Должность выше президентской

Минимум раз в 4 года в Бразилии со слезами и скандалом уходит тренер национальной сборной под вечные крики торсиды «так жить нельзя!» и «пора собирать чемпионскую команду!». В нынешнем году с подачи футбольной федерации эти стенания обрели свежее наполнение – а не пригласить ли нам иностранного специалиста? (Зидан, Анчелотти, Моуриньо, Гвардиола).

Резко против выступил чемпион мира 2002 года Ривалдо, указав, что пятикратных чемпионов мира может тренировать только бразилец. В пользу культурного шовинизма Ривалдо говорит и тот факт, что за 92-х летнюю историю Мундиалей иностранный специалист ни разу не приводил любую из восьми сборных-чемпионов к победе.

Это объективный факт. И кажется, что споры на тему интеграции изначально лишены смысла: сборная страны – не клуб, объединяющий таланты с десятками паспортов, здесь насущно знание родного языка футболистов и нравов федерации. Невозможно общаться по душам с игроками через самого лучшего синхронного переводчика или заставить их выучить десяток главных терминов на английском – это всё не то, что может быть услышано от сердца к сердцу.

Вместе с тем, надо понимать, что консервативный Старый Свет и Латинская Америка на протяжении всей истории никогда не испытывали дефицит тренерских кадров, и им вовсе не приходило в голову искать панацею на стороне, пусть даже из такой же футбольной державы. Это выглядело – и выглядит сейчас – покушением на основы.

Именно поэтому, чистый эксперимент с иностранцем в футбольной топ-державе мне известен всего один. Под чистотой я подразумеваю команду, способную реально выиграть Кубок Мира, потому что очевидно: тот же Гус Хиддинк в Южной Корее и Австралии – проект в лучшем случае медальный, но не чемпионский.

Имя этого эксперимента вы уже угадали, и его история даёт основания согласиться со скептицизмом Ривалдо. Швед Свен-Ёран Эрикссон возглавлял сборную Англии с 2001 по 2006 годы, в том числе на двух чемпионатах мира, оба из которых (2002 и 2006) были проиграны Бразилии и Португалии в четвертьфиналах.

Эрикссон был первоклассным наёмником, умевшим продавать себя получше иных коллег. Пранкеры, разыгравшие шведа на яхте под видом арабских шейхов за бокалом вина достаточно быстро выяснили его подлинные мотивации – деньги и престижная должность. Возможна и менее престижная, чем сборная Англии, но тогда это стоит вдвое дороже стандартного тарифа. И ничего личного.

В Англии, где сэр Бобби Робсон засыпал и просыпался с мечтами о повторении триумфа 1966 года, деловой цинизм Эрикссона восприняли как оскорбление. Стало ясно, что дни шведа в национальной сборной сочтены. Здесь интересно то, что после чемпионата мира 2006 года англичане видели тренером сборной Гуса Хиддинка, не воспринимая его элитным шабашником, но он принял приглашение из России. А Стив Макларен провалил отборочный цикл к ЕВРО, и британцы обратились к Фабио Капелло, но попытку итальянца 2010 года я не могу считать реально близкой к успеху.

Так что, помимо Эрикссона, можно вспомнить лишь бразильца Луиса Фелиппе Сколари в одном из лучших поколений Португалии 2006 года. Но та команда настолько безынициативно провела полуфинал с Францией, что у меня возникло мгновенное недоумение – мечтала ли она о победе, и компетентен ли её тренер, чтобы не только называть состав и давать ассистентам указания о заменах. Ответ – нет, некомпетентен ко мне окончательно пришёл в 2014 году, где Сколари, возглавляя уже соотечественников, оглушительно проиграл 1:7 Германии.

Как видите, всего два тренера и три серьёзных попытки. Маловато и недостаточно, чтобы выводить какие-либо тенденции. Но так устроен и Мир вне футбола: иностранец вполне может возглавить престижный холдинг (читай – клуб), но должность тренера топ-сборной в Италии, Испании, Германии и Франции, невзирая на британские эксперименты, равна по степени влияния на массы с президентской, канцлерской и королевской, а в Бразилии и Аргентине – выше.

А иностранец не может стать президентом футбольной империи.

На фото: Оскар Табарес, творец лучшей в истории сборной Уругвая начала 2010-х годов. Слушая его речи, я всегда думал, что в футбол его занесло по ошибке – ему бы сидеть рядом с Маркесом и спорить о переводах Лорки.   


Рецензии