Можно ли молиться за некрещенных

В одном из комментариев к публикации моего канала на платформе "Яндекс-Дзен" встретился интересный вопрос. И ответ на него я решил его опубликовать отдельной статьёй.

Вопрос: "Чем больше узнаю о религии, тем больше возникает вопросов. Вот например, пришла я в церковь, подаю записку «о здравии», а меня спрашивают: «Все ли люди из записки крещенные?». А я не знаю и не могу знать этого. Даже если они не крещенные, то их души никто не лишил. Они же не перестали быть Божьими творениями. Может я за своего друга индейца прошу своего Бога в православной вере. А он за меня просит у своих Богов. Это ведь логично? Я прошу здравия тем, кого люблю, и это не обязательно православный христианин может быть. Иногда атеист со своей независимой точкой зрения может открыть глаза на то, что мы привыкли считать нормой, но эта норма абсурдна. При этом, атеист может быть очень хорошим и человеколюбивым."


Ответ: Что касается Ваших вопросов, то они, в какой-то мере - достаточно распространенны, и в них легко запутаться, если пытаться разрешить "не с той стороны"...

Давайте начнём с того, что лично Вам никто не запрещает и даже - не может запретить, молиться за некрещеных, за не верующих, за индейцев и индийцев, а особенно, если они - Ваши друзья и Вы их лично знаете, как хороших и добрых людей. Более того: Сама Церковь, и даже на Литургии, гласно и открыто молится и призывает молиться, как самих некрещёных, ("помолитеся оглашенные Господеви..."), так так и за этих некрещеных: ("верные! об оглашенных помолимся, да Господь помилует их!") .

И это - не какое-то там новшество: еще Ап. Павел Тимофею пишет: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2. 1-3). Надо ли говорить, что во времена Апостола Царем был злочестивый Нерон, а начальствующие - сплошь язычники-идолопоклонники!

... Однако! Если Вы подаете записочку в Алтарь, " на проскомидию" или "обедню", то тут не просто Вы молитесь, но как бы обеспечиваете неявное участие в Евхаристии тех, кто, может быть ко Христу не имеет ни малейшей веры, ни, тем более - благодарности. Вот и получается, что тут, вместо блага ближнему, мы совершаем профанацию и даже - кощунство.

Так что тут проще всего усвоить простое "правило": настоящая молитва совершается только "за своих"!

Т.е. если Вы, в своем друге -индейце видите живую душу - то он для Вас - уже не чужой, "свой" - вот Вы - и молитесь! Даже войдя в храм, даже присутствуя на Литургии. Но если он не Крещен, то, как это не прискорбно - для Церкви он - "не свой". И я , как тот, на кого Господь возложил право и обязанность ходатайствовать пред Ним о тех, кто тех, кто - Его (помните: на Литургии, самая благоговейная часть службы начинается возгласом священника: "Твоя от Твоих! Тебе приносяще о всех и за вся!") - вот и получается, что формально, какого-то конкретного "индейца" я не имею права Причислить к тем, кто "Божьи, церковные, православные". Но тут же получается, что если наша служба Богу совершается от нас, как людей христоименитых - то приносится ходатайство Богу "о всех и о вся". В том числе - и о Вашем друге-индейце, даже если за него "баба Фрося" за свечным ящиком записочку не приняла. Но Бог-то! Тот Бог, Который сотворил "и всех, и вся", Тот Бог, который Своим Светом душу всякого человека влечёт ко Благу, Тот Бог, в которого мы веруем и Которому мы молимся - Он-то уж несомненно лучше меня, грешного, и потому Он, (как мне порой думается) верует даже в тех атеистов, язычников и "безбожников" которые, как им кажется в Него не веруют. Но хорошими людьми - остаются. :-)

... Да простят меня некоторые ревнители каноническо-молитвенной чистоты, но я не гнушаюсь молится и за язычников, и за иноверцев, и даже - за безбожников... Правда, "молюсь" - это громко сказано. Конечно, частичку из просфоры на проскомидии я за них не вынимаю, но если, испытываю к ним чувство благодарности, но не имею возможности оплатить достойно явленное ими благо - просто обращаюсь к Богу в сердце своем и прошу Его на явленное мне от них благо - воздать им сторицей...

НО!!! Спаси и сохрани и меня, и Вас Господь от того, чтобы какие-нибудь язычники или иноверцы молили бы своих "богов" о нас... Потому что "вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори". (Пс. 95:5)


Рецензии