10серия Благополучный россиянин
ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА ШРАМОВ. ДЕНЬ.
На каминной полке стоит небрежно сдвинутый портрет старика Шрама в чёрной рамке. Перед ним стопочка с повалившейся на бок свечой. ИВАНИЦКИЙ, новый гувернёр Володи, красивый мужчина высокого роста, с обширным лбом и небольшой лысиной, картинно развалившись в кресле, говорит ровным баритоном. Николай смотрит на него восторженно, внимательно слушая. Рядом Катерина Григорьевна в чёрном платье, но из-под юбки кокетливо выглядывают розовые рюшечки. Всюду по комнате разбросаны журналы.
ИВАНИЦКИЙ
(плавным голосом)
Из пошлого, дряхлого мира душа просится возвыситься в неизвестное, воображение носится в пространствах бесконечного, но всё равно становится больно так, что хочется успокоиться и привязаться всем сердцем к кому-то восторженному и светлому без конца...
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
(повторяет про себя)
Возвыситься, носится, становится…
АНДРЕЙ
(Николаю)
О чём это он?
НИКОЛАЙ
Послушай, как смело и свободно льётся его слово! Он – умнейший и красноречивейший человек!
АНДРЕЙ
Да?
Андрей смотрит на Николая с удивлением. Катерина Григорьевна смотрит на Иваницкого с обожанием.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Он кажется мне недосягаемо великим, ничего не понимая, я готов просиживать по целым часам, вслушиваясь в журчание его правильной речи.
ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА ШРАМОВ. ВЕЧЕР.
Николай один в комнате. Он с любопытством перелистывает толстый журнал. Входит Володя Шрам. Останавливается в позе наблюдателя, заложив руки в карманы панталон.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(с высокомерной невнимательностью)
Вы, кажется, никогда ничего не читаете.
НИКОЛАЙ
(с величайшей неловкостью, краснея)
Я хотел Вас попросить, не могу ли
я взять с собой что-нибудь прочесть?
ВОЛОДЯ
Можете.
НАТ. УЛИЦА ПО ДОРОГЕ В УЧИЛИЩЕ. ВЕЧЕР.
Николай возвращается в училище. В руках – связка книг.
ВОСПОМИНАНИЯ НИКОЛАЯ.
ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА ШРАМОВ. ВЕЧЕР.
Иваницкий, рисуясь, декламирует стихотворение Рылеева.
ИВАНИЦКИЙ
…Я видел рабскую Россию
Перед святыней алтаря:
Гремя цепьми, склонивши выю,
Она молилась за царя…
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯМ НИКОЛАЯ.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Николай и Малинин, хохочут, читая книгу. На них поглядывают ребята.
МАЛИНИН
Да! Да! Вот, брат. Славно…
К ним подходят несколько гимназистов. Королёв берёт книгу.
КОРОЛЁВ
О, эту повесть я знаю, читал.
(подражая голосу старухи, которая пытается прочитать молитву).
«Около града Иерусалима спала пречиста дева»… Агашка, ты уж заснула, окаянная! подай платок… «Спала еси дева, видела сон чуден и явен»… Выпусти кота-то, вишь он пищит, на двор хочет.
ГОРОХОВ
И чем эта бедная девка Агашка старухе не угодила? Вот смех!
НИКОЛАЙ
В этой повести смешного мало. Мы уж прочли.
МАЛИНИН
Заперла тётка Агашку в комнате угарной, а сама в церковь пошла богу молиться. Приходит домой, а Агашки уж нет. Задохнулась, угорела. Но это нисколько не опечалило набожную старушку: она справила по-христиански, чинно, до последних мелочей, Агашкины похороны и начала служить панихиды за упокой Агашкиной грешной души.
Николай берёт у Королёва книгу, находит нужную страницу, читает вслух.
НИКОЛАЙ
«Много ещё у нас на святой Руси есть таких пустырей, где живут на тучной почве всякие тётушки и дядюшки; но… не лучше ли помолчать до времени?»
МАЛИНИН
(с благоговейным удивлением, почти шёпотом)
Тут пропущено. Это цензура не пропустила, должно быть.
ГРАЧЁВ
Это многоточие. Правила орфографии учить надо. Ещё книги несите. Будем читать.
МАЛИНИН
Мы сразу поняли, что живем
в весьма замечательное время,
когда происходят вещи очень
необыкновенные…
ВТОРОВ
(иронично)
Да и были бы мы большими олухами,
если б не поняли этого!
КОРОЛЁВ
О чём другие повести?
НИКОЛАЙ
В одной выставляется богач-откупщик, отъявленный мошенник, охающий и стенающий, что прошло его время и что явились какие-то проклятые либералы. До этого печального положения довёл откупщика бедный, но честный писец, представитель проклятого либерализма. Этот восторженный юноша…
МАЛИНИН
…был так красноречив, что мы должны были кряду прокидывать по нескольку страниц, наполненных…
НИКОЛАЙ
…на протяжении повести доказывает…
МАЛИНИН
…превосходными доказательствами,
НИКОЛАЙ
…что воровать и подливать воду в водку недобросовестно.
МАЛИНИН
Но, повесть кончалась, однако ж, тем, что порок, при помощи разных незаконных интриг, восторжествовал над добродетелью…
НИКОЛАЙ
Тогда молодой либерал уезжает в Петербург, где, впрочем, скоро благодаря своей расторопности и своим талантам обращает на себя внимание начальства и занимает важный государственный пост. Узнав об этом, откупщик приходит в ярость и восклицает: «Вот времена-то: мальчишки, щенки лезут в люди, а почтенный, заслуженный человек ничего не может с ними поделать!»
Мальчики одобрительно шумят.
ТОРОПОВ
А ещё что есть прочесть?
МАЛИНИН
Да какая-то критическая статья «Чудеса в решете». Ну её. Непонятно.
НИКОЛАЙ
А я не смог пропустить. Сочинитель ругается так хлестко, что эту статью нельзя было читать без высокого наслаждения. Там автор спорит с каким-то Туземцем (должно быть псевдоним), обличая некоего Б. и рассказывая, как лицо, названное этой невинной буквой, похитило несколько тысяч рублей, назначенных на освещение города. «Ткните же свой нос, г. Туземец, я знаю, что ваше гладко выбритое рыльце в пуху!»
ВТОРОВ
Хлёстко ругается!
КОРОЛЁВ
Тут кругом многоточия…
МАЛИНИН
Третий рассказ нам понравился больше всего. В нём описывается какая-то гимназия, «только не Киевского учебного округа», как не без остроумия поясняет автор.
НИКОЛАЙ
Там просмеивается плут-эконом, из скаредности коловший сахар собственными руками; выставляются глупцы учителя, верующие в домовых, и ученики, наряжающиеся домовыми. Один толстый учитель, пробежав по всему двору за таким домовым, настигает его наконец, хватает за шиворот и восклицает: «Ах ты, ракалия!»
Все мальчики смеются. К ним подходят остальные гимназисты. Лишь Оверин продолжает что-то увлечённо чертить.
МАЛИНИН
Этот учитель, названный
Кустодием Пудовичем, как две
капли воды, похож на
нашего Ивана Капитоныча.
КОРОЛЁВ
А давайте и мы прочтём.
ТОРОПОВ
Правильно, вслух.
ВТОРОВ
Вот ты и будешь читать! Или Горохов.
ГОРОХОВ
Не-е, мы лучше послушаем.
Гимназисты садятся кружком. Грачёв берёт в руки книгу. У Оверина падает карандаш. Он наклоняется за ним, поднимает. И замечает, наконец, что все ребята собрались в одной части комнаты.
ИНТ. ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Зала увешана портретами сподвижников императора Александра Первого. Несколько гимназистов из разных классов читают книги. Андрей показывает Оверину принесенный с собой стереоскоп. Оверин отдаёт Андрею какую-то тетрадь.
АНДРЕЙ
О, посмотрел? Спасибо.
НАТ. УЛИЦА ПО ДОРОГЕ К ШРАМАМ. УТРО.
У Николая в руках связка книг. Он несёт их бережно и в то же время, слегка помахивая, чтобы Андрей обратил на них внимание.
НИКОЛАЙ
Я случайно видел, как Оверин
поправляет стихотворение,
писанное твоею рукою.
АНДРЕЙ
(весело)
Да. Я каждый вечер пишу стихи.
Я тебе покажу: у меня их много.
Андрей вытаскивает из-за пазухи тоненькую тетрадку и подаёт Николаю. Они останавливаются. Николай ставит связку книг чуть не на ноги Андрею. Тот не замечает. Николай листает тетрадь, всю заполненную стихами. Они под разными рубриками: «оды божественные», «оды торжественные», «размышления», «элегии». В конце эпиграммы. На страницах тетради много оверинских правок. Рубрика «оды торжественные» перечёркнута и рукой Оверина написано «оды глупые». Но и это зачёркнуто и рукой Андрея вновь подписано «оды торжественные».
НИКОЛАЙ
Как же ты хочешь быть поэтом и ничего не читаешь.
Николай возвращает тетрадь. Толкает ногой связку книг. Она наклоняется и падает на ноги Андрея.
АНДРЕЙ
(с недоумением)
А что ж читать?
НИКОЛАЙ
(слегка высокомерно)
Ты ещё много не смыслишь…
(мягче)
Ты и представить себе
не можешь, сколько прекрасных
вещей прочитали мы в книгах,
которые я несу сейчас.
Андрей серьёзен и слушает внимательно. Николай наклоняется и поднимает книги.
АНДРЕЙ
Что это?
НИКОЛАЙ
Книги Шрамов. Я читаю…
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. НОЧЬ.
В пустом коридоре перед окном на стуле сидит Оверин и увлечённо читает книгу. На подоконнике горит свеча. Вдруг из спальни вылетает НЕСКОЛЬКО ГИМНАЗИСТОВ В БЕЛЫХ ПРОСТЫНЯХ. Они скачут перед Овериным, издавая грозные звуки. Оверин продолжает читать, не обращая внимания. Он не видит ничего, кроме страницы книги. Кто-то из гимназистов гасит свечу и забирает с собой. Становится темно. Оверин ищет свечу, не находит, идёт в спальню.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. НОЧЬ.
Оверин входит в спальню. Подходит к зажжённому ночнику, вытаскивает из ночника сальную свечку и забирает с собой. Выходит. В спальне теперь темно. Возвращаются гимназисты в белых простынях.
ВТОРОВ
Ну и зачем надо было этого чудика пугать? Сами теперь в темноте.
ГОРОХОВ
Зато Оверин при свете! Дня ему мало…
КОРОЛЁВ
Сумасшедших испугать невозможно…
ТОРОПОВ в белой простыни
(нависая над Королёвым)
Ры-ы…
КОРОЛЁВ
Замри…
Торопов замирает, неудачно наступив на край простыни. Он шатается, и наконец, с грохотом падает на пол. Мальчики смеются. Некоторые гимназисты просыпаются. Гимназисты в белых простынях скачут по спальне, потом разбегаются по своим кроватям. Крепыш просыпается и испуганно подскакивает. Быстрым шагом входит надзиратель Белес. Все притворяются спящими.
НАДЗИРАТЕЛЬ БЕЛЕС
Что за шум?
В спальне темно и тихо. Надзиратель с подозрением оглядывает комнату, подняв свечу, но не идёт искать тех, кто не спит. Подходит к ночнику, протягивает руку. Сальной свечи нет. Выходит в коридор.
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. НОЧЬ.
Надзиратель Белес подходит к Оверину. Молча забирает сальник. Оверин, не обращая на это внимание, продолжает читать при слабом уличном свете фонаря.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. НОЧЬ.
Надзиратель Белес хочет вставить сальник в ночник, но передумывает. Оглядывает притихшую спальню. Выходит в коридор.
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. НОЧЬ.
Надзиратель Белес некоторое время стоит за спиной Оверина, читая открытую страницу. Осторожным движением возвращает сальник. Оверин поднимает голову и тут же продолжает читать. Надзиратель Белес перекрещивает Оверина и уходит.
ИНТ. ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Все присутствующие гимназисты из разных классов увлечённо читают книги. Входит Володя Шрам с новой связкой книг. Он невольно улыбается, но тут же прячет улыбку.
ВОЛОДЯ ШРАМ
(небрежно улыбаясь, покровительственно)
Читайте, читайте.
К Шраму подходит Горохов.
ГОРОХОВ
(Володе Шраму, протягивая открытую книгу)
Что это за подпись – бов?
ВОЛОДЯ ШРАМ
…бов – псевдоним Добролюбова.
Малинин робко протягивает Володе Шраму другую открытую книгу. Шрам берёт её в руки.
ВОЛОДЯ ШРАМ
Эта неподписанная статья принадлежит Чернышевскому, который пишет очень хорошо.
Володя Шрам садится. Заглядывает в открытую книгу, которую держит весёлый Второв. Всё это время Грачёв ревностно наблюдает за Шрамом.
ВОЛОДЯ ШРАМ
А вот над Якушкиным смеяться не следует!
ВТОРОВ
(с вызовом)
Почему?
ВОЛОДЯ
Видишь ли…
К ним подходит Горохов.
ГОРОХОВ
Ну…
ИНТ. КОМНАТА В ПАНСИОНЕ. ДЕНЬ.
Вбегает взволнованный Адам Ильич.
АДАМ ИЛЬИЧ
Дождались нового директора. Будет с минуты на минуту. Немедленно получить чистое бельё и новые курточки.
Вбегают служащие и начинают мести полы, чистить дверные ручки, протирать столы.
АДАМ ИЛЬИЧ
(кричит с отчаяньем)
Ах, да ради бога почистите сапоги! Пуговицы пришейте! Причешите головы!
Адам Ильич садится на чью-то кровать. Тут же соскакивает, поправляет её. Видит непричёсанного Оверина, хватает его за руку, тащит к умывальнику. Достаёт свою гребёнку и пытается расчесать густые волосы.
АДАМ ИЛЬИЧ
Уж вы, пожалуйста, господин Оверин, не брякните чего-нибудь новому директору. Не надо скандалов. И застегните курточку. Нельзя распахнутым!
Адам Ильич вертит в своих проворных руках голову Оверина как какой-нибудь кочан капусты.
ОВЕРИН
(мычит как бык, которого ворочают за рога)
Мы…
Адам Ильич пытается выдернуть застрявшую в волосах Оверина гребёнку.
БАГРОВ
Адам Ильич, директор приехал в пансион.
АДАМ ИЛЬИЧ
(Оверину)
Эх, уж спрячьтесь лучше куда-нибудь.
Оверин расчёсан карикатурно. Клочки спутанных волос перемежаются с расчесанными. Среди волос торчит гребёнка. Адам Ильич бежит по коридору встречать директора, с ужасом видя, что Оверин в не застегнутой курточке бежит за ним.
ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Входит высокий, худощавый, с некрасивыми чертами лица мужчина, НОВЫЙ ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ. У него тусклый цвет лица, но добродушные складки вокруг рта делают его симпатичным. Он складывает зонтик. Спокойно снимает шляпу и вежливо наклоняется, здороваясь.
ДИРЕКТОР
(мягким голосом)
Здравствуйте, господа!
ОВЕРИН
(громко, не поклонившись)
Здравствуйте.
Адам Ильич готов провалиться сквозь землю. Директор снимает пальто. СОЛДАТ-СЛУЖИТЕЛЬ в суете хочет положить его пальто на ларь.
ДИРЕКТОР
(с величайшей вежливостью)
Будьте добры, не кладите так пальто, а повесьте его: оно намокло дождем.
ГИМНАЗИСТЫ
(перешёптываясь)
На Вы к солдату!?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Как мило и оригинально!
ИНТ. У ДВЕРИ В СПАЛЬНЮ МЛАДШИХ. ВЕЧЕР.
К двери подходит МАЛЬЧИШКА-ПОДМАСТЕРЬЕ САПОЖНИКА. Лицо его испачкано ваксой. Никакой обуви у двери нет.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛЬЧИШКИ-ПОДМАСТЕРЬЯ САПОЖНИКА
А где же сапоги?
Дверь в спальню открыта. Мальчишка-сапожник заглядывает, а потом и осторожно заходит в спальню.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
МАЛЬЧИШКА-ПОДМАСТЕРЬЕ САПОЖНИКА
Кому сапоги в починку?
К нему не торопясь подходит Второв.
ВТОРОВ
Потрудитесь, пожалуйста, расколотить мои сапоги.
Мальчишка-сапожник с осторожностью берёт сапоги, рассматривает их. Он удивлён непривычным обращением. Другие гимназисты спокойно подходят к сапожнику, вежливо протягивают свои сапоги или ставят рядом на пол.
МАЛИНИН
И мои тоже.
БАГРОВ
И мои почини.
Сапожник испуган. Он прижимает сапоги Малинина к груди. Озирается по сторонам.
ТОРОПОВ
Будьте добры.
На глазах сапожника наворачиваются слёзы. Он, запинаясь об сапоги, выбегает за дверь.
ГОРОХОВ
(смеясь)
Дикарь!
В Горохова кто-то кидает сапог. Он, смеясь, подскакивает и кидает сапог обратно. Сапог ловит Второв, хочет бросит в ответ, но передумывает.
ИНТ. У ДВЕРИ В СПАЛЬНЮ. ВЕЧЕР.
МАЛЬЧИШКА-ПОДМАСТЕРЬЕ САПОЖНИКА
Лучше бы ругали, как раньше, но говорили сердечное «ты»…
ИНТ. КОРИДОР ПО ДОРОГЕ В СТОЛОВУЮ. ДЕНЬ.
Гимназисты скорым шагом, не шеренгами, как раньше, а каждый сам по себе, идут на обед.
ТОРОПОВ
Интересно, что сегодня будет новое и вкусное на обед?
БАГРОВ
Вкусное будет завтра. Нового учителя словесности присылают. Говорят из духовной академии.
ГОРОХОВ
Ну держись, ребята. Будет кокосы раздавать, не просто так, а с глубоким божественным смыслом…
МАЛИНИН
Опять Оверина забыли позвать.
ВТОРОВ
Чем сегодня занят величайший ум человечества?
КОРОЛЁВ
Тем же чем и все – читает.
МАЛИНИН
Я сбегаю.
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
В коридоре перед кабинетами много гимназистов. Все они с интересом наблюдают за идущими рядом новым директором и новым учителем словесности ИВАНОМ ИВАНЫЧЕМ. Оба направляются в учительскую. Иван Иваныч - поджарый, гибкий, с белобрысым лицом и белыми бакенбардами, каждый волос которых торчит отдельно.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Как он похож на тех карикатурных подьячих, которые являются на театральных подмостках, с чернилкой на пуговице и пером, заткнутым за ухо. Неужели ещё один карикатурный учитель?
ТОРОПОВ
Мухрышка
ГОРОХОВ
Волчок
ВТОРОВ
Фортунка
БАРАНОВ
Ящерица
Все удивлённо поворачиваются к Баранову.
КОРОЛЁВ
Баранов, ты проявляешь чудеса фантазии.
ГУЛЯЕВ
Финтик.
МАЛИНИН
Вот увидите, на первом уроке директор будет экзаменовать при нас этого Ивана Иваныча и поправлять его ошибки.
ИНТ. КАБИНЕТА 4-го КЛАССА. УТРО.
Директор спокойно сидит рядом с Овериным и очень внимательно слушает лекцию учителя. Иван Иваныч с азартом бегает по классу, ежеминутно угрожая запрыгнуть на стол, который завален его книгами и журналами. Учитель то машет руками, то неистово стучит мелом по доске. Говорит очень быстро, но чётко, словно выбивая языком мелкую барабанную дробь.
ИВАН ИВАНЫЧ
Господа, перед началом лекции позвольте вас спросить – хотите ли вы познакомиться с такими чёткими науками как логика и риторика. И логика и риторика тесно переплетены с нашим с вами родным русским языком. Например, хотите ли узнать историю буквы «юс»?
ИНТ. КАБИНЕТА 4-го КЛАССА. УТРО.
Урок окончен. Директора в классе уже нет. Гимназисты по одному проходят мимо стола Ивана Иваныча, и он каждому вручает свою лекцию, написанную красивым ровным почерком.
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
КОРОЛЁВ
Как в университете…
ВТОРОВ
(гладя благоговейно листочки лекции)
Бумага голландская!
Королёв открывает лекцию наугад, читает.
КОРОЛЁВ
…«Любовь есть идеальность в реальности некоторой части бесконечной общности жизненной сущности, полагаемой в вожделенности и проявляющейся телесностью, потому что я + ты = ему»…
ГОРОХОВ
Чего?
Из класса выходит Малинин. В его руках журнал.
МАЛИНИН
Вот, Ивана Иваныч дал почитать. Критику.
ВТОРОВ
Критику? Скукотища. Мы же всегда её пропускаем.
МАЛИНИН
Сказал, особо обратить внимание на статью Белинского… А кто это, Белинский?
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Зала полна гимназистов разных классов, в том числе и тех, кто не живёт в пансионате, а после уроков расходится по домам, (своекошные). Есть здесь и семинаристы. Одни читают, другие, сбившись в группы, спорят. Кто-то декламирует стихи. Скучно только Сколкову. Он не понимает, что происходит, смотрит дико и отстранённо.
НИКОЛАЙ
Иван Иваныч предложил подписаться в складчину. Теперь у нас много газет и журналов.
АНДРЕЙ
В зале, прежде пустынной и скучной, образовалась теперь очень оживленная читальная комната. И своекошные с вами. И семинаристы.
Андрей видит, как Грачёв вырывает из рук Торопова журнал. Торопов тянет журнал к себе.
НИКОЛАЙ
Было бы весело, если бы не мешал Грачёв.
ГРАЧЁВ
(сухим, начальническим тоном)
Позвольте-ка мне эту книжку. Вы пустячки читаете, а мне нужно тут посмотреть одну дельную статью.
НИКОЛАЙ
Андрею тихо)
Погрузившись в ученость, Грачёв преследует нас всех за увлечение романами и повестями. А сам читает скучнейшие ученые статьи, прикидываясь, что чепухистые и никому не понятные трактаты о каких-то божественных чертах по Канту и Гегелю доставляют ему истинное удовольствие.
АНДРЕЙ
(иронично)
Грачев весьма стоек в своей учености…
Это слышит проходящий мимо Грачёв с отобранным журналом в руках.
ГРАЧЁВ
Иногда я позволяю себе прочесть дельную повесть.
АНДРЕЙ
Ну-ну, о чём повесть?
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
ГОРОХОВ
Свободы гордой вдохновенье!
Тебя не слушает народ:
Ребята, послушайте, это Огарёв:
Когда в часы святого размышленья
Мысль светлая в твой ум вдруг западёт,
Чиста и пламенна, как вдохновенье,
Она тебя возвысит, вознесёт;
ВТОРОВ
Дай мне…
Она недаром заронилась,
Как божество к тебе она,
Чудесной жизнию полна,
Из стран небесных ниспустилась.
…Неплохо…
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
Как они это читают? Разве так можно!? Вслух… Цензура… Но тогда бы не напечатали…
ИНТ. СПАЛЬНЯ. ВЕЧЕР.
Малинин тайком, прикрывшись раскрытым учебником, переписывает из журнала стихотворение Огарёва.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
Пусть говорят с улыбкою презренья:
Она есть плод обманутой мечты, –
Не верь словам холодного сужденья:
Они чужды душевной теплоты.
ИНТ. ЧЕРДАК. УТРО.
На чердак тайком, всё время озираясь, пробирается Малинин. Приподнимает старое перевёрнутое корыто. Достаёт из-под него свою тетрадь с переписанными стихами.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
О! Если с чувством мысль сроднилась,
Поверь, она не обольстит:
Она недаром заронилась
И святость истины хранит. (1833)
Малинин закрывает тетрадь.
ИНТ. КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
НИКОЛАЙ
(Малинину насмешливо-заговорческим голосом)
Полиция не отыскала ещё следов твоего преступления?
МАЛИНИН
Что ты? Тихо!
За учительским столом сидит Яков Степаныч. У доски с географической картой стоит разрумянившийся и довольный Баранов. Он проводит указкой по карте.
БАРАНОВ
Поэтому, эта река может протекать только здесь!
Недовольный Яков Степаныч ставит в журнал высшую оценку. Баранов идёт на своё место.
ВТОРОВ
Молодец, Баранов! Ты больше не баран!
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Николай и Андрей Негоревы разговаривают друг с другом.
НИКОЛАЙ
Ты не поверишь, что я нашёл.
Николай открывает журнал, показывает Андрею страницу.
АНДРЕЙ
Привет для тётушки… Всю жизнь ею обожаемая Жанлис. Ты ей покажешь?
НИКОЛАЙ
Да нет. Боюсь, она этого не переживёт.
АНДРЕЙ
Да уж, прошлись… «Самодовольство ограниченности. Пишет с напускной чувствительностью. Сентиментально-моральные романы». Но аморальны ли они?
НИКОЛАЙ
Хвалёный Иван Иванычем Белинский написал статью «Лицемерная богомолка». Хочешь прочесть?
АНДРЕЙ
Не горю желанием. Какое мне дело до этой Жанлис? Но помню как мне нравилось её: «Плакать – не всегда значит страдать»… Однако, у вас тут не скучно.
Андрей видит как Грачёв распекает за что-то Малинина.
АНДРЕЙ
Грачёв сделался вашим руководителем в деле литературных преуспеяний, главнокомандующим вроде Сколкова?
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
При нём высказать своё прямое мнение о прочитанной повести значит подвергнуть себя такой нравственной пытке, которая стоит самого жестокого наказания розгами. Дело часто доходит до крупных ругательств и распеканий, вроде этой.
АНДРЕЙ
Наивный Малинин не знает куда спрятаться от назойливости Грачёва. Малинин весь съёживается и как будто становится меньше.
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
МАЛИНИН
Достоевский в «Бедных людях» хотел высказать чрезвычайно новую мысль: бедность – не порок.
ГРАЧЕВ
(восклицая)
Бедность умственная – нищета духом –
вот это ваш порок!
МАЛИНИН
(жалобно)
Ну, я ошибся.
ГРАЧЁВ
(отворачиваясь)
Идиот!
Грачёв подскакивает и важно прохаживается по зале.
ГРАЧЁВ
Все авторы с величайшим тщанием скрывают
свои идеи, чтобы обмануть цензора.
Все гимназисты сидят притихшие, отвернувшись от Грачёва. Крепыш крутит головой. Грачёв подходит к нему. Крепыш закрывает книгу, откладывает её в сторону. Грачёв смотрит на него в упор. Крепыш, не дожидаясь вопроса от Грачёва, признаётся.
КРЕПЫШ
Я не совсем понял.
ГРАЧЁВ
(злобно)
Не удивительно: у вас в голове ветры ходят!
Торопов закончил читать повесть. Он долго смотрит на последнюю страницу, не решаясь закрыть книгу. Грачёв останавливается рядом и нависает над ним.
ГРАЧЁВ
Ну, как вы думаете, какую идею хотел здесь провести автор?
ТОРОПОВ
(робко запинаясь)
Он хотел выставить характер такого человека…
ГРАЧЁВ
Какого человека?
ТОРОПОВ
Такого, который ни во что не верит.
ГРАЧЁВ
Например, во что же не верит этот человек?
ТОРОПОВ
(с отчаяньем)
Да ни во что не верит!
ГРАЧЁВ
Я, например, не верю, что в вас есть хоть капля смыслу, значит ли это, что я ни во что не верю? По-вашему, выходит так.
ТОРОПОВ
(шёпотом, сбившись с толку)
Нет…
ГРАЧЁВ
(с горячностью кричит)
Ну, так во что же это во всё не верит герой? Да, наконец, разве вера или безверие относятся к характеру? Разве мой характер изменится, если я перестану верить, что вы – дурак набитый?
ТОРОПОВ
(совсем убитым голосом)
Нет…
ГРАЧЁВ
Так что же вы городите чепуху! Писемский в романе «Тысяча душ» старался провести иезуитский принцип: «цель оправдывает средства». А Тургенев в «Дворянском гнезде» ясно доказал, что человек, потерявший энергию и дошедший до отчаяния, никуда не годится! Ты, понял, Торопов? …Повтори…
Все сидят притихшие, только Андрей Негорев негромко хохочет.
НАТ. ПАНОРАМА ДВОРА ГИМНАЗИИ И ГОРОДА. СМЕНА ВРЕМЁН ГОДА. ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ.
АЛЛЕЯ (1830-1835гг) ОГАРЁВ
Давно ли, жизнею полна,
Ты так шумела, зеленея,
А ныне стала так грустна,
Лип голых длинная аллея?
В замену листьев пал мороз
На ветви белыми иглами;
Глядят из-под седых волос
Печально липы стариками.
В ночи, как призраки, оне
Качают белой головою,
И будто кланяются мне
С какой-то дружбой и тоскою.
И самому мне тяжело!
И я стареть уж начинаю!
Я прожил вёсну и тепло,
И сердце на зиму склоняю!
Но что грустить? Весна придёт –
Вновь зиму сплачем мы, аллея!
Вновь радость в сердце оживёт,
Вновь зашумишь ты, зеленея.
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Грачёв пытается отобрать книгу у читающего её Оверина. Сделав свое высокомерное обращение и не получив никакого ответа, Грачев взялся за обложку книги.
ГРАЧЁВ
(с презрительной настойчивостью)
Позвольте-с.
Оверин молчит, как бы не замечая его. Грачев тянет книгу к себе. Оверин поднимает глаза, спокойно подвигает книгу назад и сосредоточенно продолжает читать.
ГРАЧЁВ
Позвольте-с; я вам говорю.
Грачёв серьезнее повторяет и тянет к себе книгу. Оверин стукает его кулаком по протянутой руке, задумчиво подвигает к себе книгу и продолжает читать. Грачев отдёргивает руку, замахивается, чтобы ударить Оверина, но, вероятно, вспомнив, что либеральные принципы запрещают драться, останавливается и презрительно говорит.
ГРАЧЁВ
Я не мешаю. Забавляйтесь,
миленький дурачок, играйте в бирюльки.
Оверин никак не реагирует, продолжая читать. Андрей, видя это, хохочет. Забегает взволнованный Горохов.
ГОРОХОВ
Ребята, билетов не будет!
ГУЛЯЕВ
Как?
ГОРОХОВ
Будут спрашивать всё,
пройденное за год!
Все взволнованы, радостно-возбуждены. В глазах Сколкова – ужас!
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА. ДЕНЬ.
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
А которым королем от Пипина
Короткого был Петр Пустынник?
Торопов пугается и не знает, что сказать.
ДИРЕКТОР
Садитесь. Вы достаточно
ответили. Удовлетворительно.
ИНТ. КОРИДОР ПЕРЕД БОЛЬШОЙ ЗАЛОЙ. ДЕНЬ.
ТОРОПОВ
Грачёв-то, Грачёв! Мнит себя первой величиной, а сам на простой вопрос не ответил.
ГУЛЯЕВ
И что-о из-за этого на второй год оставили?
Из кабинета выходит понурый Грачёв.
ГРАЧЁВ
Я нарочно. Чтобы в вашем классе учиться.
Грачёв отворачивается. В глазах – слёзы.
МИША МАЛИНИН
(Николаю Негореву)
Володю Шрама тоже из-за простуды на второй год оставили. Пропускал много.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
И?
МИША МАЛИНИН
Теперь мы сделаемся одноклассниками этих великих людей.
ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ЛЕТНИЙ ДЕНЬ.
Лиза читает запрещённые тётушкой строки из «Египетских ночей Пушкина». Тётушка сначала не понимает, потом приходит в ужас.
ЛИЗА
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона!
Таков поэт: как Ак… как Аквилон,
Что хочет, то и носит он –
Орлу подобно он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего!
«Своего» Лиза произносит особенно чётко и выразительно.
ТЁТУШКА
Я запрещаю тебе читать книги!
ЛИЗА
Да я только из книг и узнаю,
что есть жизнь!
ТЁТУШКА
А чем твоя жизнь плоха?
ЛИЗА
Вы, тётушка, старая и не поймёте!
Тётушка хватается за сердце.
АВДОТЬЯ НИКОЛАЕВНА
Лизонька, ты не права. Проси
прощения у тётушки.
ЛИЗА
От вашего отвратительного
жасминного запаха, Авдотья
Николаевна, можно сойти с ума!
ТЁТУШКА
Как же ты непочтительно
со старшими разговариваешь!
Лиза выбегает из комнаты.
ТЁТУШКА
Это всё ваше воспитание, Авдотья.
Я предупреждала!
Тётушка в сердцах бросает книгу на столик. Авдотья Николаевна растеряна и потрясена. Тётушка поднимается с дивана.
ТЁТУШКА
Вот ничем её не проймёшь! …Прости, Господи, и я такой же была…
Николай держит в руках книгу Петра Вяземского «Записки графини Жанлис». Видя эту сцену, Николай прячет книгу под рубашку.
Свидетельство о публикации №222121701805