4 серия Благополучный россиянин

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г)     4 СЕРИЯ (1часть, 6 глава)


ИНТ. СТОРОЖКА ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.    

Оверин топит олово и отливает из него разные фигурки. Вокруг него толпятся любопытствующие гимназисты. Среди них Второв и Крепыш. Гуляев и другие строгают перочинными ножиками лучины. Входит Фадеев, подходит к Гуляеву.

ФАДЕЕВ
Чего ты тут?

ГУЛЯЕВ
Да так, ничего… В пансионе скучно.

ФАДЕЕВ
А что Оверин?

ВТОРОВ
Пытается изобразить какую-то художественную небрежность.


ИНТ. СТОЛОВАЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

За окном – зима. В столовой свет тусклый. За большим длинным столом сидят богатые гимназисты. У каждого свои чайники, чашки, блюдца и ложечки. Служители ставят два ведерных самовара на концы стола. Бедным гимназистам выдают по ломтю черного хлеба.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Многие без всякой цели бродят по коридору.

МИША МАЛИНИН
Чего ты маешься? Ты же хочешь говорить
по-французски, так учи!

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Сейчас – часы отдыха, а отдых сам по себе
уже исключает всякое занятие учебными
руководствами, и я, несмотря на свое
пламенное желание изучить французский
язык, считаю кощунством зубрить
слова в часы, назначенные для отдохновения.

МИША МАЛИНИН
Но ведь это скучные часы.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Ну и пусть!

Почему в гимназии нет никаких других
книг кроме учебных? Значит,
чтением тоже заняться нельзя?

МИША МАЛИНИН
Попроси у своих родственников Шрамов.
Учебник французского они же тебе дали.


ИНТ. ГИМНАЗИЯ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА. ДЕНЬ.

Одни гимназисты слоняются без дела, другие рассматривают давно знакомые портреты генералов двенадцатого года, развешанные по стенам.

ВТОРОВ
Вот же были славные времена!

ТОРОПОВ
А чё, Адама Ильича нет?

ГОРОХОВ
Ребята, Гусь домой зачем-то побежал! Свобода!               

Гимназисты затевают что-то вроде шуточной драки. Горохов запрыгивает на спину Торопову, тот опрокидывает «наездника» на пол. Оба смеются. Нечаянно задевают Второва, он падает. Назревает конфликт.

СКОЛКОВ
А давайте сыграем комедию! 

ВТОРОВ
А сыграем! Ту, что солдаты в казармах на святках разыгрывают.    

ГОРОХОВ
Точно. Про царя Максимилиана.

МАЛИНИН
Я наизусть помню.

СКОЛКОВ
Ур-ра! Вот это дело! Я – царь!

ГОРОХОВ
(почти про себя, глядя снизу вверх)
Кто бы спорил…

ВТОРОВ
А кому достанется роль Оники?

ГИМНАЗИСТЫ
Я хочу!
Мне. Дайте мне.
Я сыграю!

КОРОЛЁВ
Роль Оники, при всей своей краткости,
самая эффектная в пьесе. Этот воин
очень искусно машет подпоркой над
головой Адольфия, после чего тот
падает, давая зрителю разуметь, что
он обезглавлен. 

СКОЛКОВ
Я назначаю на роль Оники…

Все с замиранием ждут…

СКОЛКОВ
Савушку.

Все разочарованы, но никто не спорит, поскольку Савушку все любят.


ИНТ. ГИМНАЗИЯ. БОЛЬШОЙ (РЕКРЕАЦИОННЫЙ) ЗАЛ. ДЕНЬ.

Рекреационная зала увешана портретами генералов войны 1812 года, сподвижников Александра I. Портрет самого царя Александра 1. В центре зала стоит надзирательское кресло. Вокруг него актеры, держащие вместо оружия деревянные подпорки от окон. Зрители ждут представления. Входит Сколков, играющий роль царя. Он, махая подпоркой, выкрикивает какую-то рифмованную нескладицу. От вдохновения так краснеет, что низ куртки поднимается кверху, а белая рубашка довольно широким карнизом падает на живот.

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
(указывая подпоркой на кресло).
Не для меня ли сей трон сооружен? Сяду я на сей трон, надену на голову корону, всему миру в оборону, а не в урону; возьму скипетр и державу, всему миру во славу.

Сколков приближается к трону. Зрители ведут себя очень неприлично: толкаются, смеются, шумят, острят над Максимилианом (героем пьесы). Сколков не смущается.

ВТОРОВ
Сколков, корону не потеряй!

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
(твердым голосом, подходя к креслу)
Сяду на сей трон.

В это время какой-то НЕВЕЖА из зрителей плюёт на самую середину трона. Среди зрителей начинается неописанный восторг и хохот. Сколков останавливается в минутной нерешимости: сесть ли ему на осквернённый трон или наказать виновного. Сколков останавливается около кресла:

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
 Скороход-маршал, явись пред трон своего монарха!

Входит СКОРОХОД, вооруженный длинною подпоркою.

СКОРОХОД
 (застенчиво улыбаясь и глотая слова).
 Что изволите приказать, всё готов исполнять.

Очевидно, артист не вник в роль сурового скорохода и предпочитает изображать невинную девицу, стыдливо изъявляющую согласие на брак.

ГУЛЯЯЕВ В РОЛИ АДОЛЬФИЯ (непокорного сына царя) готов выскочить на сцену как и положено по сценарию, но Сколков, вытянув вперёд руку с подпоркой, в позе Кутузова-Смоленского, на ходу меняет текст.

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
 Позвать ко мне Онику-воина.

САВУШКА В РОЛИ ОНИКИ-ВОИНА чётко, по-военному подходит к царю. 

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
Отсечь голову непокорному…

Сколков молчит, словно забыл слова.

КОРОЛЁВ
«непокорному моему сыну Адольфию».

Но Сколков поворачивает свою подпорку и с прежнею торжественностью указывает на дерзкого Невежу-зрителя.

СКОЛКОВ
Отсечь голову непокорному подлецу!

Савушка-Оника, ни на секунду не сомневаясь, подходит к «НЕПОКОРНОМУ ПОДЛЕЦУ» и со всей силы бьёт его подпоркой по голове. Крики, шум; в среде зрителей полное смятение.

СКОЛКОВ В РОЛИ ЦАРЯ МАКСИМИЛИАНА
(со спокойною торжественностью)
Оника-воин, возвратись в дом свой.

Сколков вытирает рукавом плевок с трона и садится с твердым намерением продолжать свою царскую роль. Оника выходит; за ним выходит и Невежа-зритель, получивший удар в голову и теперь неутешно плакавший. Комедия продолжается своим чередом.

ГУЛЕЕВ В РОЛИ АДОЛЬФИЯ
О дражающий родитель, не казни, отец родной.

Гуляев-Адольфий «плачет», стоя на коленях перед троном отца и закрываясь рукою, чтобы скрыть душивший его смех.

МАЛИЛИН В РОЛИ МОЛОДОЙ ЖЕНЫ АДОЛЬФИЯ
(играет неумело, застенчиво, всё время обдёргивая свою курточку, краснеет ) 
 Прости его, отец!

ЗРИТЕЛИ
(толкая царя в бок и спину)
Прости его, Сколков!

СКОЛКОВ
 Позвать скорохода-маршала!

Входят двое старших: Чебоксаров и Сенечка Рогов.

СЕНЕЧКА            
 Это что такое?

Сколков поспешно ретируется с кресла. Чебоксаров догоняет его и хватает за уши. Гуляев-Адольфий убегает. Застенчивый Малинин, вероятно, увлекшись ролью или просто потерявшись, по-прежнему обдергивает курточку и, краснея, смотрит в землю. Сенечка со всего размаха бьёт его по щеке. Малинин падает головой на ручки кресла. Кровь льёт ручьем. В зале начинается смятение. Даже сам Сенечка оторопел.

СЕНЕЧКА               
(кричит неловко)
 Ну, что вы стали? Расходитесь! Расходитесь!

Николай полон негодования. Он не может скрыть своего гнева и в упор смотрит на Сенечку. Тот замечает его взгляд.

СЕНЕЧКА
Ты-ы… чего смотришь?

Самоуверенный всегда Сенечка вдруг пугается и убегает. Все рассматривают рассечённое ухо Малинина, кричат и геройски ругают старших.

 ВТОРОВ               
 Это разбой! Они не смеют драться!

ГОРОХОВ
Надзирателя нет, так они и драться!

СКОЛКОВ
Малинин, иди жаловаться к директору.

Малинин присыпает больное место толчёным сахаром, успокаивается и вовсе не хочет жаловаться.

МАЛИНИН
Не люблю жаловаться. Это нехорошо.               

ГИМНАЗИСТЫ
А в кровь лицо разбивать хорошо?

СКОЛКОВ
Иди в сторожку. За уши драть можно, а разбивать уши до крови запрещено законом.

ГИМНАЗИСТЫ
Иди к директору!

Малинин не хочет никуда идти. На Малинина набрасывают шинель.


НАТ. ЛЕСТНИЦА ВО ВДОР. ДЕНЬ.

Малинина под крепким конвоем ведут вниз по лестнице, на двор.


НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Сколков останавливается у калитки дома директора.      

СКОЛКОВ
 Стойте, господа! Неужли мы пойдем всей оравой?
 
ГИМНАЗИСТЫ
 Да, много, много.

СКОЛКОВ
 Мы вдвоем пойдем, а вы оставайтесь.

ОВЕРИН
 (серьёзно)
 Мы останемся и сделаем вот что…

Оверин спокойным движением сбрасывает свою шинель на снег. Поспешно нагребает в неё снег и, свернув её, несёт наверх. Другие радуются скандалу и с хохотом насыпают в свои шинели снега.


ИНТ. ЛЕСТНИЦА ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

По лестнице поднимаются гимназисты со шинелями, наполненными снегом, покраснев от холода и восторга, который производил неумолкаемый хохот. Впереди идёт Оверин.


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Оверин серьёзен. Он неторопливо высыпает снег из своей шинели на пол.

ОВЕРИН
(с восторгом)
 Вали.

ГИМНАЗИСТЫ
 Вали-и!

В коридоре образуется большая куча снега. Начинается какая-то дикая вакханалия. В опьянении от сознания своего торжества все начинают танцевать на куче снега. Снег тает, текут ручьи. Пляска становится всё более безумной и  яростной. У многих вылезла почти вся рубашка из брюк; на рукавах, от усиленных движений, наросло столько складок, что обнажилась половина руки. Весь пол коридора покрывается водяными следами. Все бегают и веселятся, как будто завтра начинаются каникулы. У всех затмение ума. Один Оверин стоит в стороне и задумчиво на всё это смотрит.

ВТОРОВ               
А давайте польём снег кипятком. Быстрей растает!

Николай Негорев забегает в спальню. Выбегает со своим чайником. С величайшим удовольствием отдаёт чайник Второву.

ОВЕРИН
 Это символ того, что мы их не боимся.
Пусть они нас мучат, а мы их не боимся.

Вдруг по лестнице раздаются шаги, кто-то бросается бежать; другие не успевают. Обе половины двери распахиваются. Входит директор. Его брюхо обтянуто серым пальто на вате. Бобровый воротник, красная опухшая физиономия и синяя фуражка с кокардой. Сзади директора видны испуганные лица Сколкова и Малинина. Оверин один стоит неподвижно. Остальные воспитанники разбегаются.    

ДИРЕКТОР
 (густым басом, не снимая фуражки)
 Это что такое?

Никто не отвечает. Видны только спины убегающих воспитанников.


ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. ДЕНЬ.

Прибежав в классную, все торопливо усаживаются на свои места у конторок, вытаскивают книги и начинают тараторить вслух что попало.

ВТОРОВ               
 «l'avais, tu avais, il avait»; (Я имел, ты имел, он имел (франц.).

ГОРОХОВ               
(с азартом)
«Вандалы ворвались, ворвались вандалы, вандалы ворвались, с северных границ, с северных границ»;

КОРОЛЁВ               
 «Число букв языка славянского в различных букварях различно полагается…»

Торопов, стоя у карты, пересчитывает границы Пруссии.   


ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Директор стоит в коридоре, в ватном сером пальто, в фуражке с кокардой и галошах.

ДИРЕКТОР
Что это значит? Где надзиратель?

СТОРОЖ ЖИЧИНСКИЙ
 (суетливо, приготовившийся принять директорское пальто)
 Они-с, верно, вышли.

ДИРЕКТОР
Куда вышли?

СТОРОЖ
 Не могу знать-с.

Директор оборачивается к куче снега. Там стоит один Оверин, задумчиво вертящий нижнюю пуговицу курточки. Оверин ждёт, когда с ним заговорит директор.

ДИРЕКТОР
Совсем дурак.

Директор, махнув рукой на Оверина, идёт в столовую, где стоит шум твердящих уроки воспитанников.


ИНТ. СТОЛОВАЯ. ДЕНЬ.

ДИРЕКТОР
Кто натаскал снегу?

ГИМНАЗИСТЫ
(делая вид, что твердят уроки)
  «Либо волею бысть егда человекам пророчество».
 «Верхнее течение Волги простирается…».
 «Capra in rupe pascebatur» (коза паслась на скале).

ДИРЕКТОР
 Я с вами разделаюсь!

Директор выходит. Мальчики в величайшем страхе продолжают твердить уроки. Через минуту директор возвращается в сопровождении целой толпы старших.

 ДИРЕКТОР
Вы не хотите слушаться старших! Я вам покажу, как их не слушаться!

Вбегает Адам Ильич. Он запыхался, покраснел, волосы его в беспорядке; очевидно, он бегом прибежал из дому.

АДАМ ИЛЬИЧ
 (заискивая, с улыбкой до ушей)
 Извините, я отлучился только на минуту… Они… от них нельзя отвернуться ни на минуту.

Директор не обращает никакого внимание на Адама Ильича.

ДИРЕКТОР
(крича воспитанникам)
Я вам покажу!

Наконец, накричавшись вдоволь, директор поворачивается к Адаму Ильичу.

ДИРЕКТОР
(Адаму Ильичу)
Прикажите там прибрать. И вперёд, любезнейший, пожалуйста, не отлучайтесь. На днях может быть губернатор.

Адам Ильич выбегает в коридор. Директор поворачивается к дверям, все облегчённо вздыхают. Но директор обращается к старшим.

ДИРЕКТОР
Господа, вы, пожалуйста, смотрите за ними, наказывайте их. Если они не будут слушаться, скажите мне. Слышите ли,
(воспитанникам)
если кто из вас будет не слушаться старших, да я узнаю, - запорю каналью!
(Сколкову и Малинину, помертвевшим от страха)
А вы жаловаться вздумали на старших! Розог!

Начинается раздирающая душу сцена. Малинин ломая руки, падает в ноги директора, целует полу его ватного пальто. Но его первого кладут под розги. Сторож Жичинский в роли экзекутора. Слыша отчаянные крики, Николай Негорев дрожит как в лихорадке, боясь упасть в обморок. Входит Оверин.

ОВЕРИН
 Палач!  Кровопийца!

Оверин бросается к Жичинскому, но вдруг с воплями падает на скамейку. У него истерический припадок. Возмутительную экзекуцию прекращают.


ИНТ. СПАЛЬНЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Оверин лежит в кровати. Рядом Николай. У дверей стоит Сколков, наблюдает за ними.

ОВЕРИН
Я зарежу когда-нибудь этого злодея. Его нужно зарезать. Если б был ножик, я бы и зарезал. На Никейском соборе Николай чудотворец ударил богоотступника Ария по щеке. Следует всегда бить по щеке. Я его непременно ударю.

НИКОЛАЙ
Не хотите ли яблоков?

ОВЕРИН
Какие яблоки! Вы ничего не понимаете. Я не еврей. Когда Христа мучили и били розгами и плетьми, евреи смотрели на это и ничего не говорили, Бог рассеял их по лицу земному. Вот и с Вами то же будет.

Оверин закрывает глаза. Николай отходит. Сколков идёт к нему.

СКОЛКОВ
Как он, «божий человек»?

НИКОЛАЙ
На Оверина невозможно сердиться серьёзно.
Он сам не понимает, что творит.
Следует зову души…


ИНТ. СТОРОЖКА ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.               

Мальчики в сторожке чистят сапоги и пришивают пуговицы.

КОРОЛЁВ
Будет ли губернатор спрашивать уроки?

ГОРОХОВ
Если будет, то, вероятно, несколько человек засекут до смерти.

СКОЛКОВ
Если директор дает не меньше ста розог, то губернатору стыдно дать меньше трехсот.

ВТОРОВ               
Оторванные пуговицы строго приказано пришить, а кто их потерял - найти во что бы то ни стало.

    ТОРОПОВ               
А ты где пуговицы взял?


ИНТ. КОРИДОР. ДЕНЬ.

Гимназисты возвращаются из сторожки. РАБОЧИЕ подкрашивают стены, чистят окна, белят.

НИКОЛАЙ
Дышать невозможно. Везде то запах
спирта и политуры, то непросохшего белья.

МАЛИНИН
А ещё известки и масляной краски.

СКОЛКОВ
А я обожаю масляную краску!


ИНТ. ПРИХОЖАЯ. ВЕЧЕР.

1-ый СВОЕКОШНЫЙ собирается домой. Берёт курточку. Пуговицы нет ни одной.

ТОПОРОВ
Что смотришь, дома пришьёшь!

2-ой СВОЕКОШНЫЙ
А я-то свою из рук не выпускал.
Знаю я эту «казну пузатую»!

3-ий СВОЕКОШНЫЙ
Да, тут держи ухо востро! Эта «казна
пузатая» своего не упустит… Смотрите-ка,
под потолком. С осени тенёта висела,
никому дела не было.

На высоченной лестнице стоит РАБОЧИЙ и метлой пытается сбить паутину.

2-ой СВОЕКОШНЫЙ
Ату её, ату! Левее, правее…

3-ий СВОЕКОШНЫЙ
(насмешливо)
Может, вам помочь…

Пока своекошные смотрят на потолок, чья-то РУКА перочинным ножичком срезает все пуговицы у 3-его своекошного. 2-ой своекошный держит свои руки на пуговицах.


ИНТ. КОРИДОР ПЕРЕД КЛАССНЫМИ КОМНАТАМИ. УТРО.

Из классной комнаты выходят гимназисты.

ВТОРОВ               
Если Иван Капитоныч явился на урок в
трезвом виде, значит, точно губернатор пребудет. 


ИНТ. СПАЛЬНЯ. ВЕЧЕР.

Гимназисты толпятся у дверей, не решаясь войти. Шкафики около кроватей отполированы. В спальнях блестят полы.

МАЛИНИН
Ух ты! Красиво как воском натёрли.

ГОРОХОВ
Не грохнись…

ТОРОПОВ
Покатаемся….

ВТОРОВ
Как коровы по льду!

АДАМ ИЛЬИЧ
Я вам покатаюсь! Снимайте сапоги.

СКОЛКОВ
Простынем же, босиком ходить… Полы холодные…

АДАМ ИЛЬИЧ
Поговори у меня…


ИНТ. СПАЛЬНЯ. УТРО.

АДАМ ИЛЬИЧ
Ребятки, подъём. Всем получить
чистое белье, сдать старые одеяла,
получить новые. Сегодня
наверняка будет губернатор.

Адам Ильич прохаживается вдоль кроватей. Мальчики нехотя встают.

АДАМ ИЛЬИЧ
Почистите сапоги, почистите сапоги.
Сторожу выдана бутылка ваксы, спросите у него.

Адам Ильич останавливается рядом с Овериным. Смотрит на его курточку.

АДАМ ИЛЬИЧ
Ты все ещё, Оверин, не пришил
пуговиц! Ах ты, господи! А руки,
руки! Точно ты трубы чистил.
Без булки… Как губернатор-то в
класс войдёт, все дружно
кричите: «Здравие желаем»…


ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.

Гимназисты что-то пишут в тетрадях. Трезвый и выбритый  Иван Капитоныч сидит за столом с книгой в руках. Вдруг он поднимает голову, прислушивается, выпрямляет спину.

ГОЛОСА ЗА КАДРОМ
 В коридоре раздаются смешанные звуки шагов, очевидно принадлежавших нескольким людям. Шаги скрываются в соседнем классе, затем раздаётся не очень дружное, произнесённое гимназистами  «Здравия желаем». Снова шум шагов. Дверь класса открывается. У всех вылетает неслышный вздох, в котором как будто заключается слово «идет».

Среди всеобщей тишины, входит НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. Впереди ГУБЕРНАТОР, сухощавый мужчина, с седой, плешивой головой, заткнутой, точно пробка в бутылку, в высочайший красный воротник; густые золотые эполеты висят слишком низко на его узких костлявых плечах. Он высок ростом, ходит прямо, точно движущийся верстовой столб. Он сановит, строг и недоступен. Гимназисты вскакивают на ноги.

ГУБЕРНАТОР               
(громко, махнув  фуражкой с красным околышем)
Здравствуйте, дети!

КЛАСС ХОРОМ
Здравия жела-о-о-о-оем!

Губернатор тихими, ровными шагами доходит до стены, разворачивается, хочет идти, но тут видит грязные руки Оверина. Он удивлён и растерян, хочет сделать ему замечание, но видя твёрдый и спокойный взгляд Оверина, отворачивается, поскольку не понимает, чего ожидать от такого ученика. Вместо Оверина дёргает за воротник Гуляева.

ГУБЕРНАТОР
  Застёгивать крючки! Застёгивать!
Не нежиться! Не распускаться!

Директор, инспектор и свита суетятся, но губернатор делает крутой полуоборот и быстро выходит за двери.


ИНТ. СТОЛОВАЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

МАЛИНИН               
Щи сегодня значительно жирнее.

ВТОРОВ
Жаркое не сожжено, как уголь.

ТОРОПОВ
А каша-то на молоке.               

КОРОЛЁВ               
Завтра же всё будет по-старому.


ИНТ. КОРИДОР. ВЕЧЕР.

В гимназии несколько учеников. Большинство разъехалось на рождественские каникулы. Николай сидит на подоконнике, смотрит в окно. Рядом лежит раскрытая книга французского языка.


НАТ. УЛИЦА. ВЕЧЕР.

По улице иногда проезжают экипажи. Редкие прохожие: СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ, ДВОЕ ПЬЯНИЦ, СТУДЕНТ. Вдалеке виден освещённый каток и МАЛЕНЬКИЕ ФИГУРКИ катающийся людей.


ИНТ. СТОЛОВАЯ. ДЕНЬ.               

Гимназисты занят кто чем. Читают, пишут, разговаривают, слоняются без дела. Здесь же надзиратель Адам Ильич. Заходит инспектор Семен Васильевич в синем мундире с безобразным стоячим воротником, из которого высунут орденский крест и кусок ленты. Он что-то такое сообщает Адаму Ильичу, что тот пугается.

ИНСПЕКТОР Семен Васильевич
Дети, вы понесли большую, горькую
потерю: по воле всемогущего
Бога дорогой наш монарх Николай
первый скончался.

Все очень поражены и молча слушают инспектора.

ИНСПЕКТОР
(растроганным голосом)
Теперь, господа, пойдемте в собор
присягнуть новому государю императору
Александру Второму.

ГОРОХОВ               
 Завтра не учиться, Семён Васильевич?

ИНСПЕКТОР
(Адаму Ильичу)
 Так неожиданно и в такой момент!

ВТОРОВ               
Отчего умер государь, Семён Васильевич?

ИНСПЕКТОР
От гриппа.

КОРОЛЁВ               
Что это такое, грипп?

ИНСПЕКТОР
Это какая-то горловая болезнь.
Государь простудился. Он всегда
одевался легко, как простой солдат.

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

Гимназисты, построенные в две шеренги, идут по улице. Рядом с Николаем шагает Оверин. По городу гудит звон и отзывается набатом, как будто извещающим об ужасном народном бедствии: пожаре, наводнении или землетрясении. Кругом смятение. Толпится НАРОД; небольшие кучки людей, собравшись у домов, с жаром разговаривают о чем-то; многие куда-то бегут; экипажи несутся полной рысью взад и вперед. Навстречу гимназистам также в две шеренги идут КАДЕТЫ. Андрей Негорев, разговаривая с соседями, весело смеётся. Николаю это не нравится. Андрей, видя брата, кивает ему. Николай не отвечает. У ворот какого-то двухэтажного барского дома толпится пёстрая дворня, и КАКОЙ-ТО ПАРЕНЬ, молодцевато стоя перед компанией горничных, поварёнков и лакеев, говорит басистым голосом:

КАКОЙ-ТО ПАРЕНЬ
А что, если это врут все, если
царь жив, а это попусту народ смущают?
 
ОВЕРИН 
(мгновенно оживившись)
 Что, если государь в самом деле жив?

НИКОЛАЙ
 Как?

ОВЕРИН
Может быть, это ложное известие.
Кто-нибудь выдумал. Или может государь
сам захотел испытать: что будет,
когда узнают о его смерти, и
нарочно велел объявить.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ            
Оверина не покидает мысль, что все
это фальшивая тревога. Ему не
хочется верить простому несчастию
и он предпочитает верить
счастливому чуду. Возможно ли
такое? Был ли в истории император,
который сам отрёкся от власти?


ИНТ. ЦЕРКОВЬ. ДЕНЬ.

Церковь полна народа. Толкотня, давка. Все что-то повторяют за священником. Но за гулом не разобрать слов. Рядом с Николаем крестится заплаканная МОЛОДАЯ БАБА. У дверей стоит юродивый Кузьма Кузьмич.

КУЗЬМА КУЗЬМИЧ
(буднично)
Присягаем…

ИНТ. ГИМНАЗИЯ. ДЕНЬ.

По возвращении из церкви всем гимназистам выдают кусочки крепу. Мальчики повязывают их на рукава.


Рецензии