бога, она налагает великую ответственность на человека, ибо священнослужитель призван отдавать всего себя пастве, в основе его служении лежат три вещи – верность Христу, бескорыстие и жертвенная любовь к ближним – готовность отдать свою жизнь во имя Церкви и православной веры. Неудивительно, что в литургической практике Православной Церкви, притча о Пастыре Добром читается на Утрене и на Литургии праздников, посвященных памяти великих святителей – выдающихся церковных пастырей. В притче Своей, Христос говорил не только об овцах Израиля – народе иудейском, но и о всех людях, уверовавших в Него – в том числе и из народов языческих: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Это – пророческое благовестие о единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которую «Единый Пастырь» соберет святой кровью Своей вокруг Себя, ибо во Христе «нет уже ни иудея, ни язычника» (Гал. 3:28), у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь и Бог.


Рецензии