Если есть такие люди, жить не страшно

Очерк
О летчике и режиссере Герое Советского Союза Евгении Андреевне Жигуленко.


К 100-летию.



«Герои соответствуют нашей системе ценностей»
Джулия Кэмерон


Женя Жигуленко - какая она была?
Я попробую - о невозможном.

Родом из  Краснодара.  Училась в Московском Дерижаблестроительном институте, была зачислена в женское авиаформирование Марины Расковой в 1941 году.

Летчик ночного легкого бомбардировочного полка, на войне добровольцем с октября 1941 года  в звании младшего лейтенанта,  вышла в отставку в звании гвардии майора в 1955 году.

Да, из тех самых военных летчиков- ночников, летавших на  У-2(По-2) .
Этот фанерный учебный самолет - использовать в войне с фашистской Германией?
Когда истребители достигали уже скорость 570 километров  в час?
Но и ему нашлось применение. Особенно хорошо показал себя  У-2 и стал незаменимым при ночных бомбардировках и доставке грузов  в Крыму в гористой Таврии под Новороссийском. С такими вот отчаянными летчиками, как наша героиня из женского полка.

Бомбили, бомбили, бомбили  еженощно технику и «живую силу врага».

Сбрасывали десантникам  боеприпасы и продовольствие. Бесшумно на малой высоте и с малой скоростью этот самолет буквально просачивался среди отвесных скал.

Вылетали на задание по одному. Это не Пе-2 и не истребители, где вылетают парами, звеньями, эскадрильями. Здесь надо обеспечить взлет и  посадку в полной темноте, поэтому - по одному.Базировались всегда у линии фронта километров за двадцать-двадцать пять, по характеристикам самолета  эти ночники -только на передовой. В открытой кабине летчик, сзади штурман.Экипаж -боевая единица. Худенькие 20-летние девчонки...

Настолько фашистам досаждали эти непрекращающие жалящие ночные бомбежки в Тамани, что вскоре девушек- ночников немцы иначе не называли как "ночными ведьмами", а на борьбу с ними в июле 1943 года была переброшена немецкая эскадрилья асов ночников, и за каждый сбитый "рус-фанер" полагалась высшая награда рейха - железный крест.
01 августа 1943 года над целью были сбиты 4 самолета,  сгорели 8 девушек.
За полгода  над Голубой линией  погибли  16 летчиков.

Уже после освобождения Крыма 588 ночной бомбардировочной авиационный полк первым ( и последним?) в авиадивизии станет гвардейским (46-ой) и получит  свое имя  "Краснознаменный Таманский имени Суворова", а  23 -летняя гвардии лейтенант  Жигуленко - командиром звена.

Женьку представляли  к наградам. Памятный  Орден Красного Знамени получен в октябре 1942 году, а  в 1942 году награды просто так не получали, командование  было скупО на награды - Красная Армия отступала. Что на боевом духе летчицы не отражалось- в наградном листе командование отмечало ее как лучшего стрелка-бомбардира полка,  -"работает в должности командира звена."

Один день из ее "работы": в боях за Белоруссию в районе Гродно командир полка майор Бершанская получила приказ подавить сопротивление немцев в соседнем лесочке,  пехоте требовалась поддержка авиации, а женский полк как раз базировался рядом.

"Днем мы беззащитны, это хоть понимают там, наверху?" - майор Бершанская все же крикнула в трубку: "Мы- ночники! Шансы вернуться?"- "Это-приказ! Вы там рядом." После молчания : "Прикрытия -не будет, одна пара осталась на аэродроме, дежурная...Вы - гвардейцы"- прозвучало как последний аргумент.

Приказы не обсуждают, а выполняют. Да, здесь, в Белоруссии - одни песчаные пятачки среди лесов и болот. Даже По-2 с его разбегом в 100 метров взлететь тяжело. Кого послать? Таак, лучший бомбер полка- Жигуленко. Задание надо выполнить!
"Старший лейтенант Жигуленко! Полетишь.Одна.Прикрытия не будет".

В наградном февральском листе 1945 года  о присвоении Героя Советского Союза Евгении Андреевне Жигуленко  указан этот подвиг :" 10 июля 1944 года при выполнении {Белоруссия} задания днем с высоты 400 м произвела бомбометание по живой силе противника, после бомбардировки {пехотой}обнаружено до 20 убитыми немцев".

Сухие цифры -  "боевой налет 773 ночных боевых самолето-вылетов, с боевым налетом 975 часов, общий налет -1348 часов".
Да, и жалости у Женьки не было- это была Отечественная война.
Ей была присвоена высшая награда - Звание Героя Советского Союза.
Всего 23 девушки из полка стали Героями Советского Союза, из них каждая имела  более 800 боевых вылетов.

У Евгении был  задорный и веселый нрав, за словом в карман она не лезла, за что в полку ее  звали "Жигули".

"Я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза»-шутила Женька. 

И  сапоги ее, пожалуй, были самыми блестящими и надраенными на построении. Щеголиха, да и только!Но поворот головы, но один жест- и забыто, что это девушка. Это -воин.

Подтянутая, стройная,  синеокая, с кудрявой непокорной гривой волос, с особым   иголочным пронзительным взглядом  снайпера  она производила неизгладимое впечатление.

Вспоминала: «в самые тяжелые минуты войны мы, женщины, не переставали ни на минуту мечтать о счастье. В это понятие вкладывали огромное, глубокое содержание. Мы были счастливы, уничтожая врага, потому что защищали право на жизнь для своих будущих детей…».

Однажды она сказала сказала своим боевым подругам:  «неужели мы умрем, и исчезнет все, как будто нас не было, как будто ничего и не было, и исчезнут наши  звонкие молодые голоса».

Один из способов не забыть, кто ты есть- это помнить своих героев.
И вот эти две мысли  ей не давали ей спокойно жить.

Так, она задумала снять фильм, и для этого  отучилась на кинорежиссера, поступив в зрелом возрасте на режиссерское отделение в институт кинематографии на курс Сергея Герасимова и успешно окончив его.Она делала, что могла, чтобы увековечить память о боевых подругах.

Ее помощница по фильму сценарист, писатель и журналист Александра Свиридова,  вспоминает, и  лучше рассказ привести полностью : «а  что доверили мне (летчицы)  – не повторю. И не потому, что страшно или что-то стыдное там, а потому что нельзя: нельзя праздным соглядатаем даже смотреть в ту сторону, где люди остались без кожи, коль не можешь помочь.

Ходят, говорят, живут, а ты знаешь, что они сгорели...Ей было за пятьдесят, и нужно было спешить с дебютом. Она хотела увековечить своих девчонок, оживить, чтоб они снова заговорили, загалдели вокруг нее и ушли в полет по ее воле, а не так, как было.

Заколдовать – дать им вторую жизнь на экране. Она никогда не видела их мертвыми: они уходили в небо и оставались там. А в памяти стояли всегда живыми: она видела их и могла описать, стоило только чуть опустить веки. Я сразу согласилась работать.

Попросила только дать мне попить чаю с ней, с ее подругами, чтобы послушать, как они говорят. И послушала… Это было страшно. Великие женщины.

У нее была идея сюжета – не помню, какого. Что-то незначительное, неинтересное, сумеречное и дождливое. Какой-то сарай, самолет, поле, дождь.Но она не могла это вытащить из себя, как занозу, и повторяла, что у нее стоит перед глазами эта грязь, когда развезло дороги.

– Аэродром? Ну какой аэродром? Какое-то поле, сели, где попало. Колеса лысые, буксуют в этой грязи – ни разогнаться, ни взлететь, темень, и только зенитки так – тух-тух – пунктиром в темноте, пехота по рации просит, чтоб мы сверху эти зенитки накрыли, а мы самолеты таскаем по грязи туда-сюда, и скоро рассвет, и тогда всё…
Она придумала что-то подстелить – какие-то доски от сарая.

Все удалось, и самолетик взлетел. И зенитки эти проклятые закидали бомбами, пока не рассвело.

-Почему они не прыгали, Женя?!
Ответом была тишина. Аж слышно, как стрелки спотыкались о цифры на ее наградных часах на запястье.
– Куда прыгать?
– На парашюте.
– Не было парашютов.
– Как не было?! – кричала я.
– Так, не было! – перекрикивала меня она, и ей становилось двадцать. – В начале войны вообще никаких парашютов не было, а когда дали, мы их сами выбрасывали.
– Почему, Женя?!
– В конце войны уже хотелось победить скорей. Самолет маленький, парашюты тяжелые, и, если взять парашют – значит, на бомбу меньше. А нам важнее было бомбить врага.
– Важнее чего? Собственной жизни? Но если ты погибаешь – врага бомбить вообще некому, – скулила я.
– А вот представь себе, что было такое время и такие люди, – в голосе звякала литавра военного оркестра. – Для которых собственная жизнь – ничто, а Родина – всё! – кричала Женя.

Остался фильм. Наивный, беспомощный и открытый. Таким он и будет жить как единственное свидетельство того, что они были – (отчаянные) девчонки, которых нет на свете."*

Её дипломной работой стала короткометражная лента о её боевых подругах «Одни сутки из тысячи ста». Она имела право снимать такие фильмы: на ее счету было  988 ночных боевых вылетов.

В фильме «Без права на провал» 1984 года через 40 лет после войны  Евгения Жигуленко, режиссер фильма, пробует себя и как актриса. Она хочет еще сказать о героях- о тех  людях, истории жизни которых ее потрясли, которых  она узнала еще там, на войне.

О партизанах в занятом  Крыму. О детях-партизанах.О безымянных героях, отдавших жизни за победу в борьбе с фашистами.
Она видела и знала таких людей.

И опять тема : мать -сын:  «беги, сынок!» . Женьке не суждено было стать матерью- такой, как она хотела. Она стала матерью на сцене, произнеся на камеру «сынок».
Она показывает ужасы войны на экране - голод, разлуку и смерть близких людей: и слышно - не допустите!
 
И совсем не как актриса, а со знанием дела,  такое она делала не раз-проверяя личное оружие перед полетом - в кадре она передергивает затвор пистолета, и в очередной раз идет в бой с ненавистным ей врагом. Уже на экране. И вот этот жест притягивает внимание.Этот жест воина.

Если есть такие люди, жить не страшно.

И здесь для меня заканчивается  художественный фильм, и я вижу документальные кадры, изображение  уже немолодой по тому времени женщины, но которая по прежнему красива.

И эти натруженные руки женщины, которые сделали так много, руки, которые принесли мир.С тех самых пор  долгое время  люди, познавшие все ужасы войны, повторяли в ответ на любые изменения в  стране - "только бы не было войны".

Можно сказать, что Женя Жигуленко боролась с фашизмом до последнего вздоха.Потому что, когда она неизлечимо заболела, а за лечение в США потребовали ее личные архивы, она отказалась и передала архивы в Музей авиации и космонавтики.

Фильм в первую очередь для детей и юношества.Это не блокбастер.  Скорее, это попытка режиссера вновь передать потомкам правду о войне.

В кадре известный уже по ленте «А зори здесь тихие» Андрей Мартынов и  молодой Станислав Садальский. Если бы я была журналистом, я бы попросила интервью у  больших актеров  Мартынова и Садальского, но  расспросила бы их  только о режиссере Жене Жигуленко.

«Вспоминая о том времени,  мы склоняем головы перед памятью таких же тысяч героев»- этими словами заканчивается фильм «Без права на провал».

Ни слова о своих подвигах, только один раз мы видим одинокий биплан  По-2, сбрасывающий мешки с продовольствием, медикаментами, боеприпасами.

Евгении Андреевны  не стало в 1994  году. Но она сняла свои  фильмы, она оставила тем самым свои воспоминания и рассуждения. Она оставила свой звонкий голос в память нам, потомкам. Она ушла раньше многих своих боевых подруг. Видимо, посчитав, что ее долг на этой земле исполнен.

Благодаря фильмам Евгении Жигуленко  мы знаем то главное, о  чем мечтают  военные женщины на войне - о любви, о материнстве, о детях, о жизни после войны.

О невозможном -как же так? Вы, женщины, источник жизни, вы стали убивать? - всего не расскажешь...



__________________________________________________
Похоронена на Троекуровском кладбище г.Москва.
Награждена орденом Ленина (1945), двумя орденами Красного Знамени (1942, 1945), двумя орденами Отечественной войны I степени (1943, 1985, двумя орденами Красной Звезды (1944, 1954, медалями.
Бюст Евгении Жигуленко установлен в г.Сочи.В честь летчика названы улицы в Тихорецке, Краснодаре и Геленджике, а также средняя общеобразовательная школа №83 в Краснодаре.
Используемая литература:
https://pamyat-naroda.ru
*А.Свиридова "Неподсудные" https://screenstage.ru/?p=14002
http://tamanskipolk46.narod.ru/p72aa1.html

https://cmvvs.ru/zhigulenko-evgeniya-andreevna/


Здесь: продолжение о военных девушках-пилотах:
 
О Герое Советского Союза , литераторе Наталье Федоровне  Меклин (Кравцовой)
http://proza.ru/2022/05/26/868

о Герое Советского Союза Лидии Владимировне Литвяк (Лилии Литвяк)
http://proza.ru/2022/05/29/1577
http://proza.ru/2022/05/27/1831


Рецензии
Сейчас в лётном училище,по сути оно осталось одно - Краснодарское военное училище, три факультета: лётчиков, лётчиков ДА и штурманов.
Часть бывших училищ переименованы в авиационные институты например - Балашовский УАЦ, но он является филиалом Краснодарского.
Я не беру во внимание ветролётные училища.

Как Вы очевидно знаете, что лётчик - военная профессия, а пилот - гражданская. И вот ныне, в связи с Военной Операцией установлена жуткая нехватка лётчиков. И не факт, что пилоты пойдут на МИГи 29-31-ые и СУшки-35-ые. Ленту СУшек- бомбардировщиков они ещё могут освоить, но стать военным лётчиком - вряд ли даже за год. Избыток в России пилотов на транспортные послать - тоже переподготовка не менее 6 месяцев. Даже по здоровью многие пилоты не смогут стать лётчиками.
Так что гавнюк Сердюков нанёс авиации серьёзный урон.
Ну это так, в порядке размышлений.

А Вашей работой я восхищён. И в наших военных училищах об этом только настенные плакаты-плакатики, а вот так, как говорится в живую Вас почитать - такого нет. А в порядке воспитания партиотов-лётчиков, особенно для мужской части было бы очень полезно.

И ещё - и У-2 и ПО-2 - Вы пишите, что самолёт был из фанеры, но это не так, только каркас был из многослойной фанеры, а поверху был обтянут тканью "перкаль" - это к тому, что молодёж может понять, что самолёт был полностью из фанеры и тут же вспомнят о "фанере над Парижем".

Так что Жанна, спасибо за эту работу - хоть я уже давно не в строю, но авиация в моём сердце и Вы наполнили его очередной любовью и к авиации и к женщинам.
Здоровья Вам и любви.

Владимир Давыденко   06.04.2024 20:27     Заявить о нарушении
Рада Вам!
Ваши отклики очень ценны, так как Вы -летчик, и это Ваша профессия. Что для меня большая честь.Вы пишите сами про авиацию, ценно вдвойне.
Пишу я, потому что "что-то с памятью моей стало, то, что было не со мной, помню".
Надеюсь, читают наши молодые летчики, много заходят читателей, так как размещены рассказы о девушках летчиках в википедии...
Все пинают сердюкова, а ведь над ним была власть, которая делает что хочет по своему разумению.Так что не один сердюков.
Фанеру исправлю!
Благодарю за искренние строки, Владимир, все-таки Вы - удивительный романтик!
С уважением!
Выздоравливайте!

Иоанна Максимова   06.04.2024 23:22   Заявить о нарушении
Жанна - я поначалу решил писать об авиации как о техническом виде творчества, но вовремя понял, что это только для людей знающих авиацию изнутри, а их мало.
И тогда все случаи из жизни лётчиков я стал облачать в художественные образы и читатель так повалил, что в месяц по полторы тысячи, правда в осноном неизвестных читак. От авиаспециалистов получил немало критики за упрощение ивационных происшествий и авиа терминов. Я с ними спорю, а потом они сами приходят к таким же выводам.
И таким образом, как Вы пишите, стал романтиком.
Спасибо, что нашли добрые слова, что конечно же окрыляет.
Успехов.

Владимир Давыденко   09.04.2024 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.