Кусочек счастья Глава первая

Рождественская сказка


     А давайте себе на минуточку представим, что наши домашние  животные, например, кошки и собаки, говорят меж собой на языке, непонятном для нас, людей. Что они не просто мяукают и гавкают, они общаются: спорят и шутят друг с другом, осуждают или сочувствуют, размышляют и дискутируют. Просто мы, люди, этого не слышим...

                1

      Утро. Легкий, пушистый снег осторожно ложился на черную, еще не одетую землю. Понедельник. Город постепенно просыпался и приходил в себя после выходных. На остановке стояли люди. Они тряслись от холода и зевали.
         Какой-то маленький грязный песик рылся в урне, озираясь по сторонам. Он, видимо, унюхал там остатки еды и тщетно пытался до нее дотянуться. Он смешно прыгал, как бы пританцовывая на задних лапках, но, в силу своего небольшого роста, все же не мог заглянуть глубже.
        Пес вываливал из урны пачки из-под сигарет и пустые пивные бутылки. Одна девушка, глядя на него, улыбнулась и отдала недоеденный пирожок, в котором оставался скромный кусочек начинки (некое подобие ливера). К удивлению девушки, песик аккуратно взял в зубы пирожок, но не съел, а побежал с ним в сторону железнодорожного вокзала. Все также, крадучись, лисьей походкой, оглядываясь по сторонам, словно переживая за судьбу половинки пирожка, он забежал в здание вокзала и исчез в толпе.
        Маневрируя между ног идущих людей, маленький пес аккуратно спустился по лестнице и побежал по коридору. Он точно знал, куда идет. Наконец пес нашел нужную ему дверь, которая никогда не закрывалась плотно, и ее было легко открыть.
        Это была маленькая комнатка площадью около пяти квадратных метров. Предназначалась она для уборочного инвентаря. Когда здесь последний раз проводили порядок? Остается только догадываться. Сходу бросались в глаза: пожелтевший от времени потолок, облупившаяся синяя краска на стенах, многочисленные тенёты по углам, неубранная посуда на столе. Единственное маленькое окошечко не мылось уже года три и почти не пропускало дневной свет. А с порога в нос бросался стойкий запах никотина.
        Войдя в комнатку, пес аккуратно положил пирожок на пол и огляделся по сторонам.
       - Мудрец! – позвал он.
       Тишина.
       - Мудрец! Ты здесь? Мудре-ец!
       - Полтораш?! – навстречу, потягиваясь, вывалился большой, ленивый кот. – Что принес?
       - Пирожок… - как бы извиняясь, ответил Полтораш.
Кот брезгливо понюхал, обслюнявленную собачонкой, половинку пирожка, сморщился, но ливер, все-таки, съел. Остальное оставил другу. Полтораш торопливо, давясь, доел оставшийся кусочек и облизнулся.
       - Ну, вот, - сказал он, - немного подкрепились, можно жить дальше!
       Старый ленивый котяра побрел в свой любимый угол, сел, прищурил глаза и  в знак благодарности замурлыкал.
        Полтораш был крохотным псом, не больше своего друга кота. Черная с проседью спинка, серые, местами рыжие, лапки.  Большие карие глаза закрывала небольшая челка; ушки его смешно болтались в разные стороны, не имея определенного постава, одно из них было немного порвано на кончике – результат нападения злой собаки. Длинная, густая шерсть пса скрывала реальную его худобу, и издалека он казался даже упитанным. За небольшой рост и вес уборщица Семеновна (мало кто обращался к этой женщине по имени) дала ему прозвище  Полтораш, Полторашек - то есть, полтора кило.
 Именно Семеновна подобрала Полторашека летом на улице и приютила у себя, в рабочей комнатушке. На данный момент ему было чуть больше полгода. Недавно поменялись зубки. Возможно, песик и прибавит в росте сантиметра два, а может быть, нет – такой останется.
         Кроме Полторашека в подсобном помещении жили еще два пса. Это кобель Буч - метис лайки с овчаркой и Патрикеевна – обычная дворняжка, которая несла в себе крови нескольких  пород, и сложно было сказать, кем были ее предки. Отдаленно она напоминала лисичку: узенькая черная морда, стоячие остренькие  ушки и ярко-рыжий окрас.  Ростиком она была с небольшую лайку. Главное богатство Патрикеевны – это большой пушистый хвост. За свою внешность и получила собачонка эту неординарную кличку. Патрикеевна была собакой солидного возраста. В юности у нее сменилось два или три хозяина. Несколько раз ее отдавали в приют за ее воровскую натуру, за сложный характер. К Семеновне собака попала будучи взрослой и, видимо, стерилизованной, потому что она никогда не щенилась.
        Буч и Патрикеевна - это были собаки Семеновны, домашние.  Были когда-то. Тогда, когда у Семеновны был дом. Но женщина страдала одной из неизлечимых болезней человечества – алкоголизмом. В один прекрасный момент она (не без помощи «добрых» людей) лишилась дома и всего своего имущества.
        Теперь Семеновна работала и жила на вокзале, спала в этой маленькой комнатке. Днем она мыла полы в здании вокзала, а вечером пропивала свою ежедневную скромную зарплату. И, по-своему, она была счастлива.       
Собак она кормила редко. Не считала нужным. Питомцы добывали себе еду сами, кто как мог. А, будучи с похмелья нервная и злая, Семеновна могла и пнуть ногой, и запустить чем-нибудь тяжелым, ну, а уж выразиться матерно – это как за «Здрасьте!»
        Буч с Патрикеевной всегда держались вместе, вместе выпрашивали и воровали еду в местной пирожковой. С вокзала их постоянно выгонял администратор и охранники, и днем собаки все время были на улице. Спать они приходили очень поздно, ложились, опять же вместе, на одну подстилку.
        Буч считал себя вожаком. Он был сильный, умный, злобный к чужим собакам. Патрикеевна – хитрой, наглой подхалимкой. И, неважно, что думал Буч, она тоже считала себя вожаком, лидером. На все собачьи разборки выходила вперед именно она, а потом, когда завязывалась драка, и Буч пулей летел защищать свою вторую половинку, Патрикеевна незаметно отходила в сторону и ждала развязки. Буч, как правило, побеждал, а Патрикеевна по ночам зализывала ему раны. Вот такая была у них любовь!
Полторашека они не любили и не считали членом своей стаи. Маленький пес их боялся, особенно Буча.  Впрочем, Полтораш боялся всех собак.
        Однажды незнакомая злая дворняга, от которой пес не успел убежать, схватила его за ухо и трясла, мотая головой, а Полтораш, отчаянно крича, болтался из стороны в сторону, словно плюшевый мишка. Он вырвался и убежал, а в зубах у дворняги остался маленький кусок его уха. И всю свою сознательную жизнь пес спасался бегством. Для своего небольшого роста Полтораш развил хорошую скорость – тем и спасался. А еще малыш чувствовал себя относительно спокойно под боком у кота.
        Мудрец был крупным котом почтенного возраста. Возможно, его предки были гордые красавцы Мейн-Куны, и в молодости он был шикарный и пушистый. Сейчас – его бурая с черными полосками шерсть была грязной и тусклой, на хвосте и штанах висели многочисленные колтуны, на щеках торчали засаленные бакенбарды.  Глаза - постоянно слезились, правый не видел из-за катаракты. А взгляд Мудреца был всегда угрюмый и задумчивый. Вдобавок ко всему, кот плохо слышал, нюх его притупился, и мышей он давно уже не ловил. Еще, будучи котенком, он сильно подмерз на улице, застудил себе почки, после чего они постоянно болели. Поэтому Семеновна жалела его больше остальных и иногда покупала дешевый кошачий корм, которым кот делился с Полторашеком. А тот, в свою очередь, приносил, добытую им, еду домой, коту в те дни, когда Семеновна уходила в забытье и ей становилось наплевать на всех и на вся.

        Мудрец являлся здесь старожилом, местным авторитетом. Над Патрикеевной и Бучем он имел какую-то невидимую власть. Последние его уважали и никогда не трогали, как, впрочем, не имели право они трогать и маленького пса, когда тот находился рядом с котом. Полтораш это понимал и спал спокойно, зная, что, пока кот жив, здесь, в этой комнатке, ему ничто не угрожает. За пределами ее щенок старался держаться от них подальше.
 Сколько лет Мудрецу, когда и кто его принес, не помнила даже Семеновна, а сам кот и вовсе не знал. Зато он знал ответы на все вопросы – простые и сложные. Что такое любовь и забота; что такое приют для бездомных животных; кто такие волонтеры; куда попадают животные после жизни на Земле; что такое жизнь и смерть, добро и зло - обо всем этом долгими вечерами и ночами беседовали Полтораш с Мудрецом, лежа в обнимку на старой рваной Семеновниной шубе. Кот вылизывал своего маленького друга и пел ему песни, а Полтораш, засыпая, мечтал, что когда-нибудь он станет таким же умным, как Мудрец.

        В этот вечер разыгралась метель. Порывистый ветер просто валил с ног прохожих, расстегивая на них шубы, срывая шапки. Зима нагло и требовательно вступала в свои права. Буч с Патрикеевной вернулись раньше, чем обычно. Они намерзлись за день и теперь дремали в своем углу, плотно прижавшись друг к другу. Комнатка слабо отапливалась, и зимой здесь было очень холодно. С небольшого окна постоянно дуло, но животные были рады, что у них есть хоть какая-то крыша над головой.
Правда, суровый и ворчливый администратор железнодорожного вокзала постоянно грозился Семеновне, что вызовет сюда службу по отлову бродячих собак. Но, так как собак днем на вокзале не было видно, он про них просто забывал, а те, в свою очередь, старались не попадаться ему на глаза.
        Полтораш сидел и смотрел сквозь грязное окошечко на улицу. Он с интересом наблюдал, как танцуют снежинки, и, словно играя в догонялки друг с другом, ложатся на землю, под давлением уже следующих все новых и новых, так не похожих друг на друга снежинок. Некоторые из них прилипали к стеклу, и пес тщетно пытался слизать их, не понимая, что все они по ту сторону грязного холодного стекла.
В животе у него все время урчало. Полтораш вспомнил, что ел он только утром ту половинку пирожка, которую оставил кот. «Может, Семеновна что-нибудь принесет…» - вздыхая и, как-то без надежды, подумал пес. Но Семеновны, почему-то долго не было.
        Полтораш зевнул и угрюмо побрел на шубу – их с котом законное место. В голове у него вертелся один вопрос, который мучил его весь день:
        - Мудрец, а что такое счастье? – наконец спросил он. Это слово малыш услышал из телефонного разговора. Оно запомнилось ему, и, почему-то, пес подумал, что счастье – это что-то большое и вкусное.
        - Счастье… Долго объяснять, - ворчал кот. Видимо он хотел спать.
        - Ну, расскажи, - настаивал Полтораш.
        Кот потянулся и степенно, с паузами начал рассказывать:
        - Счастье – это когда тебя любят и кормят несколько раз в день из чистой мисочки, а, иногда, балуют вкусненьким кусочком мяска или рыбки. - Мудрец сглотнул слюну.  - Когда ты ложишься спать на чистую лежанку или же  мягкий диван рядом с твоим любимым человеком; когда в доме тепло и уютно; когда тебя возьмет на руки хозяин или хозяйка, обнимет, почешет за ушком, погладит, а ты лежишь у него на коленях, поешь ему песни, и тебе хочется, чтоб время остановилось.
        - Счастье… - добавила Патрикеевна.  Как оказалось, она тоже не спала, - Это когда ты идешь на прогулку со своим хозяином вместе, каждое утро. Ты вдыхаешь носом  чистый прозрачный  воздух, запах скошенной травы и пожелтевших листьев. Когда ты полон сил и энергии раскопаешь ямку мыши-полевки или погонишься за низко парящим голубем.
 А потом… он бросает тебе мяч. Мяч ударяется о землю и взлетает высоко-высоко. А ты за ним, отрываешься от земли и… на секунду представляешь себя птицей. И сердце твое замирает…
…Ловишь мяч, убегаешь от хозяина, а он, наверное, в шутку  пытается тебя догнать. И в этот момент ты чувствуешь себя маленьким беззаботным щенком.  Ты подходишь к человеку, кладешь мяч в теплые вкусно пахнущие  ладони и получаешь от него кусочек колбаски или сыра.
 А еще, бывает, он почешет тебя за ушком и говорит тебе ласковые слова с улыбкой на лице, ради которой ты готов сбегать за мячом тысячу раз. А после прогулки тебе положат полную миску каши с мясом. Вот это счастье!
        Полтораш тоже сглотнул слюну и посмотрел на Патрикеевну удивленными глазами:
        - Целую миску?!! И все одному?.. Эх…
        - Мой дедушка был чистокровной немецкой овчаркой, - начал свой рассказ Буч. И ему в этот вечер не спалось. - Он работал в полиции настоящей служебной собакой. Когда я был маленьким, моя мама часто мне рассказывала про деда, и я мечтал стать таким, как он.
 Я мечтал, что буду работать со своим хозяином вместе, единой командой, буду идти по следу, бороться с преступностью, спасать людей… Но, как оказалось, я метис и не нужен полиции, как, впрочем, и Семеновне.
 Счастье – это когда люди  ценят тебя и твои способности; когда ты занимаешься любимым делом. Когда утром, только твой хозяин коснулся рукою поводка, тебя уже подбрасывает изнутри невидимая тысяча чертей и заставляет суетиться и поскуливать от нетерпения. Когда ты идешь на работу, как на праздник, жаждая приключений; несешься за преступником, гонимый азартом и чувством долга; когда тебя хвалит твой хозяин, говорит тебе ласковые слова, а ты читаешь его эмоции как открытую книгу и понимаешь, что он тобой гордится. А вечером ты съедаешь, не сворованный, а честно заработанный кусок мяса. Вот это счастье!
Полтораш слушал и понимал, какой он, все-таки, глупый, и столько всего не знает о жизни.
        С коридора послышался голос Семеновны. Женщина шла и распевала:
        - Мне в холодной землянке тепло  от твоей негасимой любви…  - и, уже обращаясь к животным, добавила. -   Че, дармоеды, не ждали?!
        Семеновна распахнула дверь и, придерживаясь за стены, ввалилась в комнату.  Это была невысокая, худая женщина с пропитым и прокуренным лицом, на котором не было ни следа косметики. А в глазах стояла вечная печаль – взгляд уставшей, замученной женщины с поломанной своими руками  судьбой.
        Есть ли у нее дети? Если и есть, то, скорее всего, они выросли, и отношения с матерью не поддерживают. А Семеновна о них не вспоминает. Единственный, кого она не может забыть – это ее парень. Когда-то, очень давно, он обещал на ней жениться, но не сдержал обещание. Не смог,… потому что погиб в автокатастрофе, тридцать пять лет назад. А женщина любила его и продолжает любить до сих пор. Три раза она была замужем, но так и не обрела счастье семейной жизни.
        - Друзья мои, что мне перепало?! Счастье-то какое! – с этими словами Семеновна подняла вверх литровую бутыль. Четвероногие не совсем понимали назначение прозрачной жидкости с мерзким отвратительным запахом, они только догадывались, что принимая ее, человек меняется до неузнаваемости.  В другой руке у женщины был пакетик с хлебом.
        Полтораш смотрел на нее в недоумении. Как это можно назвать счастьем? Ведь то, что ему объяснили соседи по комнате и этот предмет с загадочной водой  - разве это одно и то же? Разве это тоже счастье? Маленький пес совсем запутался.
         Семеновна кинула животным по куску хлеба, а сама уселась за стол. Из закуски  у нее был хлеб и какая-то килька в томате.
         - Если останется, я тебя угощу, - сказала она сидевшему напротив коту, а собакам, которые с надеждой глядели ей в глаза, женщина злобно и, как-то, с отвращением крикнула, – А вы пошли на место! Много вас тут. Денег нет, всех кормить!
        И Буч с Патрикеевной, поджав хвосты, ушли. Они старались больше не глядеть в ее сторону. А Полтораш даже не пытался у Семеновны что-то просить.  Пес был рад и маленькому кусочку хлеба. Женщина не любила собак, и он это чувствовал.
        - Мудрец! – не унимался Полтораш. Ему хотелось продолжить разговор и прояснить для себя те моменты, которые он не понял. – А счастье можно понюхать, лизнуть языком или попробовать на вкус?
        - Нет, - ответил кот. – Это нематериальный предмет. Такой же, как любовь, забота, преданность… Их нельзя взять в зубы или потрогать лапой, но можно почувствовать. Если, все же, тебе повезет, и ты встретишь настоящего хозяина, ты поймешь, что такое счастье. Если встретишь. В чем я сильно сомневаюсь.
       - Почему? – спросил пес.
       - Да, потому, - ответил Мудрец, - что мир стал серым и бездушным на фоне вечных экономических проблем. Я уже давно не верю людям и тебе, малыш, верить не советую.
        - Но, почему Семеновна…
        - Семеновна… - прервал кот, словно прочитав мысли щенка.  - Не забивай себе напрасно голову. Людей всегда сложно понять. То счастье, которое в молодости у нее отняла судьба, она никогда уже не встретит  в этой жизни. А эта бутыль – единственный способ уйти за границу реального мира и быть счастливой там, во сне, со своим любимым человеком. Потому что каждый счастлив ровно на столько, насколько он сам этого хочет. Возможно, другая на ее месте поступила бы иначе и продолжала жить. Именно жить, а не существовать. Но это Семеновна, и, наверное, таков ее выбор. Еще я  думаю, что каждый человек хозяин своего счастья. Человек… - уже зевая, продолжал рассуждать Мудрец. - Но мы животные, и наше счастье напрямую зависит от наличия или отсутствия человеческой души. Тут уж ничего не поделаешь. Это как повезет…  Нет, все не так уж плохо! Ты, главное, не отчаивайся! Есть люди добрые,  отзывчивые. Есть! Ты, хоть и дворняжка, но симпатичный, молодой. Тебя могут взять люди, меня – нет. Кому нужен старый больной кот?
        Глаза Мудреца предательски заблестели. Он отвернулся и добавил:
        - В нашей ситуации, нужно принимать за счастье то, что у тебя есть – здесь и сейчас. А, стремясь к лучшему, продолжать ценить то, что уже имеешь и благодарить Всевышнего за каждый прожитый день.
        В комнате воцарилась тишина. Через минуту опять вмешалась Патрикеевна:
        - А ты Деду Морозу желание загадай! Пусть он тебе мешок счастья под елку положит!
          - Да, мне не надо мешок! Куда мне? - сказал Полтораш, не понимая шутку старой собаки. – Мне бы капельку, мааленький кусочек… Я пообещаю больше не воровать, не гонять голубей и кошек, не… - щенок заволновался, пытаясь вспомнить, какие еще грешки за ним водились. А вдруг повезет?
         - Мудрец, а что нужно сделать, чтобы Дед Мороз подарил мне счастье… маленький кусочек? – спросил Полтораш.
         Псу никто не ответил. Похоже, что Мудрец уже уснул, и малыш не стал его больше беспокоить. После небольшой паузы продолжила Патрикеевна. Теперь ей не спалось, мешал звонкий храп Семеновны.
         - Нужно найти в городе большую елку. И, когда ее будут наряжать люди всякими шарами и вешать на нее разноцветные огоньки, нужно сесть под эту елку и, искренне, сильно-сильно пожелать то, что тебе хочется.
        Полтораш был наивным щенком. Он не понимал, что все это Патрикеевна выдумывала прямо на ходу, просто, чтобы позабавиться и от души посмеяться над ним. Такой, уж, она была стервой. Сама же она никогда не верила ни в Деда Мороза, ни в чудо.
        - А когда наступит Новый год, - улыбаясь, продолжала она, - рано утром беги скорее к елке. Ты увидишь, Дед Мороз обязательно положит тебе подарок.
        - А кто такой Дед Мороз? – спросил Полтораш.
        - Не знаю, но, говорят, он волшебник и все может. Давай, спи уже!

        Полтораш уснул не сразу. И, хотя, понятие «счастье»  все еще оставалось для малыша загадочным и сложным, он мечтал.  Мечтал, что у него будет дом и хозяин, добрый хозяин. Его помоют, причешут, вкусно накормят и… у него обязательно будет мячик, который пес будет приносить своему человеку тысячу раз. Не за кусочек - за доброе слово.

               


      


Рецензии