Пушкин и брак

Пушкин  о браке
 
Брак холостит душу

А.С. Пушкин П. А. ВЯЗЕМСКОМУ
Вторая половина (не позднее 24) мая 1826 г. Из Михайловского в Москву

Концовка = два фрагмента:
 
Напиши же мне что-нибудь, моя радость. Я без твоих писем глупею: это нездорово, хоть я и поэт.

Правда ли, что Баратынский женится? боюсь за его ум. Законная <п*зда> — род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение. Но и тут я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если лет еще 10 был холостой. Брак холостит душу. Прощай и пиши.

***

Коммент

1. Холостит …
Ты женишься и в браке понимаешь останками мозгов (головного, спинного и костных), что он тебя холостит  = возвращает в холостяки

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

2. Холостит …
Душа женатого со временем пустеет и  … словно на холостом ходу…

3. Холостит
Выхолащивает … опустошает …

4. Холостит
Делает житие скучным

Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай,
Ей шепчут: „Дуня, примечай!“
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!).
Приди в чертог ко мне златой!..

II

Брак - художник
Брак - криво сделанный продукт
Брак - вид сожительства как брак второго вида


Рецензии