Генетика финно-угров

Волжско-финские и пермские финно-угры - кто они, каково их происхождение? Проверим это в ДНК-калькуляторе G25. В качестве предковых компонентов используются следующие источники мезолита, неолита и бронзового века:
Baltic_EST_BA - относительно близки к современным латышам.
RUS_Fatyanovo_Yaroslavl - дальние родственники скандинавов и кельтов.
RUS_Vologda_Veretye_Meso - из современных популяций отдалённо напоминают саамов и русских Архангельска.
RUS_Yakutia_Ymyiakhtakh_LN - далёкие предки тундровых юкагиров и нганасан.
TUR_Tepecik_Ciftlik_N - относительно близки к романиотам, сефардам, южным итальянцам и эгейским грекам.

Итак, треть генетики финно-угров - балто-славянская. Индикатором служат цифры в столбце Baltic_EST_BA - это образцы культуры тарандов бронзового века Эстонии. Особенно велик балто-славянский вклад, у мокшан и эрзян - они наполовину балто-славяне! Балто-славянская примесь также весьма значительна - около трети - у чувашей, мишарей и коми. Лишь у бесермян и удмуртов она несущественна.

Когда же финно-угры успели так ославяниться? Такое могучее влияние нельзя списать на контактную метисацию между балтскими и финно-угорскими племенами в железном веке, или на позднейшее соседство со славянским населением Руси. Здесь явно какой-то мощный и древний субстратный пласт.

Важную роль в генезисе финно-угорских народов также сыграли воинственные индоевропейцы фатьяновской культуры (сравнительно низкий процент их генетики демонстрируют только чуваши и марийцы, которое вообще плохо моделируются, вероятно, из-за нехватки нужных источников), население, подобное культуре Веретье - потомки древних палеоевропейских охотников и собирателей Восточной Европы (исключение: эрзяне, мокшане и мишары), сибирская поздненеолитическая ымыяхтахская культура (источник RUS_Yakutia_Ymyiakhtakh_LN; вклад этого генетически восточноазиатского компонента слаб снова у мишарей, эрзян и мокшан). Кроме того, достаточно ощутимый след в генофонде почти всех анализируемых этносов оставила какая-то южная миграция, аппроксимируемая образцами с неолитической стоянки Tepecik- ;iftlik в Каппадокии (современная Турция).

Конечно, связь между этими древними источниками и финно-уграми не обязательно была прямой. Например, в случае палеоевропейцев культуры Веретье и монголоидов ымыяхтахской культуры она наверняка была опосредована смешанным населением, например, типа того, которое оставило Оленеостровский могильник в Кольском заливе.

Фатьяновское влияние также наверняка было не только прямым, но и косвенным, через разнообразных скифо-сарматских и тюркских степняков, посредством которых в генофонд финно-угров могла попасть и генетика, аппроксимируемая радикально восточноазиатским источником CHN_Yellow_River_LN, относящимся к древнекитайской цивилизации, процветавшей в позднем неолите в долине Хуанхэ.


Рецензии