Фрагмент2Приходитвремя
• Привет, дорогой братик!
• Как хорошо, что ты ещё не привык на компьютере печатать, можем по старинке письма писать.
• Снова благодарю тебя за знакомство со своим заказчиком - немцем! Получился семейный подряд: я переводила, ты заказ на новый дом на Лиелупе получил, а вместе мы так впечатлили Вольфганга, что он меня пригласил на работу во Франкфурт. Вольфганг разрекламировал честного и усердного подрядчика (это о тебе), и его друг тоже решил виллу в тихом месте на реке, рядом с морем построить. Эти рациональные жуки спели песенку про природу, воздух, но решающий фактор для них - дешевле в Европе, да на побережье , ничего нет! К слову, на мне тоже Вольфганг сначала решил сэкономить. Конечно, помог нам очень в оформлении бумаг и квартиру снять, и я так счастлива была получить зарплату - целая тысяча евро! Сходили с дочками в кафе отметить, а к концу месяца денег не хватает. Вывод сделала быстро : нужно спрашивать не о размере зарплаты в Европе, а о размерах квартплаты и ценах за электричество. Не буду называть свои расходы, ты маме проговоришься, и она не захочет нашу помощь принимать. На этот раз я твёрдо знала, что это мамино "как-нибудь" не для меня.
• Да-да, ты уже выразил своё скептическое отношение к съёмной квартире. Это наш советский стереотип - "снимать квартиру", "мыкаться по съёмным углам". Здесь дома многоквартирные строят для сдачи внаём, как в дореволюционной России и в буржуазной Латвии, было понятие "доходный дом". Представляю, как ты усмехаешься: включилась учительская привычка пояснять. По работе в школе я скучаю, но, когда прихожу в школы к дочкам и вижу эту свободу поведения ( мы бы сказали: невоспитанность), понимаю, что это не для меня.
• Но как-то набрались взрослые и дети наших сотрудников и их знакомых, желающих учить русский язык. Оплата позволяет нам в выходные попутешествовать, нам всё интересно! А рыцарские замки и тебе бы с Даниэлем понравились. Не путать с дворцом. Как можно было жить в этих каменных крепостях без отопления, без бани и спать на соломе? Мысли перескакивают, потому что впечатлений много!
• Вернусь к опыту жизни, а точнее, к зарплате. Мой вклад в продвижение нашего оборудования (ну да, я тоже к фирме имею отношение) для сталелитейных заводов на Урале был отмечен руководством, но когда речь зашла об окладе и премиальных, проводивший совещание совладелец компании решил, что ослышался.
• - Тысяча евро?- он укоризненно посмотрел на Вольфганга, тот покраснел (совесть всё же есть!). - Экономия немцев уже всему миру известна, но не на лояльных сотрудниках. - Помолчал, черкнул на листке цифру, показал мне и Вольфгангу.
• Егорка , теперь я могу вас с мамой пригласить к нам в гости, билеты уже куплены!
• Помню, как ты смеялся, что быстрее освоишь немецкий или английский, чем я технологии переработки отходов при производстве металла и всю соответствующую лексику. Не думаю, что ты учил языки, а вот мне пришлось позубрить технический немецкий да и английский заодно. Хотя моя работа сводится не к чистому переводу, в компании хватает специалистов. Мне отвели роль организатора поездок на Урал и ангела-хранителя во время командировок. Как ни странно, все переводы презентаций обеим сторонам понятны! А у меня даже голос дрожит от волнения, когда я не уверена в знаниях. Причём русские считают, что я - москвичка : "Язык у Вас очень правильный, интеллигентный".
• Почему ангел-хранитель? Предостерегаю, как одеться зимой в командировку. Помню, рано утром у гостиницы в Челябинске выстроились мои немецкие инженеры, адвокаты, все в зимних штиблетах для европейской зимы. А метель с ночи не успокоилась, мороз минус 30, повязали господа головы шарфами, дрожат в фирменных курточках, смотрят жалобно - ну чисто пленные под Москвой! Нам работать несколько дней, пришлось шерстяные носки и варежки у бабушек накупить. В конце командировки веду всех в гастроном гостинцев домашним из России прикупить. Ходят , как мои дети в первые месяцы в супермаркете: " Was ist das? " Наша вековая традиция была обозвана гордо: способствование сплочению семьи и компании. А уж совместные ужины с российскими коллегами! После горилки и разносолов чопорные господа обходились без переводчика, мне оставалось присмотреть, чтобы закалённые русские мужики не переусердствовали с подливаниями. Смейся-смейся, помню, как ты Вольфганга в баню водил с целью продемонстрировать суть нашей бани. Заказ на баню ты получил, но хватило одного урока. И на Урале Вольфганг купил разных веников на рынке, с авторитетным видом знатока поясняя немцам их назначение. Егор, ты предостереги его всё же от можжевелового веничка!
• Моя работа - переводить недосказанное, чаще - как дать на лапки. Лапок этих много, но пока я и сама научилась слышать это невысказанное, так и ходили из кабинета в кабинет. Подробности - не в письме...
• Вот так, братик, жизнь нас школит. На быстрый ответ не надеюсь, скорее твой Даниэль сестрёнкам напишет. Обнимаю.
; Лайма
• Зоя пишет кузену Даниэлю
• Здравствуй, Даник!
• У нас тоже в классе есть мальчик Даниель, но его сокращённо зовут Дани. Сейчас хожу в школу с радостью, а в первый день были как в зоопарке. Поставили меня перед классом и все подходят, называют имена, а я плакать хочу. Хорошо, мама сидела в классе. Весь первый год со мной занималась вторая учительница, слова учили новые. Подведёт к окну, показывает на небо , солнце и называет, я повторяю. Потом подведёт меня к столу, показывает на него, в стол, слева - справа стола и снова хором говорим. Некоторые мальчишки пальцами тычут, я чуть не плачу, но были и вежливые ребята. По математике я показала себя лучше всех и так радостно было слышать похвалу от педагогов. Мама занимается со мной русским языком, это письмо она немного поправила. Теперь могу писать письма.
• У нас в классе для всех есть урок своей религии, меня записали на русский ортодокс. Это так по-немецки называется. Приходит учитель из церкви и рассказывает как себя надо правильно вести и какие есть праздники. А на Пасху здесь детям подарки дарят! И в конце учебного года тоже. Нам мама ничего не дарила, но недавно купили компьютер. Регина научила меня найти интересное.
• Мне очень нравится по выходным ездить с Региной и мамой старинные крепости смотреть и в термы. Это разные бассейны и водные горки, а вода целебная. Мама говорит вы скоро приедете, я всё тебе покажу.
• До свидания! Зоя
• Лайма больше переживала за старшую, Регину. В Латвии окончила с серебряной медалью девятый класс, была поющей и танцующей душой компаний и школьных вечеров. Когда Лайма сама ходила накануне учебного года по гимназиям Франкфурта, получила новый урок западной жизни: в школы запись идёт в феврале предыдущего года. Отступать было некуда, Лайма терпеливо объяснила ситуацию с переездом; то ли название компании, где она работала, возымело действие, то ли аттестат о среднем образовании с хорошими оценками, но Регину записали в гимназию. Да, приняли, но с непререкаемым видом : на два(два!) класса ниже. " У нас программа идёт с опережением по сравнению с ..., - замялась уверенная директриса, - с другими странами. И язык будет время подучить, если девочка собирается в университет."
• Время и правда пошло на пользу немецкому языку. Привычных внеклассных мероприятий, где дочки могли бы показать свои таланты, здесь нет. Кроме рождественского концерта, на который отбирают по своему усмотрению "артистов". Зое в первый год дали махонькую роль в спектакле, учили слова всей семьёй. Подошла долгожданная минута на сцене...и её слова бойко произнесла другая девочка! Зоя заплакала, зрители ничего не заметили, а учительница после концерта примирительно похлопала Лайму по плечу: "Да, мы готовили замену на всякий случай, ваша Зоя очень стеснительная. На следующий год непременно покажет себя!" И повернулась к восторженным родителям.
• Этот снисходительный жест (похлопывание по плечу или просто бодрое начальственное "Weiter so!"- "дальше в том же духе") выводил Лайму из себя. Она научилась обрывать и этот жест, и снисходительное обращение просто взглядом, но не оборвёшь своё положение в этой иерархии. Выше и лучше на Западе все СВОИ и всё СВОЁ!
• На том же рождественском концерте Лайма удивилась сначала неподдельному волнению родителей, родственников в зале, многие снимали на видеокамеры. А как аплодировали, как в ажиотаже обсуждали выступления своих чад! Удивлялась Лайма больше отсутствию какого-либо детского таланта, артистичности : заучено, худо-бедно спето или продекламировано, но у нас в детском саду детки живее выступают! Тут Лайма позволила себе запретное " у нас, дома". При всей педагогической снисходительности Лайме трудно было скрыть чувство неловкости за всех выступающих: ни техники, ни чувства ритма...А какой восторг у зрителей!
• Через год отдала обеих дочерей в музыкальную школу на фортепиано. Регина уже года три занималась в Латвии и теперь недоумевала по поводу отсутствия каких-либо требований. На рождественском концерте этих "музыкантов" закрепилось мнение, что Гайдны, Бахи и Моцарты рождаются крайне редко. Или их время в современной Германии закончилось?..
• Бесталанные не способны ни научить, ни раскрыть талант - был сделан жёсткий вывод и недешёвые опыты с музыкальной школой были прекращены. Познакомившись с эмигрантами из Союза, Лайма не раз подвергалась родительской экзекуции - смотреть видео с какого-либо балетного или танцевального выступления деток. Тут уже Лайма хохотала вместе с отцами этих бедолаг, обижая мамочек: такие деньги за костюмы отданы, такой именитый учитель обучал! Толпа ребят, одетых в балетные пачки или танцевальные трико , с непременными блёстками, металась по сцене , опережая музыку, выясняя отношения друг с другом, сталкиваясь, - лишь бы быстрее закончить уже концерт!
• "Нет, оказывается, и материал должен быть благодатным", - пожалела коллег-преподавателей Лайма.
• Регина рассказывает на вечере встречи выпускников в своей латышской школе много лет спустя
• Мой первый страх по поводу того, что меня "понизили" на 2 года u я буду в классе самая старшая , развеялся в первый же день. Были и одноклассники старше меня, потому что где-то оставались на второй год. Одноклассники меня хорошо приняли. Хоть и были в классе "иностранцы", но они родились и выросли в Австрии, а я воспринималась, как что-то "экзотичное". Не было ещё такого наплыва беженцев. Девочки (в том числе и австрийки) старались мне помогать, объяснять, что не поняла. Но в первые полгода языковой барьер был большой проблемой, общалась в основном на английском. Я брала русско-немецкий словарь с собой в школу, он всегда лежал у меня на парте, класс и учителя к этому привыкли. но многих слов не могла найти, потому что они говорили на диалекте. С учителями было сложнее, потому что они не знали, что со мной делать и как меня оценивать. На согласование директрисы не оценивать меня в первом семестре, потому что я числилась как "au;erordentliche Sch;lerin"- "чрезвычайная ученица", никто не обращал внимание и оценивали меня как всех. Поэтому мой первый табель был плохой, за что мне было очень стыдно и грустно. Я ведь не привыкла к плохим оценкам в Латвии, поэтому не знала как реагировать и принимала это "поражение" очень лично и близко к сердцу. Зубрила много (тоже латвийская закалка), учила язык по фильмам и через полгода могла уже более - менее свободно вести диалог и отвечать перед классом. Английский и латинский шли у меня отлично, к 12 классу и немецкий вывела на "gut".Смешно было для себя, что в первые два года я была в отличниках по математике, чего в Латвии никогда не было! Bсегда алгебра с геометрией шли с напрягом. А тут как таковой геометрии как предмета вообще нету. какие-то темы затронуты, но они все входят в предмет "Mathematik". И так как меня понизuли на два года, всё для меня было знакомо и я даже помогала своим подружкам готовиться к контрольным. С физикой и химией было хуже, они мне на всех языках с трудом давались .
• Я долго не могла привыкнуть к отсутствию дисциплины как таковой. И что касается внешнего облика, одежды, и что сидят в коридоре на полу, что дискутируют с учителем. Не зная подобного, пребывала в шокe, а больше всего удивляло, что никто их за это не ругал и всё намного проще учителями воспринималось, чем в Латвии. Линеек тут тоже нет, на которых перед всей школой будут кого-то отчитывать. Меня смущала такая непринуждённость и беззаботность, но иногда я им завидовала. С учителем спорит, приходит с опозданием, домашние не делает, а оценки хорошие. А я не сплю ночами, а оценки плохие. Для меня тогда оценки были важнее, я по-другому не умела. Удивлялась, когда меня звали после школы посидеть в кафе, сходить вместе в торговый центр или к кому-то в гости. Я всегда спешила домой, чтобы делать уроки.. Когда годы прошли, жалею, что в социальном плане там много упустила.
• В диковинку было, что у всех в классе есть мобильный телефон. Они у нас в Латвии только - только начали появляться. И компьютеры были у всех, кроме меня. Поэтому я жутко боялась урока информатики. В Латвии у меня информатика была 2 раза в неделю и кроме логоритмов мы ничего не учили. А тут нужно было делать задания в Word, Power Point и Exel, искать информацию в интернете.. Я чувствовала себя инопланетянином, но лишний раз переспросить стеснялась. Соседка по парте в первый год все задания делала за меня. А когда у меня появился свой компьютер, начала тренироваться дома. Но всегда был страх и паника, когда "не туда нажала".
• Не знала, что еду с собой надо брать, привыкла к столовым. Удивлялась, что некоторые каждый день покупают бутерброды в буфете. Потом брала бутерброды из дома, но стеснялась их в классе есть. Было просто непривычно и иногда жалко тратить на еду время, потому что я готовилась к следующему уроку и повторяла домашнее задание .
• Странно было, что нет дневников, куда оценки ставят, и журналов классных с оценками не было. Оценки выводились в основном из двух контрольных в семестр + Mitarbeit (работа на уроке). Мне это тоже казалось несерьёзным.
• Как я плакала, когда узнала, что по субботам надо учиться! Я и так стараюсь, так тут ещё и в субботу в школу, не отдохнуть. В воскресенье тоже не до отдыха, потому что мучилась с уроками. Следующий шок был, когда в июне тоже надо было в школу и всего лишь два месяца летних каникул!
• Про зубрёжку и уроки допоздна.. и к чему это приводит.. Мой переломный момент случился, когда я подавала документы в университет. Я такая вся гордая, что старалась столько лет, выучила язык с нуля, окончила гимназию, оценки хорошие, чтобы поступить вo Франкфуртский университет имени Гёте. Сижу у администратора, сдаю свой аттестат с оценками. Она две секунды посмотрела на него: "Keine F;nfer, OK", (пятёрок нет),- положила его в папку и попросила мой паспорт и прописку . И даёт мне студенческий билет и целую сумку со всякими инфо-брошюрами и говорит "fertig. Herzlich willkommen". ( готово! Добро пожаловать.) И я подумала тогда - и всё? Pади этого я столько нервов потратила, ночей не спала, училась со страшными мигренями, чтобы "оценки были хорошие". A она на них даже и не посмотрела. Досадно было, что поступили- то все, и те , которые менее старались. Часто потом думала, что зря столько нервов потратила, не оценки главное, лучше бы действительно почаще с девочками в кафе посидела. Но вот такая она, наверно, советская закалка...
• Видела недоумение на ваших лицах по поводу второгодников в гимназии. Мы так и не привыкли к такому обычному на Западе делу, как "повторить класс", так это переводится и так именно воспринимается. И первый класс повторяют, и последний, и так серьёзно обсуждается, что вот, мол, не усвоил, повторю-ка. Зазорного в этом нет абсолютно ничего, что уж говорить про студенческие годы.
• Ты напишешь...
• Пришла пора Лайме признаться самой себе, что хочет создавать свою литературу, свои миры. Ведь пишет же она эссе и дипломные работы для студентов за плату! И плата эта не соизмерима с вложенными в работы временем и творческими находками. А её дневник! Он давно расцвёл идеями для книг, словесными искрами. Был ещё долг памяти: перед Паулой, перед её дедом, перед матерью, наконец, перед Иоганном. Прилетел на похороны Паулы, как давнего своего друга. Как трогательно прощался этот поживший человек со своей молодостью! На поминках не попросил, а предрёк Лайме:" Ты напишешь об этом!" Позже, уже живя в Германии, Лайма навестила ослабевшего Иоганна и он на прощание сказал :" Нынешнее поколение не знает ничего о жизни простых людей лет семьдесят назад: как любили, работали и отчего расставались. Напишешь, девочка? " Закивала согласно, слёзы не давали говорить. Пришло время рассказать, Лайма.
• Пока Лайма не осмелилась никому сказать о своих планах, указав причину ухода из концерна - посвятить себя только преподаванию частным образом.
• - Вам плохо у нас? - закономерный вопрос от герра Лютнера.
• - Благодарю Вас за всё, но мне нужно развивать себя дальше, а это возможно в преподавании, в моей специальности учителя, - Лайма приготовила ответ.
• - Вы не должны так говорить! - знакомый припев уже разозлил . - Развитие наших сотрудников в интересах же компании. - Дальше шеф не мог сразу придумать , а какое именно направление могло бы быть предложено сотруднице.
• Подошедший Вольфганг, хотя и знал уже о планах Лаймы, подлил масла в огонь обиды: " У нас своих педагогов много безработных. Сегодня уроки есть, завтра нет, а у нас стабильность, подумайте". Обдуманно или не осознавая, он только подхлестнул желание закрыть эту дверь.
• Для девочек изменилось только одно: мама теперь всегда работала дома, вечером уроки с детьми и взрослыми, днём пишет заказные работы, а пожелав спокойной ночи, полулёжа в постели строчит что-то. Лайма слышала, как в разговоре с бабушкой по телефону они говорили:" Уроки, да. И пишет что-то. Нет, не только на заказ." Между собой сёстры тоже обменивались мнением:" Всё строчит" . И было в этой констатации факта пренебрежение, что ли.
• До выхода этого "шедевра" была только вера в свою звезду, которая, как солнце, то закрывалась тучами сомнений, то вновь сияла. " Я буду писателем!", -повторяла себе Лайма, ожидая уже полгода ответа из редакции и убеждая раскрученного литагента помочь ей. Уставшая от "талантов" агент Яна ошалела от амбициозного напора, нет, от уверенности Лаймы в успехе своей книги. Она и сама, как читатель, искренне отметила в своём отзыве: "Я прочла "Жили-были", прочла быстро, от начала до конца - и отнюдь не потому, что вещь небольшая, Вы действительно очень хорошо пишете, точно, ёмко, сбалансированнo ". А дальше мнение знатока вкусов редакторов: тема приелась, у каждой семьи есть подобная история, читателям хочется про "сейчас" и лучше бы остросюжетно... Взялась разослать знакомым редакторам.
• И началась мучительнейшая эпоха ожидания. Уроки спасали от разрушительных мыслей, а чтобы не заниматься самоедством, Лайма начала вторую повесть "Вау! или Что вы говорите!"- ироничное подведение печальных итогов американизации русского языка. Фрагменты давала читать своим русским ученикам , которые, в свою очередь, для Лаймы и были источником новых познаний в языке. Читали, смеялись, говорили:"Круто! Жесть!" Из уст этих детей-космополитов это была высшая оценка.
• Уже не было проблем напечатать книгу за свой счёт, подобных издательств было на любой кошелёк. Но что-то останавливало Лайму, её внутренний двигатель упрямо молчал, а Яна подтвердила сомнения: "Самиздат закроет двери в мир ЛИТЕРАТУРЫ навсегда!". Горько было осознавать, что стать знаменитой ей доведётся лишь как самому возрастному начинающему писателю. Время уходило.
• Pасходились, как круги по воде, слухи о толковой преподавательнице русского языка для бизнеса. Школа предпринимательской жизни стала приносить материальную пользу педагогу. Ещё бы! Лайма умела выстроить ситуацию, какую ни в одном учебнике не встретишь, и словарный запас её взрослых немецкоговорящих учеников пополнялся не всегда литературными терминами.
• Для отработки перевода стала использовать фрагменты своей повести, и снова пошла общечеловеческая история, но с противоположной для западных людей стороны. Лайма привыкла, что порой ее ученики приводят познакомиться потенциальных новых клиентов. На этот урок постоянный уже ученик Матиас, юрист, сопровождающий сделки c русскоязычными предпринимателями, приехал не один. Поздоровавшись, протянул визитку : редактор крупного немецкого издательства Бернд Нойман. Он без предисловий достал знакомый листок и старые исчерканные распечатки с предыдущих уроков с Матиасом:
• - Что это за произведения? В интернете я их не нашёл.
• Лайма словно заразилась волнением собеседника, коротко ответила:
• - Мои. Пишу для себя.
• - Ну нет, фрау Дравниек (фамилия Лаймы после развода осталась по мужу ). Это же чудо просто, что Матиас решил показать мне некоторые латышские слова и пояснить сходство с немецким! Я всегда любознателен к новым текстам и новым языкам .
• - Редакторы журналов, в которые я разослала свои повести, не проявили такой любознательности. Или не показывают своего восторга. - Лайма пыталась пошутить, но никто не улыбался.
• - Матиас перевёл нам с женой все эти фрагменты, и жена рыдала. А я, хоть абсолютно несентиментальный, не мог уснуть. - Герр Нойман и сейчас удивлялся не свойственному ему волнению. И это было не только профессиональное чутьё на богатый улов. Но к делу!
• Бернд попросил не подписывать в ближайшее время контрактов, а он не сомневается, что предложения будут. У них в редакции есть литературный переводчик и если фрау Дравниек не против...Нет, она не была против. Матиас настоял на подписании бумаги, оговаривающей, что тексты будут только переведены до последующего соглашения с автором. Пришла его очередь опекать своего преподавателя, а отныне - клиента на писательском поприще. Господин Нойман рассыпался в похвалах автору и самому себе за интуицию и убежал, оставив Лайму с таким же желанием бежать, с радостью от движения вперёд. А точнее, продолжить писать. Госпожа автор, гмм.
• После ухода приятеля Матиас ещё раз в лицах по-русски изобразил, как он читал отрывки и как женa Бернда всхлипывала , a Бернд сделал вывод :" Если ты плачешь - это хорошая книга". А он, Матиас, к стыду своему, никогда не поинтересовался, откуда эти тексты, только переводил. "Ну, фрау Лайма, если бы я знал, что Вы ещё и талантливый писатель!.." И писатель, гмм... Лайма пока не примерила эти вымечтанные звания на себя.
Свидетельство о публикации №222121500052