Письма в Донбасс

Уважаемый читатель!

Позвольте поделиться с Вами находкой, письмами фронтовой поры,
которые солдаты Великой Отечественной войны отправили – нет, не семье –
а своему старшему товарищу на Донбасс, заслуженному работнику на шахтах
Макеевки, Горловки.
 
Правда, знакомые названия – сейчас на слуху! Как в годы той войны, нынешние инженеры и рабочие, шахтеры и металлурги восстанавливают предприятия, запускают производства, не глядя на опасности и неурядицы сегодняшнего момента. А  иные из них давно оторвались от мирного труда ради ратной работы, однако мечтают: довоевать и вернуться.
А пока воюют, тоже учатся и делятся опытом, заменяют товарищей, где надо. С благодарностью принимают помощь и дружбу.
Перед нами письма с фронта, полученные моим прадедом, Колмаковым Поликарпом Ивановичем. Листок полевой почты, в заголовке мчится всадник, надпись гласит: «Казак на запад держит путь, казак не хочет отдохнуть». Справа внизу добавлено, по-армейски просто:
«Смерть немецким захватчикам».

Адресат общий: Донбасс город Горловка трест Артемуголь,
Главному механику Колмакову Поликарпу Ивановичу

Вот теперь читаем весточки (орфография сохранена).

15.11.43г. Здравствуйте, Поликарп Иванович! Я очень рад, что вы живы и здоровы, но очень жалею, что когда я проезжал через Горловку и не смог зайти к вам. Поликарп Иванович, я вас прошу написать мне ответ и опишите какие у вас новости, интересно, где находится Каломиец Ал.Андр., в армии или эвакуировался, интересно всё шахтное оборудование эвакуировали или нет. Поликарп Иванович, я в армии уже 3-й год, с семьей не имею связи 2 года и вот уже после освобождения Донбасса я разыскиваю семью, о которой больше всего беспокоюсь. Поликарп Иванович, напишите, кто работает
с вами, которых я знаю и уже вероятно вернулись те, которые эвакуировались или еще нет. Пишите, Поликарп Иванович, как вам работается, скоро ли восстановите шахту и давать уголек …
… пишите остаюсь с приветом уважающий вас Свинцов В.К.

*
На втором письме почтовый штамп с датой: 16.02.44г.

Вы, конечно, не предполагали того, что существует человек, который помнит о Вас, и даже имеет большое желание послать Вам весточку. Он хранит в своей памяти самые светлые воспоминания о Вас. Прежде всего, Поликарп Иванович, шлю Вам свой армейский, сердечный привет, и самые лучшие пожелания в Вашей трудовой жизни и деятельности. Такая потребность, написать Вам, появилась не случайно. Начиная с 1934г. и по самый последний момент мы были почти непрерывно связаны производственной деятельностью … Ваша практическая помощь в некоторых вопросах, мне дали возможность стать специалистом своего дела, не только по своей квалификации, но и по призванию. В этом имеется много общего между Вами и мной. Поэтому меня больше всего интересуют Ваши производственные дела, все изменения, новости.
Очень прошу Вас,
Поликарп Иванович, написать мне хоть небольшое письмецо.
Буду очень благодарен. Относительно себя могу сказать следующее:
живу я по-армейски, а армейская жизнь Вам достаточно хорошо известна. По-прежнему интересуюсь техникой, только военной. Время зря не проходит, каждая минута используется для боевой учебы и освоения техники. От гражданской жизни уже отвык, она для меня кажется новостью. Прошу передать привет Вашему коллективу и особенно Ив.Ив.Л[…]еву, М.Н.Карта[…]еву, Соснову Г.А., Колесникову Ф.М. и всем известным мне сотрудникам.
С приветом Коракулин Н.В. Мой адрес: полевая почта 92544

Эти письма-признания от далеких земляков, борющегося Донбасса, проникнуты заботой и нежностью к близким по духу людям. Казалось бы, тут не до бумаги и чернил, однако сладилось. И шахты ожили, и вести поспели. «Зря не проходит».
 
 
Искренне Ваш, Михаил Захаров
Декабрь 2022


Рецензии
Михаил - Горловка и Макеевка у меня не "на слуху" - это мои "соседи" - 30 лет прожила в Краснодоне - т.е. совсем рядом! и вот война выгнала из насиженного за 30 лет места... в 2014 году - как раз воевали у нас - укры хотели отбить границу...

Михаил - письма и правда ценные и дороги они - памятью людей - их уважением...

спасибо что поделились -

Лариса Часовская   04.11.2023 17:15     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо Вам, что поделились. Макеевка и Горловка - родные места для дедовского моего поколения. Ваш отзыв - первый за период после публикации. Надеюсь побывать там, когда кончится война. Мало кто чувствует необычность заголовка моей миниатюры ... В ДОНБАСС. Письма шли и люди возвращались.

Михаил Захаров 7   08.11.2023 19:34   Заявить о нарушении
Михаил - и сейчас возвращаются к покинутым домам своим...

Лариса Часовская   08.11.2023 19:45   Заявить о нарушении