8 серия Благополучный россиянин
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. УТРО.
Коридор полон гимназистов. Адам Ильич кричит, дергая Малинина за пуговицы.
АДАМ ИЛЬИЧ
«Ну что, ж хавронья, ты там видела такого?» Нужно рассказывать басню, а не читать! Это самое лучшее место: «Пришла домой свинья-а-а свиньео-о-ой», как будто ты видишь перед собой свинью, всю в грязи. В это время нужно развести руками. Вот так. «Свинь-а-а свиньо-о-оей».
МАЛИНИН
(тянет, чуть не плача)
Свинья-a свинье-е-ей.
АДАМ ИЛЬИЧ
Да нет же… Не так, не так!
Мимо пробегает Горохов. Адам Ильич хватает его.
АДАМ ИЛЬИЧ
Горохов, куда бежишь. Стой! Будешь читать французскую оду Ж.-Ж. Руссо.
ГОРОХОВ
Я не знаю французского.
АДАМ ИЛЬИЧ
Да на русском!
(Горохов вырывается, убегает).
Ты куда?
Адам Ильич оглядывается. Малинина нигде не видно. Другие гимназисты разбегаются.
АДАМ ИЛЬИЧ
Губернатор новоназначенный присутствовать будет! Сам! Это честь – оду ему прочитать!
Из-за двери выходит Малинин, разводит руками так, как показывал Адам Ильич. Адам Ильич разочарованно машет на него рукой.
АДАМ ИЛЬИЧ
Иди учи! Чтобы назубок всё знал!
Малинин уходит. Адам Ильич смотрит по сторонам. В коридоре никого нет. На подоконнике он видит рисунок гуся, который тонет в реке, вдалеке видна Эйфелева башня. Адам Ильич берёт рисунок в руки. Нарисованный гусь просит подать ему хотя бы соломинку. Художник подписал название реки, но последняя буква «а» зачёркнута, исправлена на «о» - Сено. Адам Ильич злобно оглядывается, суёт рисунок в карман.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ПАНСИОНАТА. ВЕЧЕР.
МАЛИНИН
Ненавижу этот ежегодный торжественный акт.
ВТОРОВ
Так не надо так стараться, Малинин! Хочешь быть лучше всех?
МАЛИНИН
Я знаю всё, что мы учим.
ГОРОХОВ
Не перестарайся, смотри.
МАЛИНИН
Знания лишними не бывают.
КОРОЛЁВ
Если их применять с толком!
Забегает Яков Степаныч с фунтом стеариновых свечей и своей объемистой диссертацией под названием «Анализ и синтез». Кладёт диссертацию на конторку Малинина.
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Миша, у тебя красивый почерк, перепиши.
МАЛИНИН
(с испугом)
Что это?
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Моя диссертация! Буду читать на торжественном акте. Поспеши!
Яков Степаныч убегает. Второв открывает первую страницу диссертации, свистит, потом хохочет.
ВТОРОВ
Здесь же несметные тысячи латинских и греческих цитат!
Подходит Николай читает.
НИКОЛАЙ
«Littera docet, littera nocet»
ГОРОХОВ
Переведи.
МАЛИНИН
Книга учит, книга мучит.
КОРОЛЁВ
Да, такое переписывать – не позавидуешь. По истине littera nocet!
ИНТ. МЛАДШАЯ СПАЛЬНЯ ПАНСИОНАТА. НОЧЬ.
Малинин при свече переписывает диссертацию Якова Степаныча. Делает ошибку. Комкает в досаде листок, бросает на пол. На полу уже несколько листочков. Малинин поднимает их и разглаживает.
ИНТ. КОРИДОР ПЕРЕД БОЛЬШОЙ ЗАЛОЙ. ДЕНЬ.
Небольшой оркестр довольно нескладно играет туш, приветствуя НОВОГО ГУБЕРНАТОРА.
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА. ДЕНЬ.
За столом с красным сукном сидят все члены педагогического совета - учителя, на этот раз побритые, причесанные и, сверх обыкновения, совершенно трезвые. Во главе совета новый губернатор, моложе лет на 20 прежнего. Перед столом установлена кафедра, развёрнутая спиной к гимназистам. Гимназисты выстроены во фронте и, несмотря на строгий запрет, будут кашлять и сморкаться в строю, выражая этим свою крайнюю скуку и неудовольствие, на протяжении всего торжественного акта. На кафедру поднимается директор.
ДИРЕКТОР
Я представлю годичный отчёт о результате экзаменов, по итогом которых Чебоксаров и Рогов выпущены из гимназии с правом на чин четырнадцатого класса, остальные «взрослые» ученики пока оставлены за слабостию успехов еще на год в том же классе. Всего закончило курс…
Малинин не слушает, шепчет слова басни.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
Свинья на барский двор когда-то затесалась…
…В помоях по уши досыта накупалась…
Открывает глаза. Видит на кафедре Якова Степаныча. Учитель машет руками, выкрикивая что-то непонятное. Малинин закрывает глаза.
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
«Littera docet, littera nocet»
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
Свинью спросил пастух: «Что идет слух…
Что всё у богачей лишь бисер и жемчуг…»
Мальчишки толкают несчастного Малинина вбок. Он открывает глаза. За столом все смотрят на него. Он выходит к кафедре. Ужасно смущаясь, краснея и в страшном припадке кашля, как сорока, лепечет басню.
МАЛИНИН
Не дай бог никого сравнением обидеть,
Но как же критика хавроньей не назвать,
Который, что ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?
Второв не может сдержать смех. Уставшие гимназисты переминаются с ноги на ногу. На кафедру гордо Иван Капитоныч.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
(с гордостью)
Позвольте мне представить личное сочинение о свойствах русского глагола.
Новый губернатор устал и ничего слушать больше не хочет. Иван Капитоныч, поймав выразительный взгляд директора, с большим сожалением открывает самый конец доклада.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
В итоге, я утверждаю, что русский глагол труднее всех других глаголов поддается изучению иностранца!
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Вот и хорошо…
(Губернатор берёт в руки первый листок)
Похвальный лист вручается гимназисту Оверину…
ДИРЕКТОР
Оверин, выходи.
Гимназисты толкают Оверина. Он, смущённый берёт свой похвальный лист. Руки его по-прежнему не очень чисты. Новый губернатор, видя это, невольно, но с пониманием усмехается. Оверин не знает, что делать с наградой, сгибает лист вдвое, вчетверо, в восьмую часть, затыкает за обшлаг вместе с платком.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Негорев Николай.
Выходит Николай. Ему вручается латинский словарь Кронеберга.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
(вежливо улыбаясь)
Мне сказали, ты любишь читать. Учись и дальше хорошо.
ИНТ. КОРИДОРЫ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Гимназисты в стройном порядке, церемониальным маршем, в сопровождении всего синклита, направляются в столовую.
ИНТ. СТОЛОВАЯ ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Нового губернатора усаживают за стол, наливают суп. Губернатор, улыбаясь, слегка пробует суп. Взмахивает левой рукой, точно говоря: «Я знал, что суп хорош».
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
А у вас детям не дают молока?
ДИРЕКТОР
Никак нет-с, ваше превосходительство.
В столовой меньше обыкновенного гама и шума. Гимназисты разливают суп, передают тарелки друг через друга. Стараются аккуратно есть.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Кстати, я хотел сказать: отчего бы служители не могли подавать блюда, как это обыкновенно делается?
ИНТ. ДОМ ШРАМОВ. ДЕНЬ
Старик Шрам с отрешённым видом сидит на диване. Катерина Григорьевна, Володя Шрам, Николай и Андрей Негоревы играют в карты за большим столом. Володя проигрывает. Все встают из-за стола. Николай садится на диван.
СТАРИК ШРАМ
(агрессивно, но как будто не узнавая Николая)
А? Что? Вот у вас в гимназии был губернатор: он проберет ваших. Столько уже народа поувольнял! И какого! Сплошь уважаемые люди!
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Какой он, новый губернатор?
СТАРИК ШРАМ
Да сколько ж можно?
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Новый губернатор мал ростом, поджар, и ходит, наклонившись всем туловищем вперед, будто готовясь нырнуть в воду.
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
(улыбаясь)
Старый был сановит, строг и недоступен.
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Новый очень вежлив и всем улыбается, помахивая на ходу левой рукой, точно говорит: «Уж я знаю, что все хорошо».
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Старый ходил тихими, ровными шагами, или, лучше сказать, «тихими, но верными стопами».
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Новый бегает как-то впритруску и вообще необыкновенно юрок, так что на первый взгляд он значительно уступает своему предшественнику во всех отношениях, не говоря уже о том, что по крайней мере на двадцать лет моложе его.
НИКОЛАЙ
Но в гимназии всё по-прежнему… Учителя сначала старались, а теперь ведут себя как раньше… Молоко по праздникам начали давать, но и только…
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Небритые учителя, с водочным запахом, с ругательствами и криками… Представляю себе зрелище!
НИКОЛАЙ
Да уж лучше вашей муштры!
КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Что, действительно никаких перемен? В городе сейчас большое смятение. От нового губернатора все ждут чего-то ужасного. В первые же дни своего приезда он уволил множество чиновников…
НИКОЛАЙ
У нас в первых числах случилось необычайное обстоятельство: директор не пошел с отметками, и, таким образом, единицы и двойки остались без привычного возмездия; но об этом потолковали с неделю и забыли.
АНДРЕЙ
А я знаю, что ваш Иван Капитоныч попал пьяный в часть и был представлен полицией, с разбитой рожей, в контору дирекции…
НИКОЛАЙ
Сфера интересов будущих военных поистине безгранична… Единственная перемена, это – послабления со стороны старших. С выходом Чебоксарова и Сенечки число старших как будто значительно уменьшилось, и они сделались не так грозны и неприступны. Я до сих пор не могу свыкнуться с этим.
ВОЛОДЯ ШРАМ
Не такие они и грозные, эти старшие.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Дерзкая мысль, что старшие - такие же смертные, как и мы, укрепляется среди младших всё более и более. Да и сами старшие, потеряв своих лучших представителей, как будто уже не так свято верят в непреложность своей деспотической власти над младшими.
АНДРЕЙ
И поэтому с меньшей самоуверенностью раздают вам подзатыльники и пощечины.
НИКОЛАЙ
Но в пансионе скучно, как и прежде.
АНДРЕЙ
(ехидно)
Зато у вас нет муштры!
ИНТ. ПРИХОЖАЯ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Двое оборванных грязных пьянчужки топчутся у порога. Это Чебоксаров и Сенечка Рогов. Но ребята узнают их не сразу.
ЧЕБОКСАРОВ
(заискивающе)
Нет ли у кого тридцати копеек…
КОРОЛЁВ
Это же Чебоксаров!
ГОРОХОВ
Сенечка – гроза всего пансиона!
ВТОРОВ
Sic transit gloria mundi! (Так проходит слава земная! (лат.))
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА. УТРО.
В зале ещё стоят кафедра и стол, покрытый запыленным красным сукном. В зале много гимназистов, пришедших сюда во время перемены между уроками. Тихими, задумчивыми шагами входит директор.
ДИРЕКТОР
Дети, я должен проститься с вами: я уезжаю.
Директор останавливается, чтоб перевести дух, а может быть, и в ожидании шумных выражений сожаления со стороны учеников. Но все молчат и ждут, что будет дальше. Директор машет синим картузом с кокардой.
ДИРЕКТОР
У вас будет новый директор. А до тех пор, пока он приедет, мою должность будет исправлять инспектор Семён Васильевич.
Директор поворачивает залпом, как флюгер, своё брюхо и исчезает в дверях. Рядом с Николаем стоит Оверин.
ОВЕРИН
Директору давно следовало уволиться, так как жирный человек не может хорошо выполнять никакой должности, будучи исключительно занят разными мыслями о пьянстве и обжорстве.
СКОЛКОВ
… Да он проиграл и пропил казенные деньги…
ГОРОХОВ
И не только, говорят, он…
Горохов наклоняется к Второву, что-то ему шепчет…
ВТОРОВ
Да нет…
ИНТ. СТОЛОВАЯ. ДЕНЬ
Повара подают тарелки гимназистам, сидящим за столами. Перед каждым гимназистом стоит молоко.
ИНТ. СПАЛЬНЯ ПАНСИОНА. НОЧЬ.
КОРОЛЁВ
Новый директор назначен из учителей какого-то девичьего института.
ГОРОХОВ
Он написал даже какой-то учебник для благородных девиц!
ВТОРОВ
Учителя благородных девиц вообще имеют кроткий характер.
ТОРОПОВ
Напротив, не имев ранее возможности сечь девиц и теперь дорвавшись до розог, он поспешит наверстать долгий пост и, таким образом, будет пороть напропалую.
ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.
В класс входит Федор Митрич в особенно мрачном расположении духа. Он тяжело опускается на стул, подпирает голову руками. Грозно молчит. Наконец словно приходит в себя, встаёт, подходит к партам.
ФЁДОР МИТРИЧ
(тихим, брюзгливым тоном, каким говорят, только что проснувшись после сильного похмелья).
Негорев. Что у Вас сегодня? Отвечай… Нет, иди-ка черти карту… К доске!
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Но мы никогда раньше не чертили карт…
ФЁДОР МИТРИЧ
Не тебе решать! Иди! …Чёрт!...
Николай идёт к доске. Берёт мел.
ФЁДОР МИТРИЧ
А нарисуй-ка нам Персию…
Николай неуверенно рисует наугад очертания страны.
ФЁДОР МИТРИЧ
(торжественно, со злобной иронией)
Да! Да! Отличный ученик! Да и зачем теперь учиться? Вовсе не надо учиться! Из-за чего учиться? Умные люди выдумали, что конфетками надо приохочивать к ученью. Так и будем знать, будем конфетки носить! Чёрт бы вас побрал, болваны!
Федор Митрич вдруг кричит с яростью.
ФЁДОР МИТРИЧ
Хороши вы будете! Будете свиней пасти! Поди-ка сюда!
Николай робко подходит к учителю.
ФЁДОР МИТРИЧ
Ты конфет хочешь! Конфет хочешь!
Фёдор Митрич кричит, сопровождая каждое восклицание ударом кулака по голове ученика. Николай кричит от боли.
ФЁДОР МИТРИЧ
Брысь на место!
Фёдор Митрич яростно кричит, обращаясь ко всему классу.
ФЁДОР МИТРИЧ
Я буду вас учить конфетами-кокосами, ананасами! Вы у меня узнаете конфеты!
Фёдор Митрич продолжает кричать громче и громче. На губы выплывает белая слюна. Он похож на бешеную собаку.
ФЁДОР МИТРИЧ
Ах вы, щенки! Дворяне! Конфетами их учи!
Фёдор Митрич в изнеможении падает на стул и замирает; слышно тяжёлое дыхание, да по робкому движению губ видно, что он не совсем успокоился и, может быть, собирается только с силами, чтобы поднять ещё сильнейшую бурю. Звенит звонок. Испуганные ученики бросаются вон из класса.
ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.
В класс входит полупьяный Иван Капитоныч, садится на стул. Грозно оглядывает учеников, словно видит их впервые.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
Ну, читай, какой-нибудь дубина!
Все молчат. Из-за парты поднимается Сколков.
СКОЛКОВ
Я – дубина, Иван Капитоныч, позвольте читать.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
Кто это? А, это ты! Иди-ка сюда, господин Дубина.
Сколков выходит.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
Скажи мне, пожалуйста, для чего ты, Дубина, живешь? Что из тебя выйдет? Если б ты был действительно хоть небольшой дубовой палкой, из тебя можно было бы сделать трость, а теперь куда ты годишься? Бить тебя – и то ничего не поделаешь. Не бить? Да как не бить? Ведь ты в каторгу пойдешь, разбойник, если тебя не бить! Вот ты – дворянин, ничему ты не учишься, есть будет нечего, пойдешь воровать, и все этак пойдете, и сделается ведь у нас наконец целое царство воров, так что и воровать не у кого будет!!! Не бей вас! Дворяне! Потому-то и бить нужно, что дворяне. Неграмотный мужик пойдет землю копать, а ты не пойдешь: ты воровать только пойдешь!
ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.
Звонит звонок с урока, который провёл Яков Степаныч. Малинин поднимается с места.
МАЛИНИН
Яков Степаныч, мы обеспокоены…
СКОЛКОВ
(не вставая с места)
Скажите, Яков Степаныч… Я урок приготовлю!
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Мудрят, мудрят... Посмотрим, что будет.
СКОЛКОВ
Кто мудрит-то?
ЯКОВ СТЕПАНЫЧ
Новый губернатор просил инспектора не забывать, что его попечениям вверены дети дворян, сечь которых не совсем прилично.
Яков Степаныч встаёт из-за стола, забирает бумаги, выходит за дверь. В классе тишина. Все в смятении. Никто не бежит на перемену.
ТОРОПОВ
Теперь что, нас не будут водить в сторожку?
ГУЛЯЕВ
И не будут заставлять кричать под розгами?
ФАДЕЕВ
А не начать ли бить стекла?
ВТОРОВ
Как теперь будут карать леность, строптивость?
ГОРОХОВ
Дурную чистку сапог?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ МАЛИНИНА
Злоупотребления мелом с целью написания на спине Адама Ильича разных неподобающих слов…?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что мы будем делать в отсутствие спасительного регулятора?..
Нет больше розог, нет больше преграды, и бурный поток хлынет и потопит всё.
КОРОЛЁВ
Розгу чем-то заменят.
МАЛИНИН
Теперь главной мерой наказания будет внесение на чёрную доску, и каждый, попавший на нее три раза, будет исключен из гимназии навсегда!
СКОЛКОВ
Это пустяки. Посмотрят, посмотрят, да опять драть начнут.
ОВЕРИН
Розгу давно следовало уничтожить как вещь совершенно лишнюю, потому что она не уменьшает ожирения, от которого происходит леность. Чтобы окончательно искоренить эту болезнь, следует кормить лентяев одной овсянкой и как можно чаще давать им слабительное. От этого лекарства лентяи в самом непродолжительном времени превратятся в таких же лёгких и энергических животных, как легавые охотничьи собаки, которых ничем не кормят, кроме овсянки, чтобы не возбудить в них склонности к лени и неподвижности…
Все гимназисты смотрят на Оверина, как будто видят его впервые.
ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА. УТРО.
Трезвый и выбритый Иван Капитоныч, в чистой одежде, стоит перед классом. В руках его раскрытая книга. Он громким баритоном, по слогам проводит диктант.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
(громким баритоном)
Финляндия, прекрасная в своей дикости…
МАЛИНИН
Что это с ним? Никогда диктовки не было… И… трезвый!
В класс неслышно вскакивает новый губернатор. На нём серая солдатская шинель, в руках фуражка с красным околышем. Растерянные гимназисты по одному поднимаются с мест, а не все вдруг, как полагается. Иван Капитоныч теряется больше учеников, дрожит всем телом, как в лихорадке. Книга его выскальзывает на пол.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
(резким тоном, но махнув рукой, чтобы дети сели)
Вы ещё здесь?
ИВАН КАПИТОНЫЧ
(весь дрожа)
Здесь, ваше превосходительство.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Вам давно сказано, чтобы вы подавали в отставку. Я с вами распоряжусь иначе!
Губернатор уходит. Иван Капитоныч умоляюще бросается следом.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
Ваше превосходительство!
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
МАЛИНИН
Я только что узнал, через неделю будет экзамен для второгодников!
ИНТ. СПАЛЬНЯ СТАРШИХ. ВЕЧЕР
ТРЕТЬЕГОДНИК НИКИТИН
Через неделю экзамен, братцы.
ТРЕТЬЕГОДНИК БУРДИН
Нечего готовиться. Всё равно исключат!
3-ой ТРЕТЬЕГОДНИК
(поверительно 4-ому)
Знаешь, что я думаю? Я попрошу у отца денег и буду торговать рыбой. У нас рыба очень дёшева; дома буду скупать и привозить сюда. Заведу свою барку, отлично будет! Устрою себе каюту, этакую небольшую, оклею обоями, поставлю кресла, диван. Ведь это недорого будет стоить.
4-ый ТРЕТЬЕГОДНИК
Да, и сделать каюту темною, чтобы лампочка такая матовая горела или свеча за абажуром.
3-ой ТРЕТЬЕГОДНИК
(робким шепотом, потирая руки от восторга).
И девчонку туда.
ИНТ. КОРИДОР ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Мимо старшеклассников, чуть их не задевая (без прежнего почтения) проносятся младшие ученики. Никитин ходит гордо, с прямой спиной. Он специально провоцирует младших, чтобы те его толкнули, но никого не решается поставить на колени. И даже подняв руку, для того чтобы дать кому-то подзатыльник, разочарованно опускает руку.
ТРЕТЬЕГОДНИК БУРДИН
(с сокрушением глядя вслед)
Мелочь-то, мелочь-то какая останется! Клопы одни.
ТРЕТЬЕГОДНИК НИКИТИН
Да. А прежде бывало – легенды! Казанцев у самого полицеймейстера лошадей угонял!
ТРЕТЬЕГОДНИК БУРДИН
Всё равно что студент!
ИНТ. БОЛЬШАЯ ЗАЛА. УТРО.
За экзаменационным столом сидят новый губернатор и педагогический совет. Перед ними человек пятнадцать великовозрастных учеников.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Ну что, господа, начнём с шестиклассников? Никитин, выходи.
Никитин, сгорбившись, подходит к столу.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Сколько тебе, голубчик?
НИКИТИН
Двадцать семь.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
27? Сколько же ты учишься?
НИКИТИН
Не знаю.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
А в каком возрасте поступил?
НИКИТИН
Не помню.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Хорошо, голубчик. Сколько же будет семью восемь, например?..
НИКИТИН
Должно быть… будет семьдесят восемь…
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
И много у вас таких великовозрастных мудрецов, которые, в пристальном изучении четырех правил арифметики по многу лет в одном классе остаются?
ИНСПЕКТОР
Этот всего третий год, Ваше Превосходительство!
Директор, смотря на инспектора, крутит пальцем у виска.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Савельев.
Савушка Савельев, неловко спотыкаясь о парты, выходит.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Умеешь читать по-французски?
Савушка мнётся. Яков Михалыч протягивает ему книгу.
САВУШКА САВЕЛЬЕВ
Умею.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Ну, читай, голубчик, мы ждём.
САВУШКА
«Юн жон, генон ки луи»
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Tres bien! Il suffit. (Трэ бьэн. Иль суффи) (Очень хорошо. Достаточно)
Перед экзаменаторами стоит Бурдин. Отвечает уверенно.
БУРДИН
Главный город Пиренейского полуострова – Лиссабон!
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
Как неожиданно!
И какая же там губерния?
БУРДИН
(отвечает смело)
Лиссабонская.
Губернатор смотрит на Фёдора Митрича, поднимается. Все преподаватели встают за ним.
НОВЫЙ ГУБЕРНАТОР
(гимназистам)
Спасибо, господа.
(учителям)
Исключить всех…
ИНТ. ПРИХОЖАЯ ГИМНАЗИИ. ЗИМНИЙ ДЕНЬ.
ТРЕТЬЕГОДНИКИ
Прощайте, господа! Теперь мы вольные казаки!
Говорят с натянутой веселостью, но видно, что они смущены и не хотят уходить. Наконец кто-то из них наваливается на тяжёлую дверь. Дверь медленно, но поддаётся. Третьегодники гуртом выскакивают на улицу. Младшие рады их уходу. Они пришли не провожать старших, а как бы убедиться, что те действительно уходят.
МЛАДШИЕ ГИМНАЗИСТЫ
У-ра-а!
Топоров плюёт им вслед. В углу стоит, окружённый младшими гимназистами Савушка Савельев. Его жалеют и не хотят отпускать. Савушка беден. Он в казённой курточке и казённых штанах. Вещей никаких с собой нет. Даже узелка. В левой руке – бумаги об увольнении.
КОРОЛЁВ
Куда ты пойдешь, Савушка?
САВУШКА
А чёрт его знает. Пойду, куда глаза глядят. Пойду в лес, сострою избушку на курьих ножках, да и буду жить.
Второв разглядывает свою новую шинель. Он понимает, что у Савушки нет одежды, поскольку он в казённых вещах, которые следует сдавать.
САВУШКА
(с натянутой веселостью)
Прощайте, братцы. Может, больше не увидимся.
Савушка крепко жмёт чью-то руку и крепко кусает себе губы. Слёзы текут по щекам, он порывается поскорее уйти. Его за плечо останавливает ГРАЧЁВ, старшеклассник.
ГРАЧЁВ
Как же он так пойдет, господа? Дадим ему что-нибудь. Вот у меня есть партикулярное пальто… штатское, не форменное.
САВУШКА
Полноте, полноте, господа! Что вы? С чего это?
Гимназисты бросаются в спальню и тянут Савушку за собой. Все бросаются к своим ящикам и достают, кто что может. В спальню заходит СТАРШЕКЛАССНИК ФЕДЯ.
СТАРШЕКЛАССНИК ФЕДЯ.
Вот, братцы, кисет. Валите все вещи в мой кисет.
Федя вытряхивает на платок махорку из своего кисета.
САВУШКА
Полноте, полноте.
Савушку держат несколько человек, чтобы он не улизнул как-нибудь. Малинин собирает для Савушки деньги. Кто может, тот делится.
ГРАЧЁВ
Ты, Савушка, надень моё пальто.
ВТОРОВ
Постой, давай меняться сапогами. У меня новые казенные сапоги.
КОРОЛЁВ
Вот тебе шапка.
МАЛИНИН
Бери деньги.
ОВЕРИН
Возьми мою казённую шинель. Меня исключат за растрату казённых вещей, и тогда я пойду с тобой копать артезианские колодцы, вообще малоизвестные в России, но хорошо знакомые по описанию, прочтенному в «Науках и художествах» «Библиотеки для чтения».
ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Савушка одет в пальто Грачёва. В руках узел с вещами. Мальчики по несколько раз проталкиваются к нему и жмут руку. Некоторые в восторженном состоянии.
ГИМНАЗИСТЫ
Прощай! Заходи. Зайдешь когда-нибудь?
САВУШКА
Зайду! Полноте, господа, благодарю, что вы?
ФАДЕЕВ
Где же ты, Савушка, будешь ночевать?
Этот прозаический вопрос всех вводит в растерянность. Никто не подумал об этом раньше.
ГРАЧЕВ
Тебе, Савушка, надо нанять квартиру.
НИКОЛАЙ
Я знаю в Жидовской слободке очень добрых семинаристов, могущих приютить, по крайней мере, на одну ночь.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Более приличное помещение для Савушки приискать трудно. Квартира Новицкого и Бенедиктова также бедна.
САВУШКА
Семинаристы?
ГОРОХОВ
Семинаристы ужасные мерзавцы! Не следует
якшаться с этими долгогривыми чертями.
НИКОЛАЙ
(с горячностью)
Эти семинаристы великодушны и хороши.
ВТОРОВ
Давай адрес.
ГРАЧЁВ
Надо написать им письмо.
ИНТ. СТОЛОВАЯ. ВЕЧЕР.
Николай сидит за столом, пишет письмо. Вокруг гимназисты, среди которых и Савушка.
КОРОЛЁВ
Пиши, что он добрый и трудолюбивый.
ВТОРОВ
Аки пчёлка…
НИКОЛАЙ
Савушка, ты не храпишь по ночам?
ГОРОХОВ
Это не пиши. Только о хорошем.
САВУШКА
Да не храплю я.
ГОРОХОВ
Верим-верим.
НАТ. ДВОР ГИМНАЗИИ. ВЕЧЕР.
Семинаристы стоят у окон. Савушка медленно идёт до середины двора. Останавливается. Оглядывается. Смотрит на окна. Машет в ответ. Потом бегом бежит до ворот.
ИНТ. УЧИТЕЛЬСКАЯ. УТРО.
В отпускном журнале значится запись: «Гимназисты 3 класса Негорев Николай и Оверин Сергей уволены к господину Савельеву».
ИНТ. ПЕРЕД КОМОРКОЙ В ЖИДОВСКОЙ СЛОБОДЕ. УТРО.
Николай и Оверин подходят к коморке.
ОВЕРИН
Русские сделают самое лучшее, если поступят
все до одного в солдаты. Нам необходимо
завоевать Европу, Азию, Африку, Америку и Австралию.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за бред!
ИНТ. КОМОРКА В ЖИДОВСКОЙ СЛОБОДЕ. УТРО.
Николай и Оверин заходят в коморку. Там Новицкий, Беденектов и Андрей, который в восторге трясёт Савушку за плечи, весело смеясь над его смущением. Савушка красный от стыда и смотрит исподлобья быком…
Свидетельство о публикации №222121700215