Ваххабиты по мнению суфиев

Данная статья написана года три назад. Мнение по некоторым вопросам у меня изменилось. Как менялись мои убеждения вы можете узнать в сборнике "Тема Корана", которые я выложил в хронологическом порядке.



Ниже приведу статью с дагестанского сайта islamdag.ru о ваххабитах. По некоторым вопросам я с ними согласен, но есть моменты, на которых хотелось бы остановиться и поговорить подробно. Сам текст статьи я выделил строчными буквами, а мои комментарии — обычными. Остальное – мои личное изыскания.

Некоторые моменты я не стал комментировать, так как у меня нет ответа на эти вопросы, либо для этого требуется время для изучения материалов.

Источник: http://islamdag.ru/book/30610

КТО ТАКИЕ ВАХХАБИТЫ?

СЕГОДНЯ В МИРЕ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ, ОЧЕВИДНО, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ СЛЫШАЛ БЫ О СМУТАХ И БЕДАХ, ПРИЧИНЯЕМЫХ ВАХХАБИТАМИ. ОДНАКО ЕЩЁ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ИХ РАЗЛИЧАТЬ ОТ ОБЫЧНЫХ МУСУЛЬМАН. НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ ДУМАЮТ, ЧТО ОНИ (ВАХХАБИТЫ) СТРЕМЯТСЯ К ОЧИЩЕНИЮ ИСЛАМА.

Здесь я сделают небольшое отступление. Многих привлекает сам факт того, что ваххабиты якобы пришли очистить ислам и вернуть его в первоначальный вид. Надо признаться, когда я был моложе, меня самого привлек подобный девиз. Но это лишь обман, прикрытый красивыми словами. Ваххабизм даже не религиозное, а религиозно-политическое течение, которое использует религию для достижения конкретных целей. Ислам – лишь прикрытие.

ЛЮДИ ЧАСТО СПРАШИВАЮТ, КТО ТАКИЕ ВАХХАБИТЫ, И В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ НИМИ И АХЛУ СУННА (МУСУЛЬМАНАМИ, ПРИДЕРЖИВАЮЩИМИСЯ ПУТИ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), ЕГО СПОДВИЖНИКОВ И ИСТИННЫХ ИМАМОВ). ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОЧИТАЕТ ДАННУЮ КНИГУ, С ПОЗВОЛЕНИЯ ВСЕВЫШНЕГО ПОЛУЧИТ ВПОЛНЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ОТВЕТ НА ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ.

ВАХХАБИТЫ - ЭТО ЛЮДИ, ИСКАЖАЮЩИЕ ИСТИННЫЙ СМЫСЛ КОРАНА И ХАДИСОВ, ПЕРЕВОДЯ И ТОЛКУЯ ИХ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. ОНИ ЧАСТО НЕВЕРНО ЦИТИРУЮТ КОРАН И ХАДИСЫ, ИЗЫМАЯ СЛОВА ИЗ КОНТЕКСТА, ИЛИ ПРЕДАЮТ ЗАБВЕНИЮ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ АЯТЫ КОРАНА И ХАДИСЫ, КОТОРЫЕ ЯВНО ОПРОВЕРГАЮТ ИХ УТВЕРЖДЕНИЯ, ИЛИ ЖЕ НЕ ПРИЗНАЮТ ЭТИ ХАДИСЫ, НАЗЫВАЯ ИХ «СЛАБЫМИ». ВАХХАБИТЫ ЭТО ТЕ, КТО ИДУТ ПО ПУТИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИСЛАМА ИЗНУТРИ, ИСКАЖАЯ ИСТИННЫЙ СМЫСЛ КОРАНА И ХАДИСОВ.

Искажают смысл аятов Корана и хадисов не только ваххабиты. Часто сталкиваюсь со статьями в интернете с исламских сайтов, когда какой-нибудь отрывок вырывают из Корана и выдают его за законченную фразу. Либо искажают сам смысл слова. Например, такого, как слово «’ибадат», которое часто переводят как «поклоняться». Толкователи правильно понимают это слово, говоря, что оно означает «служение Аллаху», а не молитву как таковую. Но часто это слово приводят как доказательство того, что за молитву мусульманин будет спрошен в первую очередь. Хотя это ошибочное мнение. Одна лишь молитва верующего не спасет. Но в целом я согласен. Ваххабиты тоже любят так делать.

ПРЕДСТАВЛЯЯ КОРАН И ХАДИСЫ В ИСКАЖЕННОМ ВИДЕ, ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО У АЛЛАХА ЕСТЬ ОРГАНЫ (ЧАСТИ ТЕЛА); ЧТО ОН НАХОДИТСЯ НАД ‘АРШЕМ, НА НЕБЕСАХ; ЧТО ПРОСИТЬ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ (ШАФА‘АТЕ) ЕСТЬ НЕВЕРИЕ И МНОГОБОЖИЕ (КУФР И ШИРК); ЧТО ЗАПРЕЩЕНО (ХАРАМ) ПОСЕЩАТЬ МОГИЛУ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ); ЧТО МУСУЛЬМАНЕ СБИЛИСЬ С ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЧРЕЗМЕРНО ХВАЛЯТ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), ЧТО ЕСЛИ СКАЗАТЬ ЕМУ «САЙЙИДУНА» (НАШ ГОСПОДИН), ТО ЭТО ПРИВЕДЕТ К КУФРУ (НЕВЕРИЮ), ЧТО ТЕ, КТО, ОБРАЩАЯСЬ К АЛЛАХУ ПРОСЯТ, ДЕЛАЮТ ДУ‘А, ПОВЕРНУВШИСЬ К МОГИЛЕ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), ОКАЗЫВАЯ ЕМУ ПОЧТЕНИЕ, СОВЕРШАЮТ ШИРК (МНОГОБОЖИЕ, ИДОЛОПОКЛОНИЧЕСТВО) И Т.Д. НЕКОТОРЫЕ ВАХХАБИТЫ ДОШЛИ ДО ТОГО, ЧТО СТАЛИ ГОВОРИТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫНЕСТИ МОГИЛУ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ИЗ МЕЧЕТИ В МЕДИНЕ. ИМЕННО ТАК ПИШЕТ ОДИН ИЗ ИХ ПРЕДВОДИТЕЛЕЙ НАСИРУДДИН АЛБАНИ В КНИГЕ «АХКАМ АЛЬ-ДЖАНАИЗ». А В КНИГЕ «ХАДЖАТУ ННАБИИ», ОН УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ОДНИМ ИЗ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И НОВОВВЕДЕНИЙ В МЕДИНЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСТАВЛЕНИЕ МОГИЛЫ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ВНУТРИ МЕЧЕТИ.

Ваххабиты подошли к иносказательным аятам об Аллахе слишком буквально. В частности, это «вознесение Аллаха на трон» (20:5, 25:59), слова «обе его руки распростерты» (5:64), упоминание «правой руки» (десницы) (5:64). По их мнению, у Аллаха две правые руки. Хотя в Коране сказано обратное:

«Нет ничего, подобного Ему» (Коран, 41:11).

Абсолютно согласен, что просить Посланника о заступничестве – это многобожие. Об этом даже есть аят:

«Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?» Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены» (Коран, 39:43-44).

Но в посещении могилы пророка Мухаммада я не вижу никакого вреда. Другое дело, если верующий просит о чем-то умершего Посланника, вместо Аллаха.

С чрезмерной хвалой пророка я тоже согласен. Дошло до того, что имя пророка вообще нельзя ни произносить, ни даже писать без салавата. Вспоминаются слова из Библии: «Не произноси имя Бога всуе».

Могила пророка – это история, добрая память и напоминание для людей. Могилу ни в коем случае не надо ни переносить, ни сносить. Ваххабиты и так уже уничтожили многое арабское наследие. И до сих пор продолжают это делать. По моему мнению, они следуют по чьей-то указке, чтобы уничтожить историю Ислама. Если так будет продолжаться и дальше, от прежнего Ислама не останется и следа.

ВАХХАБИТЫ РАЗРУШИЛИ И УНИЧТОЖИЛИ МОГИЛЫ (ЗИЯРАТЫ) МНОГИХ УЧЕНЫХ-БОГОСЛОВОВ, ЛЮБИМЦЕВ АЛЛАХА - АВЛИЯ‘, АСХАБОВ И ДАЖЕ РОДСТВЕННИКОВ И ЖЕН ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ). ДОШЛО ДО ТОГО, ЧТО ОНИ РАЗРУШИЛИ ДОМ ХАДИДЖИ, САМОЙ ЛЮБИМОЙ ЖЕНЫ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) И МАТЕРИ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, КУДА В СВОЕ ВРЕМЯ НИСПОСЫЛАЛИСЬ ПРОРОКУ (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ОТКРОВЕНИЯ ОТ АЛЛАХА. НА МЕСТЕ РАЗРУШЕННОГО ДОМА ПОСТРОИЛИ ТУАЛЕТЫ (СМ. КНИГУ «НАСИХАТУН ЛИИХВАНИНА ‘УЛАМАИ НАДЖДИ», СТР. 60).

И действительно. Ваххабиты разрушили многие могилы, статуи, библиотеки, ученых. В общем, всех и все то, что не соответствовало их учению. Кто знает, может, они уничтожили настоящие хадисы, и потом переписали их на свой лад. С Кораном у них такой номер не прошел. Но они могли придумать тафсиры, которые тоже отвечали их интересам.

ВАХХАБИТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО БУДТО БЫ У АВЛИЯ‘ (СВЯТЫХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К АЛЛАХУ) НЕ БЫВАЕТ КАРАМАТОВ. ОНИ ГОВОРЯТ, ЧТО ПОЛЬЗЫ ОТ ПАЛКИ (ТРОСТИ) БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ ОТ УМЕРШЕГО ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ). ВАХХАБИТЫ ЗАПРЕЩАЮТ КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗИКРУ (ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА), ГОВОРЯ, ЧТО ЭТО НОВОВВЕДЕНИЕ. ДАЖЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПОМИНАТЬ ВСЕВЫШНЕГО СЛОВАМИ «АЛЛАХ, АЛЛАХ». ТАКЖЕ ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО УМЫШЛЕННО ПРОПУЩЕННЫЕ НАМАЗЫ ВОЗМЕЩАТЬ НЕ НУЖНО. ЗАПРЕЩАЮТ ДЕЛАТЬ ДУ‘А, ПРОСИТЬ У АЛЛАХА ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ УМЕРШИХ, НАЗЫВАЯ ЭТО ТАКЖЕ НОВОВВЕДЕНИЕМ. ОНИ ОТРИЦАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ МАЗХАБАМ, ГОВОРЯ, ЧТО ИМАМЫ ЭТИХ МАЗХАБОВ ТАКИЕ ЖЕ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ, КАК И МЫ, И ЧТО НАМ САМИМ МОЖНО ВЫНЕСТИ РЕШЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ КОРАНА И СУННЫ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО КОРАН ОНИ (ВАХХАБИТЫ) ПОНИМАЮТ ЛУЧШЕ И ГЛУБЖЕ, НЕЖЕЛИ АСХАБЫ (СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), ПОСКОЛЬКУ В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО ИСЛАМСКИХ ИНСТИТУТОВ, А СЕЙЧАС ЕСТЬ.

На мой взгляд, праведных людей слишком возвеличивают. Потом они превращаются в святых, и некоторые им даже поклоняются. Любой человек, даже пророки, могут ошибаться. Но разница между обычными людьми (и даже святыми) и пророками в том, что последним Всевышний может указать на их ошибки. А если мы будет следовать за «святым», то кто дает гарантию, что он не ошибается? То же самое относится и к исламским ученым. Следование за ученым – слепое следование.

О зикре. Во время коллективного зикра люди совершают круговое движение, входя при этом в состояние транса. В некоторых видах зикра могут присутствовать хлопание в ладоши, свист и пляски.

Есть мнение, что зикр совершали древние воины для поддержания и укрепления души и тела. В древней истории оно известно как «боевой транс:

«Боевой транс» — термин, обозначающий изменённое состояние сознания людей, участвующих в боевых действиях. В этом состоянии боец не чувствует страха («афобия») и боли («анальгезия»). Кроме этого, в состоянии боевого транса все члены группы теряют свою индивидуальность и действуют как единое целое» (Википедия).

В состоянии транса воины шли на врага без доспехов и оружия. Они могли разорвать врага голыми руками. При этом, они не чувствовали боли от наносимых врагами ран.

Согласно скандинавской мифологии, берсерки совершали боевой танец, совершая при этом круговое движение. Это была самая агрессивная армия, которую все боялись.

В случае с зикром, совершая боевой танец, люди могли поминать имя Всевышнего для большего эффекта. Хотя, по некоторым данным, во время зикра люди произносят не «ля иляха иллаллях», а другие слова, чем-то похожие на эти, из-за чего и возникло ошибочное мнение, что они произносят слова шахады. Об истинном значении этих слов до сих пор ведутся споры.

Вполне возможно, что боевой транс и обычное поминание Аллаха (которое, кстати, так и называется – «зикр») люди просто объединили. Получилось то, что получилось.

Боевой транс имел практическую пользу в давние времена именно для воинов. Ну а если говорить о современном суфийском зикре, то, скорее всего, он не имеет никакой пользы для обычных верующих. Речь именно о зикре с применением кругового танца и плясках.

О поминании Всевышнего словами «Аллах, Аллах» я согласен лишь частично. Я не категоричен в этом вопросе, просто обычное произнесение «Аллах» не имеет никакой пользы для верующего. Поминание Аллаха это не обычное произнесение имен или атрибутов Бога. Значение слова «зикр» намного шире.

По поводу того, нужно ли восполнять пропущенный намаз. В Коране об этом не сказано ровным счетом ничего. Ученые решили, раз пост мусульмане должны восполнять согласно Корану, то и намаз также нужно восполнять. По их мнению, Аллах забыл упомянуть об этом, и решили все за Него?

О следовании мазхабам. Тут я тоже соглашусь с мнением ваххабитов. Хотя, среди ваххабитов не все так считают. Действительно, имамы всех мазхабов – обычные люди. Считается, что нужно следовать какому-то одному из четырех мазхабов. Это так называемые правовые школы. В вопросах веры, говорят нам, они не расходятся. Мнения их разошлись лишь в незначительных вопросах. Но вот незадача: согласно одним, не совершающего намаз следует казнить, а согласно другим – лишь побить. Если не казнишь такого человека, согласно одним мазхабам, то ты совершишь грех. Если же не побьешь, согласно другому мазхабу, а убьешь его – ты тоже совершишь грех. Так кто из мазхабов прав? От мнения одного из них зависит то, куда ты попадешь: в ад или в рай. Стоит ли следовать мазхабам и доверять им свои души?

Ваххабиты понимают Коран лучше и глубже? Они понимают его слишком буквально. Это делают не только они. Многие аяты, которые нужно понимать в иносказательном смысле, многие толкователи понимают дословно, а те, что надо понимать в буквальном смысле, наоборот, истолковываются как метафора. Например, слово «пустые речи» (в других переводах – «потешные речи») в Коране некоторые толкователи понимают как пение и музыка. Между тем, оно означает совсем другое. Все понятно по контексту.

Но это полбеды. Ваххабиты, по их словам, понимают Коран даже лучше сподвижников пророка, объясняя это тем, что тогда не было институтов. Тогда такой вопрос ваххабитам: кто-нибудь из пророков имел образование, прежде чем они получили Откровение от Аллаха? Учился в каком-нибудь исламском институте? У них имелся диплом об окончании учебного учреждения? Пророк получал Откровение от Всевышнего через ангела Джибрила, он же и разъяснял своим сподвижникам значения аятов. Ваххабиты могут похвастаться этим? Видели и общались ли они с пророком Мухаммадом? Я думаю, ответ очевиден.

ТАКЖЕ ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ И ИСХОДЯ ИЗ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ МОЖЕТ ТОЛКОВАТЬ КОРАН И ХАДИСЫ, И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ И ЧТО НЕ НУЖНО СЛЕДОВАТЬ ЗА ИМАМАМИ. ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО БОГОСЛОВСКИЕ КНИГИ ВЕЛИКИХ УЧЕНЫХ ИСТЛЕЛИ ОТ ДАВНОСТИ, И ПОЭТОМУ НЕЛЬЗЯ СЛЕДОВАТЬ ИМ.

То же самое я бы сказал о Коране. Но не о хадисах. Каждый может толковать Коран самостоятельно, если у него есть голова на плечах. Благо, есть много переводов. А все хадисы, на мой взгляд, следует заново изучить и пересмотреть их на достоверность и точность передачи информации, так как за время их изучения я пришел к мнению, что подавляющее большинство их противоречат как Корану, так и самим себе. Эти противоречия разные ученые объясняют каждый по-своему. Кто-то говорит, что некоторые хадисы выдуманы. Кто-то говорит, что одни слова пророк и его сподвижники высказывали до Ислама, а другие – после ниспослания Откровения. Кто-то это объясняет неверной трактовкой хадисов. А кто-то пытается это объяснить как-то по-своему, фантазируя и придумывая то, чего они даже не знают.

Богословские книги полезны для тех, кто изучает свою религию. Всем мусульманам их знать нет никакой необходимости. А следовать им – тем более. В богословских книгах авторы пишут свое мнение. И это мнение не нужно навязывать всем верующим. Человек должен сам решать, какому мнению придерживаться.

НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ШАРИАТ ЗАПРЕЩАЕТ ЗАПИРАТЬ МЕЧЕТИ НА НОЧЬ, ОНИ ЗАКРЫВАЮТ МЕЧЕТЬ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) В МЕДИНЕ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ПРОВОДИЛИ ТАМ НОЧИ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ. ЗАПРЕЩАЮТ ДАВАТЬ УРОКИ ИСЛАМА В МЕККЕ И МЕДИНЕ ТЕМ, КТО НЕ ИСПОВЕДУЕТ ВАХХАБИЗМ. ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО У НЫНЕШНИХ МУСУЛЬМАН ШИРК БОЛЕЕ ТЯГЧАЙШИЙ, НЕЖЕЛИ ЧЕМ У ИДОЛОПОКЛОННИКОВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЕКОВ. ОНИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО УЖЕ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ВЕКА МУСУЛЬМАНЕ УТОНУЛИ В ОКЕАНЕ МНОГОБОЖИЯ, (СМ. КНИГУ «МУХАММАД ИБНУ АБДУЛЬВАХХАБ», СТР. 7-10).

Мы не можем знать, чей ширк из предыдущих и нынешних мусульман более тяжкий. Об этом знает только Всевышний. Большинство мусульман так уверены в своей религии, что не сомневаются в своем истинном пути. Они даже не задумываются, что могут впасть в ширк, следуя за так называемыми учеными, богословами, устазами. Но ширк бывает не только в виде следования за этими людьми. Следование страстям – тоже ширк. Предметам вожделений тоже можно поклоняться как богам. Это могут быть деньги, власть, женщины, азартные игры и т.д.

«ВИДЕЛ ЛИ ТЫ ТОГО, КТО СВОИМ БОГОМ СДЕЛАЛ СВОЮ СТРАСТЬ?» (КОРАН, 25:43).

ВАХХАБИТЫ ЗАПРЕЩАЮТ ЧИТАТЬ КНИГУ «ДАЛАИЛУЛЬ ХАЙРАТ» (ЭТО КНИГА, ГДЕ НАПИСАНЫ САЛАВАТЫ ПРОРОКУ, (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ). МАВЛИДЫ, НА КОТОРЫХ ВОСХВАЛЯЕТСЯ ПРОРОК (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), НАЗЫВАЮТ НОВОВВЕДЕНИЕМ. ЗАПРЕЩАЮТ ЧИТАТЬ ДУ‘А «АЛЬ-КУНУТ» (МАХДИНА) ПРИ СОВЕРШЕНИИ УТРЕННЕГО НАМАЗА. ОБВИНЯЮТ В НЕВЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ СУФИЗМА И НЕ ПРИЗНАЮТ УБЕЖДЕНИЯ ИМАМА АШ‘АРИ.

О восхвалении пророка я уже говорил выше. О молитве «аль-Кунут» я не совсем понял о чем речь. Молитва чем-то напоминает суру «аль-Фатиха». Но у шафиитов она отличается тем, что в конце они добавляют слова прославления и благословения пророку. Разве только это стало причиной их критики в адрес этой молитвы.

Претензии к суфиям лично у меня в основном из-за возвышения и поклонения умершим. Но не все суфии это делают. Обвинять абсолютно всех последователей этого учения – верх невежества.

ОНИ НАЗЫВАЮТ ТАРИКАТ (ПУТЬ ПОЗНАНИЯ АЛЛАХА) ПУТЕМ ШАЙТАНА, УСТАЗОВ - НАСТАВНИКОВ - ИДОЛАМИ, А ИХ МЮРИДОВ – ИДОЛОПОКЛОННИКАМИ, ОТРИЦАЮТ ЧТЕНИЕ ДУ‘А «АМИН РАББАЛЬ ‘АЛАМИН» ПОСЛЕ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА».

Тут я, пожалуй, соглашусь с мнение суфиев. Но не все способы познания Аллаха верны, на мой взгляд. К мнению устазов можно прислушиваться, но не следовать. Этому сегодня, к сожалению, никто не учит. Никто не говорит: думайте своей головой. Все в один голос твердят: за вас уже все решили другие, так что следуйте им.

ВО ВРЕМЯ НАМАЗА, ЧИТАЯ МОЛИТВУ «АТТАХИЙЯТУ», ДО КОНЦА ЧТЕНИЯ ШЕВЕЛЯТ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ, ПОСТУКИВАЯ ПО БЕДРУ. СТОЯ В НАМАЗЕ, НОГИ РАССТАВЛЯЮТ ЧУТЬ ЛИ НЕ НА МЕТР И НАСТУПАЮТ НА НОГИ РЯДОМ СТОЯЩИХ, УТВЕРЖДАЯ, ЧТО РЯДЫ МОЛЯЩИХСЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПЛОТНЫМИ. УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО НАМАЗ СОВЕРШАТЬ ЛУЧШЕ БЕЗ ТЮБЕТЕЙКИ И ВООБЩЕ БЕЗ ГОЛОВНОГО УБОРА.

Согласен. Акцентирование внимания на положении рук и ног, да и любого движения в намазе – абсолютно ненужная вещь. Кроме того, она может отвлекать молящегося от процесса общения с Богом. Основные телодвижения в намазе – стояние, поясной и земной поклоны. Как держать руки, как стоять, куда глядеть, когда поднимать указательный палец – все это не имеет к процессу молитвы никакого отношения. Но насчет головного убора – соглашусь с ваххабитами. Это тоже не имеет к молитве отношения.

НАЗЫВАЮТ МНОГОБОЖИЕМ, ЕСЛИ КТО-ТО ПРОСИТ БАРАКАТ (БЛАГОДАТЬ) И ПОМОЩЬ У АЛЛАХА РАДИ ЕГО ПРИБЛИЖЕННЫХ, ТАКИХ КАК ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ, АВЛИЯ, ПРОРОКИ (МИР ИМ). УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО АЛЛАХ НЕ ДАЕТ ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ ПРОРОКАМ И АВЛИЯ.

Термин «баракат» для меня до сих пор не совсем понятен. Разъяснения этого слова на разных исламских сайтах не пролил мне свет на него. Проблема в том, что в разных течениях оно понимается по-разному. Если речь идет о прошении перечисленным людям достатка на том свете, то, в принципе, можно согласиться с мнением ваххабитов. Умерший отвечает только за собственные деяния. Никто не может добавить или убавить ему достатка на том свете. Решение принимает только Аллах.

ТАЛИСМАНЫ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ МУСУЛЬМАНЕ, ГДЕ НАПИСАНЫ АЯТЫ СВЯЩЕННОГО КОРАНА, НАЗЫВАЮТ ИДОЛАМИ.

Категорически согласен! Аяты Корана – это не лекарства от болезней. Ими не защитишься от сглаза, порчи, колдовства или физического воздействия. Коран – это не книга заклинаний, не книга магии. Это книга, которую нужно читать. Поэтому Коран и переводится как «чтение». Не «защита», не «лекарство, не «оберег».

ЗАПРЕЩАЮТ ВСТАВАТЬ И ОКАЗЫВАТЬ ПОЧТЕНИЕ УВАЖАЕМЫМ ЛЮДЯМ ИЛИ СТАРШИМ. ЗАПРЕЩАЮТ ЦЕЛОВАТЬ РУКУ В ЗНАК ПОЧТЕНИЯ БОГОБОЯЗНЕННЫМ, УВАЖАЕМЫМ ЛЮДЯМ. ЧЕЛОВЕК, СОВЕРШИВШИЙ БОЛЬШОЙ ГРЕХ, ПО ИХ МНЕНИЮ, СРАЗУ ЖЕ СТАНОВИТСЯ КАФИРОМ, А ЕГО БРАК С СУПРУГОЙ СЧИТАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.

Чем опасно почтение к старшим и уважаемым людям? Откуда ваххабиты взяли такой запрет? Из Корана? Из Сунны? Целовать руку кому-то – это традиция определенных народов. Я бы не стал такое делать. Но опасности для веры я в этом никакой не вижу.

А выход из Ислама человека, совершившего большой грех – выдумки, никак не подтверждаемые Кораном. Об этом я давно уже готовлю материал.

ОНИ ГОВОРЯТ О НЕДОЗВОЛЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЮРИДАМИ ЗИКРА, САЛАВАТА В ОПРЕДЕЛЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ, УКАЗАННОМ ИХ УСТАЗОМ. ОСУЖДАЮТ ЧАСТОЕ ПОМИНАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО, Т.Е. ЗИКРУ, ГОВОРЯ, ЧТО ОТ ЭТОГО ЛЮДИ С УМА СХОДЯТ. ЗАПРЕЩАЮТ ВООБЩЕ ВЫХОДИТЬ В ПУТЬ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЗИЯРАТОВ И МОГИЛ. НЕ ПРИЗНАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ ТАКИХ, КАК БУДАЛАИ, АВТАДЫ.

Если понимать под «святыми» праведных людей, «приближенных к Аллаху», как об этом говорится в Коране, то очень сложно судить по тем людям, которых уже нет в живых. Об их святости знает лишь один Аллах. Но просить бараката для святых, верить в получение бараката от похода к их могилах и поклонение им – это уже другой вопрос. В этом я полностью согласен с мнением ваххабитов.

ЗАПРЕЩАЮТ ПОДНИМАТЬ РУКИ ДЛЯ ДУ‘А КАК ПРИ ЧТЕНИИ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА». ЗАПРЕЩАЮТ ЧИТАТЬ САЛАВАТ (ВОСХВАЛЕНИЕ) ПРОРОКУ (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ АЗАНА (ПРИЗЫВА К НАМАЗУ). В КОНЦЕ ДУ‘А ЗАПРЕЩАЮТ ЧИТАТЬ «АЛЬ-ФАТИХА», ЗАПРЕЩАЮТ НАДЕВАТЬ БРЮКИ СО ШТАНИНАМИ НИЖЕ ЩИКОЛОТОК. ЗАПРЕЩАЮТ ПОСЛЕ НАМАЗА ГРОМКО ЧИТАТЬ АЗКАРЫ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА). УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЛЮБИТЬ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) НЕОБЯЗАТЕЛЬНО И ЧТО СЛОВА «ЛЮБИТЬ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ОЗНАЧАЮТ ТОЛЬКО ЛИШЬ СЛЕДОВАНИЕ ЕМУ.

Поднятые руки для дуа никак не влияют на веру человека. Претензии ваххабитов беспочвенны. О чтении салавата я уже писал в статье «Молитва в Исламе». В чтении «аль-Фатиха» в конце дуа не вижу никакого вреда. Одежда при молитве не имеет никакой роли, если только ты не совершаешь коллективный намаз и не одет слишком вызывающе. Про то, что любить пророка необязательно – согласен. Как можно любить человека, которого ты никогда не видел и которого уже нет в живых? И да, я согласен, что «любить пророка» означает следование ему. Но и следовать уже за умершим не так-то легко, когда слова Посланника люди могут исказить.

ЗАПРЕЩАЮТ СОВЕРШАТЬ ОБРЯД ИСКАТ. УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК, НАХОДЯСЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ, ТРИ ИЛИ БОЛЬШЕ РАЗ СКАЖЕТ «ТАЛАК» (ДАСТ ПОЛНЫЙ РАЗВОД), ТО ПОЛНЫЙ РАЗВОД НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. ЗАПРЕЩАЮТ СОВЕРШАТЬ ОБЕДЕННЫЙ НАМАЗ ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА, ГОВОРЯ, ЧТО ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ КАК ШЕСТОЙ ФАРЗ. УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО СОБИРАТЬСЯ В НОЧЬ БАРААТ В СЕРЕДИНЕ МЕСЯЦА ША‘БАН ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ДУ‘А И БОГОСЛУЖЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ БИД‘А (ЗАПРЕТНЫМ).

Если под словом «искат» имеется в виду уплата долга от имени умершего за его пропущенные намазы, пост, закят и хадж, то я обеими руками за. Никто не может отвечать за грехи другого человека:

«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 53:38).

Как я уже говорил, каждый человек отвечает только за собственные деяния.

На счет обеденного намаза, совершаемого после пятничного. Я лично считаю это глупостью. Сторонники такого подхода объясняют это следующим образом: «Обеденный намаз делается для того, если Аллах вдруг не примет пятничную молитву». А если Аллах не примет и обеденную молитву, тогда что? В Коране вообще нет какого-то специального пятничного намаза. Об этом сказано лишь в Сунне. В Коране сказано:

«О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете! А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, - может быть, вы будете счастливы!» (Коран, 62:9-10).

УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОНИ НА ИСТИННОМ ПУТИ, ПОСКОЛЬКУ ИХ МЕНЬШИНСТВО, А ОСТАЛЬНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ ЯКОБЫ НА ЛОЖНОМ ПУТИ, ИБО ИХ БОЛЬШИНСТВО.
Действительно, в Коране сказано:

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (Коран, 6:116).

С этим можно согласиться лишь частично. Но в Исламе есть и менее распространенные течения, где-то больше, чем ваххабитов, где-то – меньше. И этих течений, надо сказать, совсем не мало. Почему же другие течения не могут быть на истинном пути? Тут логика ваххабитов подкачала.

УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ТАРИКАТ ТЯНЕТ ИСЛАМ НАЗАД, ВЫСМЕИВАЮТ КНИГУ ИМАМА АЛЬ-ГАЗАЛИ «ИХЬЯ‘». УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЯКОБЫ АСХАБЫ (СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) СТАЛИ КАФИРАМИ ИЗ-ЗА НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ, СКАЗАННЫХ В ШУТКУ.

Интересно, что за шутка такая смертельная?

УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПРОРОК (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) В НОЧЬ ВОЗНЕСЕНИЯ МИ‘РАДЖ НЕ ВИДЕЛ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА.

Согласен. Ведь сам Аллах говорит в Коране:

«Не бывало [такого, чтобы] Аллах говорил с человеком, иначе как [посредством] откровения, или через преграду, или посылая посланника (т.е. ангела), который с дозволения Его открывал [человеку] то, чего желал [Аллах]. Поистине, Он — Высокий, Мудрый!» (Коран, 42:51).

УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО РОДИТЕЛИ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) - ЭТО ОБИТАТЕЛИ АДА. ВСЕ ХАДИСЫ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), КОТОРЫЕ ОПРОВЕРГАЮТ ИХ МЫСЛИ И УБЕЖДЕНИЯ, ОНИ НАЗЫВАЮТ СЛАБЫМИ И НЕДОСТОВЕРНЫМИ И НЕ ПРИЗНАЮТ ИХ.

Так делают не только «ваххабиты», но и другие течения в Исламе.

УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО НАХОДЯТ ШИРК И КУФРУ В СЛОВАХ ТАКИХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ, ИЗВЕСТНЫХ ВО ВСЕМ ИСЛАМСКОМ МИРЕ, КАК: ‘АБДУЛЬ КАДИР ГИЛАНИ, ИМАМ АЛЬ-ГАЗАЛИ, РАБИ‘АТУ АЛЬ-‘АДАВИЯТ, ИМАМ ША‘РАНИ, БУСИРИ, МУХАММАД АЛЬ-ДЖАЗУЛИ, ДЖАЛАЛУДДИН РУМИ И ДР. (СМ. КНИГУ ДЖАМИЛЯ ЗИНУ «СУФИЯТ»).

ГДЕ БЫ ВАХХАБИТЫ НЕ ПОЯВИЛИСЬ, ТАМ ОНИ СЕЮТ СМУТУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, СТРАВЛИВАЮТ ПРОСТОЙ НАРОД С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВЛАСТИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАРУШАЯ ЗАКОН И ПОРЯДОК В ЭТИХ СТРАНАХ. ИЗ-ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛЮДЕЙ ВСЕГО МИРА СКЛАДЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ ОБ ИСЛАМЕ КАК ОБ ЭКСТРЕМИСТКОЙ, ЖЕСТОКОЙ, АГРЕСИВНОЙ И ДИКОЙ РЕЛИГИИ. ОНИ, ВЕДЯ ЛЮДЕЙ К НОВОВВЕДЕНИЯМ И ЗАБЛУЖДЕНИЯМ, УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПРИЗЫВАЮТ К ОЧИЩЕНИЮ ИСЛАМА, ОСНОВЫВАЯСЬ НА КОРАНЕ И ХАДИСАХ. ПРИКРЫВАЯСЬ ИМЕНЕМ ИСЛАМА И ЛОЗУНГАМИ ДЖИХАДА, ОНИ ИЗНУТРИ РАЗРУШАЮТ ИСЛАМ И ПРОДАЮТ ЕГО ЗА ДОЛЛАРЫ.

Тут нечего добавить. Автор статьи попал в точку. Особенно про джихад (в том понятии, в котором его используют ваххабиты – «священная война»), который считается чуть ли не смыслом жизни. Об этом планирую в скором времени опубликовать свою статью.

КРОМЕ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕНЫХ ЕСТЬ ЕЩЁ МНОГО ПРИЗНАКОВ, ОТЛИЧАЮЩИХ ВАХХАБИТОВ ОТ БОЛЬШИНСТВА МУСУЛЬМАН, ТО ЕСТЬ ЛЮДЕЙ АХЛУ-СУННА ВА АЛЬ-ДЖАМАА. ЭТА КНИГА, ОПИРАЯСЬ НА ДОСТОВЕРНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ВЗЯТЫЕ ИЗ КОРАНА И ХАДИСОВ, А ТАКЖЕ НА ВЫСКАЗЫВАНИЯ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ), ТАБИИНОВ, ИМАМОВ И ШАРИАТСКИЕ РЕШЕНИЯ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ-БОГОСЛОВОВ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗОБЛИЧАЕТ ЛОЖНОСТЬ И ПАГУБНОСТЬ ВАХХАБИТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.

ДАННАЯ КНИГА НАПИСАНА В ВИДЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ ВАХХАБИТАМИ. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ, МЫ СВЕЛИ В ОТДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ. В КОНЦЕ КНИГИ ПРИВЕДЕНА КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАХХАБИЗМА И НЕКОТОРЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СВЯЗАННЫЕ С ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Только не надо причислять меня к ваххабитам лишь за то, что я согласен с некоторым их учением. Меня уже причисляли к шиитам, за то, что я согласился с кое-какими их идеями. Причисляли также к коранитам, за то, что я часто на них ссылаюсь. Не причисляли пока еще к христианам, ахмадие и бахаи, так как я упоминал и их в том числе. Я не зацикливаюсь на каком-то одном мнении, одном учении, а беру всего понемногу то, что не противоречит Корану, а, наоборот, подтверждает его аяты.


Рецензии