Мушкур и Сасанидская титулатура

Мушкур и Сасанидская титулатура раннего Средневековья


Название лезгинской историко-географической области «ал-Маскат» (Маскутк — в армянских источниках VII в.; ал-Маскат; ал-Маскут — в арабских раннесредневековых источниках IX–X вв.; ал-Мушкур — в Средвековье; совр. рус. Мюшкюр; лезг. Муьшкуьр), по мнению ряда исследователей восходит к массагетам-маскутам — иранскому племени, заселившему, по свидетельству персоязычного автора X века в сочинении «Худуд ал-‘алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» («Границы мира с Востока на Запад», 982/93 г.), — «земли между реками Самур и Белбела». Забегая вперёд отметим, что уже в эпоху арабо-мусульманского историка Абу-л-Хасана Ахмада б. Йахйа б. Джабира б. Дауда ал-Балазури (820–889/92) Маскут уже прекратил существование в качестве самостоятельного царства.


Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший упоминает массагетов и называет наряду с Албанией, Каспией, Липинией и «страну Массагет», как отдельную политическую и этническую общность, отличную от Кавказской Албании. Это положение подтверждается данными «Космографии» Равенского Анонима (VII в.), сведения которого восходят к IV–V вв. При упоминании политических образований стран Закавказья были названы «patria Siunia Caucasorum, patria Albania, patria Masageton, patria Caspiae» и т. д. Как видно, «patria Masageton» занимала определенное место в системе политических образований Закавказья.


«12. Item iuxta supra scriptam patriam,quam diximus Mediam, diversae ponuntur patriae, id est Armenia maior Ararat, id est tertia et quarta, item patria Armenia maior, id est prima et secunda, item patria Siania Caucusorum, item patria Albania, item patria Masageton, itempatria Caspiae, item patria Lepon (Лпины — прим. автора), itempatria Iberia, item patria Lazorum. quaepatriae infra se habent diversas provincias, ex quibus aliquantas nominare volumus...».


Известно, что Массагеты (лат. Masageton) расселялись на западном побережье Каспийского моря близ г. Дербент. Границы Маската/Маскута не были стабильными и неоднократно менялись в течение всего времени существования этого политического образования. Как свидетельствуют источники, «маскаты уже в I в. н. э. имели свое царство». «По С.Т. Еремяну, — пишет Г.А. Гейбуллаев, —царство маскутов упомянуто еще Тацитом как “царство скифов”». Упоминание о «царе маскутов» содержится и в среднеперсидской надписи сасанидского шахиншаха Нарсе из Пайкули (ок. 293 г.). Востоковед Э.Ш. Хуршудян (род. 1962) подчеркивает, что среди вельмож, прибывших в лагерь Нарсе, царя Албании нет. Предположительно, в это время, в течении нескольких лет, где-то между 293 г. и 295–296 гг. вассальные владения царя Албании перешли к безымянному «царю маскутов» (массагетов). По мнению исследователя А.А. Акопяна, в самом начале 30-х гг. IV в. власть маскутского царя Санесана Аршакида распространялась, вероятно, и на территорию собственно Албании, т. е. он был и царём Албании. Обоснованием для этого служит, в частности, цитата Фавстоса Бузанда: «В пятнадцать лет [Григорис] достиг степени епископа стран Иверии и Албании, то есть пределов маскутских». Подчинение Албании власти маскутского царя, длилось недолго, так как согласно сведениям Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци, в Дзиравском сражении 371 г. участвовал царь Албании (а не маскутов) Урнайр. Рядом с последним Мовсес Хоренаци упоминает и царя леков Шергира.


Приводя список нахвбедов (ср.: арм. нахапет — «первейший»), среднеперсидская надпись из Пайкули сообщает о том, в числе тех, кто прибыл на коронацию шаханшаха Нарсе, был и «государь», «князь» или «князек Лака» («владетель l.k[.n]»). Норвежский иранист П.О. Шёрвэ (род. 1944), издавший текст, связывает это обозначение с албанцами. М.С. Гаджиев предположительно сопоставляет «Лак» в надписи Нарсе с более поздним Лакзом — этнополитической областью легов греко-римских источников и леков/лаков раннесредневековых авторов. По мнению российского историка А.К. Аликберова (род. 1964), тот факт, что сасанидский текст отдельно упоминает правителя леков, явно свидетельствует о том, что во второй половине III в. «албаны и леки сохраняли определенную степень самостоятельности в своих действиях, в том числе и во внешней политике». Сведения о маскутском царстве находим и в сочинении древнеримского историка Аммиана Марцеллина (ум. после 395).

Маскутское царство как политическое образование известно и в раннем Средневековье. Сведения о нем содержатся в сочинениях византийских, армянских, арабских авторов. По словам Аммиана Марцеллина массагеты назывались «аланами». Автор утверждает, что перед вторжением в пределы Ирана в 362 г. римский император Юлиан Отступник своим легионерам говорил следующее:


«Не ныне впервые, как болтают злые языки, проникли римляне в царство Персиды: не говоря уже о Лукулле или Помпее, который, пройдя земли албанов и массагетов, которых мы теперь называем аланами, разбил и это племя и увидел Каспийские озера...».


Как сообщают Егише и албанский историк М. Каганкатватцви (Каланктваци), царь Албании Ваче II захватил в 458 г. крепость Чора, и «перевел» к югу от укреплений («пахака»), т. е. к югу от Чора, «войска маскутов». Столицей Маската на определенном этапе был город Чора (Чога). По данным хроники «Дербенд-наме», здесь были и другие города, и укрепления. Как отмечает источник, поместья «Михйарийа, Муджакабал и Самсуйа — все три в Маскате или поблизости от него». В этом владении были «ал-акара», земледельцы и издольщики. Маскат с северной стороны граничил с Дарбандом, на юге границы доходили до стены Сурат-Тин, называемой Бармаки, с востока примыкали к морю, а со стороны гор — к стране Лакзов.


«Маскат (Маскут), — пишет профессор В.Ф. Минорский (1877–1966), — это арабское название не что иное, как народная этимология (Маскат — «место, где что-то произошло»), тогда как первоначальным названием области должно бы быть Маскут или Машкут от имени древних массагетов».


Ещё немецкий историк и востоковед Йозеф Маркварт (1864–1930) заметил соответствие армянского «Маскутк», арабского «Маскат» и современного «Мушкур». О Маскате русский востоковед В.Ф. Минорский добавляет следующее:


«Маскат (Маскут) — земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур, морем, страной Лакзов и Шабараном. В давние времена она имела самостоятельных правителей (хуккам), но их правление прервалось в 218/833 году, когда эмиры Баб-ал-абваба и его пограничных областей заняли её».
Историческая хроника «Дербенд-наме» («Румянцевский список») сообщает об области Маскат, где правил, согласно арабским источникам, «батун-шах/табун-шах»:


«Другая область — Маскат (Вар.: Маскут/Мускут) — [тянется] от Табарсарана и Кайтака до Мускура. Её людей привели из Алана. Правителю её дали имя Табун-шах (Вар.: батун-шах / бутун-шах)».


Касаясь этого вопроса исследователь А.К. Аликберов (род. 1964), считает, что из схожих по написанию слов к рукописным можно предложить наиболее вероятную конъектуру «бабран-шах» (от средне-перс. babr [в транслитерации bpl, а арабской графике — «тигр») — «тигровый шах». В отличии от «Румянцевского списка» несколько отличные сведения приводятся «Дарбанд-наме» Али-Йара б. Казима в переводе с тюркского языка на персидский язык:


«Сначала он (Ануширван Справедливый — прим. автора) восстановил крепость Ширван и построил город Кавкаб, название которого происходит от [названия] растения. Он построил города Нийаз, Киран, который находится в Мускуре и город Сул. Он возвел в трёх фарсангах от Дербенда стену, длина которой 92 фарсанга. За ним [за Кайтагом] следует владение Табасаран. Они [табасаранцы] являются служивыми Дербенда и составляют его войско. Племя лезгин привели из Кашана, их правителем является Хиджран-шах. В летописи историков написано, весь Табасаран до горы Кумук принадлежит лезгинам. Их племя привели из Гиляна и их правителя называли Килан-шах. По другим летописям население Табасарана, Кайтага и Мускура привели из Шираза и их правителя зовут Хушанг-шах. В других областях людей было мало. Ануширван Справедливый привел туда людей из своего племени и правителя назначил из своих сыновей».


Ряд исследователей отмечают, что ал-Йа’куби (ум. 897 или 905 г.), Ибн Хордадбех (ок. 820–ок. 912/913) и другие мусульманские авторы IX–X вв. используют название «ал-бабр» для обозначения местностей юго-западного побережья Каспия. В связи с этим Т.М. Калинина обратила внимание на то, что в тексте автора IX в. Абу-л-'Аббаса ал-Фаргани (ок. 798–861) вместо термина «ал-бабр», которым обозначается соседняя с аланами страна, переписчик ошибочно написал «ат-татар», что является, по мнению историка А.К. Аликберова (род. 1964) анахронизмом. Поэтому исследователь предложила конъектуру «ал-Йатиз», имея в виду более точную форму этнонима «ат-Тир» в сочинениях ал-Хваризми (ок. 783–ок. 850) и Сухраба; в свою очередь, этот этноним сопоставляется с территорией, прилегающей к Таврике. С другой стороны, под термином «ал-бабр» в сочинениях ал-Йа’куби, Ибн Хордадбеха, Кудама, а также в сочинении «Худуд ал-‘алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» в равной степени могут скрываться и собственно «ал-бабр» (в качестве народа, подвластного бабран-шаху \ ср., например, с упоминаниями в «Дарбанд-нама» о «многочисленном народе Туман», которым правил туман-шах), и «ат-Табар» — одно из названий Табаристана — области в Юго-Западном Прикаспии.


Появление маскутов (массагетов греко-римских источников) на правобережье Самура относится ко временам Кавказской Албании. Античный историк Фавстос Бузанд сообщает, что в 30-х годах IV в. царь маскутов Санесан собрал против армян сборное войско, в составе которого упоминаются, в частности, гунны, похи, хачматаки и таваспары и др. К этому времени массагеты, обитавшие в районах Прикаспия, большей частью уже потеряли свой язык и племенную самобытность.


«В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска, — гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну».


Как явствовало из сведений Фавстоса Бузанда, в состав Маскутского царства входили и горские, древнеалбанские по происхождению, племена. «Ашхарацуйц», упоминая эти же племена в юго-восточном углу Азиатской Сарматии, уделяет рядом с ними места и маскутам. «Страну Маскутк» в узком смысле источник помещает на берегу Каспийского моря, к югу от Чора-Дербента и к северу от стены Апзут-Кават.


В исследуемый период, в источниках сохранен титул албанских правителей — в форме «эран-шах» (впервые встречаются у Моисея Хоренского, написавшего свой труд на рубеже V–VI вв.). По мнению историка Б.А. Улубабяна (1925–2001), араншахики (эраншахики) управляли в правобережной Албании, а в левобережной Алба­нии в I в. н. э. утвердилась другая династия, и продержалась там до 428 г. Какой титул носили правители Мушкура (восточная часть левобережной Албании), исследователь не уточняет, но в переводах источников (Моисей Хоренского, Ф. Бузанда, Моисея из Дасхура) Санесан — правитель Мушкура, назван «царём». Во времена Хосрова I Ануширвана маскуты продолжали оставаться самостоятельной силой в регионе; это потом они растворились в преобладавшем лезгинском населении.


Согласно «Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван» («История Дербента и Ширвана»), автор Маммус б. ал-Хасан ал-Лакзи (ок. 1040–1110), амиры Дарбанда и пограничных крепостей (ас-сугур) присоединили Маскат к своим владениям в 218/833 г. Глава ра’исов ал-Муфарридж, ставший правителем ал-Баба в конце XI в., называл жителей Маската «лакзами» (т. е. лезгинами). В годы жизни суфийского богослова Абу Бакра ад-Дарбанди (ум. 1145), область Маскат находилась в центре борьбы между Ширваном, Лакзом и ал-Бабом, причём победу в этой борьбе одержал ал-Баб. Позднее южная часть Маската вошла в Ширван, а поместье ас-Самсуйа вместе с прилегающими к нему землями стали частью Лакза.


Арабский автор IX в. Ахмад ал-Балазури сообщает, что «Джурзан и Арран находились в руках хазар, а остальная Армения ; в руках румов (византийцев), под управлением правителя Армениякоса. Хазары (часто) выступали (из своей страны) и нападали (на соседние области), доходя иной раз до Дайнавера. (Это побудило) Кобада, сына царя Фируза, отправить (против них) одного из своих великих полководцев с двенадцатью тысяч (воинов); он вступил в область Арран и занял область между рекой ар-Рассом (Араксом) и Ширваном. Вслед за ним (полководцем) выступил (царь) Кобад, который построил в Арране город Байлакан и горд Берда‘у ; (главный) город всей страны, и город Кабалу, что есть Хазар. Затем он построил преграду из нежженной глины (кирпича) между областью Ширваном и воротами Аллан, а вдоль глиняной стены он построил триста шестьдесят городов, пришедших в разрушение после постройки ал-Баб-у-ал-абуаба. Когда, после Кобада, на престол сел его сын, Кесра Ануширван, сын Кобада, он построил город Шабиран и город Маскат, а потом город ал-Баб-у-ал-абуаб, который был назван Абуаб (воротами) потому, что он был построен вдоль дороги, на горе… Далее передают, что Салман отправился к месту слияния ар-Раса (Аракса) с Курром (Курой) за Бердиджом, переправился через Курр, занял Кабалу и заключил с владетелями Шаккана и Камибаранда мир, с условием платить подать. (Такой же мир) заключили с ним (Сальманом) и жители Хайзана и царь Ширвана, и остальные цари гор, и жители Маската и Шабирана и города Баба (Дербента). Но, (как только Салман ‘выступил за город), жители заперли его за ним, а (хазарский) хакан встретил его со своей конницей за рекой Баланджаром. Здесь был (Салман) убит с четырьмя тысячами мусульман и здесь, на поле сражения (или “в ущелье”), их призыв к молитве (или военный клич) (еще) долго был слышен».


Ибн Хордадбех в «Книга путей и стран» приводит следующее сообщение: «За пределами ал-Баба [идут земли] владык сувар, лакзов, аланов, Филана, ал-Маската, Сахиба ас-Сарир и город Самандар».


«Последние три названия есть у Ибн Хордадбеха, который вслед за перечислением трех хазарских городов пишет: "а с внешней стороны ал-Баба (Дербент) находятся a. малик Сувара (Suwar), b. малик ал-Лакза (al-Lakz), c. малик ал-Лана ( al-Lаn), d. малик Филана (Filan), e. малик ал-М.ск.та (al-M.sq.t), f. владетель Сарира и g. город Самандар"».


В предлагаемый Ибн Хордадбехом список шахов включены вероятно, домены Сасанидов, завоеванные Шапуром. Ахмад ал-Балазури относит пожалование титула «шах» некоторым закавказским правителям ко времени правления Хосрова I Ануширвана. Он называет титул владетеля Сарира («хакан гор») — «харазан-шах» («вахрарзан-шах»), ал-Лакза — «джарашан-шах», а также титулы «миран-шах», «шарван-шах». В свою очередь, форму легитимизации прав местных царей на власть описал иранский историк Хамза ал-Исфахани: «Хосров I Ануширван одарил каждого из предводителей в день назначения его на охрану определенной ему пог­раничной области кафтаном, разрисованным различного рода рисунками. Предводитель носит титул по названию того рисунка, что на кафтане». Так появились титулы «багран-шах», «ширван-шах» («ширан-шах», «ширйан-шах»?), «филан-шах», «алан-шах», «лиран-шах», «балашаджан-шах». В этот список можно добавить фиксированные в источниках титулы албанских княжеств «хурсан-шах» (или «хирсан-шах»), «л.бан-шах» («лбин-шах»), «лайзан-шах» («лиран-шах»), «вардан-шах», «бабран-шах» («батун-шах», «табун-шах») и т. д. Вместе с этими титулами в источниках употребляются также титулы, не связанные с персидскими кафтанами: «аран-шах» («эран-шах») и «табасаран-шах» («табарсаран-шах»).


Историк Ахмад ал-Балазури называет царя ал-Лакзов («Страны лезгин») с титулом «джурджаншах» («джарашан-шах»). Арабский автор не называет персидский титул «царя Маската, царство которого теперь не существует». Исследователи предполагают, что правитель Маската вероятно имел титул «батун-шах» или «табун-шах», возможно, «бабран-шах».


После уничтожения Сасанидами царства массагетских Аршакидов около 510 г. и упразднения царской власти в Албании на территории области Ширван, между реками Шабаран-чай и Гилгиль-чай, появилось небольшое политическое образование, носившее название государства Ширваншахов. В X в. территория Ширвана включала земли, относящиеся к царству массагетских Аршакидов, северной границей которых был Дербенд. Позже область Маскат арабских авторов X — XI вв. была ограничена рекой Самур, Каспийским морем, страной лакзов и Шабараном, т. е. соответствовала южной и северной частям нынешнего Кубинского района. В хорошо известной работе А.-К.-А. Бакиханова (1794–1849) «Гюлистан-и Ирам» («Райский цветник») также приводятся сведения про Маскат, хотя и несколько и противоречивые, где Маскат выступает «вероятно часть Табасарана, Кюринского владения и верхнюю часть Кубинского уезда». Что касается самих массагетов (в оригинале «маскеты»), то они располагались «ниже Табасарана и Нагорного Кумука. Его жители состояли из аланов и были малочисленнее других. Эмир их был назван Бутюн-шах». По сведениям «Худуд ал-‘алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб», из Маската в исламские земли привозили много рабов, и он подчинялся Сариру. Маскат неоднократно упоминается в «Баб ал-абваб ва-Ширван» как город, который в X–XI вв. не раз подвергался нападениям дейлемцев, русов и курдов. В «Баб ал-абваб ва-Ширван» говорится:


«В среду 27 сафара 457 г. х./7 февраля 1065 г. они [раисы ал-Баба] [убедили] его [эмира ал-Баба] отправиться с ними в Маскат [Мушкур — район города Кубы], чтобы воспрепятствовать курдам заходить в эту местность и останавливаться в домах крестьян и издольщиков (ал-акара вал-музараин) и чтобы пресечь их беззакония и злоумышления».


Во второй половине XI в. ширваншах Фарибурз вел войны с эмирами ал-Баба за обладание областью Маскатом, в это время все её земли были захвачены ширван-шахом и вошли в область Ширван. Во второй половине XI в. город Маскат подвергся, наряду с Йазидийа и Баку, опустошительному нашествию тюрок, которые разорили его. После этого ширван-шах Фарибурз решил перенести центр своих владений в Михйарийа в Маскате. Вокруг поместья Михйарийа, которое было превращено в город с замком посередине, возвели стены. Большую часть времени ширван-шах жил в Михйарийа, откуда нападал на ал-Баб. В 464 г. х./1071 г. тюрок Иагма потребовал, чтобы ширван-шах сдал крепость ал-Баб и Маскат, в 468 г. х./ 1075 г. они были заняты сельджуками. В область Маскат входили также города ал-Баб и Фируз Кубад. Последний, вероятно, получил свое название по имени сасанидского царя Кубада I.


По локализации, данной Йакутом (1227 г.), это «древний город, находящийся близ Баб ал-Абваба или Дербенда», можно полагать, что он находился на месте нынешней Кубы. Название Куба не встречается в арабских источниках IX–X вв. и более ранних, однако А.-К.А. Бакиханов сообщает, что он сам видел близ Кубы прекрасную гробницу ширваншаха Кавуса б. Кей Кубада (ум. 1372/73 г.), что позволяет предположить, что здесь в более древние времена и в XIV в. находилась касаба или город. В более позднем источнике XVI в. со слов местных жителей сообщается, что «Куба — крепость на склоне горы давно разрушена. Название Куба в это время (1582 г.) относится к округу (нахийа) с многочисленными селами». Таким образом, название Куба сохранилось вплоть до XVI в. В это время под названием Куба существовал округ, а крепость была разрушена.


Отметим, что в настоящее время топоним «маскут» в форме «мюшкур» (мускур) до сих пор сохранился в названии равнины между реками Вельвель-чай и Самур. Этот топоним засвидетельствован в источниках различных периодов: у Клавиха (XVI в.) — Мускат, А. Олеария (XVII в.) — Мюскюр, Я. Стрейса (XVII в.) — Мускар и т. д. Путешественник XV в. Афанасий Никитин в свою очередь пишет, что «он плыл до Маската».


Мушкур описан у географа И.Г. Гербера (ок. 1690–1734) как округ, населенный суннитами, говорящими по-тюркски (судя по всему тюркский язык уже тогда был разговорным): «Мушкур занимал территорию от р. Самур до Низават и к весту до Кубы», далее «сей уезд купно называть Шабрай». Между тем, при описании событий 1711 г. полководец и мударрис, руководитель антиперсидского восстания ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури ад-Дагистани (1680–1735) везде именуется лезгином, даже «лезгинским владетелем», предположительно его родное село Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района современного Азербайджана) фигурирует как лезгинское (как и все окрестные сёла).


По другой версии ал-Хаджжи Давуд мог быть выходцем из высокогорного села Джаба (лезг. Чепер, ныне Ахтынского района Дагестана). Остается предположить, что между 1711 и 1727 гг. Мушкур пережил значительные перемены — с этим согласуется выше сообщение И.Г. Гербера о том, что после 1724 г. ал-Хаджжи Давуд «перегнал» значительную часть жителей приморской равнины в Кабалу и Агдаш. Примерно то же говорит он о судьбе жителей Шабрана и Бермека. Позже существовал Мушкюрский участок (магал), который по-видимому делился в то время на две части: Мушкюр Кубинский (южная половина;) и Мушкюр Дербентский (северная половина, куда как часть входил и Карблухский район).


Согласно «Описанию Южного Дагестана» Ф.Ф. Симоновича (1796 г.), Мускурский округ, который входил в Кубинское владение, состоял из 31 населенного пункта. У участника персидского похода 1796 г. С.М. Броневского, «Мускюрская волость, состояла из 18 деревень, и входила в Кубинское ханство».


В настоящее время территория Мушкура соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов Дагестана, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов современного Азербайджана. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент.


Автор: ‘Али Албанви

На фото (фрагмент) Карта-реконструкция В.Ф. Минорского «Дагестан и Ширван» // Мушкур.


Литература / источники

1. Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках / Алексан Акопян. — Второе, переработанное издание. — Ер.: Издательство «Гитутюн» НАН РА, 2022. С. 77; 86; 93–98; 109. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32xDaq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2022). — Яз. рус.

2. Аликберов А.К. Народы и языки Кавказской Албании. О языковом континууме как альтернативе койне. Язык письменности и «язык базара». С. 109; 112. // Albania Caucasica: Сб. статей. — Вып. I / предисл., подгот. А.К. Аликберов, М.С. Гаджиев / Российская акад. наук. Ин-т востоковедения. Дагестанский науч. центр. Ин-т истории, археологии и этнографии. — Институт востоковедения РАН, 2015, — 270 с., ил. — Парал. тит. л. англ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wWrU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

3. Аликберов А.К. Сасанидская титулатура правителей Кавказа по арабо-мусульманским источникам [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32uy8t, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

4. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI–ХII вв.) / А.К. Аликберов. — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с.: ил., карты. — (Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). С. 91–92.

5. Алибекова П.М. Дарбанд-Наме (в переводе Алийара б. Казим с тюркского языка на персидский язык) // Вестник Института ИАЭ. 2015. №3. С. 82–95.

6. Ахмад ал-Балазури. Книга завоевания стран. Китаб футух ал-булдан [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32vpgv, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

7. Ашурбейли С.А. Государство ширваншахов. Баку, 1983. С. 15–16; 20; 34–35; 74–75; 77; 152; 171–172. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32v4S8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

8. Бадалов Ф. Несколько слов о титулах вождей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32uyEw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

9. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. — Баку: Элм, 1991. С. 24–25.

10. Баладзори. (Балазури). Книга завоевания стран. Текст и перев. с араб. П.К. Жузе. // Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3. Баку, 1927. С. 5–6; 13–14. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32vqJc, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

11. Бородин О.Р. «Космография» Равеннского анонима (к вопросу о её месте в истории географической науки) [Электронный ресурс] Режим доступа:  свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

12. Гасанов М.Р. Маскат (Маскут) — политическое образование Восточного Кавказа // Вопросы истории, №8, Август 2014. C. 141–145. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wMWN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

13. Дербенд-наме (Румянцевский список) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wJJm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

14. Еремян С.Т. Торговые пути Закавказья в эпоху Сасанидов (по Tabula Peutingeriana) // Вестник древней истории №1(6). Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. С. 80.

15. Закавказье в I–IV вв. н.э. Великая Армения и её раздел в 387 году // Всемирная история. Т. 2. М., 1956. Академия наук СССР, Госполитиздат (нарисовано на основе вкладыша к книге). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32xYWE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

16. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М.: Издательство «Элм». 1986. С. 109; 160; 299; 307. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32vraa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

17. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Ин-т истории, археологии и этнографии. — М.: Наука, 2004 — Т. 1: История Дагестана с древнейших времен до XX века / Отв. ред. А.И. Османов. – 2004. С. 158; 169; 178; 201; 204; 217; 272. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32yWxa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

18. История Ширвана и ал-Баба. О царях Ширвана и Баб ал-Абваба (в двух отделах). Пер. С.Г. Микаэлян // Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32vssy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

19. История Ширвана и ал-Баба. Введение. История Ширвана и Дербенда. Пер. С.Г. Микаэлян // Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drevlit.ru/texts/i/ist_shirvana_vved.php, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

20. Ковалевский С.А. К истории Южного Прикаспия в первом тысячелетии до нашей эры [Текст] / Проф. С.А. Ковалевский. — Баку; Москва: Азнефтеиздат, 1934. — 41 с., 2 л. карт.; 24 см. — (Труды Азербайджанского нефтяного геологоразведочного треста; Вып. 14). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32xct3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

21. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III–V вв. Очерки по истории культуры. Главная редакция восточной литературы Москва. 1969. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wXXC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

22. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. / Отв. ред. А.А. Али-Заде. М.: Издательство восточной литературы, 1963. С. 64; 108–111; 125; 257.

23. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры) Казань: Тан-Заря, 1994. — 228 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32xjRH, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

24. Фавстос Бузанд. История Армении [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wM2Z, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

25. Худуд ал-Алам — русский перевод по английскому изданию: Худуд аль-алам. Регионы мира. Персидская география 372 г. х. — 982 н. э. Рассказ о стране хазар / Tr. and expl. by V. Minorsky [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32vuS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

26. Хуршудян Э.Ш. О двух Сасанидских геммах // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988. Часть I. Москва «Наука». Главная редакция восточной литературы. 1990. С. 99. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wW3p, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

27. Эскендеров Б.Э. Замечания по поводу концепции В. Ф. Минорского о происхождении этнонима лезгин [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32wYF9, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

28. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // История, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1512, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. рус.

29. Ravennatis Anonymi Cosmographia. 1860. С. 68 (101). [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. лат.

30. Ravennatis Anonymi Cosmographia – IV части, 0–162 стр. Gvidonis Geographica, 162–216 стр. Градове в Tabvla Pevtingeriana, 216 — до края. Ravennatis Anonymi Cosmographia — I. С. 29. [Электронный ресурс] https://clck.ru/32xCms, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2022). — Яз. лат.

31. Sara A;urb;yli. ;irvan;ahlar d;vl;ti. Bak;, "Avrasiya press", 2006, 416 s;h. С. 32–33. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32xDM5, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2022). — Яз. азерб.


Рецензии
Большой научный труд!

Григорий Аванесов   15.12.2022 13:47     Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам творческих успехов!

Али Албанви   15.12.2022 14:25   Заявить о нарушении