026 Древний пещерный город Уплисцихе Грузия

026 Древний пещерный город Уплисцихе (Грузия)


Раздел 2. Загадочные подземелья

Зачем строились подземные жилища и города? От кого и от чего укрывался в них человек? От самого себя?


026 Древний пещерный город Уплисцихе (Грузия)

Уплисцихе — древний пещерный город-крепость в центре края Шида-Картли (Восточная Грузия), расположенный на левом берегу реки Куры (Мтквари) в 98 км от Тбилиси. Многослойный археологический объект высечен в скальном песчанике в форме длинного прямоугольника. Уникальный памятник, создававшийся на протяжении трех тысячелетий, уцелел лишь частично. Из 700 гротов — пещерных святилищ, общественных зданий и жилых домов от разрушения сохранилось 150. Среди них несколько древних базилик, в т.ч. языческий храм Маквлиани, христианская церковь Уплисцули — «Церковь принца», зал царицы Тамар. Сохранились выдолбленные в скале городские улицы, площади, колодцы, водостоки, жертвенники, тоннель, ведущий к Куре, винодавильня и винохранилища, печи для обогрева и выпечки хлеба, аптека и т.д. Сегодня это музей под открытым небом, кандидат на включение в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Уплисцихе на грузинском означает «Божья крепость», «крепость владыки». Много веков Уплисцихе являлся культовым центром Картлийского царства (Картли, Иберия); в его святилищах поклонялись солнечному божеству, символом которого было восьмиспицевое колесо. Однако часть историков и этимологов считают «владыкой» не божество, а монарха. По их мнению, название поселения произошло от мифологического «Уплоса, сына Мцхетоса». Согласно грузинской хронике, именно род Мцхетоса, восходящий к библейскому Иафету, сыну Ноя, изначально правил в Картли.

О городе есть упоминания в грузинских средневековых сочинениях и в «Житии Грузии» (1745 г.) грузинского историка и географа Вахушти Багратиони. Помимо служения религиозному культу и защиты от врагов, главной деятельностью горожан было строительство. Сначала из скальной породы выдалбливалась выемка. Затем стены и своды притирали «на-мокрую» абразивным камнем. В результате такой притирки на песчанике образовывался прочный защитный слой, предохранявший стены от осыпания и растрескивания. Помещения украшались имитацией деревянных или каменных балок, колонн, ниш и других архитектурных элементов.

Сохранились предания о технологии строительства. «Чем же резали они тот камень, чем рубили его? А камень такой — ударишь киркой, и махонький кусочек еле отскочит. В старину, во времена царицы Тамар, к такой прибегали уловке: раздадут работающим кирки, а у этих кирок один конец на три годжи (12 см. — В.Л.) из золота отлит — остальное сталь. Знал работавший, что как сотрется сталь в работе — золото его. Ну и работали они споро. Таяла сталь... Должно быть, и силы рабочие таяли, да зато старались. Золото им доставалось, а страна-то строилась. Вот гляди: все эти крепости, пещеры, башни — всё так и построено… Внутренняя лестница была в той пещере. По подземному ходу, по ступеням спускались к воде, когда нападали враги. Думает враг: «Перемрут они все без воды», — а у них ход потайной был». (Е.Б. Вирсаладзе).

Первоначальный выбор скалы для поселения в ней объяснялся тем, что она представляла собой естественное укрепление. Скала как символ могущества и вечности сыграла свою роль в создании в этом месте языческого культового центра. К IV в. до н.э. Уплисцихе стал храмовым городом древнегрузинского царства Картли. Город в то время был надежно укреплен, имел скрытый туннель, спускавшийся к Куре, тайный глубокий колодец с речной водой — предположительно, для сакральных целей, систему канализации. Для культовых целей служили также несколько марани — давильней винограда и винохранилищ. Питьевая вода поступала по каменным трубам из горного родника в 5 км от города. В эллинистический период в Уплисцихе стали поклоняться не только божеству солнца, которому был посвящен центральный храм, но и всему пантеону грузинских языческих богов с соответствующими святилищами. Каждый день с наступлением сумерек в одном или нескольких храмах проводились мистерии. Были вырыты ямы шириной до 4 м и глубиной до 12 м, в которых совершали ритуальные жертвоприношения животных.

После того, как в 324 (или 326) г. в Картли христианство провозгласили государственной религией, служители языческого культа подверглись гонениям, святилища были разрушены или перестроены в христианские храмы, марани уничтожены. Уменьшилось число паломников и суммы пожертвований. Культовый центр заглох. Но город продолжал существовать еще на протяжении нескольких веков. Он обустраивался, но уже как крепость. Средневековые хозяйственные постройки сооружались не так тщательно, как эллинистические, и не выдержали испытания временем — разрушились первыми.

Когда в 737 г. по Закавказью прошла армия будущего халифа Мервана II, оставившая от многих городов руины, Уплисцихе уцелел. В IX в., когда страну вместе со столицей Тифлисом завоевали арабы, пещерный город не только сохранился, но и стал столицей Картли. В это время его население достигало 20 тыс. человек. Тогда же изменила свое русло и Кура, освободившая участок для новых городских построек. До середины XII в. Уплисцихе захватывали абхазы, армяне, арабы, сельджуки, пока в 1122 г. грузинский царь Давид Строитель не изгнал из страны арабов и вернул столицу в Тифлис. Уплисцихе потерял статус столицы, но именно в нем в 1178 г. грузинский царь Георгий III незадолго до своей кончины короновал соправительницей свою 13-летнюю дочь Тамар, на царствование которой пришелся пик могущества Грузии, ставшей самой мощной империей, когда-либо располагавшейся между Каспийским и Черным морем. В городе сохранился зал ее имени, где она была повенчана на царство.

В XIII в. на город несколько раз нападали монголы. Внук Чингисхана Хулагу окончательно разрушил город, убил свыше 5 тыс. монахов и спалил все окрестные леса. После этого Уплисцихе не оправился. Там еще временно укрывались во время вражеских нашествий жители близлежащих сёл. В церкви Уплисцули служба с перерывами шла всё время; и по сей день это действующий храм. В XIX в. в пещерах еще жили люди, которых прозвали «троглодитами», но в 1920 г. после сильного землетрясения комплекс обезлюдел.

В 1957 г. Уплисцихе был признан архитектурным памятником. Его благоустройством занялись на государственном уровне, а комплексная архитектурно-археологическая экспедиция Государственного Музея искусств Грузии начала изучать памятник. В 1977—1978 гг. был обнаружен клад, предметы которого поступили в грузинские музеи.

Уплисцихе находится в сейсмически активном районе, специалисты обеспокоены судьбой памятника, поскольку многие его сооружения имеют трещины, а некоторые находятся в критическом состоянии.


Фото из Интернета
Пещерный город Уплисцихе.


Рецензии
Грустная история. Непонятно, откуда был такой запал убивать ближних. Может быть, я с Луны свалился. Или во мне отсутствует ген, то ли запала к убийству ближних, а то ли понимания таких действий.

И снова видим религиозный мотив ухода в необычные места? Снова совмещённый с мотивом оборониться от наплыва смертельно опасных пришельцев-чужеземцев? Жаль, не помогло.

Что мы можем взять из этой истории вдохновляющего? Радует, что при коронации в таком юном возрасте Тамар справилась. А значит, зря не доверяем молодым? Или Тамар была особенной... Ничего невозможно обобщить наверняка :) - пожалуй, единственное верное обобщение.

Вы тоже заметили, что уверенно обобщать получается лишь отрицая?

Феронин   08.03.2023 06:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.