Перформанс в Нью-Йорке

Вступление. Рассказ создан в 2017. Когда я в Нью-Йорке столкнулась с любопытной театральной формой, в которой зритель находится буквально среди актеров и декораций. Спектакль разыгрывается на глазах зрителей в непосредственной близости. Я попала на представление с детективной направленностью сюжета. Это об'емный мой рассказ будет. И , возможно, вы не выдержите до его финала...
Про перформанс в Нью-Йорке мне подсказали Вера с Вовой, а также помогли приобрести электронный билет. Это был потрясающий подарок ко дню моего рождения!
 - к 26 февраля 2017 года.

Предисловие. Перед своим опусом я помещаю Верину цитату. Вера - мой главный редактор. Она написала на мой рассказ вот такую "рецензию": "Вторая версия лучше. А вообще я понимаю, почему тебе сложно писать - потому что ты хочешь передать свои ощущения в словах, а это очень сложно! Все ощущения меркнут, когда их описываешь на бумаге, и только редкие литературные гении могут передать весь саспенс. Как описать впечатления от поездки на американских горках? Они же нереально сильные. Но на словах передать это очень сложно! я бы применила описание с метафорами и синонимами, потому что прямое описание убивает всю передачу впечатления. Как описать утро в горах, шум ночного океана,спуск со снежной вершины на доске, чтобы читатель почувствовал себя там? Даже устно ты можешь эмоционально заразить слушателя. А письменно - лучшие литературные умы бились, вымарывали предложения, целые главы, жгли рукописи. Облечь эмоции в 33 буквы алфавита! Задача не из легких) А уж если речь идет о триллере - тут вообще по пальцам на одной руке пересчитать можно. Это ощущение ужаса, жути - можно встретить у Лавкрафта, По, Кинга (да-да!) Если не пишется, почитай рассказы Э.По, мастера нагнетения, оно может вдохновить)). Атмосфера в книге - редкое сокровище))" - конец Веркиной цитаты...


В 18.50 зашла в здание театрального отеля, где и происходят со зрителями в течение почти 4-х часов подряд захватывающие события. Стартовали у вешалки. Всё велено сдать. Далее - выдают каждому маску, которую следует тут же одеть на лицо ( и не снимать в течение всего представления). И выдают каждому зрителю по карте. Мне достался червовый туз. Не мелочь какая-то, а целый Туз!! Это сильно!! Со своим тузом и в маске я скорее побежала в дамскую комнату. Чтобы на последующие 4 часа перформанса забыть о ней. Путь в дамскую комнату пролегал через небольшой ресторанный зал с чуть завышенной эстрадой. Я потом мельком глянула - такой уютный по-домашнему зальчик, вокруг эстрады столиков 10; чуть в стороне барная стойка. Но сейчас я здесь не стала задерживаться, я поспешила за призывом девушки, одетой в стиле 20-х годов прошлого века. Девушка собирала группу зрителей для вводного слова перед представлением. Наше общее зрительское "собрание" проходило при тусклом-тусклом освещении. Я со своим хорошим зрением едва-едва разглядела узкую деревянную лестницу, уходящую в глубокий тёмный "колодец". Лестница мне показалась очень длинной (это пока я слушала вступление) .  Да, - девушка. Актриса. "Вводит" в курс предстоящего "дела". Говорит томным тихим голосом - и так интригующе говорит, что я почувствовала, что перформанс  уже начался... Хоть и дословно - и даже ни "пол-словно" - не помню, ЧТО она говорила... Скорее всего - то, что тут всё предусмотрено по своим особым правилам.  Во время спектакля все зрители молчат и не снимают свои маски. Мы можем производить только действия. Девушка недолго рассказывала, и мы все уставились на неё своими одноликими масками. Очень необычно видеть вокруг столько людей , а нас было человек 30 - и все, как один - в повторяющихся масках... Каждый из нас себя-то не видит, а видит напротив себя и рядом с собой - три десятка похожих одна на другую маски... Да, рядом с девушкой вдруг неожиданно возник другой актёр - такой же стильный, - и тоже -  будто шагнул из 20-х годов 20-го века. Молодой человек сопровождал ту даму - которая взяла слово с лирическим вступлением перед нами, зрителями. Актёр не издавал ни звука... Девушка закончила рассказ, а повествовала она - "очень драматично" - опираясь на перила этой сумрачной лестницы...  я интуитивно поняла, что именно отсюда, с этой лестницы, ведущей "в бездну", мы на 4 часа "погрузимся" в интереснейшие захватывающие события!! Актриса закончила - я даже не успела мигнуть под своей маской, как она исчезла, просто растворилась в темноте, будто Воланд...  А её безмолвный коллега тут же ринулся вниз по тёмной лестнице - и мы все - рванули за ним...


McKittrick Hotel - это место проведения перформанса, огромный, многоуровневый отель, где одновременно на всех 6-ти этажах и плюс - в подвальных и мансардных комнатах проходили представления - не связанные между собой, везде отдельные истории. Как я уже сказала - сегодняшний перформанс - 26 февраля -  объединяла лишь единая тема - детективная.

Первое моё ощущение - когда мы всей вереницей "полетели" вниз по лестнице - стремление не споткнуться и не отстать. Все стартанули с космической скоростью! Я тоже взяла стремительный темп: "все побежали, и я побежал!.." Лестница была довольно крутая и тянулась вниз метров на 10... - Мне так показалось... И всё же - я отстала. Потому что пред моим носом маячил неповоротливый, замедленный зритель. Я никак не могла его обогнать - лестница была узкая, а он - широк в плечах, в бёдрах и в ногах - ну никак его не обойти... И когда спустились с лестницы - уже не понятно, куда бежать - актёра след простыл... И - полная тьма, только едва заметные огонёчки подсвечивают на пути - чтоб уж совсем не переломать ноги... Да, когда я спрыгнула с последней ступеньки, минимальное освещение позволяло обнаружить, что отсюда пути-дорожки растекаются... аж в 6 или 7 направлениях: прямо, вбок, по диагоналям, параллелям, коридорам и  - на другие лестницы - вниз и вверх...Нам по любым путям отеля дозволялось следовать. Но мне-то хотелось бежать именно за нашим нью-йоркским "Иваном Сусаниным", который так резко "поскакал", будто  хороший рысак... А куда именно он "поскакал" после спуска, не понятно. Но я не раздумывала и не останавливалась на месте. Передвигалась. На месте не застывала. Иногда впотьмах сталкивались со своими "соратниками" - такими же "заблудшими", как и я,  зрителями.
Второе ощущение - страх: темно, пусто... Куда-то народ растворился... И никого рядом... Потом-то я поняла - тут очень много помещений (и больших залов, и маленьких комнат, и совсем крошечные, почти как малюсенькие кладовочки)  - и везде - стилизованные декорации. Реквизит, характЕрную обстановку я позже оценила. А в первые 30-40 минут я бродила со страхом... Нет,  не бродила, проносилась по всем подряд лабиринтам комнат, площадок, бегала по разнонаправленным лестницам... Реально было страшно! Дыхание детективных историй... Пусто, темно; из невидимых глазу динамиков доносятся тревожные звуки, создающие и нагнетающую суровую атмосферу - и так заледенило душу... и главное - малолюдно... Я одна... Куда все подевались?.. Я недоумевала... Я помнила, какая огромная очередь выстроилась за 30 минут до начала представления. Человек 50 точно было. Может, и больше... Видно, основной зритель в курсе, что перформанс с самого начала отличается повышенной динамикой. И ребята - я имею в виду - зрители (среди которых, главным образом, горячая, длинноногая, спортивно-подготовленная молодёжь!) успевали за ведущим актёром. Видимо, основной зрительский поток благополучно успел пробежаться за нашим "проводником" отеля McKittrick и уже наблюдал представление на одной из стилизованных площадок. Это я пишу из последующих соображений и наблюдений. Что бегущий впереди актёр приводит к первому спектаклю, к первой, так сказать, "странице" этого разнопланового, many-тематического перформанса. А дальше - разброд зрителей по различным площадкам; пробежки за теми персонажами, чья история их увлекла. ( Но - я потом, только спустя некоторое время, - в полную силу оценила такую глубокую атмосферность перформанса. Вкусила всю прелесть представления, - и именно в этой тревожной таинственной обстановке, в которую так умело, так грамотно вводили зрителей - и состоит весь кайф!!... ) Забегая вперёд, скажу, что я заметила 4 истории. Но тщательно следила за одной - там был классный актёр. Самое интересное - я эту историю самую первую увидела! Но - не сразу сообразила, что мне тут бы и задержаться! Я только обратила внимание - на бегу - (поначалу я ещё со страху активно наворачивала круги по плоскости театральных комнат и  площадок) - в большой гостиной на диване около низенького столика сидит странноватый персонаж. Странен он был очень подвижной мимикой, блуждающими глазами, потерянным  взглядом...(Актёры - также - без единого слова, только действия, мимика, глаза...) Что-то такое притягательное было во всём его облике - и вот что мне пришло в голову по прошествии 3-х месяцев: этот персонаж был мне близок по психологическому состоянию...Он был тревожен... И я это чувствовала... Я сама была тревожна... Может, это всё бредОво... Но я так чувствовала...  (что интересно: никого из зрителей не было в этой комнате. Но правила этого театрального дома таковы, что актёры играют так, как задумано по сценарию - независимо от того, задержались зрители в этом конкретном зале или проскочили мимо...). Так вот, в полумраке пустой , довольно просторной комнаты, я узрела фигуру актёра. И хоть я пронеслась на большой скорости, я всё же "ухватила" некоторые действия и моменты. Актёр сидел на диване, плавно раскачиваясь, манипулируя с маленькой рюмочкой и бутылкой с зелёной жидкостью.... Или бутылка сама - зелёного цвета. Он очень "драматично" рассматривал бутылку, встряхивал её содержимое, наблюдал, как она переливается по мере взбалтывания...  Я описываю много деталей - и, возможно, я эти подробности не сразу ухватила, а чуть позже. Потом, когда я уже смогла примирить своё сознание и физическое тело, смогла диктовать себе, куда идти, - я уже неотступно следовала за своим полюбившимся персонажем. И вот, что примечательно: мне удавалось его отыскивать - а отель с огромными возможностями, пространствами... И все актёры - очень быстро перемещались с одной площадки на другую, надо было обладать молниеносной реакцией, готовностью в следующую долю секунды - сорваться вслед за героем. А сами-то актёры не только быстры в пробежках, они ведь тут играют постоянно, и изучили все ходы-проходы-выходы, наверно, с закрытыми глазами могут перемещаться по отелю. Меня спасала хорошая физическая подготовка. И осознанная реакция, не отравленная вредными привычками... Двигаюсь я быстро, поэтому мой герой от меня не мог убежать. Я его настигала...
Надо сказать, что периодически, спустя минут 20-30, подразумевались повторы мизансцен. Но с новыми импровизациями, - и это здОрово! А тогда, на бегу я увидела моего первого персонажа и где-то глубоко внутри меня подсказывало, что тут будет интересно! (и я действительно убедилась в том, что выбранная мной история, наиболее увлекательна, в ней сразу чувствовалась интрига. Я после увидела всю драму в захватывающем развитии. И самый лучший из всех партнёров в этой истории был мой герой...Это была ремарка в скобках. Много у меня скобок...посмотрим, что будет за скобками...)
Да, мне что-то подсказывало - остановиться здесь, где в пустой полутёмной комнате были странные "отношения" актёра с бутылкой зелёного цвета... Но это был голос сознания, интуиции, а моё физическое тело неслось вперёд... у меня был взят определённый ритм передвижения, меня несло по инерции. (вот перечитываю - везде у меня одна мысль "налезает" на другую, интересно - хоть что-то возможно понять?.. Я-то там была...Я-то - знаю... Хотя - в самом начале - не сразу "въехала" в такой неожиданный перформанс. Всё, всё - очень не стандартно, не типично, неожиданно...) Моё первое знакомство с "новыми театральными формами" - на большой "галоповой" скорости и - в полнейшей темноте... Мне жутко было останавливаться, я боялась даже притормаживать... Как будто на меня кто-то страшный сразу надвинется... Вся обстановка создавала тревожную атмосферу: затемнение, - на расстоянии полуметра ничего не видать, зловещая тишина - в смысле - человеческих голосов не слышно... И при этом своеобразное звуковое оформление: медленно-медленно скрипит невидимая дверь - вот она сейчас откроется и из темноты возникнет очертание лица убийцы... И вот - что случилось - когда я пробежала всю первую лестницу, очутившись в первом зале - я даже не запомнила ни декораций, - только мельком обратила внимание - в углу стоял небольшой шкафчик с маленькой, будто кукольной посудкой. Вот тут какой-то молодой зритель созорничал - слегка напугал меня - "ухнул"! Я коротко вскрикнула... Но оказалось, он не ту напугал... Он хотел "ухнуть" своей подружке, а впотьмах перепутаница приключилась... Но ничего, я не успела сильно напугаться.... Даже интересно - для усиления детективного ощущения настроения... Как я уже сказала - первые 30 минут бегала... Но "майка была сухая..." Это фраза из рекламы 10-летней давности (чего только не придёт в воспалённую голову...)  Я чувствовала, что наворачивая круги, немножко осваиваюсь с новым театральным пространством и заодно - в таком ускоренном передвижении - приходила в себя, быстрый бег снимал страх. Но я бегала какими-то странными векторами и диагоналями - никак не натыкалась на актёров. Я уже говорила, что тут - в отеле МакКитрик - одновременно на нескольких площадках проигрываются истории. Совершенно разные истории, не связанные между собой, актёры могут внезапно и очень быстро переместиться в другую комнату, на другой этаж. (Простите за повторы, это писано давно, и я ничего не меняю, т.к. мне кажется, тогда пропадет вся атмосфера...) На большой скорости я отмечала некоторые предметы обстановки. Вот старинный письменный стол с чернильным прибором, на столе беспорядочно разбросаны письма. Вот на стене старые фотографии. В углу свалены стеклянные медицинские колбы, пробирки, а рядом - хирургические приборы: скальпели, ножички, резаки. И все выпачканы будто в крови... А вот - огромный гроб... Хотя - позже, когда пришла в себя - обнаружила, что каждое отдельное помещение, каждая комната - это своеобразная сцена в определённом стиле. И уже открывала для себя подробности: наклонилась над письмами - пожелтевшие листы бумаги исписаны мелким нервным и неровным почерком и причём - разными чернилами... Рядом с письмами - большой пистолет... А тот гроб, мимо которого я часто пробегала - оказался "заполненным". В одну из своих пробежек я застала здесь представление. В гроб "уложили" актёра, рядом стояло несколько человек - в этот момент прощались с "телом"...  Всё без слов. Только действия, взгляд, мимика, сцендвиж... Но мне всё понятно. И тут ещё надо добавить, что каждая отдельная история перемещается с площадки на площадку, причём - тоже очень неожиданно - актёры только что сидели за карточным столом и выпивали вино - вдруг резкий переход к другой мизансцене - все вскакивают и стремительно несутся по коридорам, лестницам, отеля.  А зрители, которым интересна эта конкретная история, тоже бегут сломя голову, чтобы не потерять нить... и перемещаются за актёрами на новую площадку. Я поняла из предыдущей сцены, что за игрой уличили карточного шулера. И вот они в большой гостиной: драка, переходящая в  стрельбу из большого пистолета. Я обратила внимание на одного темнокожего актёра. Парень потрясающе двигался - в сцене драки и перестрелки. Причём, двигался на высоком столе - на таком маленьком пространстве - умудрялся мастерски проделывать кульбиты, подкрутки; мягко, бесшумно опускался на руки, прекрасно удерживая баланс, великолепно владел своим телом.
Потом - попривыкнув в этой интересной театральной обстановке, - я специально искала безлюдные площадки, комнатушки - меня сильно захватывала здешняя атмосфера... Страшно, аж жуть...Такое чувство: на тонко улавливаемой грани - страха, и одновременно - таинственной неизвестности, увлекающей интриги... Мне тут нравилось всё... Я ходила по пустым комнаткам - вслушиваясь в тишину; различая самые разнообразные звуки, - бУхающий треск, медленный скрежет дверей, окон; тихие вздохи... рассматривала обстановку. В какой-то момент набрела на больничную палату. В три ряда расставлены койки, тщательно заправленные белым постельным бельём. Под кроватями сУдна, предназначенные для лежачих больных. Во всей большой палате одна пожилая медсестра - в белом чепце и в фартуке. Она судорожно застилает одну из кроватей, стаскивает с матраса окровавленную простыню, торопливо озираясь, комкает и прячет её в шкаф...  Жутковато... Самое интересное, что можно приблизиться к актёрам вплотную, включиться в игру, дублировать их действия... Всё допускается для адекватного зрителя, но - не произносить ни слова, ни междометия, на звука!... Речевой аппарат на время спектакля выключен! Все действия при молчаливом участии. Таковы правила поведения на перформансе. Это действительно новое слово в театральном искусстве!! Для меня это было  таким захватывающим событием! Три с лишним часа я бродила по всему театральному отелю, - особенно меня тянуло в отдалённые маленькие комнатушки, спаленки, кладовочки... В одной такой комнатке, оформленной как детская - уголок с игрушками, старинными куклами, плюшевыми зверушками. В центре комнатки - кроватка, над кроваткой подвешен к потолку за верёвочку... грудной ребёнок... -  кукла-пупсик в распашонке. Причём, подвешен за спинку - как "самолётик". Вот что это?.. Можно рассматривать данное оформление как историю о неродившемся ребёнке, о несбывшимся материнстве... Окно приоткрыто, за окном - мрак. Из окна отчётливо доносится шум ветра...Сквозняк, "гуляющий" по детской, слегка "шевелит" верёвку и младенец "летает" под порывами ветерка... Жутко? В этой комнате я была одна, и мне-то было очень жутко!... В тот момент здесь - ни актёров, ни зрителей... - тихо, только ветер подвывает из приоткрытого окна.
И ещё было жутковато в одной зале - огромная зала (по периметру примерно 20Х30Х20Х30 метров) - будто поле из густо-насаженного высокого, в рост человека - кустарника. И через весь частокол кустарника нескончаемый лабиринт узеньких тропинок. Здесь ощущение такого мощного детективного акцента! Я двигалась по таинственному лабиринту и реально слышала шелест листвы кустарника, вплотную примыкавшего к тропочке. До меня доносились звуки хлопающих дверей - откуда-то издалека, за этим "лесом" кустарника... Я тут тоже - в этом жутковатом месте брела одна... Никого. Страшно.. Вот точно - такое ощущение - сию секунду из темноты на меня выскочит кто-то очень страшный... Я понимала, что это перформанс - и со мной здесь ничего такого не случится! Но - атмосфера! Тут создана такая реальная атмосфера!! Идёшь - и не знаешь, что тебя ждёт, куда ты попадёшь... Так и с "лесом" кустарника получилось. Я шла по коридору. По длинному коридору. Вдруг пред носом тёмная плотная портьера. Протягиваю руку, отвожу слегка и только глазком смотрю... И тут перед моим взором вот этот густо насаженный высокий кустарник - и сразу тропочка в самую гущу... Шагаю...Делаю несколько шагов и понимаю, что это закрученный лабиринт... Да ещё зловещие звуки...И так мне "заледенило" душу - дыхание останавливалось. Первое желание - поворотить назад, убежать отсюда. Что я и сделала, но тропа уже потеряна... Ничего не остаётся делать, как идти по запутанным дорожкам... Вот и крадусь тихо, стараюсь бесшумно ступать.. Как будто боюсь привлечь чьё-то внимание. Я и сейчас помню эти ощущения - чувство обострённого страха. Хотя прошло два месяца. Я тогда - в этот момент - вообще не понимала, КТО я, ГДЕ я?? В каком качестве я здесь: Наблюдатель или Персонаж?..  Я не думала, что в непосредственной близости от событий на сценической площадке, ТАК живо будет восприниматься театральное зрелище... "Всё смешалось в доме" МакКитрик... И я сама вся смешалась... Вот такие чувства меня охватывали - поскольку я оказалась в самой "гуще" истории... Но - рассказываю далее про "камышово-кустарный рай". Ощущения помню, а вот сколько по времени я "шарилась" по тем кустам - не помню... Но мне показалось, что это длилось очень долго. И вот, наконец, просвет - я вышла из кустов на открытое пространство. Мне бы радоваться - закончились мои блуждания! Но я не была рада. Я оказалась "лицом к лицу" с избушкой. И эта избушка меня тоже тревожила...Большая избушка! Окно приоткрыто. Окошко на меня "уставилось" горящей свечой. А я уставилась на окошко. Мне и страшно, и интересно - что там внутри... Дверей не видать. Вижу через полуоткрытое окно часы на стене, стол, плиту, на столе - чайные приборы. И вдруг тень мелькнула за окном. Женская. По её внешнему виду я решила, что это служанка. На ней аккуратный фартучек и голова прибрана белой накрахмаленной наколкой. Слежу затаённо за ней. Хотя актриса, конечно, видит, что возник один зритель - в моём лице. Служанка нервно ходит по кухне. Я решила, что открытое моему взору помещение - кухня, поскольку я обнаружила плиту. Вот она поднесла чайную чашку ко рту, делает глоток, нервно ставит чашку на стол. Встаёт, снова ходит - чем-то сильно обеспокоена... Берёт в руки какие-то предметы, переставляет с места на место... Мне будто передаётся её беспокойство... Мне и за неё страшно...  И за себя... Одинокая избушка, рядом, в 2-х шагах густой "лес" и никого... Одна я забрела... Она - внутри дома, я - снаружи. И мне страшно за неё. И мне приходит в голову - ну что ж она окно-то не запрёт! Я бы наглухо заперлась - и окна, и двери... И тут вдруг новая встряска - как грянет гром - с такими раскатами, мощными разрядами...Светотехника не отставала от звукового оформления. Вокруг засверкало:, засветилось отдельными короткими вспышками -такими ослепительными! Я привыкла к полумраку, а тут вдруг пошла такая "радуга" с громовой пальбой. Мне даже почудился дикий хохот сквозь нахлынувшую грозу. И - обрушился шум проливного ливня. Я чисто интуитивно подняла голову вверх, как будто в ожидании крупных капель... Вот где натурализм - покруче реалистического художественного театра Станиславского! С его "настоящим и живым сверчком на печи"... Но моя жуть в этой "детективной" атмосфере жила ещё и благодаря моему горячему воображению. То, что возникало перед моими глазами, и ЭТО ЧТО-ТО подпитывалось устрашающей озвучкой... Я продолжала стоять в 3-х метрах от домика с беспокойно снующей женщиной. Гроза её не испугала. Скорее всего её не природный фактор заботит, а человеческий. Она, будто ждёт кого-то. Напряжённо ждёт и одновременно страшится этого визита, места себе не находит... Мне хорошо видно её, и хотя она в движении, я улавливаю, что ожидание страшной развязки накаляется... Вот-вот... сию минуту... О, как я предугадала, кульминационный момент неумолимо надвигался! И как сигнал и предвестие - слышится писклявый протяжный скрип двери... Будто кто-то боится быть замеченным и медленно потянул дверь. (ну вот почему она не заперлась! я ведь думала про это!.. И тут же удивляюсь себе - ну как же я восприимчива и впечатлительна! Будто я реально подглядываю за готовящимся преступлением!))  Между тем, несмотря на ход моих мыслей, события в домике развиваются с поразительной скоростью. Дверь противно проскрипела... (мне эта дверь не видна. И вообще - никому не видна. Я потом, позже в эту залу заходила - уже совсем без страха, мне тут все тропки были знакомы, и я смело обошла дом, разыскивая скрипучую дверь...Но обошла избушку только с трёх сторон. Четвёртая была не доступна, она был вплотную к стене)).  Женщина оборачивается на скрип, и я хорошо вижу её профиль. Я содрогнулась при таком зрелище... На лице жертвы застыла маска ужаса, я видела её глаза, выбивающиеся из орбит, жуткий излом губ, готовых прокричать вопль о помощи... Я почувствовала дыхание убийцы... (Будете громко смеяться!!), - но я не стала дожидаться появления на первый план злого палача, я сорвалась с места и побежала в заросли кустов, у меня было непреодолимое желание скорее скрыться...Какая же это встряска была для меня.... И это ещё не все истории, какие я наблюдала, расскажу ещё про парочку-троечку... - Это чувства... А сейчас - рассуждение: я не исключаю, что если б я не сбежала, то не увидела бы второго персонажа - того страшного покушавшего на убийство... Я могла сделать только такой логический вывод - всё, что я слышала, видела - всю цепочку действий... и все эти звуки... - всё вело к тому, что незримо присутствует "хищник", готовый броситься на свою жертву в любую секунду... И он бросился... Только не на моих глазах... Я уже была далеко. Я не желала присутствовать при таком зрелище. Сейчас я пишу с применением "стёба"- к себе, конечно. Последние три предложения написаны с иронией. Наверно, это чувствуется.
Сейчас расскажу про ту историю, к которой я "прикипела". Вернее, сначала именно актёр меня привлёк, а уж сюжет, действие - это для меня вторично. Мой герой - служащий в отеле портье. В этом отеле довольно странные события, таинственные жильцы... Какая-то страшная тайна открылась портье. Он - случайный свидетель убийства... Его место - за стойкой, за регистрационной книгой. Но иногда он позволял себе покинуть свой пост и "погулять" по гостевой зоне близ ресепшн. Вот в самый первый раз я его застала сидящим на низеньком диванчике. Он пристально рассматривал бутылку с вином. Тело его плавно клонилось, вращалось вокруг этой ёмкости. Он то приближался к ней, почти вплотную, то удалялся, изучая её содержимое на расстоянии. Я обратила внимание, какой у него при этом был взгляд. Взгляд человека, не совсем адекватного, будто помешанного. Я потом выстраивала все отрывки, которые видела с этим актёром. И поняла, что у него произошёл внезапный сдвиг на почве нечаянного свидетельства убийства... В другой раз я увидела его за регистрационной стойкой. Он нервно перелистывал книгу, в которой отмечены жильцы отеля. Вот он открыл нужную страницу и застыл над одной из фамилий... Он прямо впился глазами в надпись... На его лице был неописуемый ужас... Он весь покрылся испариной... Меня саму прошиб пот... я не отрываясь следила за актёром. Он превосходно играл свою роль.  Так натурально; и в самой непосредственной близости - я стояла почти рядом, чуть не вплотную. Мне всё интересно было - я также старалась вглядеться в регистрационную книгу, которую он листал, я прямо - перевалилась через стойку (а потом - и обошла стойку и встала рядом с актёром) - старалась что-то важное увидеть... но я запомнила только, что книга очень потрёпанная, со старыми пожелтевшими страницами, испещрёнными мелким, мелким почерком - в "столбик"- и текст, конечно, на английском. Буквы полустерты. Потом он вырвал страницу из книги, скомкал и сжёг над свечой. Быстро покинул стойку (грациозно обойдя и не задев меня - я ведь совсем рядом маячила, у него под носом!..), понёсся по коридорам, комнатам... Он думал, что убежит и его не догонят... Но я одна его догнала, только я... Хотя - нас ринулось человек семь. И все - за ним. Но остальные "преследователи" оказались слабыми в пробежке. Правда, минутами позже они - видимо, проинтуичили или случайно у них вышло, но - прибежали именно в то место, до которого я "выследила" моего героя. А место это - малюсенькая кладовочка (площадью буквально - два метра на три) - и тоже со стойкой - как в предыдущей сцене, но только в разЫ меньше. "Портье" за этой  министойкой - судорожно пишет что-то на клочке бумаги, пот прямо капает с его лица... я вижу отчётливо. Потом вновь срывается с места - несётся как ракета... Я опять не отстаю, я уже вовсю любила своего героя-портье... Он кружил-кружил - и видя, что я неотступно преследую его, остановился в другой малюсенькой комнатке. Но тут уже не стойка. Письменный стол старого образца, на столе лежат разные канцелярские принадлежности, ручки, чернильные приборы, писчая бумага, какие-то записи на бланках, счетах... Актёр не ожидал, что я его и тут настигну... Он склонился над столом, достал салфетку и - тут я поняла, что он болен. Актёр болен... Я это интуитивно почувствовала. Он смахнул с лица мелкие капельки пота и торопливо высморкался. Я даже подумала, что у него температура... Актёр - с самой большой буквы! Сквозь боль, воспалённый жар он не показывает своего тяжёлого состояния, он играет, превозмогая себя, не покидает сцену. Он только хотел на мгновение скрыться от зрителей, чтоб протереть чело, может, ингаляцию впрыснуть в полость рта, носа... А я - как эгоистка неслась за ним сломя голову... Да ещё - норовила прямо вплотную приблизиться...  И вот - в этой комнатке, где он устало, измождённо склонился над столом, беспокойно теребя перед носом салфетку - я вдруг прониклась к нему такой благодарностью, такой нежностью - как к человеку, к актёру - для которого главное - не сорвать спектакль,  не поддаться болезни, "не выйти из игры". И он с достоинством отыграл! А я больше не лезла ему на глаза. Я мысленно посылала ему сил, здоровья, лёгкости... Эта сцена - в маленькой комнатке - за письменным столом - была одна из завершающих сцен данной истории. Спектакль - каждой из  историй приближался к финалу. Так что - про болезненное состояние моего героя - я догадалась поздно. А до этого - было много интересных захватывающих сцен - с ним же - с портье. Я всё время отмечала его прекрасное сцендвиж! В одной из мизансцен он танцевал под запись музыкально-джазовых импровизаций. И как танцевал!! Портье танцевал с замшевой портьерой, как с партнёршей... Он осторожно брал длинную материю, руки плавно обвивали невидимую танцовщицу...Так упоительно скользил в движениях; чувствовалась раскованность, свободная пластика - он , казалось, не касается пола, как будто балансирует по морским волнам. И чудесная аккомпанирующая музыка. Старый милый джаз... Портье "плыл" в этом джазе, по всей площадке (на этот раз - комната просторная, большая гостиная), в своём танце не задевая ни зрителей, ни мебель - очень красиво!! В разгар танца - в гостиную врываются новые персонажи - мужчина и женщина. Они не замечают танцующего портье, уединяются в  будке с телефонным автоматом. В гостиной почему-то стояли в ряд четыре телефонные будки... Я - хоть и появились новые действующие лица - всё равно следила только за своим героем. Поэтому не сразу сообразила, как и что развивалось меж двумя молодыми людьми в телефонной будке. А только вдруг я обнаружила, что девушка стала сильно и драматично оседать на пол будки - она будто бездыханна. А парня - и след простыл... Портье - кидается к девушке, поднимает её  руку и - понимает, что та мертва... Он тут же из автомата набирает номер, ожидает... опускает трубку и поспешно убегает прочь из гостиной... Я за ним... Не отстаю. Но тогда я ещё не знала, что актёр болен, сильно простужен... Забегая вперёд, скажу, что я "испила" до дна весь перформанс, не покинула сцены до окончания. Нас - "доживших" до финала, было немного. ( Большинство зрителей быстро притомились и решили "оттянуттся" с коктейлем в баре отеля на 1 этаже. А нас, не свернувших со зрительского пути, всех под финал перформанса - "отлавливали", выуживали по тёмным комнатам, выискивали по лестницам - чтоб под белые руки выпроводить... Провожали зрителей из комнат, галерей, кладовочек, - со всех площадок - именно  актёры, за которыми мы носились битых три с лишним часа... То мы за ними, теперь - они - за нами... А меня - знаете, кто вывел? - вот именно мой любимый герой!! Так уж случайно вышло! Я уже не следила, не бегала на ним!  Думаю, он обратил внимание, как я носилась за ним.  А теперь - он - за мной! (Вот оно - всё по законам физики! - действие рождает противодействие!! Шутка).  Но он мне ничего не сказал - нельзя молвить и по окончании спектакля. Но я - да простит мне мой герой - поблагодарила его простым английским "спасибо". Он улыбнулся и приложил к губам указательный палец... - типа - рот на замок!..
Ещё вспоминается одна история в этот мой волшебный денрожденный театральный вечерок. Как-то "боком" пробегала мимо уютненько оформленного кафе на пять столиков. Барная стойка. Столики с кофейной сервировкой. Красивые чашечки с блюдечками, маленькие кофейнички старого образца - из "серии" ретро. Я не смогла миновать эту комнату. Умерила темп, притормозила. Вот интересно - я в первую очередь заметила "кофейный реквизит" (экая я "кофейная душа"!!),  а, между тем, тут развивалось действие. С 2-мя персонажами. За одним из столиков - молодая беременная женщина (с большим сроком, это было очень явно. Беременность, скорее всего - бутафорская). Попивает, потягивает медленно из кофейной чашечки. Но не смакует. На лице - печать крепких раздумий. Ремарка: я, наверно, повторяюсь в своих мыслях об атмосферности спектакля, уж простите мне великодушно, мои милые читатели...) : Но как же вблизи и - главное при отсутствии 4-й стены - воспринимается представление! Я находилась в артистической ауре; скорее - в ауре истории, которую я наблюдала! Для меня это впервые. Вблизи я и так все спектакли смотрю. Почти все. А вот в новинку - совсем вплотную - можно сказать - участвую сама в спектакле - вот реально, такое ощущение! И очень увлекает, правда - чувствуешь себя в центре истории.. - моя это ремарка... Возвращаюсь к беременной женщине. Она не одна в кафе. За барной стойкой барменша низенького роста. Но одета как служанка - в тёмном длинном платье, в белом переднике, волосы убраны под белую косынку. Она в действии: готовит напиток. Страшный напиток... с отравой... Я это чувствую, я вижу, как она напряжена, украдкой наклоняется за стойку и торопливо вплёскивает в бокал какую-то жидкость... Поднимается и тщательно размешивает содержимое бокала... И шагает к столику, не отрываясь, смотрит на молодую женщину, протягивает ей бокал с ядом... Женщина берёт бокал и слегка пригубив, ставит на стол. Далее -  вскакивает и стремительно шагает к стойке, ныряет вниз - как раз в  то место, где стоит бутылка с ядом, хватает её и - подносит ко рту... Барменша с силой вырывает у неё бутылку... Женщина бессильно опускается, оседает на пол...
Но были истории с явными авангардистскими приёмами. Огромная просторная зала - почти как весь первый этаж Московского Центрального Манежа. В середине ванна натурального размера. До краёв наполнена ... кровью... И в этой крови купаются и совокупляются парень с девушкой. Оба обнажены по пояс. Красиво... Для меня красота - именно купание в кровавой ванне, из которой очень живописно летели во все стороны красные потоки. Тут зрители особо не рвались вплотную приблизиться к эпицентру истории... Желания нет выпачкаться в алой краске... хотя - тут очень индивидуальный вопрос... Может, кому-то для пущей очевидности и необходимо уйти "отмеченным" - в память о перформансе... А зрителей много собралось... Кого привлекали обнажённые тела, кого - "кровяная гидротерапия", а кого - и то, и другое... Но я там не задержалась... Действие никак не развивалось... Только объятия, поцелуи, нежный излом мужского и женского стана... Меня хватило минуты на 3-4, я всё ждала какого-то драматического действия; ну показали любовные отношения, все уже в курсе. Мне этого мало. Можно было "построить" на этой кровавой ванне" и развить какую-то детективную драму... Но это моё мнение, которое, конечно, никого не интересует... Особенно режиссёров данного спектакля отеля MacKitric...
После спектакля всех пригласили в кафе - я перед спектаклем мельком глянула - очень уютный зальчик с домашней обстановкой, небольшая эстрада. И после такого 4-часового интенсивного пробега по перформансу я вдруг почувствовала, что физически сильно устала. Посидеть в приятной джазовой обстановке было сейчас самое оно! И я присела. Выступала молодая певица - исполнительница блюзов, и - некоторых классических рок-н-ролльных композиций. У неё был приятный низкий голос. И - главное - в ней ощущался такой заводной кураж! А это - главное в джазовом исполнении! Она - отрывалась по полной!  Импровизировала сама, подыгрывала музыкантам: виолончелисту, музыканту банджо, ударнику... Во время инструментальных проигрышей подавала авнтюрные игривые реплики в зал; кто-то отзывался из зрителей, что вызывало весёлый свободный смех. И это - в целом смотрелось и слышалось так гармонично! Вот так слаженно импровизировать может  не всякий музыкальный коллектив... Прекрасное завершение Дня Рождения!.. Театр, Джаз, чудесная атмосфера - Волшебный Вечер! Своего карточного Туза и маску я унесла с собой. Туз мой не "играл". По условиям вышеописанного перформанса каждого зрителя в любой момент может выбрать какой-то актёр или актриса. Молча выбрать. И увести в служебный выход. Что там со зрителем будут делать,  - мне неведомо, но карта, которая при зрителе - оказывалась призовой, предлагалось что-то вроде бонусного напитка в баре. Но это, может, не достоверно. Потому как - меня не выбрали, и я точно не знаю. Там ещё такая фишка - зрителям не возбранялось самим вызваться на контакт к актёрам, т.е. - протягивать руку и давать понять, что ты хочешь быть "избранным". Я об этом знала заранее. Но я всё же не протягивала ни рукИ, ни ногИ. Я только неотступно "преследовала" своего полюбившегося героя. Признаюсь, было преследование с моей стороны... Но активно входить в контакт я не хотела. Мне казалось, что это нарушит пространство актёра - когда зритель обращает на себя насильственное внимание. Но это - МНЕ так казалось...А маску оставила в нью-йоркском отеле. В Новый Орлеан не повезла...


Рецензии