Хечматак - одна из областей Кавказской Албании

Хечматак, или Хачматак — обособленное владение на территории Кавказской Албании, которое упоминается армянскими авторами Ф. Бузандом, В. Егише, вместе с Маскатом (Маскутом), Хирсаном, Вардом и таваспарами.


Фавстос Бузанд (V в.) сообщает, что маскутский царь Санесан «собрал... все войска хонов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев, и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, всё множество войск, которым он повелевал». В свою очередь, в перечне племён, упоминаемых Вардапетом Егише, встречаются: гунны, лпины, чилбы, хечматаки, ваты, гавы, глуары, хрсаны, пасхи, посхи, пюкуане, катшы, гелы, «все войско Табасарана, горного и равнинного».


По сведениям из «Армянской географии VII в.», в Сарматии (Азово-Каспийское междуморье) живут таваспары (тапатараны), цхаваты, чигбы, хелы, каспы, хечматаки, ижамахи; к северу от хребта, у Каспийского моря — народ маскутов. Кроме них в перечне племен (по-старому и новому спискам) перечислены: хазары, баслики (барсилы), аланы, гунны, дидои, леки, ширваны, агутаканы, хеноки и другие племена.


Восстание 451 г. было одним из крупнейших выступлений объединенных сил армян, иберов и албан, направленных против иранской агрессии. Основной причиной антииранского восстания, было усиление экономического и политического гнёта. Восстание возглавил спарапет Армении Вардан Мамиконян. В последующем марзпану Армении Васак Сюни (ок. 387—454/455) удалось расстроить союз восставших. В 451 г. в битве на Аварайском поле (26 мая или 2 июня) войска Вардана Мамиконяна не были поддержаны иберами и албанами. Более того, южнодагестанские племена выступили во время восстания Вардана Мамиконяна (ок. 388–451) на стороне Ирана и сами, в свою очередь, нашли поддержку Сасанидов. Так, Васак Сюни вербовал войска против восставших: он «проводил набор в стране иберов, войск лпинов и чилбов, Ват, Гав, Гылвар и Хырсан, и Хечматак, и Пасык, и Посых, и Пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, и всю крепостную неприступную сторону гор». В Аварайском сражении на стороне персов участвовали вспомогательные отряды катешев, хонов и гелов.


Очередной упоминание хачматаков мы находим в контексте нашествия арабов в 698 на г. Чола (ныне г. Дербент). Окончательное подчинение города произошло в 30-х годах VIII в., когда Мерван б. Мухаммад подчинил всю Кавказскую Албанию. Население Чолы на тот момент составляли таваспары, албаны, чилбы (сильны), леги, хечматаки, маскуты, хазары, гунны. В период арабского завоевания Кавказской Албании и Кабала была захвачена арабами, и с тех пор окончательно утратила свое значение. В Кабале обитали хечматаки, ижимахи, глуары, гаты. К.В. Тревер (1892–1974) полагала, что таваспары, хечматаки, гугары, глуары, гаты были кавказским этносом, она также считала «хачматаков» албанским племенем и локализовала их владения в верховьях Самура, т. е. там, где живут цахуры.


По мнению российского историка А.К. Аликберова (род. 1964), на примере Табарсарана, под местными обозначениями не обязательно искать исключительно родоплеменные группы. «Если считать топоним Хачматак сложным по своей структуре, то его можно перевести как «последователи креста» — от армянского и албанского хач «крест» и древнесемитского, возможно, арамейского слова, означающего «последователи», «сторонники» (ср. со значением арабского слова муттаки — «поддерживающий»)». В таком случае имеются в виду албаны, принявшие христианство и выступавшие в качестве самостоятельной политической силы в регионе. Между Варташеном (Вардом?) и Кабалой, рядом с территорией цахуров, сохранилось поселение Хачмас (Хачматак?). Другой Хачмас является административным центром одноимённого района современного Азербайджана.


Автор: ‘Али Албанви


На фото: Армения в составе Сасанидского государства в 387-591 гг.


Литература / источники

1. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI–ХII вв.) / А.К. Аликберов. — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с.: ил., карты. — (Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). С. 118.

2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Ин-т истории, археологии и этнографии. — М.: Наука, 2004 — Т. 1: История Дагестана с древнейших времен до XX века / Отв. ред. А.И. Османов. — 2004. С. 158–159; 164; 172. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32yWxa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2022). — Яз. рус.

3. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М. Пер. С.Г. Микаэлян. Издательство восточной литературы. 1963. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32yYBM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2022). — Яз. рус.

4. Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III и. до и. э. — VIII в. и. э.)— Баку: «Элм», 1986. С. 92; 95–96. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32yWGs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2022). — Яз. рус.

5. Persian Armenia. Armenia, 387–591 A.D. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32ycvb, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2022). — Яз. анг.


Рецензии