Семь невест из Прохоровки-16. Зоя

В начало: http://proza.ru/2021/03/09/1508
 

Зоя это та самая дочка Мыланьки и Ваньки, которую в десятилетнем возрасте они потеряли во время своих скитаний. Девочка провела одна около двух недель на вокзале в Иловайске, прячась ото всех, так как была напугана матерью, что если их найдут, по посадят в тюрьму. Зоя знала, что тюрьма это страшный дом, ей мама Мыланька о нём рассказывала страшные истории, хотя ни она, ни её муж Ванька Храка в тюрьме не были.

Когда Зоя была обнаружена и её перевозили, девочка  сбежала от сопровождающих и  вновь нашли её в Таганроге.
Тогда старшая сестра Мотя вместе с мамой Стешей и её мужем Игнатом поехали в Таганрог, чтобы забрать Зою из Детской комнаты милиции. Вот тогда  Стеша с мужем и оформили на Зою опекунство, привезли к себе домой и сделали многое для того, чтобы девочка забыла весь ужас, который выпал на её долю.

Но для того, чтобы забыть всё  Зое потребовалось немало времени.  Девочка  ещё несколько лет не могла прийти в себя, в ней поселился постоянный страх. Зоя боялась всего. Боялась быть одна дома, боялась незнакомых людей, пряталась когда к Стеше и Игнату приходил кто-либо из соседей или гостей. Засыпала Зоя держась за руку Стеши и долгое время спала только с ней рядом. Также, как и Мотя, она называла Стешу мама Стеша, хотя, конечно, знала и помнила свою родную мать. Помнила и любила. Какой бы не была Мыланька, для Зои это был дорогой и родной человек.
Мамой Стешу называла и маленькая  Миля, которую в двухлетнем возрасте Мыланька и Ванька оставили у Стешиной двери перед тем, как отправиться в  скитания.
Укладывая спать, Стеша рассказывала Зое разные  сказки, которые придумывала или вспоминала те, которые читала в детстве.  Она их и Моте рассказывала, когда та была маленькой.  Но у Моти не было страха, а сейчас, рассказывая Зое, она постоянно заменяла предложения, чтобы не напугать её словом.
А однажды Зоя попросила рассказать сказку о её родителях.
-  Почему у папы лицо в шрамах? Он сражался на войне или пострадал от зверя в лесу?  А почему маму Мыланьку никто не любит и её называют Страшилкой? – спрашивала девочка.
Стеша придумывала и рассказывала о смелом парне Иване, который спасал свою невесту от дикого зверя, спас её, но сильно пострадал. И тогда спасшая им Меланья лечила и перевязывала его раны, а из-за переживаний за его здоровье, сильно пострадала, у неё началось безумие. Но Иван её не бросил, они любили друг друга и были вместе всё время.

Эту сказку  в разных вариантах Стеше приходилось рассказывать по просьбе Зои часто.

Зое было 10 лет, когда родители взяли её с собой в  свои скитания и потеряли её во время переезда. В то время  Зоя закончила лишь второй класс и начала учиться в третьем. Стеша, учитывая состояние девочки,  посоветовалась  с врачом и учительницей,  не стала пока отдавать её в  школу.  Почти каждый день в своё личное время приходила к Зое учительница и занималась с ней. Но девочка плохо воспринимала всё и учёба была ей в тягость, хотя до отъезда она училась вполне успешно и с интересом.  Учительница старалась, чтобы Зоя догнала своих одноклассников, но ей это не удавалось.  После летних каникул Зоя пошла вновь в третий класс.  Училась, но успехами не радовала.
Стеша видела, что Зоя себя легко и свободно чувствовала только с ней и с бабушкой Лушей, а также с Машей, которая проводив жениха в Армию, вернулась в Прохоровку. Стешу радовало и заботливое отношение Зои к маленькой Миле, она  подолгу была с малышкой, укладывала её спать, повторяя, как это делала Стеша, укладывая её саму. И тоже рассказывала сказки, причём, часто свои варианты про красавицу Меланью и смелого парня Ивана.
Никогда Зоя не говорила об обидах на родителей за то, что они потеряли её и ей пришлось пережить страшные дни.

Подруг у Зои не было, она не умела дружить. И  когда Маша вышла замуж и уехала в Германию по месту службы её мужа, взяв с собой маленькую Милю было заметно, как скучала по Маше и Миле Зоя. Ничего не объясняя и не жалуясь, она могла просидеть не отрываясь глядя в окно, несколько часов.

Тем не менее, время лечит. Страшное начинало забываться и Зоя стала легче общаться и с одноклассниками и с соседями. Но дети бывают жестоки. Многие с непониманием относятся к тем, кто отличается какой-то особенностью и не такой, как они.
Зоя тоже не находила понимание. Часто можно было видеть, как ребята, рассказывая о Зоя, могли покрутить пальцем у виска, мол дура.  Но Зоя не была дурой и хотя училась  средненько, но не хуже всех. Говорила она мало и не потому, что ей не хватало словарного запаса, а из-за робости и боязни действительно  показаться дурой.
Зато девочка играла на гитаре и всё, что не могла сказать словами, отражалось в её авторских песнях. Как-то к Игнату приехал его фронтовой друг, который хорошо играл и пел под гитару. Тогда-то и появилась у Зои любовь к этому инструменту. Это не осталось не замеченным Игнатом и его другом и девочка получила в подарок гитару и первые уроки игры на ней. После отъезда друга, Стеша нашла  для Зои ещё одного учителя игры в лице заведующего сельским клубом. Но завклубом играл посредственно  и Зоя его  быстро опередила. 

Восьмилетку Зоя закончила на два года позже сверстников. Стал вопрос, а что делать дальше? В Прохоровке десятилетки не было и надо было  ехать учиться в 9-й и 10-й классы в районный посёлок. Но было понятно, что это  неподходящий  вариант для Зои.  Стеша и Мотя искали выход, а Константин Иванович   предложил  учиться в руководимой им вечерней школе и жить у них с Мотей.

Зое нравилось жить в Мотиной семье, но она совершенно не любила город. Ей нравилась деревня и деревенская жизнь и её мечтой было получить специальность зоотехника или ветврача. Она видела себя в животноводстве и часто видела сон, где она идёт по широкому полю от одной фермы к другой.  Изучив справочники для поступающих в ВУЗы, Зоя нашла единственный – Зооветеринарный институт  в Новочеркасске, к поступлению в который она и начала готовиться.
 
Мотя и Костя помогали  Зое в учёбе, уделяя ей много времени и тем самым Зоя добилась значительных сдвигов в грамотности сестры, а Костя помог подружиться с  математикой. В итоге вечернюю школу Зоя закончила без троек, легко сдала вступительные экзамены и пройдя  по конкурсу, стала студенткой заветного института.

Жить пришлось в общежитии, но к тому времени Зоя перестала быть прежней робкой деревенской девушкой.  Она стала уверенной и увлечённой профессией  студенткой, будучи все годы студенчества старостой группы.
После окончания  института её даже намерены были оставить в ВУЗе для научной работы, но это в планы Зои не входило.

С дипломом зоотехника Зоя  по распределению вернулась в свою Прохоровку. Старая-старая бабушка Луша узнала эту новость с одобрением.
- Как хорошо! А ведь я уже помирать хотела прошлой зимой, не померла. Не зря осталась жить. Видно, ещё послужу тебе, Зоя.
- Бабушка, а сколько вам лет? – поинтересовалась Зоя.
- Запомни, дивчина, ни у кого не спрашивай, сколько ему лет и сколько он денег имеет.
- Бабушка, ну скажите, всё же, сто лет уже есть? – любопытствовала  Зоя.
- Может есть. А может и нет. Кто его знает? Я-то и до ста не умею считать. Это вы грамотные, а я…


Д А Л Е Е : http://proza.ru/2022/12/16/786


Рецензии
Спасибо, дорогая Алевтина!
Прекрасная повесть, так
классно написана, невозможно
от неё оторваться.
С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   29.12.2022 09:11     Заявить о нарушении