Постная кухня старообрядцев, гонимые благочестивцы

Сегодня Велесова Ночь – чародейная ночь с 31 октября (листопада) на 1 ноября (груденя), когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Считалось, что в Велесову ночь духи предков возвращаются к своим потомкам, чтобы преподнести им уроки и благословить весь род. Открываются врата в другой мир, практически стирается тонкая грань между материальным миром и царством духов. Так же, грань стирается и между добром и злом.

Вечером поставьте на окно свечу, которая будет маяком для ваших умерших родных, погасите электрический свет и зажгите другие свечи от огня той, первой, стоящей на окне. Накройте стол, поставьте красное вино или медовуху, вспомните ваших ушедших родных.
Помяните их добрым словом, скажите им спасибо за то , что вы вообще есть на этом свете. Помяните поимённо тех, кого помните и тех, чьи имена уже забыты. Скажите спасибо живым родителям, дедушкам, бабушкам. Пожелайте добра и успеха детям и внукам, ведь они наше продолжение, они будут поминать нас, когда нас уже не станет. Велесова ночь - это праздник связи поколений, день, когда мы смотрим не только назад, но и вперёд.

Соленье.
А Пост, в моём понимании, это одно из средств, когда злой дух не способен проникнуть глубоко в душу человека и взять над ним власть. И скоро он начнется, как у православных, так и у старообрядцев, с 28 ноября и до 07 января, то есть до Рождества Христово.

Пост-это не только воздержание от скоромной пищи. Пища- это только средство, которое способствует нам нести подвиг поста: очищение души и тела от тяжкого бремени грехов и болезней, накопившихся в течении года.

Если человека посадить на полезную и простую еду, хлеб и воду, он не пойдет на плохие дела, и уж у него язык не пошевелиться кого-нибудь оскорбить или без меры пить и без конца грешить.

И с медицинской точке зрения когда организм переходит на зимний период, много простудных заболеваний, пост- важен.

Девочки.
Кстати, не лишне знать: из 365 дней в году для постов отводится более 220 дней. Известно несколько многодетных постов: семинедельный, Великий, Петров (от одного до пяти недель), двухнедельный Успенский и Рождественский (6 недель). Кроме этого, постятся каждую среду (в этот день Иисуса предали) и пятницу (в этот день Иисуса распяли).

Овощи и фрукты, хлеб, а по великим праздникам- рыба составляют меню во время поста. Строго соблюдали пост и в былые времена, хотя стол был заметно изысканнее нынешнего. "В филиппово говейно ествы в стол подают сельди паровые, свежие, засушенные, лещи паровые, спины белые, рыбицы, спины лососи, уха линевая, печени и молоки линевые, уха окуневая, лищевая, стерляди, осетрины, головы щучьи с чесноком и хреном, окуни жаренные, осетрины". Разрешается поститься грибами и вареньями, сотовым мёдом и моченной брусникой, клюквой с медом и пряником, изюмом.

Вот повседневные блюда старообрядческой кухни и примерное меню: ароматный вкусный квас, пуховая гречка, картофельные вареники, грибы, хлеб домашний, чай с мёдом. Завтрака у староверов нет, только обед и ужин. Нет и вторых блюд с жареными котлетами и гарнирами. Из жареной пищи, пожалуй, только драники и картошка.

1)Обед: винегрет, картофель жаренный с помидорами и огурцами, компот-Перекус: яблоки-Ужин: каша гречневая с луком и маслом.

2)Обед: суп вермишелевый, котлеты картофельные с перцем, компот-Перекус: яблоки-Ужин: чай.

3)Обед: салат овощной, щи из квашеной капусты, картофельной пюре с кабачками, чай, варенье-Ужин: каша пшенная, чай.

Заварной крем к десерту:
-2 столовые ложки манной крупы
-2 стакана воды с медом
-Несколько капель лимона
Ингредиенты варить вместе 15 минут, помешивая ложкой. Охладить и сбить в блендере.
Изба.
Самый главные продукты- хлеб, картошка, квашеная капуста, грибы, каша. Витамины-ягоды, зелень, овощи. Еда должна не утяжелять тело, а его как бы окрылять.

Жалко, что сейчас нет в обиходе репы. Это она, до пришествия картофеля на наш стол, была пищей номер один после хлеба.

Потом картофель. Его приготавливают во многих видах - и жареным, и варенным и в варениках, в мундире.

– Пшеница, вода и мед – вот триединство кутьи. Рис и изюм – ни в коем случае. У старообрядцев на кухне всегда есть мешок или мешочек с цельной пшеницей. Покупать ее можно на Птичьем рынке. Некоторые предварительно заваривают в термосе. Но я просто засыпаю в кастрюлю с холодной водой, закипит – два часа варю, пока пшеница не станет мягкой. Потом в разваренные остывшие зерна добавляю мед.

И ещё хлеб, когда попробуешь печной, пахнущий кислинкой, другого хлеба не захочешь. Наши деды говорят внукам: «Хлеб надо резать с головы. Где у хлеба голова?». И детишки вертят его и так, и эдак – где же голова? А это значит: сперва помолиться надо, а потом кушать.

Молитва.
И конечно, квашеная капуста, которая более всего необходима на зимнем столе. Её квасят бочками. Самый простой вариант с солью, морковью и лавровым листом. А есть и с листами багульника, помидорами, грибами и ещё с брусникой.

Я ещё, помню мешки, с кедровыми орехами припасенные на долгую зиму. В лесах староверы всегда «шишковали» – сбивали кедровые шишки, шелушили, заготавливали орешки впрок. А ещё ароматный и целебный сосновый сироп. Весной, как появляются на соснах нежные зеленые шишечки, их собирают, складывают в банку, засыпают сахаром и настаивают до появления тягучего душистого сока. Потом все домочадцы пьют его перед едой по чайной ложечке. Их шишек можно также сварить варенье.

Самые строгие недели поста, это первая неделя и последняя, без растительного масла, без приправ, сухоядение. Только обед. Ни завтрака, ни ужина нет. Основа всего духовная пища, молитва.

Кушать надо достаточно, чтобы жить. Трудно ли без мяса? Оно стало мерилом нашего благосостояния, благополучия и достатка? Но никто не сказал, что не только не хлебом единым, а и уж тем более не мясом жив человек.

Пора, пора нам сделать переоценку наших воззрений на это. Пора нам оглянуться на старину, взять из неё то, что нам так необходимо сегодня.

Молочной продукции сейчас тоже маловато. Даже не маловато, а в достаточном количестве и хорошем качестве недоступно повседневно. И сетовать не стоит, ни кто кроме нас не сделает эту жизнь хорошей. Пора самим от слов переходить к делу.

В извечной своей премудрой круговерти жизни старообрядцы стараются следовать традициям своих благочестивых предков, потому и в наши дни сохраняется этот особый уклад, который можно оценить, только находясь внутри общины. Старики говорят, что в таких условиях и пост переносить легче, и жизнь течет интереснее: некогда скучать, думать об одиночестве, поскольку во всей этой круговерти можно всё успеть, подготовиться к Причастию, поработать, богослужение посетить и жаждущим помощи помочь тем, что по силам. И здесь выходит на передний план главная добродетель поста - постоянство.


Рецензии