2 серия благополучный россиянин

2 серия БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г) (1часть 4 глава)


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.

Николая обступает шумная толпа бойких мальчиков.

МЛАДШИЕ ГИМНАЗИСТЫ (12-14)      

ТОРОПОВ               
Ты откуда?
Сколько тебе лет?

ВТОРОВ
Кто твой отец?

КОРОЛЁВ       
Ты – своекошный?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Кто?

МИША МАЛИНИН    
Тот, кто приходит только на занятия,
а потом возвращается домой.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Нет, я буду жить в пансионе… с вами.

ГОРОХОВ
Тогда ты «казна пузатая».

ТОПОРОВ
А ты видал Москву?

 ГИМНАЗИСТЫ
Покажи ему, Сколков, покажи Москву!

СКОЛКОВ (20)
Видал Москву?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Нет, не видал.

СКОЛКОВ
 Ну, так я тебе покажу.

Заходит со спины, хватает Николая за волосы и дёргает вверх.

ГИМНАЗИСТЫ
(радостно и возбуждённо)
Яков Степаныч идет! Яков Степаныч!

МИША МАЛИНИН               
 Это самый лучший учитель… По немецкому языку.    


ИНТ. КЛАСС ГИМНАЗИИ. УТРО.

Все бросаются к скамейкам, садятся за парты. Николай пишет на обложке тетради «Немецкий язык». Входит учитель ЯКОВ СТЕПАНЫЧ довольно высокого роста, в синем фраке, с волосами, прилизанными вперёд к глазам, точно заслонки у пугливой лошади. Все радостно вскакивают на ноги при его появлении. Он кланяется, медленно нюхает табак, крякает.

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Ну-с… Садитесь.

ОДИН ИЗ МАЛЬЧИКОВ
Яков Степаныч, у нас новичок.

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
 Где? Молодец!
 (ласково гладит Николая по голове широкой ладонью).
Homo novus, новый человек, собственно. Садись. Так называли в Риме выскочек. Вот, например,  Марий, римский полководец. Он был простой плебей; был необыкновенно ловок: Тибр переплывал в семьдесят лет. Тибр! А лорд Байрон Геллеспонт переплывал. Но Байрон был молод, а ведь Марий старик, старик семидесяти лет! Впрочем, пословица говорит: молод, да протух, стар, да петух…

Весь класс хохочет громко и неестественно.

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Знаете басню Крылова «Старик и трое молодых»?

ОДИН ИЗ МАЛЬЧИКОВ
(подавая книгу)
Вот, Яков Степаныч.

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Да! Вот она!

Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться;
   да как садить в те лета,
Когда уж смотришь вон из света!»
Так, Старику смеясь в лицо,
Три взрослых юноши соседних рассуждали.
«Чтоб плод тебе твои труды желанный дали,
То надобно, чтоб ты два века жил.
Неужли будешь ты второй Мафусаил?..»

Пока Яков Степаныч читает басню, на задних скамейках под шумок играют: составляются партии в носки, в чёт и нечет, кто-то играет в орлянку.

«Друзья!» смиренно им ответствует Старик:
«Из детства я к трудам привык;
А если от того, что делать начинаю,
Не мне лишь одному я пользы ожидаю:
То, признаюсь,
За труд такой еще охотнее берусь.
Кто добр, не всё лишь для себя трудится.
Сажая деревцо, и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится…»

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ      
А кто помнит басню Крылова «Крестьянин и смерть»? …Старик, неся вязанку дров, призывал смерть, а когда она пришла, пригласил её помочь донести вязанку… Да, остроумный ответ...  Тоже мне очень нравится остроумный ответ Суворову. Суворов терпеть не мог немогузнаек… А вы знаете как велико значение шуток вообще… Да в разные времена… Как тут не попробовать аттической соли… Новичок, а ну-ка расскажи нам, что такое аттическая соль? Какова на вкус?   

Николай подскакивает с места.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Аттическая соль, это – утонченное остроумие, изящная шутка. Так называли…               

ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Вижу знаешь, садись. О, я вам сейчас зачитаю кусочек повести, где два любовника, преследуемые ревнивым мужем, решились умереть и приняли вместо яда слабительное. Будет вам пример остроумной мистификации.    

Яков Степанович медленно листает книгу.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.

НИКОЛАЙ
Этот учитель преподаёт немецкий язык?

МАЛИНИН
Только в младших классах. В старших
будет преподавать словесность!

НИКОЛАЙ
А… Warum? (нем. Почему?)

Николая толкает Сколков.

СКОЛКОВ
Ты ел кокосы?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(решительно)
Нет, и не хочу!

СКОЛКОВ
Нет, ты попробуй. Вот сейчас
придет учитель, Фёдор Митрич,
он добрый; постоянно с собой
кокосы носит, ты у него попроси.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Нет, я не хочу.

Все бросаются в класс на свои места.


ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.

В класс входит, слегка прихрамывая на левую ногу, ФЁДОР МИТРИЧ, учитель географии, высокий, черноволосый, со ртом, искосившимся набок от паралича. Костюм неряшлив; волосы не причёсаны, сапоги не чищены, рубашка грязная. Он ковыляет до стула, тяжело садится на него и, подпёрши голову локтями, начинает смотреть в окно. В классе устанавливается грозная тишина.

СКОЛКОВ
(почтительно)
Фёдор Митрич, вот новенький есть.

ФЁДОР МИТРИЧ
 А-а!

СКОЛКОВ
 Он хочет попробовать кокосов.

ФЁДОР МИТРИЧ
 (коварным тоном)
 Новичок? Где он? Поди-ко сюда.

Николай встаёт, подходит к учительскому столу. Фёдор Митрич молча, внимательно его осматривает.

ФЁДОР МИТРИЧ
Повернись! Экой птичий хвост!

Фёдор Митрич с силой дёргает Николая за фалду фрачка, так что тот невольно всем корпусом подаётся назад.

Дворянчик! На конфектах воспитан!
(вдруг кричит яростно)
Что ж ты, щенок? Повёртывайся!

Николай разворачивается к учителю лицом.               

ФЁДОР МИТРИЧ
 Ел кокосы?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Нет.

ФЁДОР МИТРИЧ
 Хочешь попробовать?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(со слезами на глазах)
 Нет, покорно Вас благодарю.

ФЁДОР МИТРИЧ
Нет, ты попробуй. Повернись.

У Николая слёзы текут по щекам. Он поворачивается.

ФЁДОР МИТРИЧ
(бьёт казанками кулака по голове, в темя).
Раз!

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ      
(про себя жалобно)
Господи! За что бьёт меня этот человек! Некому за меня заступиться.

 ФЁДОР МИТРИЧ
 Два! Три!

Николай плачет навзрыд.    
         
ФЁДОР МИТРИЧ
(кричит)
Это что ещё за нежности! Вот я тебя попробую прежде, голубчика, что ты такое знаешь! Чему тебя учили там, в твоих родовых поместьях-то?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(сквозь слёзы)
 Я учился…

ФЁДОР МИТРИЧ
Какой главный город в Персии?          

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ 
Персеполис. (Персеполь). Переводится, как город персов… Заложен был Дарием, сожжён Македонским.      

ФЁДОР МИТРИЧ
(сердито)
Так, так! Выдрессировали!               

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Первая столица империи Ахеменидов – Пасаргады.             

ФЁДОР МИТРИЧ
Ай-да батюшкин сынок! Садись на место!               
(Ворчит почти про себя)               
Что ещё за Ахемениды?

Фёдор Митрич с молчаливой угрюмостью смотрит на Николая и ставит в журнале ноль. Зачёркивает, ставит тройку. Николай идёт на место. Он видит, что все гимназисты возбуждены, кроме одного. Это СЕРГЕЙ ОВЕРИН. Николай садится на своё место и смотрит на Оверина. Тот весь перепачкан в мелу и чернилах.

ФЁДОР МИТРИЧ
К доске пойдёт…

Фёдор Митрич водит пальцем по журналу. Класс, затаившись, ждёт…


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.

Нелюдимый Сергей Оверин смотрит вокруг какими-то дикими глазами и держится в стороне, как зверек, потерявший свободу. Николай хочет к нему подойти, но не решается.

ТОПОРОВ
Митрич, гад! Опять нулей понаставил!
А первое число на носу!

ПРАСОЛОВ               
Ну да, готовься теперь к очередной порке!               

НИКОЛАЙ
(испуганно)
К какой порке?

ГОРОХОВ               
О, новичок, ты, что же, ничего не знаешь?

ВТОРОВ               
Так они стараются вбивать нам знания…
сплошной зубрёжкой…
Не гимназия, а    казарма!

         КОРОЛЁВ
Кроме учителей,  двух надзирателей, инспектора и директора, поряших розгами в классах, в самом пансионе много начальства, заботящегося о нашем благе до того, что вздохнуть нельзя.

         ГУЛЯЕВ               
     Ну, один-то надзиратель целый день лежит,
книги читает, никого не трогает.

         ФАДЕЕВ               
           Но при нём не балуй…

ГОРОХОВ               
Особенно строг директор. Раз в месяц проверяет итоговые оценки.
Ох и лютует! Но с государственной важностью.    

МАЛИНИН               
А у инспектора прямо страсть. Так и ищет повода.

ТОПОРОВ
Ну, тебе-то бояться нечего.  К тебе-то не придраться…               

Прасолов доверительно наклоняется к Николаю, чуть приоткрывает курточку. Там – булка.

        ПРАСОЛОВ            
           (Николаю)
Вот, брат, это что такое? Булка. Но я её не съем, отдам сторожу Жичинскому.
Он, брат, меня жалеет, когда порет.

       КОРОЛЁВ
Нашёл чем умаслить! Косушку он на это не купит! А тем более целый полуштоф!

Мальчики смеются. Мимо проходит старшеклассник НИКОЛАЙ ЯДРИНЦЕВ.    

ЯДРИНЦЕВ
Но все грозы этих жестоких экзекуций не заставляют лентяев быть прилежными… Не так ли, Торопов?

ТОРОПОВ
Да зачем мне?

ЯДРИНЦЕВ
Ну да, лучше гордиться своим невежеством, купив его ценой сотен розог! Ты у нас из тех, кто с мало-мальски упрямым характером увлекаются общей ненавистью к начальству и перестают учиться и кричать под розгами, лишь бы вызвать похвалу и удивление товарищей.

Ядринцев уходит. Мальчики становятся серьёзными.

ОВЕРИН
Я бы всем, кто назначает розги,
назначил бы розги тоже.    

Ошарашенный, перепуганный Николай с трудом идёт в класс вслед за всеми. Он останавливается, хватает за руку Малинина.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Почему первое число?

МИША МАЛИНИН
Так директор в начале месяца оценки проверяет.


ИНТ. УЧЕБНЫЙ КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.         

Идёт урок Закона Божьего. Все вслух повторяют за учителем слова. Николай знает этот текст наизусть, но никак не может сосредоточиться.


ИНТ. УЧЕБНЫЙ КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.         

За столом сидит ИВАН КАПИТОНЫЧ, учитель русского языка, обрюзгший толстяк, одетый ещё неприличнее Фёдора Митрича. Одна нога, обёрнутая грязной онучей, болтается не то в галоше, не то в опорке. Он грузно хромает, почти подпрыгивая на каждом шагу. Садится за стол.

ИВАН КАПИТОНЫЧ
(гнусаво)
Садитесь. Ну, читай ты, Малинин.               

Малинин начинает монотонно читать басни Крылова. Иван Капитоныч опускает голову на руки и сладко дремлет до звонка. На задней скамейке Сколков выигрывает у кого-то шестьсот носов и спокойно получает свой выигрыш, громко отбивая носы к великой потехе всего класса.

МАЛИНИН
Иван Крылов — Крестьянин и змея
Змея к Крестьянину пришла проситься в дом,
Не по-пустому жить без дела,
Нет, няньчить у него детей она хотела:
Хлеб слаще нажитый трудом!
«Я знаю», говорит она: «худую славу,
Которая у вас, людей,
Идет про Змей,
Что все они презлого нраву;
Из древности гласит молва,
Что благодарности они не знают;
Что нет у них ни дружбы, ни родства;
Что даже собственных детей они съедают.
Всё это может быть: но я не такова.
Я сроду никого не только не кусала,
Но так гнушаюсь зла,
Что жало у себя я вырвать бы дала,
Когда б я знала,
Что жить могу без жала;
И, словом, я добрей
Всех Змей.
Суди ж, как буду я любить твоих детей!» —
«Коль это», говорит Крестьянин: «и не ложно,
Всё мне принять тебя не можно;
Когда пример такой
У нас полюбят,
Тогда вползут сюда за доброю Змеей,
Одной,
Сто злых и всех детей здесь перегубят.
Да, кажется, голубушка моя,
И потому с тобой мне не ужиться,
Что лучшая Змея,
По мне, ни к чёрту не годится».
Отцы, понятно ль вам, на что здесь мечу я?..

Малинин заканчивает читать басню, мальчишки смеются. В конце ПРАСОЛОВ плачет. СИДЯЩИЕ РЯДОМ его утешают. Оверин в стороне. Малинин оглядывается на учителя, тот дремлет. Переворачивает страницу книги. Следующая басня « Свинья». Малинин не читает, смотрит на класс.

ГОРОХОВ               
Свинья свиньёй…

Мальчики смеются.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
Николай отыскивает среди гимназистов Володю Шрама.

ВОЛОДЯ ШРАМ
 (небрежно)
А…Как Вы поживаете?

НИКОЛАЙ
 (неопределённо)
Так, ничего.

ВОЛОДЯ ШРАМ
Там у Вас есть ужасные мужланы, Вы лучше держите себя подальше от них, не связывайтесь с ними.

Володя заходит в класс. Николай остаётся совершенно один.  Идёт по коридору, выходит на лестницу.


ИНТ. ПРОЛЁТ ЛЕСТНИЦЫ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.       

У окна стоят НИКОЛАЙ НАУМОВ и Николай Ядринцев. По лестнице спускается растерянный Николай Негорев.

НАУМОВ (22)   ((1838-1901))
Что, новичок, не весело?

Николай молча кивает.

        НАУМОВ
Звать тебя как?

НИКОЛАЙ
Николай… Негорев…

НАУМОВ
Не падай духом, тёзка…

ЯДРИНЦЕВ (17)       ((1842-1894))
Привыкай. Николай Негорев. Скоро всё потечёт как заведённая машина.

НАУМОВ
По понедельникам, после обеда, приходит унтер-офицер и учит маршировке.

ЯДРИНЦЕВ
По средам дают пироги с говядиной.

НАУМОВ
По субботам инспектор сечёт за единицы и нули.

ЯДРИНЦЕВ
А по воскресеньям скучно! Всех дел-то – пить кофе, есть котлеты и манную кашу.
   
Наумов и Ядринцев словно разговаривают между собой, забыв про Николая Негорева.

НАУМОВ               
Ну, уж тебе больше не будет по воскресеньям скучно!      

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(растерянно)
Учителя…

ЯДРИНЦЕВ
Это не учителя… Много чести для них учителями зваться!.. Мунштра! Казарма! Казённый неуют.
(словно обращаясь к себе)
Наш пансион, впрочем, как и все заведения нашего времени, подчиняется военной субординации и разделен на две половины – на старших и младших.    

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Что будет? Я не знаю…

НИКОЛАЙ ЯДРИНЦЕВ
Здесь довольно скучно, если не найдёшь себе дело по душе.

НАУМОВ
Все лекции обыкновенно состоят из спрашивания уроков, и только во время звонка учитель поспешно говорит: «До двадцать девятого параграфа!»

ЯДРИНЦЕВ
или «До слов: Регул возвратился в Карфаген и принял мучительную смерть».  Большая часть учителей требуют вытверживания уроков слово в слово: «Лучше книги не скажешь. Востоков – академик, а ты кто такой?»    

НАУМОВ
Я знаю, кто я такой… И потому ушёл отсюда!       
Как хорошо, что мне не нужно больше слушать
замысловатые анекдоты Якова Степаныча,
ругательства и капризы пьяного Ивана Капитоныча…

ЯДРИНЦЕВ
А получать кокосы от Фёдора Митрича?

Ядринцев и Наумов словно опять разговаривают только между собой. В глазах Николая – слёзы.         


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.

Николай возвращается в свой класс. МЛАДШИЙ ГИМНАЗИСТ бежит по коридору и нечаянно толкает гимназиста шестого класса ЧЕБОКСАРОВА (33).

ЧЕБОКСАРОВ
На колени. Будешь так весь урок стоять.

Младший гимназист поспешно опускается на колени. Николай смотрит на это с удивлением и ужасом.


ИНТ. УЧЕБНЫЙ КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.    
      
У классной доски стоит Миша Малинин.

МИША МАЛИНИН
Сегодня учителя не будет. Я, как старший ученик, буду наблюдать за порядком.         

Малинин пишет на доске слово Шалили. Поворачивается к ученикам. Все за ним наблюдают. Малинин ставит знак двоеточия. Останавливается посреди класса с мелом в руках, отыскивая глазами нарушителя тишины и порядка, которого можно было записать первым. В классе поднимается шум, в Малинина начинают бросать жеваной бумагой, корками хлеба и кусочками штукатурки, а с заднего стола летит учебник немецкой грамматики. Малинин спокойно, под градом летящих в него предметов, записывает фамилии нарушителей.

Второв
Прасолов
Торопов
Горохов
Королёв
Фадеев
Гуляев


НАТ. САД ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Николай выходит в сад. Садится на траву. Смотрит на небо. Среди облаков видит элементы деревенской жизни. Плачет.         

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вот где была свобода и покой…

 Поднимает голову. Рядом сидит Сергей  ОВЕРИН.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Он мучится так же, как я. Мы не должны
быть чужды друг другу.

ОВЕРИН
Вы не плачьте. Следует надеяться на Бога. Он говорит: «Приидите ко мне все плачущие,
и аз успокою вы». Если Вам хочется плакать, Вы помолитесь Богу. Вы любите Бога?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Люблю.

ОВЕРИН
Как Ваша фамилия?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Негорев. А Ваша?

Николай достаёт платок, вытирает слёзы.

ОВЕРИН
Оверин. Хотите Вы быть угодными Богу? Кто плачет, тому легко угодить Богу, а кто веселится, тот забывает о Боге. Хотите вы быть угодным Богу?

НИКОЛАЙ
 Хочу.

ОВЕРИН
Если вы хотите, мы сделаем вот что…

ОВЕРИН
(подвигаясь ближе, глядя в землю)
Здесь есть один мальчик, Малинин, я говорил с ним об этом, но он не хочет.
Пусть они остаются здесь, а мы уйдем.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Куда?

ОВЕРИН
Читали вы жизнь старца Серафима? Я думаю уйти сначала куда-нибудь в лес, хоть не так далеко. Мы возьмем с собой две лопаты, топор и немного хлеба, это будет не тяжело нести. Где-нибудь в бору найдем такое удобное место, недалеко от реки, чтобы нам было что пить. Нужно только, чтобы к этому месту никто не мог пройти, чтобы его никто не знал. Бывают такие места, я сам видел, что кругом растут сплошь, одна подле другой, сосны, как частокол; из-за ветвей вверх ничего не видно, а в середине площадка, и от темноты на ней даже травы не растет. Вот на такой площадке мы выкопаем глубокую яму, так, чтобы в ней могло поместиться две маленькие комнаты. По краям ямы вставим заборы, чтобы земля не осыпалась, а в середине собьем русскую печь из глины, знаете, какие бывают в деревнях? Верх мы закроем бревнами, их будем рубить подальше, чтобы не заметили, что мы тут живём. Сверх бревен насыплем землю, так что если кто и будет проходить мимо, то не узнает, что под ногами у него живут люди. У нас будут две комнатки, и постоянно будет гореть лампадка перед образом — от неё только будет свет. Когда мы будем выходить за пищей, то будем заваливать вход, чтобы никто не узнал. Мы будем молиться, есть же как можно меньше, а спать на голых досках. Пройдет десять-двадцать лет, мы сделаемся стариками и будем угодны Богу так, что нам будут поклоняться медведи и дикие звери. Наконец кто-нибудь из нас умрёт первым… Вам сколько лет?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Двенадцать.

ОВЕРИН
Мне тринадцать: я умру прежде. Вы похороните меня и будете с радостью ждать смерти, а я о Вас буду молиться в раю. Тело моё там сделается как из воску и будет прозрачно, и Ваше тоже. Мы будем святыми – у нас будут белые, как снег, одежды. Мы будем жить вечно и никогда не умрем…

Оверин некоторое время молчит, затем продолжает со сосредоточенной серьёзностью.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
Бабушка хотела отдать меня в монахи, и я всё хотел, да она умерла, И тётка отдала меня сюда. Но я теперь и сам не хочу быть монахом, я хочу быть один в пустыне, много-много вдвоём, да и то потому, что одному не устроить землянки. Там будет хорошо и спокойно молиться! Тишина, никого нет кругом – образ, лампада и евангелие. Я и здесь молюсь в душе каждую минуту, но тут мешают. Нужно готовить уроки. Бог велит свято исполнять всё, что требуют. Но когда я уйду отсюда в пустыню, там никто не будет мешать. Мы будем не переставая молиться. У меня теперь много грехов, и я долго буду выполнять эпитимию. За каждый грех я считаю три дня поста, стоя на коленях и не поднимаясь. Мне нужно простоять на коленях несколько лет, и я буду стоять на камне до тех пор, пока на нём не сделаются ямы от моих колен. Нужно как можно умерщвлять свою плоть. Если я не ем теперь за грехи целый день, меня вечером так начинает искушать дьявол, что я не могу заснуть. Когда мы будем святыми, нас он не будет искушать.

Николай молчит, не зная, что ответить, продолжает смотреть на рубашку, высунувшуюся из-под курточки Оверина.       

ОВЕРИН
Вы пойдёте со мной?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(и не хочет огорчать отказом и обмануть совестно)
Не знаю.

ОВЕРИН
Если вы хотите спасти свою душу,
тут нечего не знать. Пойдемте…

Подходит Сколков.

СКОЛКОВ
Новичок! Иди-ко сюда. Иди, ей-богу
ничего не будет. Нужно поговорить…

Николай нерешительно подходит. Сколков кладёт Николаю руку на плечо и ведёт его, конфиденциально наклонивши голову к его уху.

СКОЛКОВ
Нет ли у тебя пятнадцати копеек?
Я завтра отдам.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 (нерешительно)
Я вам дам, пожалуй, тридцать, только
Вы не будете бить и мучить меня?

СКОЛКОВ
Вот ей-богу! Это я так… Ей-богу,
больше не буду. Пойдём с нами играть;
что с этим сумасшедшим говорить!

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Нет, я хочу с ним посидеть…

СКОЛКОВ
 Ну, сиди, а только смотри,
он тут немного помешавшись…

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Как?

СКОЛКОВ
Так. Он сам себя голодом морит.
Дурак! Булки раздаёт всем, кто его
попросит. Как-то целый месяц не булок
был. Потому у него просить – грех…      

Николай даёт Сколкову рублевую бумажку.

СКОЛКОВ
Клянусь, принесу сдачу.

Сколков уходит, но тут же возвращается.
 
 Нельзя ли уж взять сорок?
(ласково улыбаясь)
Ты извини, я, ей-богу, это так…
А теперь, если тебя кто посмеет
тронуть, я всю рожу разобью.
Клянусь тебя защищать. Пусть
только посмеют! 

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
 Возьми…               

Сколков уходит. Николай возвращается к Оверину в сад. Оверин задумчиво лежит на скамейке, подложив руки под голову. При появлении Николая немного приподнимается.

ОВЕРИН
Ты согласен?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(уклоняясь от решительного ответа).
Что же мы будем есть в лесу? 

ОВЕРИН
 Мы будем немного есть. Будем есть хлеб.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Где же мы его будем доставать?

ОВЕРИН
Бог пошлет нам.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(смущённо)
Нет, я не хочу. Вы идите одни.


ИНТ. КОРИДОР ПАНСИОНА. ДЕНЬ.

Николай бредёт по коридору пансиона гимназии. Видит, как в одной из комнат на кроватях сидит группа старшеклассников и играет в карты. Кто-то пьяный валяется на кровати, раскинув руки. Многие курят табак. Николай неприятно удивлён. Николая видит богатырского телосложения САВУШКА САВЕЛЬЕВ (26) и подходит к нему.

САВУШКА САВЕЛЬЕВ   
Ты что здесь делаешь?

Николай растерянно молчит.

Новенький?

Николай кивает головой.             

  Беги, пока не поймали и уши не надрали.

Савушка Савельев возвращается в спальню.

МАЛИНИН
(осторожным шёпотом)
Куда ты? Сюда нельзя… Еле тебя нашёл… Это спальня старших. Они никого не пускают в свой дортуар. Хорошо, что тебя Савушка увидел. Он – добрый, его все любят.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Они курят… и пьют… И это ученики?

МАЛИНИН
Не беспокойся, они почти никогда не выходят из старшей спальни. Товарищество у них развито до последней степени, старшие крепко стоят друг за друга, их даже сам инспектор не шутя побаивается… Среди старших тоже, знаешь, есть…

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Кто?

МАЛИНИН
Ну, такие…

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Какие?

МАЛИНИН
Ну вон того видишь?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Ну?

МАЛИНИН
Ризу с образа украл!..

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
И продолжает учиться?

МАЛИНИН
Это ещё что! А вон тот? Сенечка Рогов! С ним лучше не связываться! Назначен пансионским фельдфебелем… У-у-у, здоровенные кулачищи! Сенечка разъезд полицейский разбил!

 НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Это которому 33 года? Он, что по четыре года в каждом классе сидит? Учат-учат – не научат.

МАЛИНИН
Ну почему по четыре? По три… А вон тот
гимназию поджигал…

Малинин и Николай идут по коридору. 

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
А кто тот, что со мной заговорил?

Малинин и Николай идут по коридору.  К ним присоединяются Второв и Торопов.

МИША МАЛИНИН
Савушка добрый, но удивительно
тупой малый. Ничего выучить не может.

ВТОРОВ
Он только благодаря крепкому сложению
не забит до смерти по мудрому правилу
нашего времени: «Забей девять, десятого
выучи!»

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Так почему он работать не идёт?

ВТОРОВ
Таким как он в гимназии сытно, тепло.

МАЛИНИН
Старшим почему быть хорошо? Перешёл
в пятый класс, и делай что хочешь. 

ТОПОРОВ   
Ага, главное сейчас им на
глаза не попадаться.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Я видел мальчика на коленях… За что?               

ТОПОРОВ
Многие натерпятся от старших, а потом сами зверуют! Своих же бывших товарищей по несколько часов на коленях держат.               

МАЛИНИН
Какова бы ни была дружба, она прекращается, если один из друзей остаётся в четвертом классе, а другой переходит в пятый и получает полное право заморить своего друга на коленях. Старший имеет право оставлять младших без обеда, рвать за уши; младший должен повиноваться, утешая себя мыслью сделаться впоследствии старшим и в свою очередь оставлять других без обеда, рвать уши, ставить на колена.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
А надзиратели, инспектора? Почему они не видят,  не вмешиваются?

МАЛИНИН
И хорошо. От их вмешательства только хуже!

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Почему?


ИНТ. СТОЛОВАЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Класс Николая строем заходит в столовую. Николай садится на край стола. Его выталкивают. Подходят старшие, садятся.

СКОЛКОВ
Ты что, Николай, это место старших!
(старшим)
Он не знал, он не знал…

Повара ставят на край стола большие дымящие ёмкости со щами. Старшие гимназисты первыми берут поварёшки и накладывают в свои тарелки лучшие куски мяса и верхний, жирный бульон. Набирают пироги. Начинают есть. После них накладывают еду младшие гимназисты.          
Гимназисты передают тарелки друг другу. Николай ставит перед собой свою тарелку.

ВТОРОВ               
Новичок, ты из скромности ничего
не должен есть за обедом…

Николай смотрит, не понимая.

МАЛИНИН
Он шутит, ешь.

Подходит СЕНЕЧКА РОГОВ (33) Берёт ложку Николая, снимает в свою тарелку плавающий сверху жир.

СЕНЕЧКА РОГОВ
Что-то пусто!

Кидает ложку, брызги падают на булку. Подходит Чебоксаров, забирает себе булку Николая.

ЧЕБОКСАРОВ
Ты ещё домашние харчи помнишь.
А мы на казённом давно!

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вот и шли бы работать…
Вас бы к Ефиму на конюшню…

СЕНЕЧКА РОГОВ
Что ты нянькаешься с ним!? Привыкнет…
Новичок, ты должен, выходя из-за стола,
целовать руку надзирателя…

Сенечка Рогов отходит.

МАЛИНИН
Не слушай никого… И не спорь.
Меня слушай, я расскажу…               


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Николай выходит из столовой. У дверей стоит НАДЗИРАТЕЛЬ АДАМ ИЛЬИЧ, внешне похожий на гуся. У него длинная вытянутая шея. Он по очереди хватает выходящих из дверей младших гимназистов. Старших не трогает.

АДАМ ИЛЬИЧ
Умой руки, у тебя все руки в чернилах!
Ты никогда не чешешь волос, тебе нужно обстричься.
Зачем ты грызешь ногти?
Даром что ешь казённый хлеб!               
(Чебоксарову и Сенечке)
А это вы… Проходите, проходите…
(младшему гимназисту)
Куда ты бежишь?

Адам Ильич хватает УЧЕНИКА, очень быстро идущего по коридору, и заходит с ним в столовую. Поворачивается спиной. На спине Адама Ильича прикреплён листочек, на котором карикатурно, весьма неумело, но с душой изображен гусь, хлопающий крыльями.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ АДАМА ИЛЬИЧА
Зачем ты болтаешь ногами под скамейкой?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Это ещё кто?

МАЛИНИН
А-а, это Гусь!

ТОРОПОВ
Хорошо рисуночек, да?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Кто?

МАЛИНИН
Наш надзиратель, Адам Ильич… Завтра уж другой будет. Они по очереди. Другой Надзиратель, Белес, целый день книги читает. Нас не трогает никогда. Без надобности.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Значит, при нём полная свобода и хаос?

МАЛИНИН
Наоборот, спокойнее. Зачем шуметь? Белес, он – нормальный…Это Гусь всех достал… Поэтому мы его достаём!       

НИКОЛАЙ
Это ж сколько народу бояться надо?               

МАЛИНИН
Нам бояться надо старших…

ИНТ. КЛАСС ГИМНАЗИИ. УТРО.

Идёт урок Закона божьего. Николай вместе со всеми повторяет слова за учителем. Все склонились над учебниками. Николай поднимает голову, смотрит налево, направо, опускает голову.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ОСЕННИЙ ДЕНЬ.

У окна стоит Оверин и, не замечая никого вокруг, делает очередную зарисовку, смотря время от времени в окно, которое выходит во двор. Николай подходит к нему.


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ОСЕННИЙ ДЕНЬ.

Гимназисты играют в мяч и другие игры. Кто-то шутливо борется, кто-то бегает. Над забором виден большой купол церкви. Далеко выше – гора, на которой возвышается остроконечная церковь. Вокруг неё - маленькие деревянные домики.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ОСЕННИЙ ДЕНЬ.

Николай смотрит на рисунок Оверина. Там изображён дом, которого нет. Но Оверин продолжает  бросать взгляды в окно, словно рисует с натуры.


ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. УТРО.    

В спальне казённый неуют. Звенит звонок. Мальчики просыпаются, поднимаются.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
Гимназисты почти ровным строем идут в столовую.


ИНТ. СТОЛОВАЯ. УТРО.               
Хором поют молитву. Завтракают.            


ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.

Идут монотонные уроки. Николаю скучно.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Зачем я здесь?


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.            
Николай подходит к задумавшемуся о чём-то Оверину.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Послушайте, я хочу спросить…             
   
Оверин, увидев Николая, раскрывает свои большие глаза и, точно пробуждённый от сна, смотрит на него в упор вопрошающим взглядом.

ОВЕРИН
(крайне удивлён)
 А! Это вы!

Оверин отходит. Николая толкают другие мальчики.   

ФАДЕЕВ
Ещё один чудак!

Сколков разгоняет мальчиков. Николай стоит один. К нему подходит Малинин.   

МАЛИНИН
Ты на выходные будешь уходить
или останешься в пансионе?

Николай Негорев не отвечает.

МАЛИНИН
Ты не думай, народ у нас добрый…               


ИНТ. СПАЛЬНЯ. ВЕЧЕР.

Николай закрывает учебник французского языка Марго. Смотрит на Оверина, окружённого гимназистами. Оверин увлечённо рисует. Перед ним установлены разные учебные принадлежности: чернильницы, книги, перья и другое. Рядом лежат неплохо сделанные рисунки. Второв потихоньку вытаскивает рисунок чернильницы. Сергей Оверин этого не замечает. КРЕПЫШ (гимназист первого класса (11)  вскакивает, корчит рожи. Горохов в упор смотрит на Оверина, тот продолжает рисовать, никого не замечая.

ГОРОХОВ
Кузьма Кузьмич, Кузьма Кузьмич!..
Вот ведь чисто юродивый…

Крепыш резко дёргает Оверина за курточку. Карандаш резко съезжает, перечёркивая нарисованную тетрадь. Оверин хватает книгу, выставленную как модель для рисования, и бросает в Крепыша. Тот со смехом отскакивает. Лежащий на кровати и читающий очередной роман НАДЗИРАТЕЛЬ БЕЛЕС поднимает голову, переворачивает страницу и читает дальше.


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ОСЕННИЙ ВЕЧЕР.   

Гимназисты отдыхают во дворе. Николай сидит на скамейке и наблюдает за всеми.

ВОСПИМИНАНИЯ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. УТРО.

Николай Негорев пытается маршировать вместе со всеми.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯМ


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ОСЕННИЙ ВЕЧЕР.   

Николая, шутя, толкает Торопов.

ТОРОПОВ               
Николай, почему ты не играешь никогда?

ВТОРОВ            
Он – будущий филосов и размышляет о судьбах мира.

ГОРОХОВ
Всё гораздо прозаичнее. Скука.

КОРОЛЁВ
Но бдительное начальство не даёт вылиться скуке в нечто непозволительное.

В голову Горохову прилетает мяч. Он со смехом поднимает его и бежит к компании мальчишек, играющих в мяч. Горохов останавливается у окна гимназии и заглядывает в окно. Бросает мяч ждущим его гимназистам. Смешно изображает переваливающегося и гогочущего гуся. Все смеются. Николай поднимает глаза в небо. На небе – ни облачка.


ИНТ. КОМНАТКА НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ. ВЕЧЕР.

В комнате Адам Ильич, Фадеев и Гуляев.

АДАМ ИЛЬИЧ
Я, как опытный юрист, должен рассмотреть дело со всех сторон и, не торопясь, после должного и всестороннего обсуждения, постановить решение. Ты говоришь, что он затрагивал тебя. Положим, что он затрагивал тебя. Как он тебя затрагивал?

ФАДЕЕВ
Он тыкал меня стальным пером.

АДАМ ИЛЬИЧ
Хорошо-с. Положим, и тыкал, но из этого вовсе не следует, чтобы ты должен был набрать в брызгалку чернил и брызнуть ему прямо в лицо. Ты брызнул в него? Да?

ФАДЕЕВ
 Он сам хотел в меня брызнуть.

АДАМ ИЛЬИЧ
Зачем же ты не сказал об этом мне, а сам распорядился брызнуть?

ГУЛЯЕВ        
(лицо в чернилах)
Я его вовсе не трогал. Он подошел
к моему столу и брызнул в меня из
брызгалки чернилами.

ФАДЕЕВ
  Он лжет, Адам Ильич: и брызгалка
не моя, а его.

АДАМ ИЛЬИЧ
Положим… 


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.

ГОРОХОВ
Адам Ильич снова положительно торжествует!

ВТОРОВ
Кто на этот раза ему под руку попал?

ГОРОХОВ
Фадеев с Гуляевым. Подружились бы
наконец, вместо того чтобы враждовать.

КОРОЛЁВ
Это и есть дружба.

Мальчики с удивлением переглядываются.

ГОРОХОВ
Баранов, ты занят?

БАРАНОВ
А?... Что?

ГОРОХОВ
Считай баранов, Баранов. Торопов, пошли.

Торопов не очень хочет, но всё-таки идёт с Гороховым.


ИНТ. СПАЛЬНЯ МЛАДШИХ. ВЕЧЕР.

Горохов брызгает на постель Адама Ильича чернила. Обдаёт баночку Торопову. Поправляет постель.

ТОРОПОВ
И что мы казённое имущество портим?

ГОРОХОВ
Да, до давнего героя, сумевшего пришить сонного  гуся к простыне, нам расти и расти…


ИНТ. КОМНАТКА НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ. ВЕЧЕР.

АДАМ ИЛЬИЧ
Я постановляю решение: того, кто обрызган чернилами, ввиду того, что он тыкал товарища стальными перьями, оставить без булки, а обрызгавшего, за самоуправство, оставить без обеда.


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.

Гимназисты свободно бегают по двору, кто-то играет, кто-то спокойно сидит. Горохов с Тороповым смеются и что-то рассказывают, перебивая друг друга. Из окна спальни младших, расположенной  на втором этаже, вылетают по одному цветные карандаши Адама Ильича. Осенний двор кажется безмятежным, а небо над ним – вечным.


Рецензии