Шёлковый шнурок

(Фантазия на тему жестокого романса.)
Над вымыслом слезами обольюсь.
                А.С. Пушкин
            
Эта история давно и безнадежно утонула в прошлом.  Кроме романса от нее ничего не осталось. Будем фантазировать, не претендуя на достоверность.
Итак:
Милый мой строен и высок
Милый мой ласков, но  жесток…
 
«Ласков, но жесток»? О чем это? Не БДСМ ли это, где С и М означают «садо-мазо»? Вот это завязка!
Больно хлещет шелковый шнурок.
 
Вот  теперь все ясно, шелковый шнурок - популярный атрибут садомазохизма. Что дальше?
Разве  в том была моя вина,
Что цвела пьянящая весна,
Что я счастьем так была полна?..
«Моя вина»? Пока никакой вины не видно, но героиня явно в чем-то оправдывается.
               
А потом, когда судьи спросили:
«Тот шнурок ВЫ ему подарили?»    
- И ответила я, вспоминая:
«Не помню, не помню, не знаю!»
Запахло криминалом. Явно юлит - и помнит, и знает!
***            
Март 1917, третий год войны. Петроград уже давно не Петербург. Император отрекается от   престола. Хлебные бунты, по городу опасно перемещаться, повсюду вооруженные люди, правительство вызывает с фронта казаков для наведения порядка, в городе что-то назревает. Время смутное. В искусстве декаданс (упадок), названный позже  «Серебряным веком». В простонародье повальное пьянство, в элите - кокаин…
***
Она. Ей 28. Дочь польского аристократа и бывшей балерины Мариинского театра. В десять лет поступает на  хореографическое отделение Императорского театрального училища, класс  Энрико Чеккетти. Ей прочат блестящую карьеру примы... Серьезная травма лодыжки, крест на сценическом будущем. По окончании училища приглашают на освободившееся место хореографа.
Короткое замужество, не принесшее ничего, кроме разочарования и опустошения. Знакомится с кокаином. Не увлеклась, но понравилось.
Как описать ее? Анастасия Вертинская в «Безымянной звезде»! Изящная молодая женщина с балетной осанкой и гордо посаженной головой, увенчанной  пучком пышных тёмно-каштановых волос. А глаза… Лучше, чем в романсе «Изумруд», о них не скажешь:
Ни пурпурный рубин, ни аметист лиловый,
Ни наглой белизной сверкающий алмаз
Не подошли бы так к лучистости суровой
Холодных ваших глаз,
Как этот тонко ограненный, хранящий тайну черных руд,
Ничьим огнем не опаленный, в ничто на свете не влюбленный
Темно-зеленый изумруд.

Спокойна, сдержана, говорит тихо, слегка улыбаясь. Назвать ее красивой - не сказать ничего.   
Она завораживает!
***
Он. Ему 40. Выпускник Императорской Николаевской военной академии,  полковник военно-стратегического отдела Генштаба.Встретив его на улице невозможно не проводить взглядом.  Представьте себе Василия Ланового, да в придачу усы с легкой проседью!
Напряженная работа, частые командировки не позволяют обзавестись семьей.  Периодически бывает на фронте с инспекционными проверками.
***
Летом 1916-го готовится наступление 4-ой армии Западного фронта под Барановичами. Он выезжает в  штаб Гренадерского корпуса.   
Барановичская операция оборачивается катастрофой, общие потери русской армии 80000 человек, немецкой 6000. В штаб корпуса влетает вражеский снаряд... Осколочное ранение в пах, контузия,субарахноидальное кровоизлияние. Орхиэктомия (хирургическая кастрация), два месяца в госпиталях.
Возвращение в Петроград, оформление инвалидности, пенсия, сильные головные боли, панические атаки, депрессия. Иногда приглашают в Генштаб как консультанта.
Начал выпивать.
***
Так холодно, как в этот мартовский день, не было даже зимой. Силуэты черных деревьев, как люди с воздетыми в небо руками, просят помощи у небес. Кучи мусора на улицах, повсюду пьяные. Всё говорит об унынии и безысходности. Кутаясь в меховой полушубок, закрываясь собольим воротником от колющего ледяными снежинками ветра, Она быстро идет вдоль Екатерининского канала.
***
Ей навстречу пружинистой походкой направляется  Он в зимней офицерской форме. Обменявшись взглядами, проходят мимо. Метров через пять, как по команде, разворачиваются. Он тут же подходит к Ней.
- Прошу прощения, мадам. Мне показалось, что мы с вами знакомы, - говорит Он приятным баритоном.
Она улыбается: - Как ни странно, мне тоже  ваше лицо кажется знакомым.
- В таком случае разрешите проводить вас, на улицах небезопасно.
Мадам с удовольствием берет его под руку. С этого дня Они встречаются почти ежедневно.
***
Она водит Его по литературно - музыкальным гостиным. В трехэтажный дом на Екатерининском канале к "Красной баронессе" Варваре Ивановне Икскуль фон Гильденбандт. Её салон - место  встречи  философов, литераторов, художников.  Она знакомит Его с Нестеровым, Бенуа, Репиным. Смотрят здесь поставленную   запрещенную пьесу Мережковского "Павел I".
И конечно, бывают в салоне "Декадентской мадонны" -  Зинаиды Гиппиус на Литейном. После февраля 17-го настроение тут подавленное, обсуждаются в основном политические вопросы.
Иногда заходят в литературно - артистическое кабаре на углу Мойки и Марсова Поля, расположенное  в здании архитектора Адамини. Здесь место встреч богемы Петербурга. В залах, расписанных художниками Григорьевым и Яковлевым, гостей обслуживают арапчата в цветных шароварах. Заказанные блюда расставляются на столы, накрытые яркими деревенскими платками вместо скатертей.  К весне наступает голод, картофель исчезает, но можно угоститься постными щами и рисовой кашей с киселем из овса.
***
Кажется странным, что провожая, Он не делает никаких попыток зайти к Ней. Галантно целует руку, приятно щекоча усами, откланивается и уходит. Какая-то подростковая нерешительность, так не свойственная мужчинам  Его возраста. Как это понимать?
Как-то вечером  после долгой неловкой паузы у Её парадного Он решается:
- Мне следовало сказать вам раньше...  Это важно для нас обоих.
Выслушав Его рассказ, Она поднимает на Него изумрудные глаза полные влаги.
Он достает белоснежный  платок, нежно вытирает Её слезы, повторяя:
- Милая, родная моя, простите, простите… так случилось … если бы я мог … если бы я только мог что-то изменить…
***
Вечером следующего дня Она знакомит Его с шелковым шнурком…
Их счастье продлится целый месяц.
 
Как-то   раз, странно недвижим,
Он смотрел сквозь табачный дым,
Как я в танце увлеклась другим.
***
«Другой». Кто он? Солист балета Мариинки. Как выглядит? Помните ли вы Александра Годунова из Большого театра? Мы-то помним, поэтому видим  Другого в точности таким же секс-символом...
В тот вечер давали «Жизель». Ближе к полуночи шумная компания артистов балета человек из восьми заваливается в кабаре на Мойке и располагается за сдвинутыми столами. На небольшой сцене три музыканта: пианист, контрабасист и скрипач, играя, он ходит между столами. Артисты пьют, хохочут, заказывают музыку, танцуют и суют мятые купюры в карманы скрипача.
***
Вскоре Другой во время танца с коллегой замечает Их за столиком в углу. Она его однокурсница по училищу, когда-то у них что-то было… Он подходит к  Ним и просит у Него разрешения пригласить Её на вальс. Она представляет их друг другу, мужчины обмениваются рукопожатием. Вальс в исполнении двух профессионалов высшего класса награждается аплодисментами всех присутствующих. Они грациозно кланяются, он провожает Её на место, благодарит Его.
***
Через два танца он приглашает Её опять. Это аргентинское танго «Початок маиса».
Что такое танго, друзья? «Вертикальное выражение горизонтального желания» - Бернард Шоу своим определением попал в десятку.
***
Апрель на удивление радует теплом. Жизнь разламывается, как буханка хлеба, но с кровоточащими краями. Одна доля, только что появившаяся, стремится в непонятное будущее, другая агонизирует, предчувствуя неминуемый  конец. Но какая бы жизнь ни была - неустроенная, опасная, голодная - жить хочется  все равно. Зимние платки и шали сменяются расцветающими маками красных косынок на фоне серых брутальных зданий. Алые флаги реют в голубых просветах неба,  музыка солдатского шага наполняет улицы и площади величественного города.
Весна будоражит, пьянит легкой зеленоватой дымкой, окутавшей кроны очнувшихся от стужи деревьев,  пробуждает чувства, вспенивает эмоции, обнажает потаенные желания.

Разве в том была моя вина,
Что цвела пьянящая весна,
Что от танго стала я пьяна?
 
«Пьянящая весна» - вот кто виноват!  «Любовь весною не бывает беспричинной, она - продукция системы эндокринной» по мнению популярного в то время циника - пересмешника.
Страстный танец возбуждает. Она чувствует под тонкой рубашкой  партнера мышцы молодого тела, он пристально смотрит на Нее и хрипло шепчет: - Я помню, тебе нравился кокаин, у меня есть...
***
Почему-то скрипач все чаще загораживает Ему танцующих, а в финале танго стоит совсем близко. Почему-то нет аплодисментов, как после вальса. Скрипач получает от Него купюру и уходит.
Центр зала пуст...

«Психические эффекты кокаина включают сексуальное возбуждение, потерю контакта с реальностью». Зигмунд Фрейд.

Она слушает страстный шепот Другого: он постоянно думает о Ней, не может простить себе их нелепое расставание, был близок к самоубийству, узнав о Её замужестве, желанней женщины для него нет на свете, наконец-то они вместе!..
- В зале твой муж?
- Нет.
         
А потом, когда судьи спросили:
«В эту ночь вы ему изменили?» -
Им ответила я, не желая:
«Не помню, не помню, не знаю!»
***
Где Она? Куда ушла? С кем? С партнером?.. Закурив папиросу, Он внимательно рассматривает шумную  компанию артистов. Кажется, этот белобрысый приглашал Её на танго. Или не этот? Все они так похожи друг на друга…. Подойти, спросить? А если даже и этот, что с того? Танец кончился, он сел на свое место... Но где же Она?.. Нервы ни к черту... Где, где? Да наверняка в дамской комнате. Сейчас вернется, и Они  пойдут к Нему...
Что делать?.. Идти Её искать?.. Ходить по служебным помещениям, натыкаться на удивленный персонал? Как глупо…. Значит, ждать...
***
Гаснут потолочные светильники с золотистыми плафонами.  Зал освещают только бра над пустыми столиками. Тьма, застигнутая врасплох светлеющими небесами, расползается в укромные углы зала.
Из артистов остается только белобрысый. Положив голову на руки, дремлет сидя за столом. Усталые музыканты делят прибыль.
А если что-то случилось…. Вдруг Ей стало плохо в дамской комнате и нужна помощь. Больше ждать нельзя, пора действовать!
***
Чьи-то шаги. Она? Он вглядывается в рассеивающуюся темноту зала. Нет, шаги явно мужские. К музыкантам подходит Другой, сует скрипачу  красненькую, идет к своему приятелю, показывает ему поднятый большой палец.  Оба уходят.
Всё. Слишком. Ясно.
***
Затянувшись  очередной папиросой, Он думает, как поступить…. Она ни в чем не виновата, аналогия  с Кармен неуместна…. Дождаться, выслушать объяснения, раскаяния?..  Что дальше? Ни Он, ни Она не забудут эту ночь, безжалостно  рассекшую их отношения на «до» и «после». Теперь не склеить... Уйти самому... Ничего хорошего уже не будет... Бессмысленно продолжать жалкое существование...
Увидел Её ридикюль, сиротливо прижавшийся к спинке стула.
В нем шелковый шнурок.
***
Раскрепощенность, буйная энергия, желание – все исчезло. Остались тактильные ощущения чьих-то прикосновений сначала в танце, а потом…
В голове звучат обрывки танго, чей-то пьяный смех... И карие глаза с грустной поволокой. Его глаза! Паника охватывает Её. Что делать? Здесь не спрятаться… Может, ушел? Вряд ли….  Спуститься в зал и всё свалить на кокаин?..  Он не простит…. Как быть?..  Скрываться глупо. 
               
В ранний час пусто в кабаке,               
Ржавый крюк в дощатом потолке,               
Вижу - Он на шелковом шнурке.
***
Распахнув двери зала, Она падает без чувств. Через какое-то время кто-то подносит нашатырный спирт, чьи-то руки поднимают Ее, усаживают на стул. Приходит в себя, оглядывается по сторонам. Незнакомые лица кругом…  А где же Он?...  Вспоминает всё и заливается слезами, которые уже никто нежно не промокнет белоснежным платком….
***
Как с этим жить? Как смириться с внезапной потерей? Всего за месяц Он стал родным и необходимым!..
Самое ужасное, что все случилось из-за Неё. «Это хуже, чем преступление. Это ошибка» - знаменитая парадоксальная фраза мгновенно приобретает полную ясность.
Шнурок. Он выбрал этот символ специально для Нее... Как быть с этим невыносимым чувством вины?.. Весна - единственное, но слабое утешение. Остается лишь повторять, как заклинание...
 
Разве в том была моя вина,
Что цвела пьянящая весна,
Что я счастье выпила до дна?
***
Сенсация, затмившая в Петрограде всё, даже приезд Ленина и его «Апрельские тезисы»! Крики мальчишек-газетчиков: «Самоубийство полковника Генштаба!», «Странный выбор кадрового офицера - петля вместо пули»,  «Раскрыта тайна шёлкового шнурка!».
***      
Ей страшно выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы пойти на работу. 
               
А потом, когда судьи спросили:
«Вы его когда-либо любили?»
Им ответила я, понимая:
«Боже мой! Ведь любила, любила!
Теперь-то я знаю!»
***
Она ни разу в жизни не сталкивалась с юриспруденцией - конечно же, не судьи, а следователи. До суда дело не доходит, слишком все очевидно. Выписной эпикриз госпиталя, в котором Он провел два месяца после ранения, достаточно красноречив: панические атаки и депрессивное состояние - типичные причины суицидальных финалов.
***
Следствие длится всего две недели. Она получает копию постановления о прекращении статуса подозреваемой по статье 462 Уголовного Уложения («доведение до самоубийства), о снятии подписки о невыезде.  И в тот же вечер уезжает  с Финляндского вокзала в Стокгольм,  оттуда в Варшаву к родителям.   «Это хуже, чем преступление»... - пульсирует в Её висках.

«Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо вам… »               
        Александр Вертинский.
***
НЭП - «оттепель» на современном языке.  Магазины  и рынки наполняются продуктами и даже деликатесами. На улицах появляются красиво одетые женщины в сопровождении респектабельных мужчин. Отовсюду доносятся модные песни: «Бублички», «Лимончики», бессмертная «Мурка». По Петрограду разносятся ароматы французских духов, манящие запахи свежевыпеченных пирогов.
Появляются новые театры, рестораны, кабаре.
*** 
Вновь расцветают русские и цыганские романсы. Выступления Нины Дулькевич, дивного меццо-сопрано, собирают полные залы в Петрограде.  Новый шедевр  - «Шелковый шнурок» - занимает лидирующее место в ее репертуаре.   
Почему именно этот романс так привлекает внимание исполнительниц? Причины ясны - возможность продемонстрировать не только вокальные данные, но и артистическое мастерство. Юная Клава Шульженко в свои неполные семнадцать лет поёт этот романс при поступлении в Харьковский театр Синельникова, вызывая его  удивление.
А публику потрясает сочетание двух  сюжетных линий: любовной и криминальной.
***
Авторы романса - суперхита «Шелковый шнурок» поэт Константин Подревский и композитор Борис Прозоровский на пике популярности. Каждое следующее их произведение встречается публикой с восторгом!
***
По странной закономерности ни одна «оттепель» не длится долго. На Всероссийской Музыкальной конференции в июне 29-го романсы запрещают как символы мещанства и упадничества, не соответствующие культурным потребностям пролетариата: «Наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка цыганско - фокстротного направления, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».
Как следствие, судьба авторов «Шнурка» трагична.
***
Советская власть испугалась мещанства и упадничества? Формулировка для наивных. Причина гораздо глубже, докопаться до неё по плечу лишь серьезным аналитикам.  Чувственные романсы не воспевают традиционных семейных ценностей. А некоторые из них пропагандируют ценности чуждые!
И особенно «Шелковый шнурок»…
В царской России встречались  странности такого рода в аристократической среде, но в молодой Советской республике подобная распущенность невообразима!
Хотя, говорят, что даже в Руководстве кто-то... Ходят слухи, что один уважаемый нарком…. Нет, лучше не продолжать... Не дай бог, объявятся его потомки, обвинят в клевете.
Нам это ни к чему.
***
Пропаганда нетрадиционных отношений - вот в чем опасность! Или кто-то считает, что БДСМ - традиционно? Ну, нет, с этим мы никак не можем согласиться. Не так воспитаны! Все эти извращения - реальная угроза для революционного пролетариата и трудового крестьянства. Вышеупомянутый циник - пересмешник высказался на ироничном эзоповом языке именно об этой нависшей опасности: «Над головою месяц блеклый висит, как-будто меч дамоклый».

P.S. Уважаемый Читатель! Мы предложили свою версию сюжета знаменитого романса. Не сочти за труд, послушай его.  Возможно, у тебя появится своя трактовка, и неудержимо захочется написать что-либо на эту тему. Бог в помощь! У нас только одна просьба - сохрани название:
 
                «ШЕЛКОВЫЙ ШНУРОК».


Рецензии
Прочтя название, первой мыслью было - этот рассказ имеет отношение к книге "Шелковый шнурок" Владимира Малыка, входящей в тетралогию "Тайный посол". Ан нет, оказывается совершенно отдельное произведение.

Анатолий Гончарук   11.10.2023 23:46     Заявить о нарушении