Андрей Смоляков, голубоглазый везунчик

Кто у нас остался из актёров старой школы, можно по пальцем пересчитать. Я имею в виду ещё не совсем взрослых мэтров. Кому-то нравится один, кому-то другой. Такой всесоюзной любви уже нет ни у кого. Людям как-то не до фильмов. Жизнь стала кинематографичней. Кино стало не праздником, а временем провождения после работы на уютном диване. Из великого множества предложений, хочется только одного-гарантии, что пленка будет интересной и на время перенесет в другой мир. Андрей Смоляков, один из тех актеров, на кого хочется смотреть, кого хочется слушать. И возраст ему к лицу.

В последнее время его называют не иначе как майор Черкасов – по имени главного героя детективных сериалов «Мосгаз», «Палач» и др., ведь актер не расстается с ним уже на протяжении 10 лет. Это кино история похожа на другой легендарный сериал "Тайны следствия". Чтобы зритель год за годом смотрел его, любил и ждал это надо постараться всей съёмочной команде, но главному герою особенно. Любитель пельменей и настоящий бультерьер сыска получился у Смолякова манкий. К тому моменту, когда он впервые появился на экранах в этом образе, Андрей Игоревич сыграл уже больше 100 ролей в кино.

Его путь в профессии, начался по воле случая. Внук пожарника должен быть тоже пожарником, на худой конец спорстменом. Он родился 24 ноября 1958 года в Подольске. Отец Андрея работал заводским слесарем, мама — учителем физики и математики. В школьные годы он был местной звездой волейбола и баскетбола. Продолжить профессиональную карьеру в большом спорте ему помешал только недостаточно высокий для баскетболиста рост – 182 см. Его вторым увлечением была медицина. На протяжении нескольких лет Андрей занимался в кружке «Юный медик» и собирался стать врачом-нейрохирургом.

Но, не зря его образованная мама водила сына два раза в месяц в Большой театр, на оперу и балет. Однажды на глаза Смолякову попалось объявление в газете о наборе абитуриентов в Щукинское театральное училище. Принять участие приглашали всех жалеющих. Позже он затруднялся ответить, что им тогда руководило: «Наверное, это было обусловлено больше любовью к кино: мне казалось, что я очень похож на Витю Косых, который играл Даньку в «Неуловимых мстителях».

Поэтому и для его родных, и для него самого было полной неожиданностью то, что его приняли с первой же попытки. Глава приемной комиссии Алла Казанцева взяла Смолякова в свою мастерскую.

На третьем курсе Смоляков получил предложение принять участие в спектакле Константина Райкина, который учился в ГИТИСе на курсе Олега Табакова. Конечно, отказываться от такого предложения Андрей не хотел. Но тут его вызвал ректор и поставил перед выбором: либо студент продолжает учиться в «Щуке», либо работает «в каком-то там «подвале» у сомнительного Табакова». И Смоляков выбрал «сомнительного Табакова» и никогда об этом не пожалел. С тех пор Смоляков часто называл себя «подвальным» артистом, ведь вместе с коллегами они были настоящей семьей. Актер рассказывал: «Театр Табакова для меня и для всех нас – дом, потому что мы строили его своими руками… Чувство студийности остается в человеческих взаимоотношениях.

Верный ученик своего мастера, усвоил главный его урок:«Надо, господа, дело делать!»

Еще в Щукинском училище Смоляков начал сниматься в кино. Поначалу ему часто доставались роли исключительно положительных героев («В начале игры», «О тебе», «Государственная граница», «Дубровский» и др.). Но, он не застрял в этом амплуа, в конце 1990-х гг. в кино пришли новые герои, и режиссеры вдруг рассмотрели в Смолякове злодея и отъявленного негодяя.

Одной из самых ярких киноработ Смолякова этого периода стала роль Владимира Кудлы, главного злодея в сериале «День рождения Буржуя». Актер говорил: «Я в свое время переиграл столько положительных ролей, облитых сиропом. Не могу сказать, что они мне надоели, просто очень хотелось расшевелить, расширить что-то внутри себя".

При всём своём обаянии и харизматичности, Андрей Игоревич чувствует себя закрытым человеком: «Я все переношу один. Даже самых близких людей не пускаю в свое несчастье, в свое горе или разочарование. Я как в радости, так и в несчастье человек эгоистичный… Просто я в принципе очень люблю одиночество».

Еще 15 лет назад на вопрос о том, чувствует ли он себя счастливым, Смоляков ответил: «Да. Я все сделал, что нужно было сделать на сегодняшний день: у меня есть дом, вместе с друзьями построил театр, посадил дерево, моему сыну 22 года. Ну и надеюсь ещё чего-нибудь сыграть…» И мы надеемся. Реально, у него есть всё-любовь женщины, ребенка, зрителей, грех жаловаться, одним словом везунчик, который сформировал своим характером свою реальность.


Рецензии