Мираж или дежавю

Курортные записки

 В один из дней своего отдыха в санатории мы поехали на экскурсию по дворцам  Крыма. Это была уже не первая наша поездка и,осматривая очередную экспозицию Александровского дворцового замка, моё внимание привлек камин из цельного куска коричневого мрамора в кабинете императрицы Марии Федоровны.  Над камином висело большое зеркало в золоченой раме. По словам экскурсовода это были  уникальные экспонаты интерьера,которые принадлежали царской семье. Они единственные сохранились и были подлинными в собранном для музейной экспозиции интерьере.

 Наша экскурсионная группа была небольшая, всего человек пять. Все туристы, как обычно, слушали экскурсовода, рассматривая предметы интерьера,и делали снимки своими телефонами. Я задержалась у камина. На мраморной поверхности каминной полки с ярко синими подсвечниками из венецианского стекла и хрустальными подвескам  стояла  фотография Марии Федоровны в ажурной стеклянной рамке. Красивое лицо с тонкими правильными чертами, каштановые волосы высоко заколоты, короткая челка с непослушными завитками, обрамляющими высокий лоб, и глубокий взгляд темных глаз, так загипнотизировавших меня.

 Наша группа вслед за экскурсоводом перешла в соседний зал, а я все еще стояла у фотографии. Решила сделать снимок селфи в зеркале. Большая часть  интерьера  кабинета попадает на снимок и этот портрет тоже. Люстра, окно напротив, диваны и стулья, обтянутые бледно-голубым бархатом, круглый столик, покрытый  синей скатертью в тон мебели и картины на стене…

 Я догнала свою группу. Экскурсовод рассказывала о царской семье. «Александр III  и Мария Федоровна (урожденная датская принцесса Мария София Дагмара) обручились 13 октября 1866 года. 28 октября был подписан Манифест о вступлении в брак этой царской четы…». Я обратила внимание на даты. Сегодня было 13 октября. Двадцать восемь лет счастливого брака с Александром Александровичем Романовым  (Александром III, вошедшем на российский престол после смерти цесаревича Николая), несмотря на прискорбные обстоятельства в связи со смертью наследника престола Николая, с которым Минни, так звали принцессу домашние, была помолвлена.

 Александр и Мария вместе ухаживали за умирающим от туберкулеза позвоночника Николаем в последние  дни его жизни в Ницце, где  проходило лечение. Он скончался, предварительно взяв с них слово, что они поженятся.  Александру понравилась Минни, но она была невестой брата, а он в то время ухаживал за одной из фрейлин матери и не думал о престоле. Неожиданная кончина старшего брата, воля умирающего и желание родителей на этот брак с датской принцессой изменили его судьбу.

 Только через год, почувствовав взаимную привязанность, Александр, горячо помолившись, страшась отказа, попросил руки принцессы Марии Софии Дагмар. Мария постепенно влюбилась в красивого и доброго русского великана  Алекса и дала своё согласие на брак. (По сравнению с малышкой Минни его рост был 193 см). При русском дворе все полюбили эту обаятельную, скромную и добрую  принцессу.  По случаю помолвки и приезда в Россию в тот почти летний сентябрь  Федор Тютчев напишет стихотворение «Небо бледно- голубое…»
…В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом-
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием…

…Небывалое доселе
Поднял вещий наш народ –
И Дагмарина неделя
Перейдет из рода в род.

 Мария  Дагмара приняла православие, став великой княгиней Марией Федоровной. Биография этой удивительной женщины, императрицы Российской империи в самую сложную эпоху девятнадцатого века была наполнена радостными и горестными событиями. Ей пришлось похоронить цесаревича Николая Александровича, с которым она была помолвлена. Полюбить вновь и пережить смерть своего супруга императора Александра III; иметь счастливую многодетную семью; быть матерью Николая II – последнего русского императора, отрекшегося от престола; пережить гибель сыновей Николая и Михаила и всей царской семьи с детьми, её внуками, расстрелянных большевиками.

 Это  страшное известие о гибели царской семьи Николая II, она получила здесь в Крыму, куда после революции отправили всех оставшихся Романовых. Во дворце «Дюльбер» они ждали свой приговор. После вступления в Крым немцев им удалось покинуть Россию, спасаясь от смерти на английском корабле эмигрировать в Великобританию. Она так до конца своей жизни не верила в  гибель сына Николая и его семьи, надеялась, что они спаслись каким-то чудом. Мария Федоровна не позволяла служить по ним панихиду. 

13 октября 1928 года Мария Федоровна, российская императрица скончалась в родной Дании, прожив полвека  в России, она по духу до конца жизни всегда оставалась русской императрицей.

 Вечером  просматривая свои дневные фотографии, снятые в Массандровском дворце, я заговорила о совпадении дат. «Тринадцатое число» было символичным в биографии Марии Федоровны. «И сегодня тринадцатое октября», - сказала я. «Это неудивительное совпадение, а стечение обстоятельств», - заметил супруг, не отрываясь от телевизора. «А ты обратил внимание, что дата бракосочетания  императора Александра и Марии совпадает с  нашей?» - заметила я, рассматривая фотографии комнат дворца. Вдруг на снимки с зеркалом я увидела за своей спиной женский силуэт у окна. Я точно помнила, что я была одна в комнате, когда делала этот снимок. Женский силуэт был темный на фоне окна, но он отражался в зеркале очень явственно, так что можно было различить, что женщина стояла спиной к зеркалу, словно глядя в окно. Я увеличила фотографию, можно было разглядеть её платье, прическу – и это была женщина, точно не из нашей группы. Это был силуэт Марии Федоровны! Я вскрикнула и показала мужу снимок на телефоне. Он с недоверием предположил, что может это все-таки, кто-нибудь из сотрудников, наблюдающих за порядком в залах музея. Я стала искать портреты Марии Федоровны в интернете, нашла в похожем платье. Да и на фотографии, которая стояла на камине, она была в похожем платье из темного бархата с воротником стойкой и такой же прической, просто уложенной, без короны на голове.

 Мне показалось это мистикой. Не могла поверить, но силуэт женщины, стоявшей у окна и смотревший в парк, был четкий, и это не было какой-то тенью от интерьера комнаты. Я отчетливо видела в зеркале себя с телефоном и все предметы, отражающиеся в зеркале. В эту ночь я перечитала все, что нашла в интернете о царской семье Александра Александровича и Марии Федоровны. За 13 лет царствования этой чаты для России это были самые благоприятные годы её  развития. Россия стала сильным государством с крепкой экономикой, а император Всероссийский получил звания «Миротворец». Не было войн благодаря его мудрой миролюбивой политике: Россия избегала войн и процветала. Национальное осознание, тот русский дух, культура – всё, о чем печёмся мы сейчас, было поставлено Александром III в приоритете русской политики. Всем известны слова императора «У России два верных друга – это армия и флот», и его верная любимая супруга Минни была поддержкой и опорой в их семейной жизни.

 Александр Александрович очень любил свою семью, детей, был непритязателен в быту, избегал излишней роскоши для себя, но был щедрым для государства. И если бы не его преждевременная смерть, неизвестно, как бы сложилась судьба России. Он умер здесь в Крыму в Ливадийском дворце на руках своей Минни. Болезни предшествовал трагический эпизод с крушением поезда, когда император на своих плечах в течение получаса держал крышу обрушившегося на его семью вагона. Потом обострение болезни почек и тяжелая смерть. По словам очевидцев, Мария Федоровна с последним вздохом умирающего супруга потеряла сознание и была долго в глубоком обмороке.

 Я читала до глубокой ночи и решила завтра утром, несмотря на наш отъезд еще раз съездить в замок. Утром, вызвав такси, я вновь отправилась в Массандровский дворец. Экскурсовод с удивление спросила: «Вы что-нибудь забыли?». Мне неудобно было признаваться в своих мистических предположениях, и я попросилась на повторную экскурсию, присоединившись к многочисленной группе туристов. Я сознательно медлила, стараясь отстать от группы, с нетерпением ожидая посещения кабинета её Величества. Как и в прошлый раз, но уже сознательно дождалась, когда экскурсовод уведет группу в соседний зал, я подошла к зеркалу и осмотрела комнату.

Все было на своих местах, как на фотографии. Никакого отражения, похожего на силуэт. Я подняла телефон, чтобы сфотографировать еще раз. В момент нажатия неожиданно сработала вспышка на телефоне, и в это мгновение я увидела женский силуэт у окна, но уже лицом ко мне с поднятой рукой, как бы закрывающейся от света.

 Раздался строгий женский голос: «Здесь снимать со вспышкой нельзя. Проходите к своей группе» Я оглянулась не на голос, а на окно. Никого не было в комнате, кроме женщины в дверях, которая следила за мной. Но портьера на окне качалась. Женщина выразительно посмотрела на меня, намекая на то, чтобы я ушла, и, подойдя к окну, закрыла форточку.  Что это было: мираж или дежавю…

Р.S. А на той фотографии в зеркале силуэт пропал, и я её удалила, чтобы не беспокоить ушедших в иной мир.

«Ах, какая маленькая жизнь
И какая всё-таки большая…
Чтобы растворились миражи –
Проживи её от края и до края…» - не знаю, чьи это слова, но как подходят к нашей человеческой судьбе.


Рецензии