Об основах нашей православной веры и культуры. 1-я

 Глава 1.  Культура –  религия – наука

А что такое  –  культура? 
Основа  слова «культура» – культ.  Культ   –  это особое  почитание, признание исключительного значения и ценности  каких-либо явлений, действий, знаний, событий. На основе культа возникли все религии мира. Религия – это культ богов, прославление, почитание богов. Следовательно, неверующий, безбожник – некультурный человек.
        Культура – это и мировоззрение, и иерархия духовных ценностей, это –  и  обычаи, ремёсла, искусства, построение  общества, семьи, государства. Культура – основная характеристика любой цивилизации.
       Что такое православие? Объединение,  в единой вере, религии,  людей, правильно славящих Бога.
Объединением таких людей является  Православная Апостольская Церковь. 
Апостольской эта церковь называется потому, что распространилась по миру благодаря трудам                12 апостолов, учеников Иисуса Христа – Спасителя.
Основе Православия  –  его возникновению и его современному бытию  –   посвящена эта книга.
Чем человек отличается от растительного и животного мира на Земле?

        Как человек определяет своё место   в многообразии окружающей его на Земле жизни? 

Разница между человеком и растительным миром кажется очевидной. Растения ограничены:
1) в свободе  передвижения, общения, действия;   
2) в самозащите, в осмыслении и воздействии на окружающий мир.
Но растения рождаются, возрастают, цветут, дают потомство и умирают. В этом они похожи на нас.

Животный мир пользуется большей свободой и возможностью самовыражения. 
Животные способны самостоятельно выбирать места обитания, создают семьи, сообщества,  строят дома, защищают свои семьи и свой род. Могут выражать своим поведением любовь, привязанность, долг, ненависть и другие чувства. Проявляют способности к поведенческому обучению.
В этом мы схожи с нашими меньшими братьями.
Человеческое сознание – вот главное, что отличает человека от животного. Человек  может и должен уметь сознательно руководить своей свободой, чтобы не натворить зла, не принести разрушение, не причинить боль, горе. Для этого он должен осознать разницу между злом и добром и уметь сознательно  управлять своими мыслями и действиями.

Но что такое осознавать, что такое сознание?
Что означает это слово? Со – знание. Совместное знание. С кем – совместное? Знание о чём?
Дарованное и заработанное в трудах знание о возникновении и построении вселенной, о месте человека во вселенной, о  смысле человеческой жизни, о добре и зле, об иерархии духовных и человеческих ценностей – знание, возникшее прежде философии и науки, и взрастившее их.
  Такое ЗНАНИЕ, основанное на ВЕРЕ и предшествующее ещё совсем молодой науке, называется РЕЛИГИЕЙ. 
Религиозное сознание – это то, что возвышает человека над животным и  приближает к познанию Бога, со-единяет его с Богом.
         Наука бурно развивается только несколько сотен лет, а религия, а, вернее, религии существуют уже тысячелетия.
Религия и наука
Наблюдения, чувства, ощущения, осмысление, накопление опыта, а затем – передача   знаний и опыта следующим поколениям на протяжении тысячелетий, лежат в основе и религии, и науки.
Критерием истинности в науке является возможность  неоднократного, сконструированного человеком,  опытного подтверждения  выводов при изучении свойств какого-либо явления.
Но человеческая наука не может создать такие грандиозные системы, как планета, солнечная система, галактика, вселенная, так же как и  невидимые глазом – атомы или  молекулы ДНК, подтвердив свои, научные гипотезы о них. Многое в науке основывается на предположениях или аксиомах, которые не доказуемы, но кажутся очевидными.
Так, например,  долгое время люди думали, что Земля  плоская и неподвижна, а вокруг неё движутся солнце, луна, звёзды, так как это казалось очевидным.   
Пользоваться огнём человек научился задолго до того, как наука позволила понять, что огонь – это особая химическая реакция.
Мы  пользуемся электричеством, изучаем его, ещё не зная определённо, что такое электричество.
На нас действует  гравитация, удерживая на Земле силой тяжести.  Мы научились пользоваться ею, запуская спутники и МКС, научились и преодолевать эту силу, запуская космические аппараты на Венеру, Марс, исследуя дальний Космос, но не знаем,  что такое гравитация.
Мы научились использовать энергию атома и расшифровали молекулу ДНК. Мы можем воздействовать на них, изучать, пользоваться их свойствами, но  не можем их создать.

Вообще полезно знать, что наука пришла к выводу, что мы можем исследовать только 4% всей существующей во Вселенной материи, так как только эти 4% мы воспринимаем имеющимися у человечества способностями и знаниями.
Человечество находится  в начале познания мироздания, в начале увлекательного пути открытий. Многое в наших знаниях, в нашей науке основано на   предположениях,  разных вариантах осмысления полученных знаний и опыта,  на гипотезах.
Мы привыкли доверять гипотезам  учёных и принимать многое «на веру», не имея возможности самостоятельно увидеть и перепроверить их гипотезы и открытия  в разных сложнейших областях.

Наука и религия помогаю человеку осознать себя частицей мироздания и определить своё место в космосе, найти своё предназначение и смысл жизни.
 Пути научного и религиозного познания во многом схожи. Они помогают человеку жить на Земле. Творческая жажда познания заложена в человеческое СОЗНАНИЕ.

  И религия, и наука необходимы человечеству, чтобы человек и человечество могло утолять жажду познания себя, и окружающего мира. Религия и наука переплетаются и дополняют друг друга, сопутствуя человеку на дороге Познания.

 Религия подарила человеку знания о его предназначении, о сотворении мира, о космосе, о смысле человеческой жизни, о его отношении к мирозданию, о добре и зле –  прежде, чем эти знания он мог приобрести с помощью своего опыта, обучения или научных изысканий.
Так, задолго до возникновения теории Дарвина, который заметил и осмыслил взаимосвязь и последовательность возникновения жизни на Земле, этот процесс был описан в 1-й части Библии, в Ветхом Завете, в 1 главе. Библия (главная книга) сохранила предания, которые существовали задолго до появления письменности, до появления таких наук, как Естествознание, Астрономия.
 Кажущаяся фантастичность сотворения Человека из «праха Земли»*, то есть из той же материи,  из того же материала, из которого создана и чем владеет Земля, (вся таблица Менделеева) уже при современном состоянии науки, теряет свою «немыслимость».
 Достижения философов, социологов, психологов, которые научно, рационально определяли нравственные критерии человеческой жизни, были дарованы   религиозными культурами многих народов задолго до появления  этих разделов науки. ____________________
* . Библия -  основная священная книга иудейской и христианской религий.
«2. И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой  живою. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.» (Библия  Первая книга Моисея. Бытие. Глава 2, стих 7 и стихи 20 и 22)

(Иллюстрация) Сотворение мира.   Гюстав Дорэ.

Глава 2. Начало Бытия

Священное писание говорит о том, что первый человек, Адам, был создан из «праха земного» по образу и подобию Божьему.

Сотворение Адама. Фрагмент фрески Микеланджело. / Сикстинская капелла. 1511 г./

Что значит – по «образу и подобию Божьему»?  Из священного писания мы знаем что Бог – невидим, и на него и чины ангельские не могут взирать.
В Библии говорится, что
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна. Гл.1,)
А что такое Слово? Это сформулированная и материализованная  –  в виде рисунка, движения, звука голоса или  письменности –  мысль.   Мысль – это творческое создание души, разума и духа.
Следовательно,  Господь,  – это и есть единство Духа, Разума и Души.
Вот это триединство и создал Господь, создавая  Адама, из земной материи.  Из  основы Адама (его «ребра») – женщину, подругу и помощницу.
Первые люди ни в чём не нуждались и жили, наслаждаясь общением с Господом и созданным им Миром, как дети в доме отца своего, безгрешные и радостные. 
Единственный, видимо временный, запрет Господа, не есть плодов от древа познания Добра и Зла, был «детьми» нарушен. Свершилось Грехопадение, непослушание, желание  познать запретное, искушение «детей», «стать как Боги».
    Невозможно предположить, что Господь не знал, что так будет.  Случившееся означало, что пришло время.  И Господь, как Отец  повзрослевших детей своих, сказав человеку, что  теперь будешь самостоятельно, в «поте лица своего», трудиться, бороться за своё существование, отдалил Адама и Еву от себя, изгнав их из отчего дома  –  из Рая. 
   Адам и Ева прячутся от лица Господа.                Гюстав Дорэ.
Изгоняя, Господь  дал Адаму и Еве «кожаные одежды», то есть  одел, поместил их дух, душу и разум  в телесную оболочку, позволяющую сохранить триединство их сущности,  и творить вокруг себя своё жизненное пространство.   
     Проходили поколения, давно перестали существовать прародители, которые имели опыт непосредственного общения с Богом, и человечество училось познавать Мир Божий, познавать Добро и Зло, законы материальные и духовные, опираясь на свой жизненный опыт.
      Вся история человечества – это поиски Господа и возвращение к Нему.
        Человек с незапамятных времён заботился не только о своей безопасности, о пище, жилище, одежде, но умел видеть красоту мира, смотрел на небо, замечал периодичность и закономерность смены дня и ночи, смены времён года. Наблюдал за движениями звезд на небосклоне.
         Поразительными знаниями о планетах, созвездиях, о периодичности солнечных и лунных затмений обладали, например, египетские жрецы, не имеющие в своём распоряжении обсерваторий и компьютеров. Они владели и врачебным искусством, зная о возможностях человеческого организма, о свойствах растений, кристаллов.
Жрецы древней цивилизации Майя, жившие на другом полушарии Земли, составляли звёздные календари, строили величественные храмы даже нечто,  подобное  обсерваториям.
     Эти знания сохранялись и передавались внутри ограниченного числа людей. Передача информации –  сложное дело. Письменность в истории человечества появилась относительно недавно - IV-V век до Новой эры. А печатанье текстов, большая доступность, зафиксированной информации, началось в Корее, Китае, Японии в  VIII веке, книгопечатанье в Европе  - в середине XV века, в России – XVI веке Новой эры.

  Оперативно, с помощью газет, информация стала распространяться только с XVIII века.

  Сколько веков  человечество накапливало и сохраняло свои знания в устной форме, до изобретения письменности и книгопечатания,  наука дать определённо достоверный ответ не может.     Важно то, что это время значительно превосходит время доступной информации для всех жителей Земли.
Ориентир в накопленной информации даёт Библия.
 
Исходя из сведений Ветхого завета, в 2020 году человечеству исполнилось 5781 лет от  роду, но  только последние 400 лет своей истории люди  могли передавать свой  многовековой опыт многим из последующих поколений – письменно.  Сравнительно,  весьма малое время.

  До этого времени все знания передавались устно: из уст –  в уста. Конечно, многие сведения при передаче искажались, терялись, передавались ограниченному кругу людей. Известно изречение: «кто владеет информацией – владеет миром». Люди, владеющие  ценной информацией, выделялись среди остальных людей и становились владыками их умов, организовывали их общественную и семейную жизнь. Стержнем этой организованной жизни было  понимание единства человека с природой, вселенной, космосом и –  зависимость человека от  непознанных законов Мира.

     Люди обожествляли всё, что их окружало:  землю, воздух, воду, огонь, горы,  большие деревья, солнце, гром, молнии, извержения вулканов, цунами... 
Человек  ощущал  красоту,  щедрость и   сокрушающую мощь   окружающего его и непознанного мира.
     Жизнь человека сложна и полна опасности. Люди пытались наладить связь с непонятными и могучими силами. Возникала вера, что эти силы, этих богов можно задобрить –  определёнными ритуалами, танцами, заклинаниями, принести  жертвы различным богам.  Такие верования позже были названы языческими.
         Некоторые древние религиозные учения востока – Японии, Китая, Индии – являли желание отказа  от человеческой жизни. От жизни, как источника опыта страданий и, свойственной ей, как верили они, неизбежности круга перевоплощений.
Отказ от жизни ради растворения в  Нирване, так называемой первичной материи, из которой по верованию восточных религий создан Мир – это религия буддизма,  религия страха перед жизнью. Религия мечты о «растворении» в Космосе, бесследного ухода, отказа от жизни и свойственной ей смерти, навсегда. Сама жизнь человека не находит в этих учениях своего великого, божественного, сокровенного смысла.
        Неизбывно стремление человека к творчеству,  красоте, к познанию мира и самого себя.
Душа человека,  его разум, его дух требуют  пищи не меньше, чем его бренное тело.
Человечество начало создавать, творить свой, рукотворный маленький мир, свою среду обитания, одновременно пытаясь познавать и весь мир в его разнообразии и единстве.
     И  постепенно, уже возросшим  опытом и разумом человечество поняло, ощутило, что взаимосвязь бесконечного разнообразия мира, его единство, его законы созданы одним источником, одним Творцом, от которого человек был отдалён, но продолжал чувствовать неразрывную,  быть может, не всегда осознанную связь.
     Используя свою свободу действий, человечество не раз, в поисках всё больших удовольствий,  теряло  достойный Творца, по образу и подобию которого человек и был сотворён, человеческий облик.
По преданию, страшная гибель древних городов, Содома и Гоморры, Всемирный потоп – кара Божия,  останавливающая человечество на его недостойном подобия Божьего, губительном, тупиковом пути.

      «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт. 6)

     «… раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6)

     Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое,…Я истреблю их с земли.
  Сделай себе ковчег…
Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами…
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою». Господь велел Ною взять с собой «из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых». (Быт. 6)
Господь назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду.  В это время Ной вёл свое необычное строительство, которое  вызывало у окружающих людей насмешки и угрозы.
   И произошёл Всемирный потоп.

                Всемирный потоп.  Гюстав Дорэ.

Погибли все люди.  Спаслась только  семья  Ноя с  тремя сыновьями  –  Симом, Хамом и Иафетом.
Глава 3.  Заповеди Божьи (1-4)
По библейскому преданию, уже через много лет после Всемирного потопа, избраннику Божию, Моисею, выведшему еврейский народ из египетского рабства, были самим Господом  переданы Скрижали  Ветхого Завета. На них были высечены законы правильной, праведной, достойной человеческой жизни, завещанной  самим Творцом. Сделано это было для помощи в спасении человечества от гибельной дороги зла, на которую оно всё время сворачивало. Эти 10 заповедей стали для человечества первым нравственным кодексом, восхождения к Православию.

    Что значат эти заповеди Божьи?
Они учат управлять дарованной человеку свободой по данному ориентиру, по заповедям Божьим,  выбирая между добром и злом, а не по своему хотению, тем самым выделяя человека из окружающей его природы.
Заповеди  –   правила жизни уже возросшего человечества.
        Давайте обдумаем значение этих заповедей.

Первая заповедь

Я есть Господь Бог твой, и нет других Богов, кроме меня.

Признание существования единого Бога, единого Творца, единого Учителя, освобождает человека от  блужданий в темноте неведения, даёт ему опору,   надежду, веру и понимание своего места в Мире.

Вторая заповедь

Не сотвори себе кумира и никакого изображения;
не поклоняйся им и не служи им. 
     Эта заповедь призывает не ставить выше Творца и его заповедей, его законов никого и ничто, сотворённое самим человеком, творением Божьим,  и не отдавать свою жизнь этому кумиру в служение.  Ибо всё, что может сотворить человек, гораздо меньше Мира, сотворённого Богом и по Его законам.
Служа неизмеримо меньшему, чем Бог,  человек принижает, а иногда и разрушает себя,  и в себе  –    творенье Божье. 
      Кумиром для человека может стать и какая-нибудь прихоть, желание, слабость, мечта, идея, губящая человека. Кумир затмевает собой Мир и лишает человека свободы, воли и душевного покоя.
Этой заповедью Господь предупреждает,  предохраняя человека от губительной дороги.

Третья заповедь
Не поминай имя Господа Бога твоего всуе.
Упоминая имя Господа, мы обращаемся к нему. Будучи разумными существами, мы должны понимать, что мы обращаемся к самому Творцу, рассчитываем на Его внимание, ответ, а сами делаем это небрежно, по пустякам, между делом, на ходу, на бегу, во время разговора с кем-то, в суете дел,  и даже не готовы услышать ответ.
    Смеем  ли мы, не умея ценить возможность общения с Господом, надеяться на внимание Творца к нашим просьбам?

 Четвёртая заповедь

Шесть дней работай и делай все дела свои, а седьмой день – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу своему.
Шесть дней человек работает для того, чтобы поддерживать свою жизнь на Земле, но хотя бы один день в неделю, в круговороте дел, человеку надо отойти от ежедневной суеты и позаботиться о своей душе, освободить время   для общения с Богом.
Написана эта заповедь задолго до Нашей Эры, ведущей отсчёт от рождения Христа, Спасителя человечества, задолго до его служения, распятия и Воскрешения. Для  вечной памяти о Воскрешении Христа,   в русском языке, в нашей стране, в России,   седьмой день недели назван –  Воскресением.
Именно Воскресение стало выходным, свободным днём, днём, когда нужно обратиться к своей душе, подумать о её здоровье и чистоте. Каждый седьмой день недели, Воскресение, для Православия – малая Пасха – вечное поминание  Воскресения Христа,  бессмертия Души человеческой, соединившейся в вере с Богом.
Эти 4 заповеди разъясняют человечеству правила в его отношениях с Богом.
Остальные  – определяют  правила жизни в человеческом обществе.
Их мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 4. Заповеди Божьи (5-10)

5 заповедь
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на Земле и долголетен.

Отец и мать – упоминаются в Заповедях первыми  после Бога. Отца и мать Бог дарует человеку.  Их  любовью, трудами и заботой человек обретает возможность жить, возрастать, учиться.
Если человек не способен оценить и понять это, как первооснову своей жизни, то он  не сумеет с Божьим благословением  построить и свою самостоятельную жизнь.

6 заповедь
Не убий.

Важно понимать, что не только физически нельзя убивать, но и морально, нравственно. Не только – в реальных действиях, но и мысленно. Не только – делом, но и словом.
Гнев – преддверие убийства, злоба, зависть, обида – дорога к убийству. Оскорбления, раздражительность – слуги убийства. Всех этих разрушительных для души чувств надо избегать, бдительно оберегая её от порабощения губительными, мучительными страстями.
Нельзя лишать жизни не только себе подобных, но  надо  бережно относиться и к «братьям меньшим», ко всему живому на земле: животным, растениям, воде, воздуху – ко всему живому на планете и к самой планете – как к Матери-Земле, дарящей и сохраняющей жизнь.

7 заповедь
Не прелюбодействуй.

Не преступай законов человеческих и Божеских ради получения плотских, эгоистических удовольствий. Научись руководить своими желаниями, дабы не навредить окружающим тебя людям.
Не унижай любовь, не переступай (не преступай) через любовь, совершая  преступление против любви, что и означает пре-любо-действие.
8 заповедь
Не укради.

Не бери того, что тебе не принадлежит.  Господь дал каждому безмерно много, а остальное нужно заработать и создать своим трудом.
Вложенный труд – это жизнь другого человека, нельзя забирать плоды этой жизни. Это – другая, неприкосновенная жизнь. Свою жизнь создавай своими трудами, в этом – и счастье созидания, и радость жизни. Чужое –  чужеродное – не приживётся, не принесёт радости, но навсегда лишит душу покоя.

9 заповедь
Не лжесвидетельствуй.

Жизнь – это увлекательный, для каждого особенный, познавательный урок. Мы учимся отличать Добро от Зла только тогда, когда видим все явления такими, какими они есть, какими их создал Господь и человеческие поступки, человеческие действия. Искажая эту картину своей ложью, мы вводим окружающих людей в заблуждение, искажаем картину Мира, созданную Господом, лишаем людей возможности учиться и делать правильные выводы, отделяя Добро от Зла. Лишаем возможности бороться со Злом. Тем самым, нарушая промысел Божий и служа Злу.
Есть очень тонкая грань – ложь во спасение. Иногда, борясь со злом, а ложь – это орудие Зла, приходится пользоваться его оружием. Например, спасти, не выдать человека, за которым гонятся злодеи, не стать их орудием.

 10 заповедь
Не пожелай ничего чужого.

В последней заповеди сосредоточены предыдущие. Пожелать чужого – это зависть. Почему у него есть, а у меня нет? Я тоже этого хочу. У него – больше, а у меня – меньше. Хочу, чтобы у меня было больше, чем у него. Именно это чувство порождает множество грехов, о которых говорится в предыдущих заповедях.
Господь даёт каждому столько, сколько ему нужно для выполнения урока жизни, дарованной Господом. Сосредоточься на том, чтобы использовать во благо то, чем ты владеешь. Не трать скоротечное время  и силы твоей души на пустое сравнение с другими жизнями, которые тебе кажутся более устроенными или успешными.  Используй во Благо и преумножай для Добра те возможности, тот набор обстоятельств, те дары и таланты, которые дал тебе Господь.

В этом и состоит цель и смысл Урока Жизни.

Завещанные  Господом Заповеди учат людей отличать добро от зла.
На этих заповедях основываются законодательства возникших государств.
Эти заповеди учат человека быть человеком –  достойным  творением Божьим.
Эти заповеди гармонично входят в сознание  людей, как естественные духовные законы.

Но научились ли люди за несколько тысяч лет исполнять эти заповеди?

Глава 5. От Моисея до Давида

Что случилось с избранным народом после получения Заповедей?
Моисей, получив от Господа на горе Синай Скрижали Завета праведной человеческой жизни, спустившись вниз, как бы заново, особенно ясно увидев греховность   своего народа,  поклоняющегося «золотому тельцу»,  стремящегося к богатству и наслаждениям, в отчаянии разбил Cкрижали.
Но Господь терпелив и многомилостив. Зная слабости человеческие, любя человеческий род, как своё творение, как своих детей, он продолжает учить, даёт время человечеству повзрослеть, получить опыт, окрепнуть духовно.
 Господь даёт  Моисею новые Скрижали,  с теми же   10-ю заповедями, которые теперь должны были храниться в «Ковчеге завета».
С тех пор прошло много веков. Нравственные, духовные законы, данные Господом, справедливость которых чувствует каждая человеческая душа, стали основой уголовного и гражданского законодательства.
Этими законами пользуются в судах верующие и неверующие судьи. Эти законы признают и преступники. Преступники – то есть  пре-ступившие закон. Основным принципом справедливости в нравственных законах древних времён было понятное: «око – за око, зуб – за зуб».
    Исполнить заповеди и даже возвыситься  над понятными и принятыми большинством законами человеческой справедливости смогли только исключительные личности. Таким был самый почитаемый у иудейского народа царь  –  царь Давид.   
Давид не принадлежал к царскому роду, а был простым пастухом и музыкантом, играл для своих овечек. Но он так самоотверженно  заботился о своих подопечных и так хорошо  играл, что утешал и радовал не только овечек, но и всех, слышащих его. Давид был рекомендован царю Сеулу, в качестве врачевателя от часто мучивших царя головных болей, которому не могли помочь самые искусные лекари.

             Саул  и Давид.                Рембрандт Ван Рейн.
      Давид избавлял царя от страданий, и Саул оставил Давида при себе, в своём дворце.
      Давид победил Голиафа, непобедимого воина-великана, угрожающего Саулу неприятельского войска.
Победил не силой, а храбростью и находчивостью. 
  Давида любил и почитал народ. Саул начал  бояться,    что Давид захочет поскорее занять его трон.
Боясь этого, Саул искал возможности убить Давида.
Давид вынужден был скрываться от несправедливо преследующего его, жаждущего его смерти Саула.
 Дважды, в силу обстоятельств, Давид, с поддерживающими Давида воинами, заставали Саула спящим и беззащитным.
Давид, оставив свидетельство своего пребывания у ложа спящего царя, взял его меч  и ушёл, не причинив Саулу вреда.
Давид не воспользовался предоставленным ему случаем отомстить неблагодарному царю, обезопасить себя и самому сделаться царём.
 Давида –  бескорыстного, незлопамятного, верного данному слову,  доброго, смелого, умного и благородного человека – сам  Господь, как это свидетельствует Библия, сделал царём Иудейским,  самым почитаемым царём Иудеи.
    Врачующий музыкант, храбрый и умный воин, верный, чуждый зависти, мести и  жажды власти – именно такой человек стал избранником Божьим.
Но и Давид был не чужд греха. Он, послав на смерть своего  друга, взял в жёны его жену, Вирсавию.
      Следующий царь Иудейский, сын Давида и Вирсавии, Соломон,  не просил у Бога ни власти, ни славы, ни богатства – только разума, чтобы жить по заповедям Божьим. И Господь дал царю Соломону то, о чём он просил  –  разум, а в награду за его мудрую просьбу даровал ему сверх того и  бессмертную славу, как мудрого судьи,  и роскошь несметных богатств и мощную власть.
 Жили на Земле и праведники, и пророки, и мудрецы, но ни один человек на Земле, даже зная и пытаясь исполнять заветы Бога,  не был безгрешен.
Не было на Земле человека, который стал бы образцом, идеалом и Учителем, а человечество обрело бы пример пути спасения от духовной вечной гибели.

О  грядущем рождении такого человека, о рождении Спасителя предсказывали древние пророки: Валаам, Михей, Исайя, Иеремия.

Глава 6. Пророчества и Рождество

В свитках Мёртвого моря и в Ветхом завете  записаны  пророчества, сделанные за сотни лет до рождения Спасителя, Иисуса Христа.
Поучения, пророчества и обличение греховных деяний так раздражали грешников, окружающих пророков, что все  пророки кончали свою жизнь мученически,  казнённые разъярённой толпой.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мтф. 23)

Сам Господь в Писании говорит:
«Я призвал Тебя…и поставлю Тебя во свет для язычников». (Библия, Исаия 42.)
Этот свет должен освещать людям дорогу к спасению.
«…когда пришла полнота времён, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены…»  (Библия, Галатом 4.)

« И Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил». (Исайя 11)

 Эммануил в переводе с древнееврейского означает –
С нами Бог!

Эммануил  – обозначение важнейшего События. 
Бог будет жить среди людей! 

Последний перед рождением Спасителя  царь Иудеи – Ирод, был по рождению язычником, но знал  пророчества Иудеев о грядущем рождении Царя Царей. 
Страх потерять власть,  болезненная подозрительность,  привели Ирода к беспримерной жестокости. Он  приказал  воинам за одну ночь уничтожить в Иудее всех младенцев до 2-х лет.
 
    Избиение младенцев. Гвидо Рени.

 Этому, погрязшему в грехах человечеству, избивающему пророков, не  щадящего младенцев,  Господь дал Своего Сына для того, чтобы Он стал учителем людей и примером Своей жизни показал им путь Спасения.

Зачем Богу  становиться человеком среди людей? Чувствовать человеческую жизнь, общаться, говорить с людьми на их языке – это  возможность стать понятным, осязаемым  примером  праведной, правильной человеческой жизни по Заповедям Божьим.
Это – последняя возможность, которую Бог дарует человечеству, дабы  направить его на путь исправления, спасения.
 Но сколько опасностей окружают  человека, начиная   со дня его рождения, когда он  –  слаб и беззащитен. Как нужны Богомладенцу, верящие в Бога, любящие, добрые, разумные родители.
 По предсказанию родить Спасителя должна Дева.
Но от каких родителей могла родиться сама достойная Дева,  Богоматерь Мария?

Иоаким, отец Марии, происходил из рода царя Давида. Он наследовал от него веру в Бога, способность к любви и верности, к благородному смирению, терпению и покорности воле Божьей.

Мать Марии, Анна, происходила из семьи священников, воспитывалась в вере и любила своего мужа. Многие годы, будучи бездетной, она молила Бога о ребёнке, обещая в своих молитвах, что родившееся дитя будет служить Господу.
Родители Марии, верно и глубоко любящие друг друга, бездетными дожив до весьма преклонных лет, не теряли веры и надежды на то, что Господь пошлёт им младенца.
 И чудо случилось!
У Иоакима и Анны родилась дочь, Мария.   

Марию в три года родители привели в Храм в Иерусалиме и отдали её, как и обещали Богу, на воспитание и обучение, в вере и послушании воле Божьей, при Храме,  где она и пребывала до достижения 12-ти лет.
По достижении двенадцати лет Мария должна была вернуться к родителям, но её престарелые родители к этому времени уже покинули земную жизнь. И служители Храма нашли для Марии «охранителя», благочестивого старца-вдовца, Иосифа.

Иосиф, как и отец Марии, вёл свою родословную тоже от ветви царя Давида, сохраняя в своей душе Веру и послушание воле Божьей, способность к благородству, смирению и любви. 

Иосиф, будучи обручён с Марией, взял Марию в свой дом и заботился о ней, как о дочери.

Однажды, когда Мария молилась, к ней явился ангел и сообщил ей волю Божью – она выбрана Богом, чтобы стать Матерью Спасителя.

Мы не знаем всё, о чём говорил с Марией ангел.

Но она  должна была знать о всей тяжести, опасности и ответственности этой доли, знать о том, что ей придётся пережить непереносимую душевную боль поругания и позорной казни сына, о чём предупреждали пророки, предсказания которых она и не могла не знать, учась и воспитываясь при Храме.

Важно то, что нужно было Её согласие. Господь даровал человеку свободную волю и не делает ничего против его воли.

Библия свидетельствует только о том, что Мария спросила у Ангела, «как я могу родить, если я мужа не знаю»? И Ангел сообщил ей, что зачатие совершится   Духом святым. 

И Мария смиренно приняла волю Божью.
 
Благовещение празднуется в Православии 7 апреля.

Но что сделал Иосиф, узнав, что Мария зачала до замужества? 
По обычаю того времени Иосиф должен был осудить и ославить Марию. Прогнать,  а толпа – побить камнями.
Иосиф, жалея и любя Марию, хотел  просто отпустить её.

Тогда, явившийся ему во сне ангел, передал Иосифу волю Господа о непорочном рождении Спасителя и поручил ему беречь и охранять Марию и Младенца.
 
И Иосиф, принимая волю Божью, стал для Младенца отцом, заботясь о Марии.

Случилось так, что по распоряжению властей, для совершения переписи, все жители Иудеи должны были прийти в те места, где они родились, как раз в то время, когда для Марии приблизилось время родить.
Мария и Иосиф отправились из Иерусалима в Вифлеем. Им предстоял тяжёлый, особенно для Марии, путь,  около 100 километров.
Но и достигнув Вифлеема, Иосиф и, готовая родить Мария, не смогли  отдохнуть, найдя себе благопристойное и удобное убежище.  Куда бы они ни обращались, всюду получали  отказ. Вифлеем был переполнен. Богородице  среди людей места не нашлось!
Надвигалась ночь.
Приближалось время Рождества!

Тогда Иосиф начал искать убежище в пещерах.

И вот, для Рождения Спасителя нашлась только пещера, вертеп, в которую на ночь загоняли домашний скот.
Это  вселенское событие  ни  Иосиф, ни Мария не омрачили ропотом и сетованием. Они  смиренно приняли все трудные жизненные обстоятельства.

          И свершилось Рождество!
В Вифлееме родился Иисус Христос.
      Спаситель рода человеческого.
   С этого дня начался отсчёт
    Новой эры человечества!
 Рождество Иисуса Христа Православная церковь отмечает ежегодно 7 января.
Глава 7. Дары волхвов и бегство в Египет
Рождество Спасителя, так  скромно свершившееся, не осталось незамеченным на Земле. По библейскому преданию, трое волхвов из разных земель – жрецы, астрологи, астрономы, маги, посвящённые –  увидели на небе знак. Загорелась новая, самая яркая звезда. Они ждали этот знак, который, согласно их особым знаниям, сообщал о рождении Спасителя. Волхвы пошли за Звездой, чтобы приветствовать Рождество Иисуса.
Волхвы пришли поклониться Царю Иудейскому и принесли с собой дары – золото, ладан и смирну.
О волхвах пишет евангелист Матфей:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мтф. 2.)
Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем:
«И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мтф. 2.)
  Церковное предание называет имена волхвов: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы, который рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).
    Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. 
Византийский император Аркадий перенес дары Волхвов в константинопольский храм Святой Софии.
В 1470 году, после захвата Константинополя турками-османами, вдова турецкого султана Мурата II, Мария, дочь правителя Сербии (она  до конца жизни оставалась христианкой), передала «Дары Волхвов»  сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон.
  Там они находятся и по сей  день.         
Принеся  дары Младенцу, золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как человеку, который примет смерть, волхвы  не вернулись в Иерусалим к Ироду, который просил сообщить ему, где находится Младенец. Они вернулись  другой дорогой, дабы сохранить Младенца.
По преданию, ангел сообщил  Иосифу во сне, что ему надо спасать Младенца от Ирода, ищущего его смерти.
     Святое семейство спешно, ночью,  покинуло Вифлеем и опять отправилось в нелёгкий путь,              в Египет.
 Бегство Святого семейства в Египет.                Бейдеман А.Е.      
Описание бегства Святого семейства  в Египет содержится в византийских Синаксариях, сборниках исторических свидетельств,  –  и  в апокрифическом, не вошедшем в Библию, евангелии от Матфея  – египетской, коптской православной церкви.
                Отдых на пути в Египет.                Караваджо.
   Как гласит легенда, на пути Младенца Иисуса в Египет неразумная тварь узнавала в Нем Того, Кого не смогли увидеть ослепленные страстями люди, и славила родившегося в человеческом обличье Творца.
     Существует предание, что Святое Семейство сопровождали по опасной дороге львы, которые сделавшись кроткими, как агнцы, резвились возле ног Иосифа и Марии и играли с их домашними животными.
   Так  исполнилось пророчество: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 65)
    Однажды Он велел пальме наклониться к земле и принести Богородице свои плоды. Когда же по слову Иисуса дерево вновь выпрямилось, из-под его корней забили родники с чистой водой, позволяя путникам утолить жажду.
    Все творение, окружавшее Святое Семейство, возвращалось, таким образом, в первоначальное райское состояние.
     Прибыв в Гермополь, в место под названием Сатина, Иисус и его родители подошли к большому языческому храму, где находились 365 идолов: по одному на каждый день года.
 Появление Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на руках на пороге языческого храма повергло наземь всех стоявших там кумиров и сокрушило их.
 «И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19)
В то время в Египте проживало около миллиона евреев.  Память о пребывании в Египте Святого семейства сохранилась в истории Египта до сегодняшнего дня.               


Рецензии