Композитор Оскар Строк
Той осенью в школу приехала новая учительница. Она решила организовать кружок бальных танцев. Честно сказать, я не планировал заниматься в этом кружке, у меня хватало и своих тренировок, и занятий с учениками младших классов, которые мне, в то время лучшему легкоатлету школы, предложили проводить. Но моя мама, учительница в нашей школе, загорелась желанием, чтобы её старший сын научился танцевать бальные танцы. И записала меня в этот кружок.
Занятия проходили в школьном спортзале. Не помню, кто принес туда старенький патефон и пластинки с мелодиями вальсов, танго, финской польки, фокстрота и других танцев, входящих в так называемые бальные танцы. А так как почти все вальсы, под которые мы танцевали, были написаны знаменитым австрийским композитором Иоганом Штраусом, то я думал, что танго, под которые мы танцевали, и автором которых был Оскар Строк, тоже иностранец. Но я ошибался.
Музыка способна объединять, пусть на короткий срок, людей разных национальностей и политических предпочтений. В современных справочниках Оскар Давидович Строк представлен как латышский, русский и советский композитор. Подобной презентации в истории найти трудно. Знаменитый композитор и аккомпаниатор появился на свет 6 января 1893 года в многодетной семье. Мальчик был младшим из восьми детей в доме. Родители на тот момент проживали в небольшом городке Динабург (ныне Даугавпилс) , на территории Витебской губернии Российской империи.
Отец композитора руководил армейским оркестром. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Ребенок рос, окруженный заботой и любовью. В родительском доме стояло пианино, на котором дети учились играть под присмотром матушки. Оскар с раннего возраста демонстрировал уникальные музыкальные способности. Уже в 12 лет он не только отлично играл на пианино, но и сочинил свой первый романс. Отец с большим трудом добился разрешения перебраться в Санкт-Петербург, чтобы сын мог получить музыкальное образование в консерватории по классу фортепьяно.
Будучи студентом, Оскар Давидович работал аккомпаниатором в кинематографе и на эстраде. Завершив обучение в 14 лет, молодой музыкант переехал на постоянное место жительства в Ригу. Здесь он регулярно выступал с концертами. Писал новые мелодии и песни на слова известных поэтов.
В буржуазной Латвии его танго, вальсы и фокстроты охотно исполняли известные в прошлом певцы Петр Лещенко, Александр Баянов, Константин Сокольский. В СССР произведения Строка включали в свой репертуар оркестр Леонида Утесова, джазовые коллективы Якова Скоморовского и Александра Цфасмана. Позже романсы Оскара Строка пели Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон.
Композитор и сам исполнял свои произведения. Он много гастролировал и к концу двадцатых годов накопил достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. Он организовал частное издательство в Риге и стал выпускать еженедельный литературный журнал «Новая нива», позже открыл ресторан. Однако талантливый музыкант оказался плохим бизнесменом. Скоро его коммерческое предприятие прогорело. Спасаясь от кредиторов и налоговой инспекции, Строк вместе с женой, дочерью и сыном бежал в Германию.
Там он тоже был знаменит, но, несмотря на это, ему все-таки пришлось посидеть в долговой тюрьме, хотя и не без пользы. Композитор продолжал сочинять музыку даже там и написал одно из своих знаменитых танго «Мусенька родная».
Освободившись из тюрьмы, Оскар Строк снова оказался в опасности. В это время к власти в Германии пришли нацисты, которые начали истреблять евреев. Композитору с семьей снова пришлось спасаться бегством. Он вернулся в Латвию, где уже установилась советская власть. На какое-то время жизнь короля танго наладилась: новая власть списала ему все прежние долги, и он смог спокойно заниматься музыкой. Но так продолжалось недолго. Началась война, Латвия была оккупирована фашистами, и Строк опять вынужден был бежать. Он с семьей поехал в Москву. Чтобы не оставаться без дела, композитор разыскал в эшелоне среди беженцев других музыкантов и создал вместе с ними капеллу на колесах. Там же в поезде, Оскар Строк написал песню «Мы победим!», которой потом начинал и заканчивал все свои концерты.
После войны композитор с женой и сыном вернулся в Ригу, а его дочь Вера осталась жить в Москве. С тех пор знаменитый автор танго и «пропал без вести», хотя его музыка продолжала звучать во многих концертах, расходилась по всей стране и за рубежом в записях.
На протяжении многих лет музыка Оскара Строка оказалась невостребованной в Советском Союзе. По всему миру его мелодии звучали без малейшего ограничения. И только в 70-х годах стали появляться пластинки с записями маэстро.
Личная жизнь великого композитора сложилась благополучно. Он вступил в брак с Луизой Эдуардовной Шуслер в далеком 1918 году. Муж и жена вырастили сына и дочь. Оскар Строк скончался от сердечной недостаточности в июне 1975 года.
Творческая судьба Оскара Давидовича Строка представляет собой настоящий парадокс, какие даже в нашей богатой подобными событиями истории случаются нечасто.
Этот блистательный композитор половину своей жизни провел в безвестности, хотя написал более тысячи танго, романсов и фокстротов. Европейцы называли его королем танго, а дома, в Советском Союзе, Оскара Строка заживо похоронили. Министр культуры СССР Е. Фурцева была даже уверена, что композитор, написавший все самые известные танго, «жил в прошлом веке и вообще не в Советском Союзе». Однако Оскар Строк жил и работал именно в XX веке, хотя об этом мало кто знал.
Строк продолжал сочинять музыку. Он написал все самые знаменитые танго: «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», сотни других, романсов и фокстротов, которые распевала и под которые танцевала вся страна, но самого композитора как будто не существовало. Его имя старательно вычеркивалось из всех репертуаров, и музыканты, которые отваживались исполнять строковские танго и романсы на концертах, вынуждены были делать это, не упоминая имени автора.
Положение Оскара Давидовича Строка еще больше осложнилось после 1948 года, когда вышло известное постановление ЦК КПСС о композиторах-«формалистах» Н. Мясковском, Дмитрие Шостаковиче и Сергее Прокофьеве. Оно коснулось и Строка. Теперь ему не разрешали записывать пластинки, не выплачивали авторские гонорары за произведения, которые он никогда не прекращал писать. Однако совсем запретить его музыку уже было невозможно. Люди все равно знали и любили ее, хотя даже не подозревали, кто ее сочинил. Очевидно, музыку Оскара Строка любили и чиновники, поскольку время от времени она все-таки появлялась в официально разрешенных записях. Так, в начале 60-х годов вышел двойной альбом «Знаменитые танго мира», куда вошло его танго «Черные глаза», правда, без упоминания имени композитора.
В те годы редкий пленум ЦК Компартии Латвии, где рассматривались вопросы культуры и искусства, обходился без того, чтобы творчество Строка не подвергалось очередной критике. Власти считали его музыку «образчиком упаднического буржуазного искусства». Конечно, на фоне победных фанфар и бодрых прославлений социализма произведения Оскара Строка выглядели несовременно.
Однако если в Латвии композитора хотя и осуждали, но все-таки помнили о его существовании, то в остальном Советском Союзе его просто «похоронили».
Известность неожиданно вернулась к композитору в 1970 году. Тогда на московском телевидении несколько недель подряд в конце передачи «После полуночи» звучало прекрасное танго в исполнении японского певца Еити Сугавары. Ведущий передачи поэт-песенник Анатолий Горохов, автор шлягера «Королева красоты» и песни из телесериала «Следствие ведут знатоки», нисколько не сомневался в том, что и само танго тоже зарубежного происхождения. Однако люди, знакомые с творчеством Строка, узнали его музыку и позвонили в Ригу.
Каково же было изумление Горохова, когда в Москву приехал автор, живой классик, написавший множество изумительных произведений! Поэт и композитор подружились и написали в соавторстве специально для Юрия Гуляева танго «Звездное счастье». А в 1972 году впервые за все послевоенные годы фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой Оскара Строка.
Последние годы жизни композитор прожил в огромной коммунальной квартире, где у него была своя комната, а рядом с кроватью стоял арендованный рояль. Он работал до конца жизни и свое последнее танго сыграл в 1975 году.
Со слов внучки Оскара Строка, Тани стало известно, что буквально за час до смерти он сидел за инструментом и играл врачу Скорой помощи, а когда приехала кардиологическая бригада, успел подписать свою пластинку на память врачу-кардиологу. Когда к нему подключили датчики для кардиограммы, Строк попросил сына подать ему папку с отобранными для второй послевоенной пластинки произведениями, положил ее себе на грудь и сказал: «Я все сделал, дальше делай ты». После этого он умер.
Вторая послевоенная пластинка Оскара Давидовича Строка вышла через два года после его смерти. В 1995 году бывший рижский филиал фирмы «Мелодия» выпустил небольшим тиражом две коллекционные кассеты короля танго, где собраны архивные записи членов его семьи.
Свидетельство о публикации №222121700428