Александр Васильев Мода это деньги
В Париже лил дождь… Вот просто проливной… Я позвонила Александру из Гостиницы… Я жила в районе Елисейских полей… Александр в полсекунды пригласил меня в гости… Конечно, я мечтала побывать в его парижской квартире, но по проливному дождю мне не хотелось никуда выдвигаться, кроме того, я была простужена. Я перезвонила Александру и отказалась от встречи. Он «невидимо» пожал плечами и стал абсолютно равнодушен… А я все же рискнула выйти из отеля – перекусить или купить продукты… Дождина был ужасный… Неподалеку от моей гостиницы шел показ Пьера Бальмана, я «завернула на огонек»… Приглашения у меня не было, но я увидела Эвелину Хромченко с пачкой приглашений в руке… Конечно, я и не сомневалась, чт о она захочет поделиться с соотечественницей приглом… а… Не тут-то было… Эвелина окатила меня такиииииииииим удивленным взглядом, словно я была не из Москвы, а свалилась с самой Луны… Пробубнила что-т о нечленораздельное и отвернулась… Я раскрыла зонтик… отошла в сторону и стала наблюдать за публикой… русских мне запеленговать более никого не удалось… а вот французский « аристократический антиквариат» стал прибывать на роскошных каретах… Их вынимали из машин слуги и буквально, придерживая за штаны ( чтобы не упал дедушка) транспортировали в зал, где проходило дефиле… Напомаженные, в буклях и бриллиантах старушки-графини вынимались слугами буквально вручную и также почти на руках «переносились» в зал… я подошла поближе… секьюрити заметили мой интерес… спросили: откуда я?
- Из Москвы. – ответила я.
- Вы гость или журналистка? – они точно задавали вопросы.
- Журналистка, - ответила я простуженным голосом.
- Проходите, пожалуйста, - пригласили меня и доюавиди: только вам придется стоять на ногах. К сожалению, свободных мест нет.
Я не верила своему везению. Я пробралась поближе к выходу на подиум. Эвелина Хромченко сидела в первом ряду. Она запеленговала меня и вновь круглыми глазами начала оглядывать мою наружность. Я сделала вид, что не замечаю ее взглядов. Мне было уже не до нее. Я разглядывала публику. Древние аристократки с «натянутыми» молодыми личиками были похожи на мумий. Их дорогущие одеяния были, несомненно, кутюрного пошива. Их бриллианты сверкали ослепительно, затмевая своих обладательниц. А вот руки… руки… они были костлявыми и морщинистыми… Несомненно, когда-то древние графини и княгини, баронессы м просто буржуа были «первыми красавицами королевства»… но сей час… здесь и сейчас они выглядели жалкими вместе с их потугами казаться «на коне мировой моды»… впрочем… с их стороны это подвиг… собраться, нарядиться и приехать из своих загородных замков в такой дождь в Париж… ради чего? Ради того, чтобы посидеть поглазеть на молоденьких манекенщиц? Вспомнить молодость? Повампирить молодой кровушки?
После показа я заскочила в магазин, купила фруктов, молока, меда, круассанов, сыра и пошла «лечиться» к себе в отель… Я уснула как младенец…
А на следующий день мы встретились с Александром Васильевым на показе В зале «Карузель» в Лувре… Я подошла к нему сама… мы поздоровались… Как ни странно, он был вполне демократичен… без обычной московской чопорности… и мы поговорили…
А приехав в Москву я написала этот материал для журнала « Планета Красота». 16 12 2022, Мск. ЕВФ.
07 04 2000
ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
Для журнала « Планета Красота».
Александр Васильев: «Мода – это деньги…»
Давно известно, что женщине столько лет, на сколько она выглядит, а мужчине столько, на сколько он себя чувствует. Опыт показывает, что оба слагаемых хорошо отражают возрастную принадлежность обеих полов. И «выглядеть», и «чувствовать» себя нам помогает одежда. В ней мы самовыражаемся или наоборот, прячемся. И это прекрасно! Мы можем себе позволить быть разными. Конечно, можно просто следовать моде, но еще много лет назад великий мэтр моды Балансиага, утверждал: «Не женщина следует за платьем, а платье за женщиной». Так что мода модой, а уникальная личность не должна быть спрятана за фасадом модного одеяния.
Однако, мода – это еще и бизнес. «Мода – это деньги, мы должны торговать ею…» - утверждает Александр Васильев, известный театральный художник, тем самым обнажая более меркантильную сторону модной индустрии. Огромная сфера бизнеса и сногсшибательные гонорары производителей скрываются за яркой упаковкой дорогой косметики, аксессуаров, парфюмерии, не говоря уже об одежде и ювелирных украшениях от ведущих Домов Моды мира. Индустрия красоты набрала обороты и существует за счет нашего стремления казаться хоть чуточку привлекательнее, чем есть на самом деле. Так «быть или казаться»? Мы встретились с Александром Васильевым на июльских показах «haute couture» в Париже. Жан Луи Шерер представлял свою новую коллекцию осень-зима 2000-2001в зале Le Notre (Le Carrousel du Louvre).
Кутюрье “раздел” женщину, предлагая платья и костюмы, максимально обнажающие самые интимные и соблазнительные части тела. Перед зрителями предстала шикарная, суперсексуальная, демоническая женщина-Вамп. Ее основная цель - поразить, подавить, управлять. Профессионалы определили стиль, предлагаемый Домом Шерер как “гламурный рок”. Сочетание черного с золотым, обилие перьев, меха, натуральной кожи и блеска характерно для этой коллекции. Модельер предлагает металлические пояса, огромные золотые и украшенные стразами пряжки, кожаные перчатки с золотыми паетками, многоярусные, довольно широкие по низу брюки с разрезами, обнажающими ноги до талии. Манжеты брюк расшиты золотом и блестками. Интересны золотая юбка – панцирь и кардиган из стриженных перьев куропатки. Фантазия художника превратила женщину в экзотическую пальму с золотыми ветвями. Вечерние туалеты украшены по линии декольте длинными, имитирующими натуральные, волосами. Из такого же материала выполнены рукава. В большинстве туалетов тело едва прикрыто струящимися языками из легкой прозрачной ткани. Создается впечатление, что лучшая одежда – это совершенное по красоте обнаженное тело. Кутюрье стремится максимально подчеркнуть и обнажить женскую грудь даже в деловой одежде – т.н.“деловой эротизм”. Одним словом, прикрыть, обнажая. Таким образом, “прозрачная ткань и грудь” по-прежнему в моде.
Коллекция довольно специфична. Женщины Шерера сексуальны и агрессивны. Они похожи на тигриц и диких кошек, непредсказуемы в своем естестве, своевольны. Волосы, раскрашенные под кошачьи хвосты, подчеркивают это. После показа Александр Васильев – известный театральный художник прокомментировал увиденное довольно своеобразно.
- Какую цель преследует мода на рубеже XX-XXI веков?
- Мода должна быть коммерческой, направленной в модное русло социальных изменений в обществе, не только в национальный фольклор или историческую традицию. Нам надо ее продавать. Мода это деньги.
- А как же искусство?
- Искусство мы увидим в музее. Мода это то, что продается. Искусство и мода - разные вещи. Искусство – это живопись, скульптура. Искусство в текстиле, на человеке не существует. Мода - двигатель торговли.
- Какой Вы видите женщину на пороге 21 века?
- Женственной. А это очень трудно. Минимализм и унисекс победил и женщины одеваются как мужчины.
- А мужчины?
- Они должны стремиться сохранить в одежде свои половые отличия и подчеркивать мужественность. Тоже трудно. А так как мы находимся в зыбком социально-экономическом контексте перемены полов, когда женщина становится мужчиной, то мужчина при этом должен оставаться мужчиной и это ему удается с трудом.
- Но, согласно эзотерическому подходу, каждый мужчина- немного женщина, а женщина - немного мужчина.
- Это слова на «мельницу» унисекса.
- Что Вы можете сказать о новой коллекции Шерера?
- У Дома Шерер - особая ниша, создаваемая десятилетиями. Черное, золотое, меха, блеск. Сочетание контрастных материй. Очень праздничная одежда для людей, которые хотят показать свое богатство и выглядеть классически, не перейдя границу риска.
- Не показалась ли Вам модели, представленные Шерером, слишком вызывающими?
- Супер-рискованных вещей в коллекции Шерера, на мой взгляд, мало. «Прозрачная грудь» может быть адаптирована для любого возраста.
- Женщины какого возраста могут позволить себе такую одежду?
- У Шерера появились клиентки до 30 лет, но он не специализируется на создании одежды для молодежи. Увиденная одежда предназначена для зрелых женщин, которым хочется поразить окружающих. Их занимает идея, формулируемая примерно так: «я выгляжу лучше всех, как настоящая Пампересса и все в восторге от моего туалета». Одевать женщин с таким менталитетом - назначение Шерера в жизни.
- Какому мужчине понравится «женщина от Шерера»?
- Женщина Шерера предназначена для мужчины, который может заплатить за эти шикарные туалеты. Все в мире взаимосвязано. Женщина покупает платья стоимостью 50 тысяч долларов на деньги мужчины, который захочет видеть ее в таком наряде и который скажет: «Жаклин, я хочу, чтобы ты сегодня вечером была красивей всех».
- Так «быть или казаться»? Если женщина красива и стройна от природы, достаточно лишь слегка подчеркнуть это макияжем, изысканным кроем одежды, но не подменять красоту ярким «оперением» …
- Мода от Шерера - для женщин, у которых внешность не позволяет быть красивой естественным образом. Костюм затмит то, чего не дала природа. Действительно, красивой женщине не важно, в чем она одета, ее все равно заметят. Шерер творит для женщин, у которых нет индивидуальности. Они должны чем-то занять пространство. Поэтому столько перьев, меха, блестящих тканей. Здесь не важен характер, основное внимание уделяется «оболочке». Основная цель – привлечь внимание. Это одинаковая ниша с Юдашкиным. Шерер – синоним Юдашкина, только с чувством меры. Они идут по одной дороге. Их женщина – не интеллектуалка, не женщина со вкусом. Их женщина не располагает честными деньгами и не славится красотой. Но это женщина, хозяин которой готов заплатить столько денег, чтобы она выглядела лучше и шикарней всех».
- Чем Вы лично сейчас занимаетесь?
- Я занимаюсь обустройством своего имения в Литве. По реституции (в Литве есть такой закон) старым владельцам возвращаются их земли. В Латвии, Литве и Эстонии уже все возвращено. Наша семья получила назад 75 гектаров земли и фамильное имение. Его обустройство - моя главная цель. Второе – организация музея моды в России, и открытие на социологическом факультете МГУ нового отделения менеджмента и теории моды, которое я буду возглавлять с 1 сентября. Кроме этого, у меня оперные и балетные спектакли в разных странах мира. Я бы очень хотел подготовить людей образованных, которые могли бы профессионально, не понаслышке, действительно глубоко воспринимать моду. Это очень нужно России.
PS. Кстати, Валентин Юдашкин отмечал в Париже 10-летие деятельности своего Дома. Показ новой коллекции состоялся в здании Резиденции Посла России, более известном для парижан как отель d’Estrees, построенном для герцогини. Представленная коллекция по пышности, богатству отделки, обилию вышивок, золота, мехов, перьев и дорогих тканей не уступала роскоши салонов особняка, отделанных в стиле Людовика XIV. Модельер широко использовал в отделке натуральные камни, в частности, янтарь и агат. Панталоны, предлагаемые Юдашкиным, богато расшиты золотом и жемчугом в сочетании с золотым бюстье восхитительно смотрелись на шоколадном теле чернокожей манекенщицы.
Как говорит сам В.Юдашкин: «Я вижу женщину модной, удобной, сексуальной, красивой, любящей себя и окружающих». Г-н Сидоров, представитель России в ЮНЕСКО так прокомментировал увиденное: «Это событие в мире моды. В основе коллекции - строгая классика, экстравагантны только детали. Их сочетание создает Высокую моду Высокого вкуса». Отвечая на вопрос о предназначении Женщины Юдашкина, г-н Сидоров сказал: « Для праздника жизни». Граф Шереметьев, присутствовавший на показе отметил талант Валентина Юдашкина и сказал, что коллекция его не разочаровала. Французская «Фигаро», поместив фото модели из коллекции Юдашкина ядовито вопрошала: «Это девушка для Джеймса Бонда или для Русского Посла?» Но это позже. А Парижский Юбилей Юдашкина по традиции завершился элегантным фуршетом и презентацией его новых именных духов с весьма изысканным ароматом. Нет предела совершенству…
Париж, 2000.
Свидетельство о публикации №222121600040