Заметка о повести Черти Масодова

   «Было установлено, что в книге описываются убийства, глумления над трупами, непристойные сцены, провоцирующие низменные инстинкты» - об этом упоминает министерство печати России в предупреждении, которое встречает читателя на самых первых страницах книги.
 
   Но не все так просто. Что если кошмарные действия являются лишь оберткой смыслов? А идеи следует разглядывать в чернухе, пробираясь через массу грязи?

   События книги разворачиваются во время гражданской войны. Главная героиня Клава Орешникова принадлежит буржуазному классу. Вместе с семьей девочка собирается на поезд, чтобы покинуть город. Однако маму и сестру Таню разрывает снарядом, теперь Клава остаётся совсем одна.

   Название «Черти» книга носит не случайно. Оно напрямую связано с действиями повести. К середине книги события перестают даже отдаленно напоминать действительность. Мальчик, с пришитой собачьей головой, когда его настоящая стала ловцом смерти для колдуна, живущего в коммунальной квартире. Девочка, способная двигать солнце, губить живое, зная лишь правильные слова. И Ленин за кончиной которого пришли мертвецы, его погибшие родственники.

   «Ленин умер, - медленно повторила она, - свет погас». Ощущения смерти не покидает главную героиню, а следует за ней по пятам. А что если Клава погибла от снаряда еще в самом начале повествования? Тогда все встает на свои места. Эпизод на вокзале был последним в жизни одиннадцатилетней девочки. Дальше ... ад, в прямом смысле этого слова. В книге не только происходят события, не вписывающиеся в нашу реальность, тут раскрывается главные страхи Клавы Орешниковой. Здесь и красные - «существа из кошмарных снов», которые снились ей с собачьими, козлиными, бараньими или кошачьими головами. Вот ведь и Петька - друг Клавы, представитель пролетариата лишается головы. Вновь обрести «жизнь» ему удается лишь с помощью собачей морды, пришитой дедом Рогатовым.
   
     «В ней постоянно жил страх перед этим незнакомым, главная, жизненная часть чего находилась вовсе не здесь, не на этом свете». Основной ужас девочки, тоже приходит в исполнение. Смерть настигает Клаву даже в преисподней. Она оказывается с перерезанным ножом горлом.

   Как и полагается в царстве мертвых Клава Орешникова вынуждена постоянно страдать, испытывать невероятные муки, которые Масодов описывает так, что кровь стынет в жилах. Девочка, проживая в доме Барановых, неоднократно подвергается насилию. Их семейство походит на чертей, которые, к слову, как правило имеют копыта и рога. Тогда быть может и фамилия является тонким намеком на происхождение её обладателей.

   К концу повести главная героиня традиционно меняется до неузнаваемости. Она становится чудовищно жесткой, как никогда безжалостной, но в тоже время по-детски наивной. «В глубине души Клава надеялась, что её собственный отец встретиться где-нибудь на войне с отцом Петьки...и тогда Клавин отец вынесет свой пистолет и пристрелит Петькиного отца...».

   Стоит отметит авторский язык Масодова. Писать о детях, по-моему разумению, труднее всего. Сложность заключается в отображении языком автора манеры общения ребёнка. С чем Масодов справляется крайне успешно. « - Ну, ты не горюй, - утешила её Варвара. - Теперь я тебе сестрой буду», « - Ты меня старше и потому знаешь больше, - сразу определила Варвара, усевшись на колени и сложив руки на натянутом подоле. - Зато я - сильная. Я в колокольню ударила - она упала».

   Нельзя не упомянуть, что тексты Масодова пропитаны пространными описаниями и глубокой метафоричностью, которые метко и точно отображают моменты нашей истории. «Ленин умирает. Кто знает, может быть, он совсем скоро умрет. Его зароют в землю, а Они вырвутся на волю и начнут между собой войну. Ты знаешь, чем Они станут воевать? Всем, что существует на свете. Листиками и мошками, ласточками и камушками. Все изменится, станет ядовитым и страшным, и нигде нельзя станет жить. Все станет как трупная рвота. И еще Они приведут безлицего, и он начнет пожирать людей, он будет есть их, как траву». Автор явно намекает на борьбу большевиков за власть, а в роли безлицего может выступать даже Великая Отечественная.

   Книга пропитана отвращением к действительности того времени, здесь она стоит наряду с своеобразным адом, в котором очутилась Клава Орешникова, но в котором свет еще не погас.


Рецензии