Глава 107. Драка с электрошокером
Страсти в монастыре кипели. Мать Елена продолжала сидеть в затворе и ходить на службы, ни с кем не общаясь. Даже на трапезу она почти не ходила, только по праздникам, когда мы были в Дорогобуже. Находились доброжелатели, которые носили ей еду на подносе в келью, выбирая только всё самое вкусное и в большом количестве, отнимая прямо из-под носа других сестёр. «Мать Елена худенькая, болящая», - говорили они нам. Не помню уже, где она встретила Тимофея, чем он ей помешал и что они не поделили, но мать Елена пожаловалась Иринарху, якобы Тимофей ей проходу не даёт. Иринарх купил электрошокер и во время драки ударил им Тимофея.
После было братское собрание в игуменском доме. Стыдили, орали, грозили. Бесполезно. Иринарх утопил электрошокер в озере, уничтожил улики так сказать. Батя говорил Иринарху с наших слов про Ленку: «Иринарх, девки её знают лучше тебя, это змея из змей, сука из сук! С кем ты связался!» Но Иринарх был как невменяемый.
Отец Иринарх тоже считался болящим. У него был хронический менингит, головные боли. Он не мог пить даже легкое вино, служил редко по этой же причине. Он попадал в страшные аварии несколько раз. Вылетал через лобовое стекло без ботинок. Но, несмотря на эти злоключения, он любил быстро ездить. И обожал дорогие, комфортные машины. Он всегда поздно ложился спать и просыпался после полудня, а то и позже. "Солдат спит - служба идет!" - говаривал иногда он.
Когда мы спрашивали отца А, что подарить Иринарху на именины, батя отвечал: «Машину!» На нашей памяти у него были Ленд Крузер, красная Хонда с отделкой из дорогого дерева внутри салона, Вольво с белыми кожаными сиденьями, красивый микроавтобус Пежо и Ситроен Пикассо.
Он часто ездил в Москву и заграницу на отдых. Как-то в гостинице Даниловского монастыря к нему отнеслись с недостаточным почтением, и он, глазом не моргнув, стал останавливаться на ночлег в «Балчуге»(гостиница в Москве с видом на Кремль). Монастырские деньги позволяли.
Ходил Иринарх в одежде из дорогих тканей, обувь у него была из крокодиловой кожи, а швейцарские часы из белого золота, то есть выглядел он богато и элегантно. Наперсный крест у него был старинный с эмалями, бриллиантами и рубинами довольно крупных размеров, там стояло клеймо мастерской Хлебникова. Я бы сказала, этот крест был достоин выставляться в Оружейной палате. Когда у Иринарха испортился зуб, батя дал ему золотую монету с изображением царя Николая, чтобы переплавить на коронку. И они с гордостью об этом всем рассказывали. Всё у него было самое роскошное и эксклюзивное, он часто этим хвастался, потому что если б не похвастался, мы бы и не заметили. Для нас тогда были в приоритете нестяжание и нищета.
Не верилось, что такое может происходить в монастыре.
. Фото из личного архива: иг.Иринарх
Свидетельство о публикации №222121601164
А знаете, заключительная фраза этой главы говорит очень о многом.
Честно скажу, во время чтения Вашей исповеди-дневника не раз и не два возникала одна и та же мысль - а я точно читаю о святой обители?
Ибо образ, что предстает перед глазами, больше напоминает какой-то, уж простите, шалман, пополам с детским домом для проблемных детей.
Как ни посмотришь, занимаются обитатели монастыря, еще раз простите, черт знает чем. Налицо сборище каких-то странных, людей, ужасно злопамятных, мелочных, самолюбивых и жадных...
Но самое печальное, что эти изо всех сил изображают из себя этаких авторитетов в духовной сфере, а ведь, если присмотреться, там на некоторых клейма негде ставить. Знаете, по нынешней жизни мы ко многому привыкли, но чем больше читаю, тем больше становится как-то не по себе.
С самыми добрыми пожеланиями,
Сергей Макаров Юс 16.07.2025 16:04 Заявить о нарушении
«Какая же была причина тому, что так низко падала древняя обитель? Почему было так слабо игуменское управление? В ответе на второй вопрос заключен и ответ на первый.
Игумен наш всех боялся и старался не о порядке в обители, а только о том, чтобы кто-нибудь не составил на него прошения владыке и не завелось бы дело.
Мы видели, каковы они с казначеем: немудрено было, что они и не щадили никаких денег, лишь бы затушить всякую искру протеста против нестроения в управляемом ими монастыре.
Эта боязнь у них доходила до такого страха, так была всем известна, что некоторые из приказных, исчерпав все источники для выпивки, напишут, бывало, от себя прошение да и придут к игумену, говоря:
– Вот, батюшка, такой-то написал на вас (а иногда, для разнообразия, – на какого-нибудь брата) прошение.
И игумен осыпал их деньгами и запаивал водкой».
И еще:
«А что из себя представлял остальной состав братии, то его можно назвать истинной язвой того монашества, что держалось и могло держаться в монастырских стенах только одной дисциплиной – стаканами сивухи от монастырского начальства, щедро раздаваемыми рукой монастырского начальства, которое и само лишь этой дисциплиной держалось. И творилось это под видом доброты душевной, из жалости будто бы к павшему брату подносилась ему водка и давались деньги на табак. Действительная же цель была другая: начальству, редко бывавшему трезвым, требовалось окружать себя такими людьми, которые сами были бы перед ним в чем-нибудь замараны, а стало быть, и безгласны. Натворит каких-нибудь штук брат в пьяном виде, а его же еще и одобряют, поднося стаканчик:
– На, опохмелись! Ну, что делать: мы все немощны, все – под грехом!
Но такая система не приносила того плода, какой был бы желателен монастырскому начальству, и пасомые садились на шею своим пастырям, пользуясь их слабостью к тому же пороку: приходили к игумену и казначею в безобразно пьяном виде, требовали вина, денег и ругали их всячески. И все требования удовлетворялись безропотно, можно даже сказать, рабски. Общий порок ставил всех под круговую друг за друга ответственность и творил из них, хотя и безобразную, но тесно сплоченную и дружную семью, умевшую прятать концы в воду и крепко держаться друг за друга, скрывая от постороннего взгляда высшего начальства все, что творилось у них келейно. Наказаний в монастыре не было и в помине: за семь лет я не видал ни разу, чтобы кого-нибудь ставили на поклоны. Да и кому было ставить и кого ставить?
Живущие в монастыре радовались таким порядкам и называли игумена: «душа-человек».
По всему видно, что пороки среди монашества существуют очень давно. И делать вид, что их нет - верх лицемерия. Да и вряд ли Богу угодно такое замалчивание и потакание порокам.
С уважением и теплом,
Эмилия Лионская 17.07.2025 01:01 Заявить о нарушении