Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 2. Гл. 4

Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2.Гл.4
        Глава четвёртая «Восхождение к Небесам душою и разумом»
Прежде, чем продолжить, - вернее, - завершить беседу о творчестве великого Поэта-Славянофила, следует вспомнить, наверное, как велико значение образа звезды в нашей боговдохновенной литературе. Потому что воплощает звезда живую связь земли с Небесами. И мы уж беседовали однажды об образе этом таинственном и о славянофильском взгляде в Мир Небес. (См. также «Звезда, в литературе русской просиявшая». В основном - послесловие)... 
Итак, перед нами стихотворение, названное просто «Звёзды» - потому что само название глубины неисчерпаемой – как и то, о чём речь пойдёт...
 В час полночный, близь потока,
Ты взгляни на небеса,
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады,
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня.
 Глубоко философское, христианское произведение, написанное при этом «радостным» хореем. Во многом похоже оно на то, о котором мы в предыдущей главе беседовали  -  только с первых строк взоры и души обращены к Миру Горнему и Чудесам Божиим.
И приглашает, призывает устремиться к Небесам лирический герой  - по сути сам поэт, во многом Мудрость познавший...
 На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
 Похожие по сути, похожие мировосприятием строки А.А.Фета. Только дальше его лирический герой словно теряет грань двух миров – и ощущает трепет перед бездной звёзд, перед «глубиной», в которой «тонет».
 А лирический герой А.С.Хомякова мыслью устремляется к Миру Духовному. И душою, конечно, хотя, кажется, это произведение несколько менее «эмоционально», чем многие.
И призывает поэт – думаю, ясно, что именно его мировосприятие воплощает лирический герой – не просто смотреть, не просто любоваться неземною красотой, а «впиваться очами» - чтобы узреть, говоря языком князя-философа Е.Н.Трубецкого, Небо «нездешнее», поверхностному взгляду недоступное.
 Но впивайся в них очами –
И увидишь, что вдали,
За ближайшими звездами,
Тьмами звезды в ночь ушли.
Вновь вглядись – и тьмы за тьмами
Утомят твой робкий взгляд:
Все звездами, все огнями
Бездны синие горят.
 Снова вспоминаются строки не раз упоминаемого В.С.Соловьёва – именно ими начинается и завершается  одно из самых известных произведений его - «В Альпах»…
Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
 Только сами прекрасные горы не упоминаются – потому что важны только духовные переживания лирического героя. А горы и в иконографии не единожды встречаются, отражая духовное восхождение (См. также «Над суетою земли поднявшись»).
Не совсем схожие взгляды на мироздание, на веру - славянофила и «душу мировую» искавшего, но  «мысли без речи и чувства без названия» рождаются, конечно, и при созерцании звёздного неба. Как и «крылья души», что «над землёю поднимаются»…
 Сколько невольных ассоциаций с мыслями других великих русских людей, и живших в другие времена, и просто мировоззрением отличавшихся! И в нынешней главе, и ранее. Это – тоже пример бесчисленных граней Мироздания Божьего, созерцание которого рождает мысли великие. Великое множество «встреч», бесчисленных пересечений путей земных,  в Небеса устремлённых…
 Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Эти слова великого М.В.Ломоносова - даже в годы «диалектического и исторического материализма» знали, наверное, все. Понятно, что нет возможности, да и необходимости цитировать всю величественную оду, отражающую «Вечернее размышление                о Божественном Величестве».
Самих слов: «Творец» или «Создатель» в стихотворении А.С.Хомякова нет – есть Мир Духовный, а после будет Священное Писание. Но ведь суть от этого, конечно, не меняется. И его лирический герой о Духовной Сути Мироздания Божьего размышляет. (См. далее)…
Кстати, не встречается в произведении А.С.Хомякова и слова «бездна», даже в значении «неисчерпаемая глубина» - без «злого умысла». Потому, очевидно, что, как было уже сказано ранее, мыслями и сердцем устремляется его лирический герой в Мир Небесный – к Создателю...
 Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен! -
 передаёт свои чувства великий поэт и учёный. 
   Вновь вглядись – и тьмы за тьмами
   Утомят твой робкий взгляд –
словно  вторит родившийся почти через сто лет поэт-славянофил.
«Утомят» - потому что нет числа небесным светилам – и не в силах вместить их взор человеческий и человеческий разум. Меньше песчинки морской человек перед Торцом и миром, Им сотворённым, но вера в Творца Неба и земли, Милость Божия помогают нам ощутить свою причастность всему, Им сотворённому. Причастность  Бессмертию...
И снова очам земным представляются звёзды на тёмно-синем фоне храмовой росписи, В.М.Васнецовым созданной…
А ещё, наверное, вспомнить следует  слова М.В.Ломоносова  о том, что есть Две Великие Книги, являющие Величие и Мудрость Создателя. Величие  отражено                в Мироздании Божиим – о том говорит вся литература – всё высокое искусство. А в этом произведении А.С.Хомякова  Величие Божие являют собой Небеса, великим сонмом звёзд сияющие – да разве только здесь…
А о Мудрости Божией, в Писании отражённой, побеседуем в следующей главе – ведь дошли мы только до середины «звёздного» произведения великого Поэта-Славянофила…
(Продолжение следует)


Рецензии