Как англичане уничтожили сухой док

Продолжаю публиковать интересные, с моей точки зрения, заметки о Битве за Атлантику в годы Второй мировой войны.  Немцы, сами попавшие в сложную ситуацию с доставкой стратегических грузов из-за пределов Германии, уже второй раз на протяжении ХХ столетия стремились создать экономическую блокаду для Британии. Расположенная на островах Англия была очень зависима от поставок их своих колоний и сырья для своей промышленности, и продуктов питания.  Но, как оказалось по итогам войны, англичане сделали правильные выводы из морской блокады в годы Первой мировой войны, и на островах много сделали для того, чтобы укрепить хотя бы продовольственную безопасность своей метрополии.

Немцы, как и в годы Первой мировой войны, стремились обеспечить блокады с помощью действий на коммуникаций англичан своих надводных кораблей-рейдеров. Самым успешными действиями отметились два «карманных линкора» - «Шарнхорст» и «Грейзенау» в северной Атлантики, а также линкор «Граф фон Шпее» в южной. А вот рейд линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген»  в первой половине 1941 года не удался.  «Бисмарк» был потоплен.

Но наибольший урон морскому торговому судоходству Британии в начале войны наносили немецкие подводные лодки, действующие в составе «волчьих стай». Пользуюсь отсутствием в англичан необходимого количества эсминцев и миноносцев для охраны конвоев,  немецкие субмарины в ночное время, действую из надводного положения, топили от четверти до половины транспортов и танкеров из состава конвоев.

С падением Франции в 1940 году пять её портов использовались как военно-морские базы Кригсмарине. Это были Брест, Лорьян, Сен-Назер, Ле Паллис и Бордо. Сен-Назер, средний из пятерки, в устье Луары, имел для немцев дополнительную ценность, - огромный сухой док длиной 300 метров.

Это был на то время самый большой док в мире, создан специально для постройки и обслуживания лайнера "Нормандия". В марте 1942 года близнец «Бисмарка линкор  "Тирпиц" всё еще находился в норвежском фьорде, но это не планировалось навечно. Если бы он использовал Сен-Назер в качестве базы вместе с подводными лодками, это представляло бы большую опасность для конвоев в Англию.

Возможно, это было наиболее хорошо защищенное место на всем оккупированном немцами атлантическом побережье.
1. Южные ворота дока, сооружение весом в 1500 тонн.
2. Северные ворота
3. Старый восточный шлюз
4. Строящиеся бункеры для подводных лодок
5. Южный шлюз

После гибели "Бисмарка" англичане начали вплотную работать над планом вывода этого дока из строя. Аэрофотоснимки, карты, позиции береговых орудий и макет в масштабе позволили составить подробный план.
Основной удар по воротам должен был нанести гружёный взрывчаткой корабль. Для этой цели выбрали полученный по ленд-лизу американский эсминец USS Buchanan, получивший в Британии наименование HMS Campbeltown. 

Ему постарались изменить внешность так, чтобы он напоминал немецкие эсминцы, для чего удалили 2 трубы, а у оставшихся верх срезали наискосок, как у немцев. На баке было установлено орудие. Остальные были заменены на восемь 40-мм Эрликонов. Корабль для увеличения незаметности выкрасили в так называемый Mountbatten pink, цвет, придуманный адмиралом Маунтбеттеном. якобы он был наиболее подходящим в условиях плохой видимости и в моменты восхода и заката. Акватория на подходе представляла собой сложную смесь илистых отмелей и каналов. Фарватеры были засекречены немцами, поэтому следовало максимально облегчить корабль, весну.
В трюме HMS Campbeltown под 12-фунтовой пушкой размещались 24 глубинные бомбы Mk VII в шести бетонных ящиках, армированных сталью. Детонатор должен был сработать через семь-восемь часов после тарана ворот №1. Мостик был дополнительно бронирован стальными пластинами для защиты командира « Кэмпбелтауна » капитан-лейтенанта Стивена Халдена Битти и его рулевых.

Если бы эсминец не смог добраться до ворот, его должен был подстраховать торпедный катер МТБ 74, торпедные аппараты которого были специально перенесены на бак.  Кроме того, 16 катеров Motor Launch (ML), Fairmile Type B были добавлены в качестве атакующих и сопровождающих.

26 марта в 14:00 конвой вышел из Фалмута, и началась операция «Колесница». Общая число участников состояло из 611 офицеров и матросов флота и 257 коммандос. Командующим операцией был коммандер Роберт Э.Д. Райдер, находившийся на борту MGB 314

Эскортные эсминцы Atherstone и Tynedale были добавлены в качестве дополнительной защиты конвоя. И именно Tynedale утром следующего дня обнаружил подводную лодку U-593 и атаковал её глубинными бомбами, но безуспешно. Хотя пишут, что кое-какие повреждения она всё-таки получила. Командир конвоя тут же изменил курс, понимая, что подводники обязательно сообщат о встрече. И не ошибся, но поскольку курс был обманным, пять немецких торпедных катеров, вышедших из Сен-Назера перехватить его не смогли, хотя и сыграли впоследствии некоторую роль.

Можно добавить, что U-593 смогла отомстить своему обидчику и 12 декабря 1943 года отправила Tynedale на дно в Средиземном море.

Через пять часов конвой встретил пару французских сейнеров. Суда потопили, а рыбаков взяли в плен.

По плану в районе полуночи британские ВВС нанесли бомбовый удар по району цели, чтобы загнать береговые подразделения немцев в укрытия. Однако облачность была низкой и видимость плохой. Поскольку лётчики имели приказ бомбить только достоверно определённые военные объекты, то бомб было сброшено мало, а некоторые вообще не отбомбились. Так что немцы в основном остались на боевых постах.

« Кэмпбелтаун» вошёл в устье, дважды коснувшись дна. В 01:20 прожекторы с берега  осветили весь флот, но в течение короткого времени немцы не хотели открывать огонь, возможно, из-за путаницы, вызванной ложными сигналами, и общего неверия в возможность проведения такого дерзкого рейда. Но тут, ещё за 2 мили до цели, немецкие флаги были заменены на британские. Сомнения противника отпали.

В течение последующих 15 минут половина людей на борту ML была либо убита, либо ранена. « Кэмпбелтаун» увеличил скорость, чтобы прорваться через противоторпедный барьер и врезаться в ворота дока. Рулевой на его мостике был убит, заменивший его - ранен. Только двум ML удалось высадить полный состав коммандос. Другие ML подошли к зонам высадки, но были вынуждены снова забрать своих коммандос под очень сильным огнем 20-мм пушек.

В 1:34 утра « Кэмпбелтаун» врезался в ворота. Корабль разорвало почти на 10 метров до зарядов взрывчатки, но цель была достигнута. Команда открыла кингстоны, чтобы притопить эсминец и его не было бы возможно оттащить. Меж тем зенитные установки на крышах строений, накрыли корабль ливнем огня. Из 80 коммандос только 40 смогли принять участие в боях, остальные были убиты или выведены из строя.

Большинство британских моторных катеров сгорели на подходе к берегу. Катер, возглавлявший правую колонну, загорелся первым, однако командиру удалось довести его до пристани «Старый мол». Выжившие члены экипажа этого катера были подобраны катером ML 160. Катер ML 443 был обстрелян береговыми орудиями прямой наводкой и забросан ручными гранатами в 10 футах (3 метрах), после чего загорелся.

Катера ML 192 и ML 262 затонули в результате пожара, из членов экипажей в живых осталось только шесть человек. ML 268 был взорван, выжил один член экипажа. ML 177, на борту которого находилась часть коммандос, снятых с «Кэмпбелтауна», затонул в районе устья Луары. ML 269 был подбит немецким огнём и потерял управление. Через десять минут команде катера удалось восстановить управление, но возобновившийся вражеский огонь вывел из строя двигатель, после чего катер затонул.

Меж тем МТБ 74, поскольку миссия "Кэмпбелтауна удалась, выпустил свои торпеды по старому Восточному шлюзу. Они должны были взорваться тоже с задержкой по времени.

Он вышел из района боевых действий на встречу с британскими эсминцами в открытом море у Луары, при этом нёс на борту 26 человек и сопровождался еще 7 выжившими катерами. Он остановился, чтобы подобрать двоих выживших, но попал под точный обстрел береговых батарей. Только трое из 34 находившихся на борту выжили.

Остатки флотилии были настигнуты теми самыми немецкими торпедными катерами, которые упустили её на начальном этапе. Так что из 18 вышедших из Фалмута, вернулись только 4.

Однако и высадившимся коммандос удалось взорвать насосную станцию для откачки воды из дока, лебедочное машинное отделение южных ворот, двенадцать 8-килограммовых зарядов повредили северные ворота, была взорвана электростанция. Но, конечно, долго сопротивляться подходившим немецким войскам они не могли. В плен были захвачены 215 человек. Пятерым удалось добраться до Испании и вернуться домой.

Но это было ещё не всё. На снимке мы видим только часть немецких офицеров, осматривавших "застрявший" эсминец.

В 10:35 28 марта произошёл сокрушительный взрыв. Ворота были разрушены, в док хлынула вода. Погибло около сотни немецких сапёров и офицеров, осматривавших корабль.

Потрясенные немцы не знали о еще одной бомбе замедленного действия. Французским рабочим снова разрешили войти в этот район в понедельник. В тот же день, 30 марта, в 16:00 в гавани Сен-Назер снова раздался грохот. Немедленно были отправлены патрули, так как посчитали, что это французское сопротивление совершает атаку. Через несколько мгновений раздался еще один мощный взрыв. Это поочерёдно взорвались две торпеды МТБ 74, которые все это время молча ждали. Старые шлюзовые ворота были успешно взломаны. В результате немецкие патрули начали стрелять по всему, что двигалось, даже по другим немецким патрулям.

Всего за время операции англичан погибло 169 человек (105 матросов, 64 коммандос)
Немцы потеряли 42 убитых и 127 раненых в боях, плюс около 95 убитых в результате взрыва в "Кэмпбелтауне".

Док так и не восстановили до конца войны, а "Тирпиц" остался дожидаться своего конца в Норвежском фиорде.

Это было одна их немногих удачных операций британских командос. Я уже писал об атаке английских мини-субмарин  на «Тирпиц» в фиорде Норвегии,  Она позволила надолго вывести немецкий линкор из строя. Более удачно действовали итальянские боевые пловцы в порту Александрии, которые вывели из строя два английских линкора и тоже надолго.


Рецензии