Жизнь забавами полна

Жизнь забавами полна.



Как с пользой употребить конфетные фантики? Можно нанизать их на прочную нить и подвесить над грядками. Эффективный, беззатратный отпугиватель птиц! А мы, дети семидесятых, складывали из самых красивых обёрток равнобедренные треугольники. Положишь такой на ладошку, шлёпнешь о край столешницы — он падает на её поверхность. Задача соперника — шлёпнуть так, чтобы его треугольник лёг на твой. Справится — фантик его. Игра для шмакодявок-дошколят и ребятишек младшего школьного возраста так и называлась - «Фантики». Во что кроме «Фантиков» играли рождённые во второй половине шестидесятых? Как проводили досуг?
Тёмными зимними днями воротишься из школы — ну что дома делать? Играть! Во что? Детское воображение придумает игру на пустом месте, и вот моя сестра достаёт откуда-то пупсика-пластмассовую стюардессу в голубой спецодежде бортпроводника.»Давай по очереди прятать её и искать». Я зажмуриваюсь. Она прячет сотрудницу «Аэрофлота», кричит: «Готово!», и я превращаюсь в собаку-ищейку. «Холодно, холодно,- приговаривает сестра. - Тепло! Жарко!» - восклицает она, когда я добралась до места схрона куколки .
Надоело прятать и искать? Тогда играем в календарь. Сестра наобум раскрывает отрывной настенный календарь, купленный на грядущий год и читает «Женщина, чистящая овощи». Моя задача назвать дату, на листе с которой изображена та самая кухонная рабочая. «Восемнадцатое декабря», - отлетает от моих зубов словно она спрашивает таблицу умножения.  Простенькая, на ходу придуманная игра хороша для тренировки памяти — не зная, угадать календарный день вряд ли получится — вероятность 1 к 365.
Дети растут быстро, и вот уже коробочка с фантиками выброшена в мусорное ведро, уступив коробке с конструктором: металлические детали с множеством отверстий, болтики и гайки, колёса и маленький гаечный ключ -  крути гайки, собирай что хочешь. Я, увлёкшись, собрала автомобиль, поместила под капот плоскую батарейку, а на крышу лампочку от фонарика, получив машину экстренной службы.
В школе на переменках мальчишки баловались с пистонами — бумажными кружочками с капелькой легко воспламеняемого состава, накалывая их на остриё циркуля и выпуская из рук на пол.
Однажды кто-то из одноклассников принёс предмет из двух деревяшек, соединённых тремя дерматиновыми лентами. Предмет был с секретом: откроешь его, положишь на ленту копеечку. « Эники, бэники, бумс!»-  говорил владелец коробочки, несколько раз перевернув её. Он открывал предмет и... копеечка отсутствовала. Повторные действия юного волшебника возвращали монетку на место. Магия очаровала, многие следом обзавелись чудесными коробочками. Я тоже сделала себе такую, демонстрируя фокус с исчезновением домочадцам и гордясь тем, что секрет безделушки разгадала без подсказки — предмет открывался с двух сторон.
В дни осенних и зимних каникул смотрели купленные в «Книгах» диафильмы(20 копеек). В гости к нам приходила подружка сестры, девочка с нашего двора Маринка, комната родителей становилась кинозалом, а оштукатуренная стена — экраном. Диапроектор — устройство с мощной лампой  и объективом ставили на  табурет и маленький стульчик. Сестра за вырезанные из бумаги монеты продавала нарисованные билеты — точь в точь как в кассе кинотеатра. Гас свет, статичное кино начиналось. Титры озвучивали по очереди. Из этих просмотров я узнала о творчестве Микелянджело, а когда мы смотрели «Пёструю ленту» душа всех зрителей уходила в пятки, потом, ночами, я не могла сомкнуть глаз, мне всё мерещилась змея, изящно спускающаяся  по шторам.
Теперь о кинофильмах динамичных и звуковых. У советских недорослей недостатка в них не было, голубые экраны в семидесятые светились в каждом доме, поэтому в дни зимних каникул мы смотрели детские фильмы «Про Красную Шапочку», «Волк и семеро козлят» и другие. Помню лютые холода на стыке 1977-1978 годов(возможно, на стыке 1976-1977 г.) Дед Мороз тогда напустил пятидесятиградусную стужу, рассадив ребятишек под домашний арест. А мы читали новогодние номера «Костра» и «Мурзилки», лакомились профсоюзными гостинцами и смотрели «Приключения Калле-сыщика» - двухсерийную картину, весёлую песенку из которой я готова напеть и сейчас. «Жила-была девчонка, совсем одна жила, и всё её богатство-напёрсток да игла...»
Заботилась о досуге учеников и школа. В младших классах нам принудительно продавали абонементы на просмотр утренних киносеансов в кинотеатре «Космос». Цена билета-10 копеек. На дневные сеансы мы ходили по своей воле — цена билета на просмотр односерийного фильма 25 копеек, двух — 50. Перед художественным кинофильмом обычно крутили нудный документальный, повествующий об успехах социалистического строительства и выполнении пятилетних заданий за четыре года. Билеты мы просили продать в серединку последнего, пятнадцатого ряда, любили смотреть приключения Синдбада (сцена со звериным воем Полифема-жуть, жуть!), Зорро, трёх мушкетёров (сцена с переодеванием в кардинала Ришелье-смех,смех!), обожали «Большую прогулку», с особым удовольствием ходили на индийские мелодрамы, сопереживая главным героям, к примеру «Месть и закон» засмотрели «до дыр».
Вообще же кинотеатры в ту пору являлись не только культурными центрами и точками досуга. Это были  места встреч, свиданий, обмена новостями. Кассовые ленты обсуждали, смакуя полюбившиеся эпизоды, в общем, кино для советского человека, как и предрёк Ленин, являлось важнейшим из искусств.
Дальше я отклонюсь от темы и дополню картину советского детства несколькими широкими мазками. Школа принуждала нас не только к просмотру кинофильмов, советская школа вообще была учреждением насилия. Нас, третьеклассников, обязывали вступать в добровольное(!) пожарное общество  и в общество Красного креста и Красного полумесяца. Членский взнос — 10 копеек. В средних классах мы принудительно собирали макулатуру и металлолом, который после годами валялся на школьном дворе. А школьные смотры строя и песни, приуроченные к 23 Февраля! Готовясь к ним, нас заставляли маршировать после уроков так, словно готовили к службе в Кремлёвском полку, горланя при этом патриотические песни. А субботники где учеников заставляли убирать парки и улицы! А первомайские и ноябрьские демонстрации, не участие в которых без уважительной причины приравнивалось к измене Родине! А ежегодный праздник «За честь школы», проводимый в канун дня рождения Ленина! Каждый ученик должен был предоставить какую-нибудь поделку, изготовленную, как правило, папой или с его участием.
Но вернусь к досугу советской ребятни. С наступлением весны игры наши становились значительно разнообразнее. Ещё лежал снег, когда мы, компания девочек с одного двора, устремлялись к оттаявшим над теплотрассой вокруг школы клочкам открытой земли, чтобы распалить из взятых возле «Севера» ящиков костёр, усесться вокруг него, плавить в столовой ложке свинец, запекать в углях картошку и вести деловые разговоры — речь и огонь — признаки цивилизации.
Пацаны уже в мае мастерили из алюминиевой проволоки рогатки, а иные  выстругивали из дерева ружья и, приложив к ним спусковой крючок, стреляли. Пульки валялись кругом и, удивительно, как при всеобщем мальчишеском вооружении никто не остался одноглазым. А воспитанники печорских интернатов уже в мае забавлялись  вождением колёс, продевая в них проволоку и толкая перед собой.
С приходом лета и трёхмесячных каникул мы переходили на уличный образ жизни, являясь домой лишь к полуночи. Играли в бадминтон  и в любимую игру детей всех времён прятки, но с переодеванием. Это когда водящий находил спрятавшегося, а тот был в одежде другого игрока. «Обознатушки, перепрятушки!» - радостно кричали мы, и вада искал нас снова. Водящего выбирали считалкой: чирики-пикирики, бухты-барахты, лебеди-травки, шары-бары, лу-ков-ка!
Или, усевшись, как птицы на шесток, на металлическую трубу ограждения, играли в «Халихало». Водящий держал мяч и загадывал слово. По наводящим характеристикам игроки должны были отгадать это слово. В момент чьего-то озарения вада кричал «халихало», подбрасывал мяч вверх и убегал. Догадливый игрок, поймав мяч, кричал «стоп» и говорил сколько шагов до вады. Нужно было не ошибиться с дистанцией, а, добежав, бросить мяч в кольцо из сомкнутых перед грудью рук вады. Попадёшь — загадывать слово будешь ты.
В тёплые сухие дни с утра уходили играть в домики. Домиком назначали домик на территории детсада (д.с. «Малышка) или высокое, огороженное перилами служебное крыльцо школьной столовой(школа№4). С собой брали старые покрывала, кукол и кукольную посуду, кое-какую еду. Домик устраивали из ящиков, застелив тряпьём сооружённые из них столы и кровати. Играли допоздна.
В другие дни на крыльце детсада играли в «Съедобное-несъедобное» и  в «Море волнуется раз» или, найдя осколок бутылочного стекла, выкапывали в земле ямку, клали в неё под стекло драгоценную безделицу и зарывали. Забава называлась «секретики».  Сколько же вокруг нашего дома таких секретиков!
Стационарные квартирные телефоны в семидесятые были роскошью, но нам же хотелось поговорить с подружкой не в живую, а посредством телефонии! Иногда с этой целью звонили одноклассницам их телефонов-автоматов (2 копейки). Старшие школьники обзаводились купленными в отделе игрушек детскими телефонами, где абонентами являлись только два человека на концах провода. Мы же, десяти-, двенадцатилетние мастерили телефоны из нитки и пустых спичечных коробков: один в коробку говорил, другой, поднеся свою коробку к уху, слушал. Проводом служила нить.
В жаркие июльские дни, собравшись группой и собрав в сумки покрывала, питьё и еду, ехали на «шестёрке» до конечной. Обогнув тубдиспансер, шли по полю к реке и дальше к мосту. Выбрав уединённое местечко, расстилались. Купались и загорали до четырёх дня, не чувствуя излучения. Возвращались пунцовые, испуская накопленный телом жар и тяжко страдая. Дома лечились сметаной.
Во второй половине 70-х - начале 80-х никто и слыхом не слыхивал о терроризме, поэтому родители наши не слишком о нас беспокоились. Мы были вольны гулять где угодно и гуляли. В августе мальчишки с нашего двора совершали набеги на совхозные поля, расположенные по сторонам от железной дороги, ведущей к мосту. С карманами набитыми горохом приходили вечером.
Как-то раз со двора пропала компания младших школьников. Родители хватились после полудня - гуляли дети и вдруг подевались куда-то. Поставили в известность милицию, те объездили весь город, не нашли. К концу дня сигнал на «02» поступил из «Юбилейного». Оказалось, «мелкие» шлялись по кладбищу за взлётной полосой, возвращаясь, сильно проголодались, зашли в продуктовый, а денег нет. Дети решили задачу просто — они стали есть хлеб с прилавка.
Детство наше не обошлось без озорства. В ту пору в тамбурах подъездов висели таблички со списками жильцов, с памятками от газовой службы. Мы, хулиганствующая шайка юных пионерок, развлекались, затирая острыми предметами некоторые буквы в надписях. Лёгким движением руки квартиросъёмщица Нечаева превращалась в чаеву, а напоминание газовиков «немедленно звонить по телефону 04»  призывало звонить медленно. Умора!!!
Но возвращался сентябрь, и мы возвращались к учебникам и книгам. Читали регулярно, за литературой ходили в библиотеки; сначала в детскую, расположенную в трёх-, и четырёхкомнатных квартирах по адресу: Гагарина,13( ныне «Совкомбанк»), где раздевалка размещалась в ванной, а читальня — в зале «трёшки». Абонемент же занимал всю площадь четырёхкомнатной квартиры. Став старше записались в библиотеку для взрослых, тогда она находилась на первом этаже ДКР.
По сентябрям же ходили с классом в поход. Будучи учениками средней школы — с классным руководителем и инициативными родителями. Походы любили, отдыхали, разбив лагерь у полей за тубдиспансером, с костром, печённой картошкой, подвижными играми.
Став старшеклассниками, отправлялись на пикник самостоятельно, без ненужных глаз и ушей. Шли по взлётно-посадочной полосе аэродрома, через Макаронку, дальше по шпалам к раскинувшимся вдоль железнодорожных путей лугам, а однажды в погожий сентябрьский денёчек двинулись в поход в Озёрный.
В 80-е у учеников старших классов бешеной популярностью пользовались пригласительные билеты в молодёжный клуб «Романтики». Клуб собирал школяров в ДКР раз в месяц, добыть билетик было затруднительно, их разбирала школьная знать — комсорги, ответственные за учёбу и культурную жизнь, так называемые учебный и культмассовые секторы классов. Романтические сборища состояли из докладов ведущего на темы нравственности, живого обсуждения, споров,состязаний. Вторая часть встреч — дискотека с романтическими знакомствами.


Примечание.
Я намеренно не упоминаю санки, лыжи, коньки и велосипеды — на них катались дети всех времён, катаются и современные (кстати, в начале 80-х поступили в продажу и являлись предметом ребячьей гордости складные велосипеды «Кама» и «Салют»). Я описала игры ушедшие с тем, чтобы они не были забыты.
И главное. Жизнь человеческая многофакторна и потому непредсказуема, каждый живёт уникально. Но как сложится и станет ли счастливой жизнь во многом зависит от условий детства. Детство непременно должно ощущаться исполненным волшебства, а старость — исполнена чувством собственной реализованности и мудрой. То что посередине — как получится.


Вспоминала Татьяна Плоскова


21 ноября 2022 года.


Рецензии