О фильме Любовь

Герои фильма "Любовь" Михаэля Ханеке – пожилая пара. За плечами – долгая совместная жизнь, рождение и воспитание ребёнка, увлечённость своей профессией – оба бывшие преподаватели музыки.

Их отношения гармоничны, наполнены взаимоуважением и заботой друг о друге, обоюдными интересами: они вместе посещают театр, слушают музыку, у них общий круг общения.

В доме, как осколки прожитой жизни, ушедшей молодости - старое пианино, семейный альбом с черно-белыми фотографиями, картины, предметы искусства.
Само название фильма – «Любовь» - задаёт определённый тон.
 
Двадцать первый век – эпоха небывалых испытаний и гуманистического сознания, и человеческого духа.

Современные концепции объясняют механизмы возникновения любви, беря за точку отсчёта физиологическое влечение. Фильмов о такой любви много – от слезливых мелодрам до любовных историй с трагическим концом.

Фильм Михаэля Ханеке - это не мелодрама с хеппи-эндом, и не драматическая история любви с горьким привкусом страсти. Нет здесь и романтической любви, непостоянной и нестабильной. Браки, построенные на такой любви, распадаются быстро, поскольку романтический флёр в обыденной ситуации быстро исчезает, а от сильных, взрывных эмоций, как положительных, так и негативных, быстро устают; кроме того, партнёр идеализируется, хотя в реальности не соответствует завышенной интерпретации.

Герои верны друг другу, их отношения равноправны, их не мучают травмы детства со шлейфом недолюбленности или пережитые трагедии.
 
Боль неизбежной разлуки, близкий уход родного человека в мир иной -  вот что стало тяжким испытанием для одного из супругов.

Главный герой страдает, но не падает силой духа. Он борется, чтобы устранить причину страданий.

 Человеческий дух делает вызов самой природе больного человека, и она, как эхо откликается на языке обращенных к ней заклинаний.

Отношение к другому человеку как к самому себе на уровне подсознания – это действенное средство, избавляющее от болезней.
 
 Происходящее на экране - великое милосердие.
Возможно, это название больше отразило бы суть картины Хотя название -«Любовь»-  не прямая  констатация того, что происходит.

Но нельзя согласиться с высказываниями, что эта лента не об истории любви, а об истории болезни.

Художественная реальность фильма гораздо глубже.
Она предстаёт как попытка разобраться в самом феномене любви, её философской рефлексии.

И заставляет зрителя задуматься, быть сопричастным. Ведь старость, одиночество, потеря близкого – то, что касается каждого из нас.


Рецензии