Старые письма

Любите ли вы получать письма? А перечитывать старые письма? А читать чужие письма?  Чужие письма читать нехорошо, но если это письма ваших предков, и написаны они ещё до вашего рождения – это интересно.
 То, чего помнить я не могла в силу младенческого возраста, или потому, что меня там не было, восстанавливается в хронологическом порядке. В письмах передаются чувства и складывается психологический портрет родных, угадываются отношения между ними. Послушайте.
 
Эмма, моя будущая мама, работает на лыжном комбинате в Карелии. Её направили туда после техникума. Она переписывается с мамой своего жениха Виталия Меркурьева (моего будущего отца).

Хелюля 22.11.50г.
   
   Здравствуйте, Лариса Гавриловна и Наташенька!
 Получила 17 ноября ваше письмо и Виталика, большое спасибо. Извиняюсь, что не смогла Вам ответить сразу, как приехала из Ленинграда. Мне не повезло, попала в больницу, вот причина моего молчания. А сегодня я почти здорова и решила заняться письмами.
С тех пор, как мы расстались я благополучно приехала к сестре Але домой. У них были гости, но они уже собирались уходить, и поэтому я успела с ними только познакомиться. В 7 часов мы пошли к Николаю (брату Жоржа -мужа Али) и просидели у них до часу ночи. Вечер прошел хорошо.
Cследующий день, т.е. 9-го, я посвятила прогулке по Ленинграду с Алей и Жоржем, вернулись в пятом часу вечера, а к шести пошли к знакомым, с которыми вчера успела познакомиться. У них мне тоже очень понравилось. 10 ноября мне нужно было уезжать.
Проснулась в 9 часов. утра и до 12-ти занималась с Наташенькой (читала ей книги и учила кататься на велосипеде). Настроение было неважное, предчувствовала разлуку, а уезжать не хотелось. После обеда мы выехали на вокзал. В 3-20 я попрощалась с родными, поезд тронулся, мне было тяжело в этот момент, и в то же время я осталась довольна, что съездила в Ленинград. Жалею только об одном, что не было Виталика. Рада, что встретила Вас, познакомилась с Женей и Наташей, снова была в кругу родных.  Всё это для меня необычайно дорого и памятно.
В Сортавала меня встретили все мои подружки, такие же жизнерадостные
и мне с ними сразу стало веселее. У нас накопилось много разговоров, они рассказывали, как здесь провели праздник. Я же говорила о Ленинграде.
11-го я вышла на работу, а 12-го мне пришлось лечь в постель, и не вставать. Болела голова, горло, кашель не давал покоя. К вечеру вызвали врача, и мне пришлось перекочевать в больницу, из которой вышла только сегодня. На работу выйду 24-го, т.к. врач просил еще один день побыть дома.
 Хочется скорее на фабрику.
Лариса Гавриловна, только что снова прочла ваше письмо, выше я описала, как прошли мои остальные дни в Ленинграде, и хочу ответить еще на один вопрос. Я ничего не нахожу обидного в наших разговорах. Наоборот, я довольна, что вы со мной были откровенными, и хочу, чтобы мы всегда были так откровенны друг с другом.
Я хотела повидаться с Вами, познакомиться с Женей и Наташе, и все это произошло так, как должно быть, чему я очень рада.
 Женечка и Наташенька мне очень понравились, я завидую Виталику, что он имеет такого братишку и сестренку. В январе Наташеньку буду ждать в гости. Вызов вышлю в декабре. Летом, надеюсь, что и вы приедете ко мне, хорошо, если бы в одно время с мамой, там будет видно.
Получила сегодня от нее два письма, она очень беспокоится, что долго не отвечаю, писать о болезни я не хочу. Она передаёт вам привет и еще интересуется о Виталии.
 Вот у меня и всё. Крепко целую вас всех.
 P.S. Большой привет вашей маме и остальным вашим родным. Эмма.
   
04.12.1950 г.
Здравствуйте, Лариса Гавриловна и Наташенька! Получила ваше письмо и сегодня же даю ответ. Спасибо, Лариса Гавриловна, за заботу обо мне. Знаю, что здоровье – счастье в жизни, и его нужно каждому из нас беречь.
 Сегодня воскресенье, дома одна. Рая ушла на репетицию. К Новому году у нас в клубе будет концерт. И она участвует в одной из пьес. Время 12 часов ночи, я начинаю беспокоиться, наверное, она задержалась на просмотре кинокартины "Учитель".
Скорее бы она пришла, мне сегодня особенно грустно и настроение испорчено сообщением из Красноуральска о смерти нашего любимого дедушки (папин отец). Умер он 28 ноября в 23-30. Умирал очень тяжело, мучился двое суток. Он нас всех очень любил и жалел, поддерживал маму в трудную минуту, когда мы лишились отца. Помню, как тяжело было маме поднимать нас на ноги. Она работала дни и ночи, не считаясь со временем. Аля замещала её дома, а мы выполняли все обязанности. которые ложились на нас.
Так тянулся год за годом. Аля уже встала на самостоятельный
путь жизни, окончила фельдшерскую школу на круглые пятерки
и была зачислена в институт, но ей не пришлось учиться, маме
нужна была помощь. Затем война. В 1943 году мама рискнула ехать в
Архангельск.  Вначале мы все работали, а потом Неля и я пошли
учиться. Вот я сейчас вспоминаю и думаю, как хорошо было всем
вместе делить горе и радость, помогать друг другу. И вот судьба нас всех разлучила, даже маме и то выпало жить в разлуке с нами. Письма от нее получаю часто, в последнем письме она сообщила, что из Москвы они получили ответ на перевод А.А. в Калининград или Клайпеду, но директор судоверфи до того, как найдёт замену А.А. не соглашается их отпустить, но не отказывает. Они думают этой зимой переехать, чтобы жить от нас всех недалеко.
Мне почему-то очень жаль Архангельска, я привыкла к нему. Как много воспоминаний осталось об этом городе, столько там было хороших и радостных дней дома и в техникуме. В этом городе прошли самые юные годы. Как хороша там зима, полярная ночь, северное сияние! Как красиво выглядят заиндевелые тополя! Любила, когда шел снег крупными хлопьями, застилая необъятные просторы Северного Края.
Конечно, любила и помечтать в эту пору.  Нет, лучше не вспоминать, когда ты одинок, так легче пережить разлуку.
 Здесь тоже хорошая зима. Красивые стройные ели, склонившие тяжелые ветви от снега, бесконечное гладкое шоссе тянется лентой, скалы, заросшие сосной и елкой, запорошенные снегом. Необыкновенно чистое, голубое небо.  Всё это придает сказочный вид. Особенно хорошо в ночное время при свете луны и серебристых звездах.
 Немного о себе. Живу по-прежнему. Чувствую себя хорошо. В основном время проходит на работе, т.к. дни стали совсем короткие. Вечерами, иногда, хожу в кино, к девчатам и к поезду, да занимаюсь письмами, или читаю книгу, так что время проходит незаметно.
 Буду очень рада, если приедет Наташа. О заботах и хлопотах не беспокойтесь, вместе с нами они не заметны, а для нее будет интересно посмотреть Карелию. Женечке передавайте большой привет и наилучшие пожелания. Вам так же шлют по привету мама и Алексей Александрович, и Рая. Вот, кажется, у меня и всё, чем я хотела поделиться с вами
сегодня.
  Крепко целую Эмма.
Мария Ивановна, мама Эммы, отвечает на письмо Ларисы Гавриловны. Они познакомились заочно. Виталий, жених Эммы, навещает её родителей. Он работает по распределению после морского училища в Архангельске.

09.12.1951г.
 Уважаемая, Лариса Гавриловна!
Получила от Вас письмо и задержалась с ответом, потому что давно не был Виталий. А вчера т.е. суббота, прихожу домой, а он дома наглаживает брюки, собирается в театр. Так все хорошо, и я больше не замечала, чтобы он выпивал. Дома не курит.
Но меня очень обеспокоило то, что он, видимо, собирается на Камчатку. Это, конечно, для него не будет хорошо. Ведь туда ехать далеко, там очень трудно ему придется и может попасть в среду, как на пароходе " Прибой". Безусловно, можете только вы на него подействовать. Я немного с ним говорила об условиях Камчатки, и о том, что, видимо, тогда должны дороги с Эммочкой разойтись. Это сама жизнь заставляет, ждать друг друга 4-5 лет невозможно, и при том живем в очень тревожное время. Мне его очень жаль, а Эмму еще больше. Может быть, Виталий не имеет такой взаимности, и поэтому так получается.
Ну мы им мешать не будем. Как они хотят, так и поступают. Я до сих пор понять не могу их. Вот у меня в жизни так все складывается всю жизнь, если что я и планирую, то все получается не так как нужно, даже в мелочи. Так лучше не планировать, а как придется.
Я сейчас молюсь за их здоровье, пусть все будет хорошо. Сегодня я написала и Эммочке письмо с такой новостью. Она, бедняжка, расстроится. Лариса Гавриловна, очень вас прошу не пишите Виталию о том, что я вам пишу. Я его сегодня спрашивала, как, писать маме о твоем плане? Он мне сказал так: "Если пошлют, то поеду, а сам напрашиваться не буду. Комиссию прошел, признали годным."
Москва, безусловно, утвердит. Если он из-за заработка, то это, конечно, глупости, ведь особенной нужды нет, еще молод и все в дальнейшем будет. Живем по-старому. Сегодня собираю посылочку в Сортавала к Новому году, хотя по маленькому подарочку да надо послать.
  Здоровьем не блещем. Алексею Александровичу отпуска не дали, только после нового года. А там глубокая зима, неинтересно. Берите отпуск за свой счет, да и приезжайте к нам на несколько дней. Пароход Виталия встает на зимовку. Вот будет хорошо, и посмотрите, как мы в глубоких снегах живем. А все же зима здесь красивая., снежная. Все бы хорошо было, если бы не такая международная обстановка. Жаль детей, ведь им достанется не мало плохого. Привет от нас Наташеньке, Женечке, и вашей мамочке. Привет так же вам от Алексея Александровича. Лариса Гавриловна очень вас прошу, пишите нам, и в тоже время извините, за то, что я вам так откровенно написала. Виталию о моем письме не рассказывайте.
 Уважающая вас Мухачева.
        PS     Виталий сейчас ушел на пароход. Будет в четверг или в среду.
Эмма продолжает переписку с мамой Виталия.

 Сортавала 07.01.52
    Дорогая Лариса Гавриловна! Получила ваше письмо и Наташеньки накануне Нового года.
Очень была рада, что Наташенька собирается ко мне, но оказалось, что радовалась и ждала напрасно. Почему же она не приехала? Может быть, заболела, или просто раздумала?
Я так готовилась к встрече. Але наказала, чтобы она не убирала Натулькину Ёлку до нашего прихода. Ходила два раза встречать к поезду, боялась, что телеграмма не дошла или опоздала. Сейчас нахожусь в сомнении. Напишите, пожалуйста, что могло случиться?
Лариса Гавриловна, как вы встретили Новый год? Я же хотела в Новый год приехать в Ленинград, а затем вместе выехать с Наташей, но поехать мне не удалось, т.к. фабрика 30 декабря работала, а поезда идут только по четным числам, причем в 2 часа ночи. Я хотела взять разрешение у директора, но тут опять включили в экзаменационную комиссию по принятию зачетов повышения разрядов молодых рабочих. В общем мне не повезло.
  От Виталика я до сих пор ничего не получала несмотря на то, что написала три письма и отправила две телеграммы. Что могло случиться? Может быть он болен, но мама мне ничего не писала, кроме того, что Виталий редко заходит к нам. Может быть, он дружит и ему некогда писать письма, так почему же он не хочет написать всё откровенно.
" Лучше горькая правда, чем сладкая ложь." Новый Год я встретила у Али, и больше времени провела с Наташей. Читала ей сказки и помогла выучить стихотворение Пушкина " У лукоморья дуб зелёный". Затем легли отдохнуть и заснули до прихода Али и Жоржика из гостей. Первого к вечеру я выехала домой, но и дома с соседями пришлось встречать. Вот так и прошли эти два дня. Сейчас у меня накопилось столько писем, нужно отвечать, а у меня нет никакого настроения.
  Лариса Гавриловна, что пишет Виталий? Напишите мне что-нибудь о нём. Пишите и не забывайте меня.
Передайте привет бабушке, Жене, и Наташеньке, а также Николаю Михайловичу.
  Крепко целую, всегда искренне к вам Эмма. Примите привет от Али и Жоржа.
     Ещё раз целую. Эмма.

Эмма обеспокоена молчанием Виталия. Подозревает, что он увлёкся другой девушкой.. На работе очень занята, нет времени даже сходить в кино и на лыжах покататься. Проводит инструктажи. Работа ответственная. Вот её письмо к будущей свекрови.

      18.01.1952г.
 Дорогая Лариса Гавриловна!
Получила вчера и сегодня ваши письма, большое спасибо.
Из писем я узнала, что Виталий вам тоже ничего не пишет.
Я просто теряюсь в догадках, что могло случиться? Вначале
я считала, что если он мне не пишет из-за чего либо, то вам
он обязательно должен написать, а оказалось, что он обеим
решил молчать. Что же, придется ждать конца молчания,
может быть, Виталик и вспомнит, что от него ждут писем, если
он не равнодушно относится к нашим ожиданиям.
 Мне всё-таки очень хочется знать, почему он не пишет?
Мама мне писала, что Виталий последнее время к нам не заходит,
а поэтому я сделала заключение, что он, наверное, кем-то увлёкся.
Конечно, я стараюсь выбросить эту мысль из головы, но ведь в голову лезут разные мысли.
Лариса Гавриловна, если он здоров, то вы не расстраивайтесь, к Вам
он всё равно вернется, а о себе я пока говорить не буду, потому,
что я его мысли и настроения не знаю, для меня сейчас - тёмная ночь.
Только Вы меня не забывайте, я же Вас никогда не забуду. Я Вас
всех также люблю и уважаю, и за это время успела привыкнуть,
 как к своим родным. Напишите мне все новости о Ленинграде.
 Как здоровье Наташеньки.? У них уже начался учебный год, желаю
ей успешно закончить семилетку.
 Сейчас свободного времени у меня почти совсем нет. Прихожу домой только пообедать и поспать. То в начале составляла годовые отчеты, а тут опять проводила мероприятия по охране труда на 1952 год, собирали комиссии. С 20 января нужно проводить учёбу по технике безопасности с начальниками цехов (немного страшновато, а программу нужно выполнять). По субботам проводим экзамены, да и так каждый день нужно вести осмотры и давать предписания.
 На нашей фабрике строится новый лыжный цех. Тут тоже надо следить, работы много. У нас фабрика только еще восстанавливается, а поэтому и недостатков хватает. Если бы меня перевели на другую должность, я была бы очень рада, потому что здесь большая ответственность за все, что входит в охрану труда.
 А так жизнь протекает по-прежнему, ничего нового у меня пока нет. Завтра воскресенье, пойду к Але. Погода у нас стоит замечательная, но я не нахожу времени даже покататься на лыжах или сходить в кино.
Мама мне тоже ничего не пишет, видимо, обижается, что я долго не писала ей, а сейчас она, наверное, уже получила. Ну вот у меня пока все.
Привет бабушке, Жене и Наташеньке. Крепко целую. Эмма
Виталий, после неприятностей в Архангельске, связанных с пьянством и растратой казенных денег приехал с Ларисой Гавриловной в Ленинград. Бабушка Лариса, видимо, сообщила обо всём Эмме (моей будущей маме). Мама побывала в Ленинграде и, когда вернулась в Хелюля, пишет письмо будущей свекрови.

Хехюля 11 февраля 1952 год

Дорогая Лариса Гавриловна!
Пишу письмо, время восемь часов вечера. Сегодня я никуда не иду, несмотря на то что погода замечательная. Тихо, тихо, небо голубое прозрачное с ясным очертанием Луны. В такую погоду хорошо бы покататься на лыжах, и я бы не прочь поехать сейчас, да, к сожалению, в воскресение я переусердствовала в катании и натерла мозоль на ноге. Целое воскресение я с девчатами провела на свежем воздухе. Я ещё никогда не увлекалась так лыжным спортом, как вчера. Было очень весело, правда, на первый раз пришлось не раз лететь в пушистый снег. Но это только вызывало больше смеха и веселья. В этот день я убедилась, что мои девчата уже имеют хорошую подготовку, потому что они с самого начла зимы увлекались лыжами. Мне, конечно, простительно, но и этот день дал мне большой сдвиг вперед. Вот ещё день -два и моя прежняя легкость вернется обратно. Невольно вспоминаешь сейчас техникум и наши учебные кроссы, где я никогда не отставала от передовых девчат нашего техникума. А сейчас? Старость что ли навалила на меня? Смеюсь, конечно. Скорее всего моя меланхолия и безразличие ко всему полезному для здоровья. Пора сбросить своё мрачное настроение.  Пора заняться по-настоящему жить, быть полезным для себя и для других.
Кажется, я расписалась не о том, о чем хотела Вам сообщить в начале письма. Доехала благополучно. Ехала с весёлыми попутчиками, любителями рассказывать всевозможные анекдоты. Так я и не успела до конца прочесть вашу книжечку. Время прошло незаметно, так, кажется, и ехала бы до самого Петрозаводска. Дома, т.е. на станции, меня встретила Клава (моя соседка). Она мне приготовила крепкий чай и истопила печь. за что я была ей очень благодарна. В этот же день я вышла на работу. У меня за два дня накопилось порядочно заданий от главного инженера. И от, эти дни я уделяла исключительно работе.
Лариса Гавриловна, как Ваше самочувствие? Как бабушки, Виталия, Женечки и Наташеньки?
Виталию я сегодня черкну небольшое письмецо. Как у него обстоят дела с пропуском?
Пишите, Лариса Гавриловна обо всем. Я очень жду ваших писем.
Привет большой бабушке, Виталию, Жене и Наташеньке, если увидите, то и Николаю Михайловичу. Крепко целую. Эмма.


В феврале 1952 года бабушка Маня пишет письмо бабушке Ларисе о том, что Эмма с Виталием поженились. Бабушка поздравляет сватью. Надеется, что Виталий исправится и Эмма будет с ним счастлива, но очень беспокоится о дочери. Вот дословный текст письма:
                24 февраля 1952г
«Здравствуйте, Лариса Гавриловна. Получила от вас письмо и сегодня получила телеграмму от Эммочки. Просит поздравить их с Виталием. Так вот, я и вас поздравляю с новобрачными. Дай Бог им счастья
в жизни. Я могу сказать со своей стороны одно, если будет Виталий таким хорошим, каким был вначале в Архангельске, то я его буду любить так же, как и любила, как сына родного, но если будет себя вести, как вел себя в последнее время, то смогу ли даже я и жить одной семьей с ним?
Я Эммочке всё об этом писала. Она должна понять и на меня не обижаться. Я очень хочу, чтобы Виталий любил Эммочку и уважал свою семью, был примерным семьянином, а та в долгу не останется, и с нашей стороны в десять раз оплатится к нему любовью. Я очень обеспокоена за последнее его поведение и все его слова, и он так и стоит в глазах. Давайте будем ждать только хорошее. Пусть будет трезвым и честным к себе и жене. Я очень взволнована сейчас и пишу мало.
Привет от Алексея Александровича. Все мы очень болели. Я начала только вставать, а Алексей. Александрович уже несколько дней работает. Привет вашей мамочке, Жене и Наташе. Пишите. Жду. 
С приветом, уважающая вас Мухачева.

Молодожены приехали в Архангельск и поселились у Марии Ивановны и Алексея Александровича.
                Архангельск. 31 марта 1952 года

    Дорогая Лариса Гавриловна!
Получила вчера ваше письмо, за которое сердечно благодарю. Очень извиняюсь, что не написала сразу ответ и заставила вас волноваться. Вместе с письмом получила послание " Тарзан", которым мы все сразу заинтересовались. К сожалению, мы с Виталиком посмотрели только вторую часть, а первую н успели и сожалеем, что не посмотрели её в Ленинграде. Смотрели здесь ещё один фильм - " Катерина", но она не произвела на нас большого впечатления. В воскресение ходили в театр, смотрели постановку "Аленький цветочек". Была прекрасная декорация, здесь в Архангельске я видела впервые такую декорацию. Конечно, мы были в восторге, посмотрев эту вещь. Завтра 1 апреля, а я только приступаю к работе, задержала меня трудовая книжка, которую вчера прислали. Устроилась я не на судоверфи, а в механическом заводе в качестве контрольного мастера. Встретила двух знакомых девчат, которые кончили техникум раньше меня на год. С одной из них я буду работать в одном цехе. Нравится или нет, напишу, когда войду в курс дела. Здесь мне предложили четыре должности: техника -нормировщика, мастера по оборудованию, контрольного мастера и зав. техникой безопасности. Из них я выбрала в отделе технического контроля. На судоверфи обещали устроить в апреле, после пересмотра штатов, а ждать я больше не в силах. Этот завод тоже рядом, 10 минут хоть бы, так что я особенно не жалею. Лариса Гавриловна, о посылочке не беспокойтесь, Виталий её отнёс 18 марта, так что она передана.
Дядю Васю Виталик поздравил телеграммой ещё до ваших писем, так что они давно должны были получить поздравление, он очень удивлялся, что дядя Вася не получил. Теперь на счет фотографии, сейчас нам сфотографироваться не удастся, т.к. каждый день будем на работе, сфотографируемся в воскресенье. Виталик пока остался на " Профсоюзе". Об этом он более подробно напишет сам. Получили ли вы от него письмо, он писал в воскресенье - 23 марта. Мама собирается вам написать письмо в ближайшее время. Она последнее время занята своей работой, очень устает. Она и А.А. шлют вам сердечный привет. Передайте привет от меня и Виталика бабушке, Жене, Наташеньке и всем родным.
Крепко вас всех целуем. Эмма.

Письмо бабушки Мани к бабушке Ларисе.

         8 апреля 1952 года
 Здравствуйте, уважаемая Лариса Гавриловна!
  Прошу прощения за мой долгий не ответ на ваше письмо. За последнее время очень загружена работой, это подготовка к весеннему сезону. и общественной работой. Вот и дома работы и хлопот стало больше. Вот стало совсем хорошо, и чувствуется жизнь стала полнее, или совсем полной. Живём пока очень хорошо. Виталий стал совсем не тем, как раньше. Он очень занят сейчас. Если всё также будет и дальше, то слава Богу, я очень рада. И все три моих зятя будут одинаково серьезны. Я пишу, что стало много хлопот. Очень жаль их и хочется всё для них сделать самой. Эммочка уже работает, довольна, что устроилась не далеко от дома, ближе, чем Виталия работа от дома. Виталию отдали шить костюм к 1 мая. Хотя материал и не из дорогих, но будет приличный, у меня было на летнее пальто. Ну, постепенно приобретут всё необходимое из одежды. Всё же с нами им полегче будет. В общем, всё хорошо. Ну, как вы живёте и что нового в вашей жизни? Как чувствуют себя ваша мама и Женя с Наташей? От нас им большой привет. Надеюсь, в этом году приедете к нам не в таком, вернее не с таким настроением.
Молодым мы уступили им комнату, где вы спали с Виталием. Ну, что вам ещё написать не знаю. Вы сейчас не расстраивайтесь и не беспокойтесь о них. Они между собой хорошо, и им неплохо. Забота о них есть материнская. Погода наступила хорошая, теплая. С Эммочкой начнём готовиться к первому мая.
Ну. пока на этом закончу. Привет всем большой от Алексея Александровича. Уважающая вас Мухачева.

Первые месяцы замужества Эмма была счастлива. В тот же день она пишет свекрови.

                Архангельск   8 апреля 1952
Дорогая мамочка!
Пишу ещё вам письмо. Вероятно, вы уже получили и предыдущее письмо, где я вам коротко описала о нашей жизни. Дома сейчас никого нет, а время уже девять часов вечера. Мама на дежурстве, она вам сегодня написала письмо. Виталик сегодня обещался прийти в 10 часов, т.к. он проводит комсомольское собрание. Последнее время он очень устает, вечерами занимается, читает газеты, в общем готовится вступить в партию. Просит меня, чтобы я спрашивала, вернее, проверяла его знания, и он дает мне уставы и тетради с датами съездов. Я охотно выполняю его просьбу.
 Сейчас он не находит времени сходить в кино. Идёт третья часть фильма "Тарзан". Хочется сходить, да, придется немного помедлить. Между прочим, у нас здесь тоже ходят по рукам стихи о Тарзане. Один из них я уже переписала, чтобы послать вам. Может быть, вы его уже знаете, но здесь есть изменения.
 Алексей Александрович ушёл на учебу. Вот я одна и скучаю. Сейчас написала письмо своей подружке Клаве в Сортавала. Вспомнила там всех, и какая-то тоска напала. Теперь не придется так часто бывать у Али, Жоржа и Наташеньки, не придется так часто ездить в Ленинград, не придется каждый день присутствовать на диспетчерских совещаниях. Почему-то я очень скучаю по фабрике, природе, своем одиноком тереме.\Всё это напоминает о многом хорошем, иногда и о плохом, но уже пережитом.
Теперь я дома, а когда-то скучала, стремилась домой, впадала в мечтания побывать, хоть часок, а теперь живёшь днями и иногда всё ещё не верится.
Сейчас я привыкаю к своей должности, работаю с восьми часов утра и до вечера, довольна, что рядом, работа интересная, но нужно часто скандалить с рабочими, что не в моем характере. Так мне кажется на первый взгляд, дальше будет виднее. Хотелось бы мне работать в техническом отделе, но пока нет места. На этом заводе встретилась с бывшими студентами, которые работают мастерами в цехе, другие - в техническом отделе и лаборатории. Вот так и живём.
В Ленинграде, наверное, сухо, в Архангельске стояли тёплые дни +4, +5, но много снега. Скоро начнется ледоход.
Мамочка, пишите о себе, что есть новенького в вашей жизни, как чувствует себя бабушка, Женя, Наташенька? Были ли вы у тёти Веры? Мне нужно обязательно написать ей письмо. Она, наверное, на меня обижается, последнее время я никак не могла собраться сесть за письма, и вот, только начинаю каждый день отвечать своим родным и подругам.
 Пока и всё. Шлют вам всем привет мама, Виталик и Ал. Алекс
Крепко целую Эмма.

И вот уже август 1952 года. 21 августа пришёл с рейса на «Профсоюзе» Виталий. Эмма поехала его встречать и пробыла с ним до 21 часа вечера, пока он не принял весь груз. По пути домой зашли в кинотеатр.
На следующий день «Профсоюз» снова ушёл в рейс. Вернётся не раньше 5 сентября. И так они будут работать до поздней осени.
Сначала Эмма очень скучала. А потом привыкла. Перед приходом Виталий телеграфирует. Недели пролетают быстро. Весь день на работе Эмме приходится конфликтовать с рабочими. Под конец месяца составляет наряды, принимается работа, проверки. Должность требует принципиальности и настойчивости, а то сядут на голову.
Эмма беременна, но чувствует себя хорошо, а Виталий немного покашливает. Простудился в лесу около местечка Неси. Они там с друзьями отдыхали и заблудились. Пришлось спать на земле у костра. Спалил шинель.
В этот раз Виталий взял с собой тёплое бельё. Эмма купила ему на пальто драп по 150 рублей за метр и чёрного сатину на подкладку. Надеется, что сошьют приличное пальто. Попросила Марию Ивановну достать чёрного шевиота на брюки. Купила две распашонки для будущего младенца. Ребёнка ожидают в начале января.

 Наступил октябрь. Эмма замечает, что изменилась. Она стала менее мечтательной и оптимистичной. Удивляется, что бабушка Лариса так и не получила письмо от Виталия. Он ушёл в рейс на буксире «Северянин», с «Профсоюза» списался.
5 октября приехала из отпуска Мария Ивановна. Она сожалеет, что не увиделась вторично с Ларисой Гавриловной из-за болезни последней.
У Эммы выходной в четверг. Собирается проверить по направлению из женской консультации грудную клетку (рентген). Жалуется, что приходится много работать, задерживаться, т.к. контролёра отправили на картошку. Приходится поднимать тяжелое. Будет просить, чтобы её перевели в техотдел. До декретного отпуска осталось работать полтора месяца.
В конце октября ожидают приезд брата Марии Ивановны, он с женой отдыхает в Железноводске. Наверное, это Костя, который живёт на Сахалине. Константин в последствие переехал в Николаев, больше я о нём ничего не слышала.
Эмма ждёт с дежурства маму. Пишет письмо около 12 ночи. Очень ждёт прихода мужа из рейса.
Наступил декабрь 1952 года. Виталий в письме к матери жалуется, что не может скопить денег. Север ненавидит. Пишет, что, возможно, лучше бы работал слесарем и помогал матери. Но раз уж так сложилось, то будет работать в море, пока не получит другую специальность. Помощи ни от кого не хочет, особенно от В.В. Меркурьева.
Собирается через два месяца быть с Эммой и новым человеком (со мной) в Ленинграде. О девушке, о которой его спрашивала мать, забыл, и зря она напоминает. Кстати, она уже замужем.
Работает в навигационной камере за 75 процентов ставки, а расходы в семье предстоят немалые. Тем более, что, с Марией Ивановной, из-за друзей и вина, отношения натянутые. В пароходстве работает последний год.
Эмма ходит последний месяц перед родами. С 20 ноября в декретном отпуске. Переболела гриппом, чуть не случились преждевременные роды. Врач поставила срок родов 25 декабря, но Эмма (мама) рассчитывает родить после нового года.
Мария Ивановна тоже болела гриппом и ангиной. Переживала за Эмму из-за поведения Виталия.  Надеется, что, отделившись от родителей, зять будет серьезнее и всё наладится у них.

Это всё я узнала из переписки. Скоро я появлюсь на свет.

На фото: Эмма и Мария Ивановна

Продолжение следует.


Рецензии
Приветствую Вас, Наташенька! На мой взгляд, поведение Виталия как-то мало смахивает на молодого мужа и будущего отца, самое гланое, когда жена беременна, он просто обязан быть рядом и всячески помогать. Очень жаль мне Эмму! Очень! Так и хочется врезать по морде этому не шибко умному молодому человеку! Р.Р.

Роман Рассветов   21.10.2023 17:14     Заявить о нарушении