Старое кино, 6. А если это любовь?

Хочется именно с ответа на этот вопрос начать разговор о фильме, в название которого вынесен главный вопрос.

Да! Это любовь!   Робкая, едва зародившаяся была безжалостно   осквернена окриками и грязными подозрениями взрослых, родителей и педагогов. Она ещё не созрела, не окрепла, чтобы постоять за себя, словно застигнутая врасплох, вынуждена была прятаться от чужих глаз, а потом и вовсе бороться сама с собой.

Началось всё тоже как-то по-детски. Ксения, героиня этого фильма, случайно потеряла листок из письма, в котором одноклассник Борис написал ей о своей любви.  Она и письмо-то не успела прочитать толком, так как не была ещё готова к такому признанию мальчика из своего класса, со своего двора.

К несчастью, письмо попадает в чужие руки. Вначале его читает одноклассница.  Но опять же случайно за чтением застаёт её учительница немецкого языка, которая просто считает своим долгом прочитать чужое письмо и «дать ему оценку».
Она вынуждает ученицу назвать автора письма и кому оно было написано:
-Ведь ты комсомолка!  Ты понимаешь, как это серьёзно?

Учительница (её великолепно играет актриса Анастасия Георгиевская) передаёт письмо директору школы, сопровождая своим мнением о том, что «здесь явное нарушение нравственности с далеко идущими выводами».
Учительница просто потребовала разобраться в «этом деле».

Ксения напугана случившимся.  Она не хочет идти в школу,  она всех боится.   Борис старается помочь девушке справиться с возникшими страхами.  Когда они вместо уроков оказались в лесу, то здесь в окружении природы, вдали от чужих глаз вновь вернулось естественное поведение подростков.  Они шутят, смеются, бегают друг за другом.

Неожиданный дождь загнал молодых людей в заброшенную церковь.
В 50 –е годы, думаю, большинство школьников было атеистами. Но когда влюблённые оказались перед Иконой Пресвятой Богородицы, то что-то произошло с их душами. Они представили свою будущую жизнь вместе.
И поверив в чистоту своих чувств, взявшись за руки,  Ксения и Борис возвращаются во двор своих домов.

А здесь «история», как снежный ком с горы, обрастает подробностями.
Младшая сестренка Ксении, вернувшись из школы, случайно проговорилась бабушке о том,  что Ксюши не было в школе.

Бабушка, ещё ничего не зная, выбегает во двор и расспрашивает всех, не видели ли они внучку. Случайные предположения взрослых, нелепые подробности ещё больше пугают старую женщину.   Девочка, видевшая ребят, сообщает всем, что «Ксения с мальчиком ушла в лес».

Бабушка в панике. Во дворе уже нашлись  «осведомители» вроде женщины с тазом белья, которая, конечно, знает жизнь и  делится своими соображениями.
В это время во дворе появляется мама Ксении. Простая женщина (её играет Надежда Федосова), уставшая от тяжёлой работы посудомойки в столовой, не хочет верить, что её хорошая дочка, прилежная ученица не была в школе.

И в это время все видят возвращающихся из леса Ксению и Бориса.
Они входят в этот «гудящий улей» своих соседей по дому и двору.
Мама Ксении первой «пришла в себя» и … прилюдно наградила пощёчиной свою любимую дочку-школьницу.

Все молча наблюдают, и никто,  кроме Бориса, не вступился за оскорблённую девушку.

В школе всё случившееся уже обсуждается на официальном уровне.  «Дело» дошло до педагогического совета школы с приглашением родителей и заводской администрации.
С одной стороны – директор школы, интеллигентная пожилая женщина. Она не спешит делать выводы, ведь поводом пока лишь листок письма ученика к ученице. В этом нет ничего предосудительного. В поддержку выступает молодая учительница, классный руководитель ребят. Она вообще упрекает взрослых, что читать чужие письма  - безнравственно:
- Ужасно здесь то, что мы читаем чужое письмо.
Даже  приглашённый мужчина с завода советует  обсуждать только драку ребят в буфете завода и не вмешиваться в их личные отношения.

И нам, зрителям, тоже хочется сказать:
- Да хватит уж…  «из мухи раздувать слона.»

Но не так просто остановить этот «снежный ком, пущенный с горы».   К сожалению, на другой «чаше правосудия» прочно обосновалась незыблемая фигура стойкого блюстителя дисциплины, порядка и морали – учительницы немецкого языка.
Она видит в отношениях ребят угрозу нравственному воспитанию в школе и постоянно напоминает, что в «березовской школе девятиклассница родила». 

А что же делают наши Ромео и Джульетта?
Ксения очень напугана таким вмешательством взрослых. Она не хочет больше ходить в школу. Она избегает своих подруг, учителей, она просто ото всех прячется.
А вот Борис – молодец!  Он продолжает жить открыто, старается поддержать Ксению. Но, к сожалению, после объяснения мамы, что такое «любовь», Ксения отталкивает и Бориса.

У Бориса другое воспитание, для него отношения родителей в семье служат и для него примером.
И верно сказал про него мужчина во дворе:
- Вот это молодец! Вот это парень!
Но Ксении, кажется, уже ничем не помочь.  Её нервы на пределе, психическое состояние на грани срыва.
И это ещё не конец…

На урок немецкого языка врывается опоздавшая подруга Ксюши.  И, не отвечая на вопрос учительницы, почему она опоздала, идет к доске, пытаясь что-то написать на немецком. От волнения раз за разом стирает написанное.
Наконец появляется запись на русском:
«Ксения отравилась».
Мы видим растерянные лица одноклассников… 
Все в шоке!  Мы видим наконец-то и растерянное лицо учительницы немецкого.  Немая сцена…

«Что будет дальше? – думаем мы, зрители.   Так и кажется, что дальше мы увидим больницу, взволнованного доктора, слёзы родных и близких.
Но новые кадры, меня лично, удивили.

Видимо, прошло немало времени.  Кажется, уже поздняя осень. 
Мы видим Ксению, очень повзрослевшую, спокойную. Она идет в магазин, покупает какие-то продукты для дома, складывает их в «авоську» и идет обратно тем же путём.

На пути – никого.  Пустынен двор. Кругом лежат железобетонные блоки для строительства домов в микрорайоне.
И здесь случайно встречаются наши герои.  Они встречаются, как старые знакомые.  Между ними идет обычный разговор.

Оказывается, Борис куда-то уезжал, работал там.  Он увлёкся рассказом, но Ксения его прерывает вопросом:
- Новое увлечение? А почему там не остался?
Борис замолкает, затем тихо говорит:
- Об этом нетрудно догадаться…  Его ответ говорит нам о многом. Он ничего не забыл и он по-прежнему любит Ксению.
Но, увы…   Ксения спокойна, в ней всё прежнее умерло.  Она спокойно говорит о том, что она поедет в Новосибирск, там будет учиться работать…  без любви, так спокойнее жить.


Авторы фильма, режиссёр Юлий Райзман, оператор А. Харитонов сняли картину по сценарию И. Ольшанского «на основе жизненной истории».   
Всё может быть…  История, если таковая имела место в жизни, то была в 50 –е годы. Я в эти годы тоже была школьницей.  Но, если честно, то в свои школьные годы я не встречала такого «средневековья».   Были влюблённости, записочки, прогулочки, но взрослые и учителя в такой мере не вмешивались в отношения детей.
Словом, к фильму отнеслись по-разному: вроде, как и не поверить нельзя, и верить не хочется.

Однако, это художественный фильм.  И, меня лично, он «зацепил» и  тогда в 1962 году, когда вышел на экраны, и сейчас после повторного просмотра, спустя десятилетия.
Думаю, в этом  большая заслуга актёров, исполнителей и главных, и не главных ролей.

Хочется сказать обо всех. Но я, пожалуй,  предлагаю всем вспомнить Жанну Прохоренко. Она играет Ксению, ей было тогда 18 лет.
А помним мы её прежде всего по фильму Григория Чухрая «Баллада о солдате», где она тоже с молодым актёром Владимиром Ивашовым, как говорили тогда, сыграли «без грима».

Да и всю актёрскую карьеру, её судьбу в профессии можно назвать счастливой.
Училась во ВГИКе у известного дуэта – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, на курсе с многими в будущем известными актёрами.  Затем сыграла во многих знаковых советских фильмах о Великой Отечественной войне.

На сцене играла в театре «Современник», и это тоже подарок судьбы. Повторюсь: счастливая судьба в профессии.  Чего не скажешь о личной жизни Звезды.  Но я писать об этом не буду.
Хочется напомнить всем о таком факте в её личной жизни. Думаю, он компенсирует  все её потери и неприятности.

Старшая внучка Жанны Прохоренко Марьяна Спивак повторила судьбу  своей звёздной бабушки. Она не только унаследовала черты её лица, но и талант актрисы.
«В 2017 году она повторила судьбу бабушки, когда прошлась по красной дорожке Каннского кинофестиваля, спустя 57 лет после того, как там побывала Жанна Трофимовна Прохоренко, получив премию этого фестиваля за роль в фильме «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева».

После продолжительной болезни 1 августа 2011 года Жанна Прохоренко скончалась.  В последние дни её жизни актриса не была одна.  Её держала за руку старшая внучка Марьяна Спивак, которая по примеру бабушки стала актрисой.»

Декабрь 2022 г.

Серия «Старое кино» продолжится.


Рецензии
Спасибо огромное, Анна Алексеевна, за эту статью.
Вы напомнили культовый фильм 60-70гг.
Ах, как мы переживали за героев! Исключительно талантливо играет Жанна Прохоренко!
Я благодарна вам за светлые минуты возвращения в юность!
С уважением и теплом,

Элла Лякишева   19.01.2024 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла Евгеньевна, за память об этом фильме, о талантливой актрисе Жанне Прохоренко. "старое кино" в моей серии - это прекрасные фильмы моей молодости.
С уважением и теплом.

П.С. Была у Вас. Откликнусь. У Вас большая очередь почитателей. Заслуженно!

Анна Алексеевна Золотовская   19.01.2024 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.