Лакзанское княжество Кабала

Кабала (албан. Кабалах, греч. Кабалака) — древний албанский город и первая столица античной Кавказской Албании (до VI века), крупный торговый центр до XV века. Далее, хронологически в источниках фигурирует, как «лакзанское княжество Кабала», «западный сосед Ширвана» и чуть позже и, как «западная часть Ширвана» — которое ныне локализуется в районе селения Чухур-Кабала Кабалинского района современного Азербайджана.


Под названием Кабалака город впервые упоминается в письменных источниках во второй половине I века, точнее в «Естественной истории» Плиния Старшего. О городе «Хабала» пишет Птолемей в своем «Географическом руководстве» во II веке. Торговые связи древней Кабалы были обширны, город был одним из крупнейших в то время центров Кавказской Албании. С 330-х по 462 год здесь находилась кафедра албанского епископа. Территория города делилась на две части, разъединённые рвом. К северу от рва располагался «Сельбир» а к югу «Кала». В период наибольшего расцвета население Кабалы могло составлять около 10 000 жителей.


Кабала испытывала частые набеги гуннских племён, савиров и хазар. Хазары владели Кабалой в VII веке и на некоторое время, возможно, превратили город в свой административный центр. Именно поэтому захватившие позже Кабалу арабы называли город также ал-Хазар или Хазаран.


Правителем Кабалы в X веке был Анбаса ал-А’вар («Одноглазый Лев»). Согласно В. Минорскому, «Анбаса мог быть отпрыском какой-нибудь албано-армянской семьи». После правил его сын Абд ал-Барра, у которого в 981 году Ширван-шах Мухаммад ибн Ахмад захватил город. В XVI в. Кабала была разрушена Сефевидами. Развалины Кабалы находятся в современном Азербайджане к востоку от села Чухур-Кабала и к юго-западу от современного города Кабала. Развалины цитадели Кабалы занимают площадь более 25 га, к востоку от цитадели — храмовый и гористый участок (более 50 га).


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Карта Армении в 884-962 гг. // Кабала.


Лакз — раннефеодальное государственное образование, существовавшее в VII–XIV вв. на территории современных Южного Дагестана и Северо-Западного Азербайджана. Хроника «История Ширвана и Дербенда» сообщает нам о «Западном» и «Восточном Лакзе» в начале XI в., а у Йакута ал-Хамави (ум. 1229) имеется упоминание не об одном правителе, а о «маликах» в Лакзе. Арабский историк Ибн ал-Асир (1160–1234) понимал уже под «Страной Лакз» то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами. Персидский учёный Рашид-ад-дин (1247–1318) впервые употребляет термин «Лезгистан» в общедагестанском значении, имея ввиду конечно политические границы «Дагестана» в XIII веке, т. е. по сегодняшним реалиям фактический тот же современный Южный Дагестан. Как известно, арабский учёный Закарийа ал-Казвини (ум. 1283) назвал Цахур «главным городом», т. о. столицей Лакзана. У арабских авторов IX–X вв. столица Лакза не упоминается, но под Лакзом понималась территория Южного Дагестана, населенная в основном лезгинами и другими представителями лезгинской группы языков, кроме табасаранцев, что на наш взгляд довольно странно, так, намного позднее И. Гербер (ум. 1734), в своём «Известии о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 году» упоминает«Табасаран» как неотъемлемую часть Лезгистана. Хроника «История Ширвана и Дербенда», написанная в начале XII в., сообщает о Западном и Восточном Лакзе (в начале XI в.), т. е., возможно, о двух уже самостоятельных государственных единицах. Возможно, под Лакзаном у ал-Казвини и понимается «Западный Лакз» (Цахур расположен в юго-западной части Дагестана, в верховьях реки Самур).


Литература / источники


1. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Введение. Топографическое описание Ширвана и Дагестана. Положение и наименование стран, происхождение жителей. Языков и вероисповеданий // Текст воспроизведен по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. Элм. 1991. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32usQ7, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2022). — Яз. рус.

2. ‘Али Албанви. Децентрализация «Страны лезгин» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dzen.ru/a/YtvKBpTgQWK8l1sv, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2022). — Яз. рус.

3. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (ХI–ХII вв.) / А.К. Аликберов. — М.: Вост. лит., 2003.: ил., карты. — (Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). С. 89–90.

4. История Ширвана и ал-Баба. Общие замечания. § 1. География и этнография в Та'рих ал-Баб. Ширван // Пер. С.Г. Микаэлян. Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32usKq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2022). — Яз. рус.

5. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. — СПб., 2011. С. 174.


Рецензии